Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/52.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:19:37 2012
Кодировка: koi8-r
|
А. Веретенникова
г. Омск
ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО
НАСЛЕДИЯ Д.ДЬЮИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
ОБРАЗОВАНИЯ
В исследованиях, проводимых
в рамках грантов АСПРЯЛ, значительную долю
занимают работы в области образования. Это
объясняется тем, что развитие социальных и
экономических процессов невозможно без
обновления образовательной сферы. Анализ систем
образования в странах СНГ показал, что проблема
правильного баланса аспектов воспитания и
обучения является общей для педагогов. Как
известно, вопрос такого сочетания изучался
выдающимися учеными разных стран и времен.
Однако труды некоторых из них почти неизвестны
педагогам стран Содружества. Данное
противоречие обусловило необходимость
исследования теоретических взглядов видного
ученого Джона Дьюи в его оригинальных
произведениях, а также практического
преломления его идей в системе образования США.
Как следует из его работ:
- Проективное обучение широко используется на
всех уровнях системы образования США.
- В зависимости от специфики изучаемого предмета
акцентируется совершенствование одних или
других навыков и умений, а также моральных черт
личности. Например, навыки письменной речи - в
курсе английского языка, математические умения -
в технических курсах, творческие умения и навыки
- на занятиях по прикладному искусству.
- Однако независимо от предмета проекты
способствуют формированию коммуникативных
умений и навыков, становлению личностных качеств
- уважения и ответственности.
- Большинство преподавателей, принимавших
участие в анкетном опросе, отметили, что
проективная работа учеников и студентов,
несомненно, способствует развитию их
критического мышления. Однако не все учителя
четко представляли себе, на каких этапах и как
именно происходит этот процесс.
- Результаты исследования также свидетельствуют
о преемственности программ всех звеньев системы
образования по развитию исследовательских
навыков, а также письменной речи.
- Для объективности следует упомянуть, что далеко
не все школы и вузы уделяют пристальное внимание
детальной проработке каждого этапа проекта.
Однако анализ наблюдений, бесед, научных
публикаций, а также участия в работе конференции
Национального Совета Учителей Английского Языка
(Милуоки-2000) и результаты анкетного опроса 100
работников системы образования и 300 учеников и
студентов позволяют утверждать, что этот вид
обучения имеет многолетнюю историю применения в
системе образования США и в настоящее время
впитывает в себя элементы последних достижений в
области литературы, методики преподавания,
психологии и возможностей компьютерных
технологий.
- Тем не менее, с точки зрения некоторых
американских ученых, педагоги этой страны многие
годы чрезмерно увлекаются
личностно-ориентированным подходом в
образовании, во многих областях руководствуясь
интересами конкретных учащихся. Такой уклон,
возможно, является причиной невысоких
результатов американских учащихся в области
языка и точных наук. Например, по опубликованным
данным, результаты тестирования учащихся 4 и 8
классов школ Луизианы (LEAP21test) в конце 1999/2000
учебного года были довольно низкие, 18000 учеников
не справились с заданиями по английскому языку и
математике. Уровень баллов в национальном тесте,
необходимом для поступления в вуз, который
показали выпускники школ Луизианы, составил 19,6
из 36 возможных.
- Учитывая растущее направление в сторону
личностно-ориентированного образования в
России, я считаю возможным применение
проективного обучения на всех уровнях
отечественной системы образования. Однако
работникам сферы образования следует соблюдать
баланс интересов и запросов учащихся и учебной
программы, чтобы не повторять прошлых ошибок
применения этого вида обучения в России и
настоящих - в США. Мы стоим перед сложной задачей
умелого сочетания возможностей проективного
обучения с достижениями российской системы
образования. Нет сомнения, что развитие
международных отношений в области образования
будет способствовать ее успешному решению.
Библиографический список
- Dewey J. Democracy and Education. - Macmillan. New York. - 1916.
- Dewey J. Experience and Education. - Macmillan. New York. - 1938.
- Dewey J. How We Think. - Heath. Boston. - 1910.
- Dewey J. The School and Society. - University of Chicago Press. - 1943.
- Fishman S.M., McCarthy L. John Dewey and the Challenge of Classroom Practice. - Columbia
University. - 1998.
- Daily Advertiser. - 2000. - August 24,25.