Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/2_07.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:54:16 2012
Кодировка: koi8-r
Дистанционные обучающие технологии - основа гражданского общества 21 века

Кичев С.С.
г. Сыктывкар

Дистанционные обучающие технологии - основа гражданского общества 21 века

    Экономика - базис любого социума и его социальных институтов - элементов гражданского общества. Такой социальный институт, как образование, формирует общественно-активного индивидума, чьи характеристики должны соответствовать и даже опережать необходимые потребности гражданского общества и экономических процессов. Именно поэтому, в большинстве стран мира в последние десятилетия наблюдается рост числа студентов. Современное мировое общество уже осознало, что развитость его демократических и социально-экономических основ в определяющей мере зависит от уровня образованности граждан. По данным доклада Статистического управления ЕС, за 20 лет в вузах 15 стран ЕС число студентов удвоилось. В современном мире образовательный уровень и менталитет населения определяют (в долгосрочной перспективе) место той или иной страны в мировом сообществе. Например, экономические успехи Японии частично объясняются тем, что еще в XIX веке эта страна достигла всеобщей грамотности. Как показывают исследования, в настоящее время в США и Европе именно образовательный уровень человека (а также желание постоянно повышать квалификацию), а не социальное происхождение определяют его место в обществе. Подобная тенденция начинает проявляться и в России.
    Вместе с тем, существующая система российского высшего образования не позволяет предоставлять образовательные услуги всем желающим. В силу низких доходов большинства российских граждан, сейчас далеко не каждый выпускник школы может поехать учиться в столичный вуз. Кроме этого, более 50% молодых граждан, желающих получить высшее образование, лишены такой возможности, так как конкурс на поступление в вузы в среднем по РФ составляет два человека на одно место. Особенно неблагополучно положение в небольших городах и региональных центрах, население которых не имеет возможности на равных конкурировать с жителями крупных образовательных центров.
    Следовательно, для включения всего населения России в отношения гражданского общества необходимо реализовать весь имеющийся в нашей стране значительный интеллектуальный потенциал посредством образовательной сферы. Не использовать его - будет непоправимой ошибкой с далеко идущими последствиями. Уже сегодня в мировом образовательном пространстве мы должны ощущать себя равноправными партнерами с иностранными учебными учреждениями самого высокого технологического уровня. При достижении этой цели перед российским обществом есть два выбора: продолжать использовать существующую унифицированную и тоталитарную систему образования или первыми в мире построить современную высокоэффективную и доступную каждому жителю нашей страны систему образования.
    Второй выбор предпочтителен, так как высоко мобильная система образования с широким использованием современных коммуникационных технологий охватит всех граждан страны, без каких-либо дискриминационных и пространственных ограничений. Обеспечит непрерывный процесс обучения и воспитания и создаст условия для импорта и экспорта образования.
    Для становления такой высокотехнологичной системы образования существуют объективные предпосылки:

Чтобы реализовать перечисленные предпосылки, в Современном гуманитарном университете (СГУ) предложена оригинальная обучающая технология, позволяющая, добиться так необходимой нашей стране продуктивности, качества и демократизма отечественной школы. Базисом этого процесса является новая технология, позволяющая изменить организационные основы образовательной сферы и включающая следующие компоненты:

  1. Виртуально-тренинговая система обучения, позволяющая студенту индивидуально выбирать оптимального для него режим работы с учебным продуктом.
  2. Система индивидуального учебного планирования, реализующая идеи дифференциации содержания и темпа обучения студентов, резко повышающая уровень их самостоятельности.
  3. Система аттестации обучающихся с объективной оценкой их знаний, исключающую проявления волюнтаризма, низкой компетентности и субъективизма.
  4. Академическая мобильность обучающихся через создание взаимосвязей всеми видами учебных учреждений, союзов, ассоциаций, центров и образовательных институтов.

    Описанные компоненты образовательной технологии предоставляют людям любого возраста возможность получать непрерывное и высококачественное образование по месту своего проживания и будущей профессиональной деятельности, в том числе и на периферии. Специалисты СГУ прогнозируют следующие преимущества описанной дистанционной образовательной технологии для РФ:

    Дистанционно виртуально-тренинговое образование в России может стать мощным и продуктивным средством решения многих актуальных проблем нашего сообщества. За такой технологией, как показывает опыт развитых стран - будущее.
    Для совершенствования и распространения высоких дистанционных технологий необходимо решение двух основных проблем. Главная, находится в области права, другая - в сфере финансирования работ по разработке и внедрении инновационных технологий. В целях их успешного решения объективно необходима реализация следующих первоочередных мер и направлений:

    Потребность в формировании человека следующего тысячелетия - это серьезный вызов мировой системе образования. Насколько ясно и адекватно мы сможем определить и реализовать новую технологию обучения и его дистанционных форм, улучшающих качество и увеличивающих массовость образования, настолько продуктивно отечественная школа образования выполнит этот исторический заказ создаваемого в нашей стране нового гражданского общества.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]