Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/209.doc
Дата изменения: Mon Sep 15 12:09:08 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:40:35 2012
Кодировка: koi8-r

Выступление Ректора Московского физико-технического

института (государственный университет),

члена-корреспондента РАН Н.Н.Кудрявцева
на совещании Президиума РАН
«Университеты на пути к новому качеству образования»
18 июня 2008 года


Уважаемые участники заседания!

Я хотел бы начать свое выступление, продолжив тему «Экольполитехник».
На самом деле, это замечательный университет был создан как ответ на вызов
того, что в результате французских ученых система образования во Франции
была почти полностью разрушена. Сейчас они это назвали бы перестройкой.
Наполеон потом ввел туда военные дисциплины, и затем, в начале 900-ых гг.,
этот вуз был действительно кузницей инженерных кадров, которые обладали
высококлассной фундаментальной подготовкой. Поэтому то, что привел Валерий
Васильевич Козлов, это абсолютно правильно.
Примерно с такой же концепцией был создан наш институт 60 лет назад.
Сложилось так, что мы имеем структуру, несколько отличную. Мы работаем
через базовые кафедры, которые расположены в Академии наук, в научно-
исследовательских организациях.
Примерно половина всех базовых кафедр (на данный момент 56) находятся
в организациях Академия, и Академия наук является нашим единственным
системным партнером на настоящий момент. Фактически руководство вузом
осуществляется Академией, потому что у нас есть наблюдательный совет,
который возглавляет академик Е.П.Велихов. Он состоит из представителей
науки, государственной власти и бизнеса, занимающегося высокими
технологиями. Есть координационный совет, который возглавляет вице-
президент РАН академик А.Ф.Андреев, который функционирует больше 10 лет.
Каждый факультет имеет научного руководителя из числа членов Академии наук.
Мы вместе с академией наук пережили трудности, поскольку в те трудные
90-ые гг. удар был и по системе образования, и по науке, и это, на мой
взгляд, нас сильно сплотило.
Здесь еще не говорилось, что лет 7 назад в Академии наук была
программа по поддержке базовых кафедр. Она принималась Президиумом, и это,
видимо, была воля президента. Мы работали с академиком Г.А.Месяцем и
академиком Козловым В.В.. Это позволило поддержать и придать некий импульс
нашим кафедрам.
На тот период Физтех придерживался стратегии сохранения своего
потенциала. В течение 5 лет назад мы вместе с Академией и с другими
организациями, с кем активно сотрудничаем, мы думаем о развитии. За это
время в институте создали 3 новых факультета (до этого было 7), из них один
- корпоративный факультет, другой - ориентирован на подготовку специалистов
для инновационных дел и для новых технологий.
Сейчас свою задачу мы видим в том, чтобы способствовать наполнению
Академии молодыми кадрами, потому что такая проблема есть. Должен с
оптимизмом сказать, что многие наши студенты желают работать в науке.
В принципе есть четыре вопроса, на которые нужно обратить внимание и
которые нужно решать:
Во-первых, зарплата. Но сейчас эта проблема становится менее важной,
поскольку все-таки предприняты большие усилия, и зарплата повышена.
Во-вторых, современное оборудование, чтобы исследования были
конкурентоспособными.
В-третьих, проблема жилья. Не обязательно квартиры, это может быть
съем жилья и т.п.
В-четвертых, перспективы профессионального роста. Чтобы к тем
проектам, которые имеются в Академии, больше привлекалось молодых людей.
Отъезд за границу сейчас весьма небольшой. И я должен сказать, что 70
процентов выпускников так или иначе связаны с работой в Академии, в
отраслях высоких технологий, используя те профессиональные знания, которые
получили у нас.
Теперь в плане общих постановок. Я всегда был сторонником
конструктивного диалога с руководством Министерства и ректорского
сообщества, потому что так удается более эффективно решать вопросы.
Действительно, здесь правильно прозвучало, что Болонский процесс это
есть идеология, это не есть руководство к действию, это не есть формализм.
У нас многие мифы существуют и нас часто загоняют в это прокрустово ложе.
Имея широкие контакты с ведущими международными университетами, мне
представляется, что на самом деле у нас много общих проблем.
Принципиальная проблема, которую мы решаем, - нахождение оптимального
баланса между фундаментальным образованием и обучением компетенции. Эта
пропорция должна быть разной в разных областях деятельности. Может быть,
она меньше относится к научной сфере, потому что многие ученые обязаны
учиться всю жизнь, а к ходовым специальностям это относится в большей
степени.
И здесь получается, что любое нововведение имеет как позитивные, так и
отрицательные стороны. Противники сводят только к отрицательным, сторонники
- только к позитивным.
На мой взгляд, оценка тех или других возможностей, тех или иных
результатов - есть важнейший элемент такого сотрудничества. Скажем, решение
вопроса с базовыми кафедрами на законодательном уровне существенно
упростило нашу работу. Здесь Министерство старалось, и они были весьма
активны в этом.
Что, на мой взгляд, действительно имеет место? Это то, что сейчас
создаются крупные университеты. Безусловно, Физтех - небольшой вуз и таких
вузов нашего размера не очень много, но если сравнивать по количеству
аспирантов, то в научно-исследовательском институте технологий в десять раз
больше. Важно понимать нашу перспективу в рамках тех проектов, которые
сейчас запускаются.
В этом смысле мы были бы крайне благодарны Академии, если бы от вас
исходила моральная поддержка, потому что есть такое нестандартное высшее
учебное заведение.
Чего у нас на самом деле не хватает? Об этом многие говорили, -
хотелось бы, чтобы руководству университетов было дано большее доверие,
потому что многие из дел, которые не нужно тиражировать на всю страну, было
бы желательно попробовать на более ограниченном масштабе. Если любому
ректору вручить такую ответственность, он будет просто по определению
относиться к этому как к приоритетной задаче и с очень высокой
ответственностью.
Скажем, то, что сегодня рассказывал Жорес Иванович, я думаю, что
только он единственный с его энергией, с научным и политическим весом в
нашей системе смог это организовать. На самом деле этот опыт очень важен.
Работа в Академии на подготовку кадров высшей квалификации в сочетании с
вузами мне представляется очень важной, которая, безусловно, может
дополнить эту систему. Спасибо.