Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~rkigf/L_Kult-strnved/History/History_MGU_XIX_Mysliteli.html
Дата изменения: Thu Mar 27 15:26:38 2008
Дата индексирования: Sun Apr 13 03:32:39 2008
Кодировка: Windows-1251
Кафедра РКИ для гуманитарных факультетов. История МГУ. XIX век.

 

 

История Московского университета

 

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900), русский религиозный философ, поэт, публицист, мистик. Сын С. М. Соловьева. После речи против смертной казни в марте 1881 (в связи с убийством Александра II народовольцами) был вынужден оставить преподавательскую работу. В учении Соловьева об универсуме как 'всеединстве' христианства платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, особенно Ф. В. Шеллинга, естественно-научным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о Софии - Премудрости Божьей, положившее начало русской софиологии). Проповедовал объединение 'Востока' и 'Запада' через воссоединение церквей, утопии, идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева. Оказал большое влияние на русский идеализм и поэзию русских символистов (особенно стихи Соловьева 'софийного периода'). Основные сочинения: 'Кризис западной философии', 'Чтения о Богочеловечестве', 'Россия и Вселенская церковь', 'Смысл любви', 'Оправдание добра'.

Розанов Василий Васильевич (1856-1919), русский писатель, публицист, мыслитель. Начав с философского трактата 'О понимании' (1886), перешел к свободному, сугубо личностному стилю философствования: статьи и рецензии (в основном в газете 'Новое время'), собранные в книге 'Литературные очерки' (1899), 'Среди художников' (1914) и др. Религиозная философия Розанова - своеобразный русский вариант 'философии жизни', с культом земных радостей, пола, семьи и 'бытового' человека, с критикой аскетических тенденций христианской морали ('Семейный вопрос в России', 'Темный лик'). Философская критика, в том числе 'Легенда о Великом инквизиторе' (1891), статьи об А. С. Пушкине, Н. В. Гоголе и других. В дневниковой прозе ('Уединенное', 1912; 'Опавшие листья', 1913-1915) бытовое переплетено с метафизическим, интимное с социальным. Книга 'Апокалипсис нашего времени' (1917-18) - трагический 'дневник писателя' о крахе российской державы.

Трубецкой Сергей Николаевич (1862-1905), князь, религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 году первый выборный ректор Московского университета. В 1900-05 редактор журнала 'Вопросы философии и психологии'. Последователь В. С. Соловьева, в своей системе 'конкретного идеализма' претендовал на преодоление 'односторонностей' рационализма, эмпиризма и мистицизма ('Основания идеализма', 1896). Труды по истории древнегреческой философии.

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Профессор в Киеве (1897-1905) и Москве (1906-18). Видный деятель партии кадетов, один из основателей 'Союза мирного обновления' и главный редактор его печатного органа - 'Московский еженедельник'. Участвовал в белом движении, умер при эвакуации Добровольческой армии в Новороссийске. Стремился согласовать учение B. C. Соловьева о 'всеединстве' с ортодоксальной христианской доктриной. Основные труды: 'Миросозерцание Вл. С. Соловьева', 'Метафизические предположения познания', 'Смысл жизни'.

Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944), богослов, философ, экономист; священник (с 1918). С 1923 года в эмиграции, один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД), с 1925 года - профессор и декан русского Богословского института в Париже. От марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, в начале 1900-х годов перешел к религии философии, в 1920-х годах - к православному богословию. Участвовал в сборниках 'Проблемы идеализма', 'Вехи', 'Из глубины'. Вслед за В. С. Соловьевым считал своей центральной задачей обоснование целостного христианского мировоззрения ('Философия хозяйства', 'Свет невечерний'). Предметом острых споров стало учение Булгакова об 'ипостасной' Софии как 'живой связи между Богом и миром' (осуждено Московской патриархией в 1935). Основные богословские труды парижского периода: 'Купина неопалимая'; 'Друг Жениха'; трилогия 'О Богочеловечестве'.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937), православный философ и богослов; физик, математик, инженер. В сочинениях 'Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи' (1914) разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания. В 1912-17 гг. редактировал журнал 'Богословский вестник', в 1908-19 годах преподавал в Московской духовной академии, в 1921-27 годах - во Вхутемасе. С 1920 года работал в системе ВСНХ и Государственном экспериментальном электротехническом институте. В работах 20-х годов стремился к построению 'конкретной метафизики', объединяющей исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и культуры, математики, экспериментальной и теоретической физики. В 1933 арестован, заключен в Соловецкий концлагерь, затем расстрелян.

По 'Биографическому энциклопедическому словарю' (М.: Научное издательство 'Большая Российская энциклопедия', 2001)