Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/SpeechGroup/publications/krivn_1.doc
Дата изменения: Thu Mar 10 15:18:35 2005
Дата индексирования: Sat Dec 22 13:58:54 2007
Кодировка: Windows-1251

О. Ф. Кривнова

РИТМИЗАЦИЯ И ИНТОНАЦИОННОЕ ЧЛЕНЕНИЕ

В ПРОЦЕССЕ ПОРОЖДЕНИЯ ТЕКСТА


RHYTHM AND INTONATIONAL PHRASING IN THE PROCESS

OF TEXT GENERATION

(Final investigation goal in the field of rhythm and intonational
phrasing is to construct an explanatory theory and working model homing
well into global model of speech generation and into phonetic component of
the latter. Only dynamic approach gives the possibility a) to account the
speaker's intention as a fundamental factor of intonational phrasing; b) to
imitate the multifactor nature of rhythmization and phrasing; c) to show
that prosodic segmentation is not the sound arrangement result of already
made lexico-syntactical structure of the whole utterance but on the
contrary is the current result of the constructing process , result which
takes place "hear and now").

В эволюции познавательных установок лингвистики ХХ века можно выделить
два момента, наиболее характерных для последнего времени: возрастающий
интерес к моделированию коммуникативной функции языка и осознание
необходимости интегрального, объяснительного подхода к языковым явлениям
разных уровней. В связи с этим фокус внимания исследователей постепенно
смещается с отдельного высказывания (предложения) на системный анализ
связного текста, а с последнего - на создающего и понимающего этот текст
?еловека. Методологи?еским сдвигам сопутствует изменение оценки
лингвисти?еского статуса и функциональной роли конкретных языковых средств.
Просоди?еские характеристики ре?и и их языковые соответствия являются ярким
примером такого изменения: если 10-20 лет назад вклю?ение просодии в сферу
лингвисти?еского анализа требовало специального обоснования, то сей?ас
проблемы просоди?еской организации ре?евого высказывания и связного текста
выдвигаются на передний план не только в фонетике, но все ?аще
затрагиваются в синтаксисе и семантике. В то же время многие вопросы
фразовой и текстовой просодии остаются нерешенными и требуют осмысления в
рамках целостной концепции ре?евой, текстопорождающей деятельности
?еловека, объясняющей, в ?астности, и его звуковое поведение. Существенна и
обратная связь - от просоди?еских исследований к более глубокому и
развернутому пониманию и моделированию процессов порождения и понимания
ре?евых текстов.
Ритмо-интонационное ?ленение ре?и относится к таким текстовым явлениям,
которые в силу своей природы требуют динами?еского, деятельностного
рассмотрения. Несмотря на о?евидные трудности, возникающие при
моделировании ре?евого поведения ?еловека, о?евидно, ?то только
динами?еский подход позволяет: а) ввести интенцию говорящего как
основополагающий фактор интонационного ?ленения; б) отразить многофакторную
природу процессов ритмизации и интонационного ?ленения; в) показать, ?то
?ленение возникает не в результате звуковой аранжировки готовой лексико-
синтакси?еской структуры высказывания, а в процессе текущего формирования
мысли и ее вербализации, т.е. в процессе, который имеет место "здесь и
сей?ас".
В докладе будет изложена концептуальная динами?еская модель ритмо-
интонационного ?ленения ре?и, центральная идея которой сводится к
следующему. Ритмо-интонационное ?ленение (далее РИЧ) в его канони?еском
виде является естественным результатом рациональной стратегии
текстопорождения. Под последней понимается такая стратегия, при которой все
механизмы, обеспе?ивающие ре?евую деятельность, согласованы друг с другом
по своим возможностям, скоординированы во времени и направлены на
достижение одной цели - максимально полной реализации коммуникативного
намерения говорящего.
Исходя из изложенного понимания, можно выделить следующие глубинные
исто?ники РИЧ:
- сериальное развертывание процесса построения коммуникативно-смысловой
и лексико-синтакси?еской структуры высказывания (формирование
интонационных фраз и более сложных интонационно-смысловых комплексов);
- необходимость моторно-двигательной ритмизации ре?евого потока,
у?итывающей возможности оперативной фонети?еской памяти (формирование
ритми?еских периодов - синтагм);
- оптимальная организация ре?евого дыхания (формирование дыхательных
циклов, скоординированных со зна?имыми вербально-смысловыми событиями в
развертывании ре?евого высказывания).
Деятельностный подход к РИЧ расширяет круг вопросов, которые должны
найти отражение в динами?еской модели. Укажем наиболее важные - каковы
глубинные исто?ники РИЧ (мотивационный аспект); каким образом возникает РИЧ
(процедурный асп-т); ?то представляют собой звуковые средства, которые
используются говорящим для формирования РИЧ, и на какие знания о свойствах
этих средств он опирается (таксономи?еский асп-т); какова функция РИЧ в
процессе коммуникации (функциональный асп-т).
В докладе будут представлены результаты зкспериментального исследования
текстоориентирующей, операционной роли РИЧ в процессе смысловой
обработки зву?ащего связного текста.