Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.rsr-online.ru/doc/norm/408.doc
Дата изменения: Fri Jul 17 16:32:36 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:08:01 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]







ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Совета Российского Союза ректоров





|Вопросы трудоустройства и привлечения к |oт 9 июля 2009 г. ? 1 |
|научной | |
|деятельности выпускников высшей школы 2009 | |
|года. | |
|Построение карьерных и профессиональных | |
|траекторий | |
|обучающихся | |






Актуальность вопросов трудоустройства и привлечения к научной
деятельности выпускников высшей школы обусловлена тем, что

приток молодых высококвалифицированных специалистов в различные сферы
экономической и научной деятельности обеспечивает

воспроизводство интеллектуального потенциала государства, способствует
сохранению национального культурного пространства и продолжению
исторического пути российской интеллигенции.


Степень востребованности выпускников вузов является важным
экономическим показателем, который определяет качество национальных
трудовых ресурсов и свидетельствует о конкурентоспособности государства на
международных рынках. Высокообразованные молодые специалисты предопределяют
перспективы инновационного развития экономики, построение которой зависит
от эффективности подключения современных высокоинтеллектуальных ресурсов к
новым экономическим механизмам.

Трудоустройство выпускников высших учебных заведений России в 2009
году представляется сложной задачей. Существующие структурные диспропорции
в экономике и социальной сфере, неразвитость интеллектуальноемких секторов,
отсутствие эффективного социального проектирования и системной кадровой
политики, планирования рабочих мест для высококвалифицированных
специалистов; нескоординированность действий вузовского сообщества и
работодателей в вопросе подготовки кадров, перепроизводство специалистов с
высшим образованием по ряду направлений в течение последних лет, а главное,
последствия экономического кризиса, значительно снизившие кадровые
потребности экономики и социальной сферы, вынуждают в отношении
трудоустройства по специальности вновь подготовленных специалистов строить
пессимистические прогнозы.
По данным Минобрнауки России, количество выпускников вузов очной
формы обучения в 2009 году составляет 594 тыс. человек, из которых 11,3%
продолжат обучение, 11,2% будут призваны в ряды Вооруженных Сил, а, по
данным крупнейших интернет-порталов HeadHunter и SuperJob, уже работает от
20% до 34%.
В то же время, согласно данным Росстата, численность безработных в
России в мае 2009 года составила 7,5 млн. человек, причем молодежь до 25
лет составляет 28,7% от общего количества безработных. При этом к числу
ищущих работу на рынке труда этим летом добавятся от 43,5% до 57,5%
выпускников 2009 года, которые не имеют опыта работы, что существенно
снижает их конкурентные возможности.
Соотнесение этих данных с результатами мониторинга РСР, согласно
которым работодатели как государственного, так и негосударственного
секторов в 2009 году планируют принимать на работу выпускников вузов
текущего года в чрезвычайно ограниченном количестве, позволяет
прогнозировать, что без принятия оперативных мер значительное количество
выпускников вузов в 2009 году могут оказаться нетрудоустроенными,
сократится и доля выпускников, трудоустроенных по специальности.
Анализ сводных данных о выпускниках вузов 2009 года по всем субъектам
Российской Федерации, проведенный РСР в июне 2009 года, свидетельствует о
весомой доле (до 7%) выпускников, находящихся в тяжелом материальном
положении, выпускников с детьми и выпускников-инвалидов, для которых
рекомендуется принять специальный комплекс мер поддержки.
В развитие реализуемых на федеральном и региональном уровнях программ
для преодоления тенденции к массовой безработице выпускников вузов Совет
РСР предлагает реализовать комплекс мер по следующим направлениям
построения профессиональной и карьерной траектории выпускников.

1. Продолжение выпускниками научно-педагогической карьеры.


Предлагаемые РСР меры:


1. Расширение вузовской магистратуры и аспирантуры по
направлениям, обеспечивающим инновационное развитие
экономики, с одновременным выделением необходимого
бюджетного финансирования на развитие соответствующих
образовательных программ; усиление практико-ориентированной
направленности программ подготовки аспирантов и магистров.


Распространение практики использования должностей профессорско-
преподавательского состава «преподаватель-стажер» и «стажер-исследователь»
для активного вовлечения выпускников в преподавательскую и научную работу
в вузах.


2. Расширение научно-исследовательских программ и проектов
государственных корпораций и корпораций с государственным
участием, по выработке новых отечественных технологий по
приоритетным направлениям (в том числе: стратегические
информационные технологии, создание суперкомпьютеров и
разработка программного обеспечения; энерго-эффективность и
энергосбережение, разработка новых видов топлива; ядерные
технологии; космические технологии, в первую очередь
связанные с телекоммуникациями; медицинские технологии).


Активное привлечение талантливых выпускников, не имеющих опыта работы,
по рекомендациям вузов к реализации перечисленных проектов.


3. Адресная поддержка выпускников со стороны вузов, в том
числе через содействие трудоустройству на малых
предприятиях при научных парках вузов и в хозяйственных
обществах, созданных в целях практического применения
(использования, внедрения) результатов интеллектуальной
деятельности.


4. Создание при вузах научных парков, специализирующихся на
проектах в гуманитарных сферах деятельности широкого
спектра (история, философия, педагогика, психология,
лингвистика и др.).


5. Проведение системной информационной кампании в федеральных
и региональных СМИ, ориентированной на популяризацию науки
и конкурентоспособного интеллектуального образа России,
восстановление статуса и престижа деятельности школьного
преподавателя и ученого-исследователя, на формирование
системы мотиваций к научной и преподавательской работе.


1. Освоение выпускниками вакансий в экономике.


Предлагаемые РСР меры:


1. Расширение планов государства по реализации программ по
привлечению выпускников вузов в реальный сектор экономики
(в первую очередь в малопривлекательные регионы и
профессии).


В качестве пилотных проектов могут быть предложены Президентский
«Учительский призыв» и программа укрепления кадрового потенциала
специализированных учреждений для инвалидов, пожилых людей и детей-сирот
(«Социальный призыв»).


2. Увеличение государственного кадрового заказа для структур,
обеспечивающих национальную безопасность (информационные
технологии, экономическая безопасность, обороноспособность
и др.).


3. Увеличение государственного кадрового заказа для
госкорпораций и корпораций с государственным участием, в
т.ч. квотирование приема выпускников в соответствии с
утвержденными бюджетами на инвестиционные программы (с
проведением открытых конкурсов на замещение вакантных
должностей).


4. Создание координационного центра по работе вузов,
работодателей, кадровых агентств и молодых специалистов по
согласованию вакансий и запросов о поиске работы и
соответствующего специализированного портала в сети
Интернет.


5. Установление долгосрочного государственного заказа на
проекты для научных парков и бизнес-инкубаторов при вузах.


6. Системная информационная кампания в федеральных и
региональных СМИ, ориентированная на пропаганду труда и
постепенного материального, профессионального и социального
роста, на формирование новых установок в отношении
социальной «нормы».


2. Организация выпускниками собственного дела.


Предлагаемые РСР меры:


1. Стимулирование молодежного предпринимательства через
создание специализированных центров содействия организации
собственного бизнеса студентами и молодыми специалистами
(обучение управлению предприятием, передача практического
опыта и формирование навыков самостоятельного бизнес-
анализа, содействие в создании выпускниками малых
предприятий и хозяйственных обществ при вузах и др.).


2. Создание системы реальных государственных стимулов
включения выпускников вузов в малое предпринимательство
(налоговых, финансовых, организационных и др.).

3. Информационная кампания в федеральных и региональных СМИ,
ориентированная на пропаганду молодежного
предпринимательства

и стимулирование активной позиции в решении собственных
жизненных планов.

Совет Российского Союза ректоров постановляет:
1. Обратиться к Президенту Российской Федерации и Председателю
Правительства Российской Федерации с просьбой поддержать предложенный
Российским Союзом ректоров комплекс мер, направленный на решение вопросов
трудоустройства выпускников 2009 года и закладывающий основы системных
преобразований в области планирования высококвалифицированных трудовых
ресурсов для экономики России.
2. Предложить вопросы трудоустройства выпускников вузов 2009 года и
стратегического проектирования в сфере высокоинтеллектуальных кадров к
рассмотрению на очередном заседании Государственного Совета Российской
Федерации, посвященном молодежной политике.
3. Поддержать инициативу Федерального агентства по делам молодежи по
формированию Совета по развитию профессиональной карьеры молодежи для
регулирования основных направлений развития профессиональной карьеры
молодежи и проведения системных исследований молодежного рынка труда при
участии представителей профильных министерств (ведомств) и Российского
Союза ректоров.
4. Советам ректоров субъектов Российской Федерации (муниципальных
образований) обсудить с участием региональных (муниципальных) органов
власти и работодателей предложенный комплекс мер, направленный на решение
вопросов трудоустройства выпускников

2009 года, и представить в Российский Союз ректоров предложения по его
практической реализации.


Президент Российского Союза ректоров
Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова
Вице-президент РАН, академик
В.А. Садовничий