Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/omsk1/3_07.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:11:42 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:58:41 2012
Кодировка: koi8-r
Условия развития гражданской Культуры молодежи в образовательных учреждениях

Широкова Ю.И.
г. Омск

Условия развития гражданской Культуры молодежи в образовательных учреждениях

    На современном этапе Россия находится в процессе становления правового государства и гражданского общества. Важной движущей силой на этом пути может быть осознание гражданами их роли в этом процессе и ответственности за свою судьбу, условия своей жизни.
    Именно нравственно-правовая осведомленность и высокий уровень гражданской культуры в решении повседневных вопросов способны возродить Россию как правовое государство. Мы полагаем, что задачу овладения учащимися основами нравственно-правовой культуры, можно реально осуществить благодаря обновлению системы образования.
    Поскольку гражданская культура представляет собой синтез сознания и поведения, кульминационным моментом развития ее является воплощение в жизнь общечеловеческих принципов справедливости, гуманности, терпимости, свободы и достоинства человека.
    Анализ современных подходов к структуре нравственно-правовой культуры, позволяет выделить следующие компоненты гражданской культуры:

    В школах города Омска было проведено исследование с целью сравнения уровня данных компонентов у учащихся в школах с разными системами обучения: школы с традиционной системой обучения и школы гуманитарным уклоном процесса обучения. В исследовании принимало участие 100 учащихся 9-11 классов.
    В результате исследования было выявлено, что показатели результатов по компонентам "Знания", "Коммуникативная культура", и "Критическое мышление" в школах с гуманитарным уклоном процесса обучения превышали результаты этих показателей у учащихся с традиционной системой обучения. Большинство учащихся (45-50%) в школах с гуманитарным уклоном показали высокий или достаточный уровень развития данных компонентов, в то время, как в школах с традиционной системой обучения большинство учащихся показывает недостаточный или несформированный уровни развития данных компонентов.
    Компоненты "Ценностные ориентации" и "Умения и навыки социальной активности" всех школах показали примерно одинаковый уровень, преимущественно недостаточный. При дополнительном исследовании условий были выявлены такие факты, как низкий уровень этико-правовой культуры семьи, а также созданы недостаточные возможности в школьной жизни для практического применения демократических навыков учащимися. При наличии в некоторых школах органов самоуправления, молодежных организаций, практически 85% учащихся не только не принимают участие в их деятельности, но они также не ясно представляют необходимость такого вида деятельности. При ответе на вопросы, касающиеся нарушений их прав, учащиеся указывают учителей и родителей, как самых частых нарушителей их прав (50-70%).
    Таким образом, в результате анализа систем обучения было выявлено, что эффективное развитие компонентов "Умения и навыки социальной активности" и "Ценностно-ориентационный компонент" возможно только при наличии демократического уклада школьной жизни и позитивного влияния достаточного уровня развития этико-правовой культура семьи как фактора социализации.

[Назад] [Оглавление] [Вперед]