Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sevin.ru/bioresrus/classification/hunting_animals/waterfowl_criteries_pr.html
Дата изменения: Wed Mar 29 16:45:28 2006
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:14:54 2007
Кодировка: Windows-1251
Биологические ресурсы Российской Федерации: Критерии квот добычи водоплавающих птиц
Заглавная страница www.sevin.ru/bioresrus

Критерии квот добычи водоплавающих птиц

Вышеизложенное позволяет достаточно объективно рассчитать допустимые квоты добычи водоплавающих птиц для субъектов или групп субъектов Российской Федерации, используя следующие критерии.

1. Суммарное число мигрантов и местных птиц является основным показателем при определении квоты добычи для конкретного региона. Но при использовании этого показателя необходимо учитывать ситуации, когда небольшому по площади субъекту Российской Федерации, через который мигрирует большое число водоплавающих птиц, мало доступных для охоты, но имеющему низкую численность местных размножающихся гусеобразных, будет выделена неоправданно большая квота добычи.

2. Основной показатель определения квот - численность 'местных' водоплавающих птиц, то есть вклад в воспроизводство ресурсов.

3. Размер квот добычи должен учитывать и другие показатели:
а) характер распределения водно-болотных угодий в регионе, так как должна стимулироваться охота на территории с дисперсным распределением птиц, а не в местах их концентрации;
б) максимально возможное удовлетворение запросов охотников, в зависимости от их численности в регионе.

4. Регионы при определении квот добычи не должны быть чрезмерно дробными, поскольку это приведет к усложнению моделирования движения ресурсов и росту ошибок при расчетах. Рационально, например, в Европейской части России вести расчеты по группам областей, разделяя их суммарную квоту между ними другими методами.

5. Квоты добычи должны выделяться по группам видов птиц. Необходимы дополнительные исследования целесообразности включения в эти группы некоторых из них. Например, лебеди не относятся к охотничьим видам, а промысел крохалей мало популярен.

6. Необходимо учитывать и реальную возможность использования квот, т.е. наличие необходимого числа охотников и условий для добычи птиц.

7. Крайне желательно введение системы коэффициентов, учитывающих вклад субъектов РФ в воспроизводство и охрану ресурсов водоплавающих птиц.

8. Выделение квот должно предусматривать учет численности водоплавающих птиц и их добычи своими силами или с привлечением специалистов из других организаций. Материалы учетов должны проходить обязательную экспертизу для оценки их достоверности.

9. Целесообразно резкое сокращение квот, вплоть до полного запрета добычи птиц в регионах, не вкладывающих средства в охрану и воспроизводство водоплавающих птиц.

Необходимы также следующие мероприятия:

1. Слежение за ежегодным состоянием популяций водоплавающих птиц с применением бальной оценки добычи птиц охотниками, аналогичной используемой в 'Плане управления популяциями водоплавающих птиц Северной Америки'. При этом меньший бал присваивается массовым видам, больший - видам с невысокой численностью. В соответствии с этим, лимит добычи охотников определяется не количеством добытых птиц, а суммой баллов.

2. Межрегиональная (в пределах России) координация мероприятий по созданию единой системы слежения (ежегодных учетов численности и добычи водоплавающих птиц) с участием научных организаций. Финансирование работ осуществляется при долевом участии заинтересованных государственных и общественных организаций.

3. Обработка данных, ведение единого банка данных, расчет моделей движения ресурсов водоплавающих птиц по миграционным трассам и административным районам страны, оценка степени опромышления географических популяций птиц, рекомендации по квотам добычи, разработка единой стратегии и программы по охране и воспроизводству.


Создание системы слежения за популяциями водоплавающих птиц

Изменения метеорологических показателей определяет существенные межгодовые различия условий размножения водоплавающих птиц и значительные колебания количества птиц перед сезоном охоты. Это диктует необходимость создания оперативной системы слежения за ежегодными изменениями состояния популяций птиц для периодической корректировки норм их добычи и сроков охоты.

На протяжении десятилетий в СССР проводился масштабный учет водоплавающих птиц, организованный профессором Ю.А. Исаковым. Итоги этих работ рассматривались на специальных Всесоюзных совещаниях /Исаков, 1965, 1968, 1972, 1977; Кривенко, 1984/. После распада СССР объем учетов водоплавающих птиц и других позвоночных животных, проводимых различными организациями резко сократился.

С целью изменения этой ситуации в России подготовлено и утверждено постановление Правительства России ? 1342 от 10.11.96 г. 'О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира'. Согласно этому постановлению, государственный учет животных различных групп осуществляется по ведомственному принципу, в частности, охотничьих водоплавающих птиц - Департаментом по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства России, а по не охотничьим водоплавающим птицам, редким и исчезающим видам - Министерством природных ресурсов. Координирует работы по государственному учету, кадастру и мониторингу животного мира (рыбы, млекопитающие, птицы, беспозвоночные) Министерство природных ресурсов России.

В настоящее время достаточно успешно развиваются работы по учету охотничьих млекопитающих, промысловых рыб, морских млекопитающих. Но водоплавающие птицы пока не входят в систему государственного учета.

Государственной службой охотничьих животных (Центрохотконтроль) с 1997-1998 гг. осуществляется Программа по учету добычи водоплавающих птиц России.

В 1992 г в России создан Центр по изучению мигрирующих животных Евразии (ЦИМЖ Евразии). В 1996 г по его инициативе начата реализация программы 'Создание системы мониторинга и охраны водоплавающих птиц России и сопредельных государств', которая была поддержана 60 субъектами Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Союзом охраны птиц России, Международным бюро Wetlands International /Флинт, Кривенко, 1997, 1999/. По этой программе рзработана база данных по ресурсам водоплавающих птиц России (сайт Wetlands International в сети Интернет).

Создание системы мониторинга ресурсов водоплавающих птиц - в ближайшее время не предполагается. Это может быть осуществлено совместно государственными и научными организациями России и международными организациями.

При создании такой системы следует использовать имеющуюся базу данных о ресурсах водоплавающих птиц России, содержащую среднемноголетние оценки. Они требуют уточнения, что возможно при последующем сборе материалов.

Из-за небольших финансовых возможностей мониторинг популяций водоплавающих птиц в стране может проводиться в весьма ограниченном объеме. Необходимо участие в этом работников заповедников и заказников, имеющих водно-болотные угодья, охотничьих хозяйств, государственной службы учета, Росохотрыболовсоюза, участников соответствующих локальных научных программ.

На федеральном уровне необходимо утвердить разработанную ЦИМЖ Евразии методику учета водоплавающих птиц в сезон размножения, в которой унифицированы приемы учета и формы учетной документации. После проведения учетов в регионах следует организовать обобщение учетных данных в масштабах всей страны и распространение полученных результатов по регионам.

Для координации комплекса проблем создания и совершенствования системы мониторинга и охраны водоплавающих птиц была создана в январе 2000 г Международная рабочая группа по ресурсам водоплавающих птиц Евразии.

В субъектах Российской Федерации при организации учетов необходимо осуществить следующие мероприятия.

В первую очередь следует провести районирование территории по преобладающим типам водоемов, подобрать контрольные участки для проведения учетов, обеспечить учетчиков учетными ведомостями и краткой инструкцией, организовать срочную отправку учетных материалов в федеральный центр.

Одновременно с учетными работами следует осуществлять сбор сведений о природной обстановке текущего сезона размножения: динамика весенних явлений (переход дневных и среднесуточных температур через 00С, даты схода снега и т.п.), характер половодья и уровень наполнения водоемов, динамика температур и осадков в весенне-летний период, сведения о размножении видов-индикаторов, оценка пресса хищников на водоплавающих птиц. Такие сведения могут собираться в гораздо большем, чем для проведения учетов, числе точек, так как они не требуют материальных затрат. К этой работе можно привлечь большое число профессионалов и любителей природы. Такая система сбора сведений о размножении арктических птиц создана и совершенствуется /Соколов, Томкович, 2000/.

Полезно использовать анкеты, заполненные охотниками в охотничий сезон о количестве увиденных и добытых водоплавающих птиц /Мартынов, 1983/.

Стандартизация сбора материалов и передачи их по электронной почте на федеральный уровень дают возможность оперативной обработки информации о размножении водоплавающих птиц в текущем сезоне. Эта информация может быть использована для ежегодной корректировки сроков и норм добычи птиц. Многолетние ряды наблюдений по их численности и размножению позволят определить тенденции динамики видов и уточнить информацию о ресурсах в базе данных.

Важная составляющая мониторинга водоплавающих птиц - ежегодное определение объемов их добычи. Возможен сбор таких сведений от охотников при получении путевок на охоту или при уплате членских взносов. Конечно следует обеспечить репрезентативность выборки охотников-корреспондентов, представление корреспондентами объективных данных, оперативность обработки информации.


Источник: Кривенко В.Г., Виноградов В.Г. Современное состояние ресурсов водоплавающих птиц России и проблемы их охраны. 2003. М: Электронное издание (www.huntingart.ru). 200 с.

Группа Биоинформатики и моделирования биологических процессов
Web-портал по Биологическим ресурсам Российской Федерации разработан и поддерживается
группой 'Биоинформатики и моделирования биологических процессов' ИПЭЭ РАН.