Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/main/aspiranty/asp_index.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Feb 4 07:41:14 2013
Кодировка: Windows-1251
Курсы для аспирантов-лингвистов :: МГУ :: Филфак :: ОТиПЛ
 
 
Главная
Лингв. новости
Что такое ОТиПЛ?
История отделения
Книги
Ссылки
Наши координаты
Сотрудники
Расписание
Материалы к курсам
Спецкурсы
Курсовые и дипломы
Олимпиады
Семинары для   школьников
Экспедиции
Карта сайта

Московский   государственный   университет

Филологический   факультет

Курсы для аспирантов-лингвистов

Аспиранты филологического факультета 1 г/о в течение года должны прослушать 3 курса по выбору.

Весенний семестр 2010-2011

Дисциплина Преподаватель Оргсобрание Занятие

Дискурс

(2 раза в неделю, засчитывается за 2 курса)

проф., д.ф.н. Кибрик Андрей Александрович
нет

вторник,
10-50-14.10
комп.класс

Психолингвистика

доц., к.ф.н. Федорова Ольга Викторовна
15 февраля, 14:10  

История лингвистических учений

проф., д.ф.н. Алпатов Владимир Михайлович
25 февраля, 14:10  
 

Типология

доц., к.ф.н. Казенин Константин Игоревич, доц., к.ф.н. Лютикова Екатерина Анатольевна 
15 февраля, 12:20  
 

Общая фонетика

доц., к.ф.н. Архипов Александр Владимирович
25 февраля, 16:00
 

Аннотации курсов

Дискурс

проф., д.ф.н. А. А. Кибрик

Язык - это прежде всего коммуникативная система. Процесс языкового общения между людьми именуется дискурсом. Дискурс включает также результат языкового общения - то, что традиционно называется текстом. Дискурс и текст составляют предмет данного курса.

Сфера интересов лингвистики не может быть ограничена пределами одного предложения, как это привычно делается в некоторых лингвистических традициях. Говорящие субъекты создают именно дискурс, а языковые единицы - морфемы, слова, предложения - являются лишь инструментами в этом процессе.

Существуют два основных модуса дискурса - устный (основной) и письменный (производный). Кроме того, можно классифицировать дискурс по другому основанию - по жанру дискурса. Существуют такие жанры, как бытовой диалог, интервью, деловое письмо, нарратив и т.д. Каждый из модусов и жанров обладает определенными языковыми особенностями.

Две основные части данного курса посвящены структуре дискурса и использованию языковых единиц в дискурсе.

Структура дискурса имеет многоуровневый иерархический характер. Макроструктура дискурса - это крупные блоки, из которых строится дискурс. Например, нарратив включает по крайней мере экспозицию, основную последовательность эпизодов и коду. Микроструктура дискурса - это сеть минимальных квантов, из которых построен дискурс, так называемых дискурсивных единиц. Дискурсивные единицы как правило совпадают с предикациями.

Языковые выборы, связанные с использованием тех или иных языковых единиц, во многом обусловлены дискурсивными факторами. В рамках данного курса рассматриваются дискурсивно-обусловленные лексические, грамматические и фонетические явления, такие как дискурсивные слова, референция, порядок слов, просодия и т.д.

Дискурс - это многоаспектное явление. Его исследование требует привлечения различных методов, как формальных, так и социологических, психолингвистических, когнитивных и др. В наше время актуальным становится также привлечение квантитативных и корпусных методов исследования дискурса.

 

Психолингвистика

доц., к.ф.н. О. В. Федорова

Данный курс призван познакомить аспирантов-лингвистов с одной из самых молодых наук, возникшей менее полувека назад, - психолингвистикой. Возникшая на стыке психологии и лингвистики, в настоящее время она все более становится естественнонаучной дисциплиной, переходя от интроспекции к совершенным экспериментальным методикам.

Курс знакомит с основными психолингвистическими направлениями:

  • исследования детской речи (онтолингвистика);
  • исследования механизмов усвоения иностранного языка;
  • исследования особенностей разговорной речи в отличие от нормативного, кодифицированного литературного языка;
  • исследование строения речевых зон человеческого мозга и речевых последствий различных нарушений мозговой деятельности (нейролингвистика и патопсихолингвистика).

Несколько заключительных занятий курса предполагается посвятить обсуждению ряда психолингвистических явлений по выбору слушателей.

 

История лингвистических учений

проф., д.ф.н. В. М. Алпатов

Курс представляет собой обзор основных вех развития языкознания двадцатого столетия. Понимание перспективы развития лингвистики и места современных исследований в этой перспективе - одна из необходимых предпосылок осмысленной работы в любой области науки о языке.

Курс содержит не просто хронографию развития основных направлений отечественного и зарубежного языкознания (структурализм, дескриптивизм, генеративизм и т.д.), а в первую очередь обзор таких идей каждого из этих направлений, которые стали сегодня достоянием лингвистической теории в целом. Одновременно делается попытка ответить на вопрос о том, почему судьба каждого известного истории лингвистического течения оказывалась 'трагичной': ни одно из них не смогло утвердиться в роли 'единственно верной', всеми принимаемой и годной для любых целей лингвистической теории. Возможность для лингвистов последующих поколений осознать слабые места того или иного учения о языке - быть может, самый заметный вклад данного учения в интеллектуальный фонд языкознания.

Курс читается одним из основных в нашей стране экспертов по данной проблематике, автором одноименного учебника.

 

Типология

доц., к. ф. н. К. И. Казенин, доц., к. ф. н. Е. А. Лютикова

Данный курс призван познакомить аспирантов-лингвистов с одним из ведущих направлений современного языкознания - лингвистической типологией. Эта область научного знания отвечает на вопросы о том, что возможно и что невозможно в естественном языке, изучает пределы и параметры межъязыкового варьирования.

Если предметом рассмотрения является один язык, то все его феномены предстают в равной степени уникальными и часто не коррелирующими друг с другом. Сравнение языков позволяет выявлять универсальные (то есть зафиксированные во всех или многих языках) и специфические (то есть характерные только для данного или немногих языков) феномены языка, а также судить о взаимной связи ряда явлений и высказывать обоснованные предположения о глубинной природе таких связей. Типология, таким образом, обладает большой объяснительной и доказательной силой.

Исследователю, занимающемуся конкретным языком, типология предоставляет уникальную возможность взглянуть на этот язык, имея в качестве базы представление об устройстве любого естественного языка. Возникающие типологические параллели позволяют заметить и объяснить феномены, ускользающие от авторов конкретно-языковых исследований. Кроме того, в типологии разработан формат для описания значительного числа областей грамматики.

В курсе предполагается ознакомить слушателей с основными понятиями и инструментарием лингвистической типологии: языковыми универсалиями, теорией маркированности, лингвистическими иерархиями, понятием прототипа. В конце курса предлагается обсуждение ряда грамматических явлений по выбору слушателей.

 

Общая фонетика

доц., к.ф.н. А. В. Архипов

Для современной фонетики характерен выход за пределы исследования смыслоразличительных противопоставлений речевых звуков и нарастание интереса ко всем аспектам звукового поведения человека - интонации, экспрессивным функциям речи, индивидуальным и социальным особенностям произношения. Фонетика конца XX века становится точной наукой, направленной на изучение субстанции звуковой речи и компьютерное моделирование ее порождения и восприятия. Курс знакомит с современными представлениями о физиологической базе фонетики и физической стороне звучащей речи.

Одна из главных целей - научить слушателей работать с акустические данными (осциллограммами, спектрограммами, интонограммами и пр.), получаемыми с помощью компьютерных анализаторов. Кроме того, будут кратко рассмотрены современное состояние и проблемы речевых технологий - автоматического синтеза и анализа речи. В задачи курса входит также знакомство с современной признаковой классификацией, принятой Международной фонетической ассоциацией (МФА), которая отражает смыслоразличительные звуковые возможности языков мира. Дается описание новейшего варианта универсального алфавита транскрипционных знаков.

Естественным продолжением этого раздела курса является обзор типологических характеристик звуковых систем разных языков (вокализма и консонантизма, звуковых структур слога и слова).

 

:: Курсы для аспирантов
:: Осенний семестр
:: Весенний семестр
:: Аннотации курсов