Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://xray.sai.msu.ru/~polar/html/publications/reviews/middle.koi
Дата изменения: Fri May 21 18:37:02 1999
Дата индексирования: Sat Dec 22 05:04:59 2007
Кодировка: koi8-r
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ПОСОБИЯ ИЛИ ТЕНЬ ТЕНИ.
("Физика 9 и 11: экзаменационные вопросы и ответы";
автор-составитель Л.В. Гришина, АСТ-ПРЕСС, Москва, 1999)

Среди современной учебной литературы есть пособия самых разных
жанров. Некоторые из них, на мой взгляд, можно сравнить с произведениями
эпохи схоластики. Напомним: что тогда нормальным считалось сводить практически
всю философскую деятельность к переписыванию или, максимум, комментированию
наследия, оставшегося от прошлых, более творческих времен.
В учебной литературе также есть огромный класс пособий, представляющих собой
просто некоторые компилляции из других, более "классических" книг и
задачников.

Необходимость такой литературы достаточно спорна. Собственно классичекие
учебники (Ландсберг, например) являются в некотором смысле "тенями Большой
физики". Компилляции, таким образом, являются тенью тени. С другой стороны,
всегда находятся люди, которым подобные книги оказываются полезными.
Попробуем разобраться кто же эти люди.

Достаточно очевидно, что опытному учителю подобное
пособие по подготовке к экзаменам
по-большому счету не нужно. Такой учитель сам способен его создать, и в
некотором смысле и создает в процессе подготовки своих учеников к экзаменам.
Ученикам, которыи повезло с преподавателям, очевидно такое пособие также
не нужно, т.к., если они не ленились, то учитель подготовит их лучше чем
это сможет любая "тень тени". Неопытным учителям вряд ли стоит бросаться к
таким книгам, иначе они в категорию опытных никогда не перейдут, нужно
обращаться к первоисточникам. Остаются, следовательно, не очень старательные
ученики не очень старательных (или неопытных) учителей. Учитывая, что в этом
году всем 11-м классам сдавать физику, "тень тени" найдет своего читателя.

Таким образом, мы немного разобрались в том общем, что связывает книги
обсуждаемого жанра, и переходим собственно к изданию "Физика 9 и 11".
Автор-составитель (приятно, что используется именно этот термин, что
адекватно отражает суть происходящего) адресовала книгу и 9-м, и 11-м классам.
Вряд ли в полной мере с этим можно согласиться, скорее это все-таки книга
для 11-х классов (что в этом году, повторюсь, особенно актуально).
На 220 страницах рассмотрены ответы на вопросы по всему курсу физики
(специального деления на 9 и 11 классы нет),
плюс к этому приведены задачи,
типовые варианты вступительных экзаменов (имеются в
виду письменный экзамен, состоящий из задач), различные справочные материалы
и краткие советы психолога. Все задачи снабжены ответами. Кроме этого
присутствует список рекомендованной (использовавшейся автором при
составлении?) литературы. Все это позволяет говорить о
довольно удачном планировании пособия.

Качественно книга соответствует своим целям, т.е. позволяет "пробежаться"
по всему курсу физики и порешать задачи, поэтому обратимся сразу к
недостатком книги, обойдя молчанием некоторые достоинства.

Научное, техническое и литературное редактирование было осуществлено
"Инфорком-пресс", однако книга изобилует опечатками. В основном они носят
непринципиальный характер, но учитывая, что основной ее читатель отнюдь
не гениальный ученик (таким она просто ненужна), и даже просто
ученик, плохо знающий физику и не желающий по "классическим" пособиям
тщательно подготовиться к экзамену, даже такие опечатки могут сбить с толку,
особенно при банальном списывании.

Еще больше может навредить таким читателям самый существенный, на мой
взгляд, недостаток пособия. Автор-составитель преднамеренно стремится
упрощать объяснения, понимая, что потенциальный пользователь не
заинтересован в детальном объяснении тонкостей. Дословное вопроизведение
написанного ответа в подавляющем большинстве случаев приведет ученика
к успеху, но вряд ли можно расчитывать, что ученик не упростит ответ дальше,
и тут уже возможна катастрофа. Тень от "тени тени"
может оказаться мало похожей на сам отбрасывающий тень предмет.
В погоне за упрощениями автор-составитель все-таки иногда сильно искажает
истину, и уточняющие вопросы экзаменатора могут поставить школьника в тупик.

Не вся книга написана ровно. Некоторые части, как например "Закон
всемирного тяготения", изложены неудачно.
Кроме этого присутствуют типичные для компилляций недостактки: мы живем
в изменяющемся мире, и некоторые переписанные формулировки выглядят уже
неудачно.

В итоге, можно сказать, что книга безусловно может помочь школьникам,
которым грядущий экзамен по физике преставляется кошмаром, который нужно
как-то пережить и забыть навсегда. Всем прочим советуем обратиться к
более серьезной литературе. Читатель у книг такого типа пока находится
в большом количестве, но хочется, чтобы таких книг все-таки стало бы меньше,
именно потому что исчезли бы люди в них нуждающиеся.

канд. физ-мат наук Попов С.Б.
ГАИШ МГУ, школа N548