Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/52.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:10:34 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:19:37 2012
Кодировка: koi8-r
ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Д.ДЬЮИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ОБРАЗОВАНИЯ

А. Веретенникова
г. Омск

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Д.ДЬЮИ В РЕШЕНИИ АКТУАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ОБРАЗОВАНИЯ

    В исследованиях, проводимых в рамках грантов АСПРЯЛ, значительную долю занимают работы в области образования. Это объясняется тем, что развитие социальных и экономических процессов невозможно без обновления образовательной сферы. Анализ систем образования в странах СНГ показал, что проблема правильного баланса аспектов воспитания и обучения является общей для педагогов. Как известно, вопрос такого сочетания изучался выдающимися учеными разных стран и времен. Однако труды некоторых из них почти неизвестны педагогам стран Содружества. Данное противоречие обусловило необходимость исследования теоретических взглядов видного ученого Джона Дьюи в его оригинальных произведениях, а также практического преломления его идей в системе образования США.
    Как следует из его работ:

  1. Проективное обучение широко используется на всех уровнях системы образования США.
  2. В зависимости от специфики изучаемого предмета акцентируется совершенствование одних или других навыков и умений, а также моральных черт личности. Например, навыки письменной речи - в курсе английского языка, математические умения - в технических курсах, творческие умения и навыки - на занятиях по прикладному искусству.
  3. Однако независимо от предмета проекты способствуют формированию коммуникативных умений и навыков, становлению личностных качеств - уважения и ответственности.
  4. Большинство преподавателей, принимавших участие в анкетном опросе, отметили, что проективная работа учеников и студентов, несомненно, способствует развитию их критического мышления. Однако не все учителя четко представляли себе, на каких этапах и как именно происходит этот процесс.
  5. Результаты исследования также свидетельствуют о преемственности программ всех звеньев системы образования по развитию исследовательских навыков, а также письменной речи.
  6. Для объективности следует упомянуть, что далеко не все школы и вузы уделяют пристальное внимание детальной проработке каждого этапа проекта. Однако анализ наблюдений, бесед, научных публикаций, а также участия в работе конференции Национального Совета Учителей Английского Языка (Милуоки-2000) и результаты анкетного опроса 100 работников системы образования и 300 учеников и студентов позволяют утверждать, что этот вид обучения имеет многолетнюю историю применения в системе образования США и в настоящее время впитывает в себя элементы последних достижений в области литературы, методики преподавания, психологии и возможностей компьютерных технологий.
  7. Тем не менее, с точки зрения некоторых американских ученых, педагоги этой страны многие годы чрезмерно увлекаются личностно-ориентированным подходом в образовании, во многих областях руководствуясь интересами конкретных учащихся. Такой уклон, возможно, является причиной невысоких результатов американских учащихся в области языка и точных наук. Например, по опубликованным данным, результаты тестирования учащихся 4 и 8 классов школ Луизианы (LEAP21test) в конце 1999/2000 учебного года были довольно низкие, 18000 учеников не справились с заданиями по английскому языку и математике. Уровень баллов в национальном тесте, необходимом для поступления в вуз, который показали выпускники школ Луизианы, составил 19,6 из 36 возможных.
  8. Учитывая растущее направление в сторону личностно-ориентированного образования в России, я считаю возможным применение проективного обучения на всех уровнях отечественной системы образования. Однако работникам сферы образования следует соблюдать баланс интересов и запросов учащихся и учебной программы, чтобы не повторять прошлых ошибок применения этого вида обучения в России и настоящих - в США. Мы стоим перед сложной задачей умелого сочетания возможностей проективного обучения с достижениями российской системы образования. Нет сомнения, что развитие международных отношений в области образования будет способствовать ее успешному решению.

Библиографический список

  1. Dewey J. Democracy and Education. - Macmillan. New York. - 1916.
  2. Dewey J. Experience and Education. - Macmillan. New York. - 1938.
  3. Dewey J. How We Think. - Heath. Boston. - 1910.
  4. Dewey J. The School and Society. - University of Chicago Press. - 1943.
  5. Fishman S.M., McCarthy L. John Dewey and the Challenge of Classroom Practice. - Columbia University. - 1998.
  6. Daily Advertiser. - 2000. - August 24,25.