Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://old.master.cmc.msu.ru/lectures/AnalizeIT/Ch16_8.html
Дата изменения: Thu Jan 15 23:15:45 2004
Дата индексирования: Tue Oct 2 15:47:25 2012
Кодировка: Windows-1251
Часть XVI - Проспект стандартов и стандартизация GII  
Перейти в оглавлению раздела

Часть XVI

16.8. Проспект стандартов и стандартизация GII


    Важное место среди организующих документов по GII сыграл проспект или атлас технологий GII, называемый 'GII Roadmap' или 'GII Standards Roadmap' [3] и рассматриваемый в качестве руководства по разработке и развитию стандартов GII. В этом стратегическом документе определены:

    - принципиальные свойства технологий GII,

    - состав основных сервисов и приложений,

    - организационная инфраструктура стандартизации технологий GII.

    Рассмотрим основные положения данного документа.

    Во-первых, в Roadmap определены состав основополагающих свойств (attributes), которым должны удовлетворять элементы GII (сервисы, приложения, сетевые технологии). Данные свойства должны рассматриваться в качестве базовых требований при разработке стандартов GII. В их число входят следующие свойства:

    1) приемлемость по стоимости услуг (affordability), предоставляемых GII;

    2) доступность (availability) - мера возможности использования сервисов или ресурсов GII;

    3) поддержка национальных и местных особенностей (диалектов) в элементах культуры (cultural elements), имея ввиду использование национальных алфавитов и соответствующих им шрифтов, локальных правил представления адресов и различных кодов (дат, телефонных номеров, валюты, наименований стран и пр.);

    4) интероперабельность (interoperability) - способность систем или приложений обмениваться информацией и совместно ее использовать;

    5) управляемость (manageability) - возможность для организаций и пользователей контролировать распространение и использование их ресурсов;

    6) минимальность требований (minimalism), необходимых для функционирования ресурсов;

    7) мобильность (mobility) - возможность доступа к ресурсам независимо от местоположения пользователя, а также способность инфраструктуры GII идентифицировать и определять местоположение источника запросов;

    8) непрерывность обслуживания в пространстве и во времени (nomadicity);

    9) производительность (performance), включая такие характеристики, как, например, время ответа, пропускная способность, скорость обработки транзакций, скорость регенерации изображений и пр.;

    10) переносимость (portability) - легкость переноса программного обеспечения и данных с одной системы на другую;

    11) качественность (quality) - -обеспечение уровня качества, который ожидает получить получатель сервиса;

    12) надежность (reliability) - вероятность того, что продукт или система будут выполнять должным образом свои функции за определенный период времени;

    13) масштабируемость (scalability) - свойство продуктов, сервисов, систем эффективно выполнять свои функции при широком диапазоне параметров, определяющих технические и ресурсные характеристики нижележащей платформы и/или поддерживающей среды (примерами таких характеристик могут служить: число процессоров, число узлов сети, максимальное число обслуживаемых пользователей, количество обрабатываемых транзакций);

    14) безопасность (security) - защита ресурсов (аппаратных, программных, информационных) от случайных или преднамеренных действий, вызывающих несанкционированный доступ к ресурсам и нарушение конфиденциальности их использования, модификацию и разрушение ресурсов, а также раскрытие информации;

    15) легкость использования (usability) продуктов, сервисов, приложений GII.

    Ядром рассматриваемого документа служит базовая модель классификации стандартов GII, показанная на рис. 16.6. Данная модель является трехуровневой и трехмерной.

    Она включает следующие уровни функций:

    1) Области приложений (Application Areas) - верхний уровень.

    2) Сервисы GII (GII Services).

    3) Средства реализации сервисов (Service Implementation Tools).

    Первый уровень функций включает разнообразные прикладные сервисы такие, как, например: развлечения и видео по требованию, электронная коммерция, различные виды коммуникационных сервисов, интерактивная передача речи и видео, оперативный поиск распределенных документов гипермультимедиа (WWW и базы данных графических образов), интерактивный видеосервис (видеоконференции, телемедицина, дистанционное образование, телемаркетинг, телеголосования), кооперативная работа на дому, виртуальные корпорации и т.д.



Рис. 16.6. Базовая модель классификации стандартов GII


    Для более полной классификации функциональных элементов GII и их связывания с элементами организационной инфраструктуры средний слой данной модели развивается по следующим трем направлениям (размерностям):

    1) Общие классы сервисов (Generalized Service Categories), используемые для поддержки приложений и объединяющие некоторые наборы фундаментальных строительных блоков в функционально специализированные сервисы или службы.

    2) Фундаментальные строительные блоки (Fundamental Building Blocks - FBB), которые представляют собой унифицированные средства, позволяющие ускорить разработку приложений и сервисов, а также повысить их надежность.

    3) Организации-разработчики стандартов (Standard Development Organizations - SDO), т.е. организации или их структурные подразделения, ответственные за разработку стандартов средств, фундаментальных сервисов, производных сервисов и приложений.

    В модели выделены фундаментальные строительные блоки, охватывающие следующие методы и механизмы:

    1) Методы доступа (Access Methods) - для обеспечения управляемого доступа к ресурсам.

    2) Адресации (Addressing) - для применения стандартных механизмов идентификации местоположения объектов, приложений, каналов и маршрутов навигации данных.

    3) Компрессии (Compression) - для оптимизации транспортировки данных.

    4) Информирования потребителя услуг об их текущей стоимости и реализации процедуры оплаты за предоставляемые услуги (Cost Quotation).

    5) Навигации данных (Data Navigation) - для обеспечения перемещения информации через инфраструктуру GII.

    6) Идентификации (Identification) - для различения экземпляров объектов, соединений, пересылаемых блоков данных и оптимизации работы с ними.

    7) Интернационализации (Internationalization) - для настройки приложений на генерацию текстов на требуемых языках.

    8) Интероперабельности (Interoperability) - для обеспечения возможности обмена информацией между функциональными компонентами GII, а также взаимного использования обмениваемой информации.

    9) Управления временем передачи (Latency Control).

    10) Непрерывного обслуживания мобильных потребителей информации (Nomadicity/Mobility) - для сохранения доступа к сервисам независимо от того что пользователь может перемещаться в пространстве и во времени.

    11) Приоритетного управления (Priority Management) запросами к сервисам.

    12) Обеспечения приватности и прав собственности (Privacy/Ownership) - для гарантии конфиденциальности передаваемых через GII данных, а также их защиты от несанкционированного чтения, изменения и копирования.

    Другую размерность для второго уровня модели определяют общие классы сервисов, включающие следующие элементы:

    1) Сервисы обмена данными (Data Interchange Services) для передачи текстовой информации.

    2) Сервисы обмена графическими данными (Graphic Services), включая движущиеся образы.

    3) Сервисы обмена и генерации аудиоинформации (Audio Services).

    4) Сервисы представления данных (Data Presentation Services) с использованием различных форматов и механизмов преобразования одних форм представления в другие.

    5) Сервисы управления данными (Data Management Services) для управления хранением и восстановлением данных, используемых средствами GII.

    6) Сервисы расчета стоимости используемых услуг (Cost Billing Services).

    7) Сервисы сетевого управления (Network Control Services) - для управления передачей данных через одну или более сетей.

    Уровень средств реализации сервисов разбивается вертикально на три общих класса сервисов, а именно:

     коммуникационные сервисы (Communication Services),

     сервисы стандартизованных структур данных для передачи информации (Standardized Data Structures for Transport of Information),

     стандартизованные механизмы пользовательского взаимодействия (Standardized User Interaction Mechanisms).

    Каждый из указанных выше классов сервиса, в свою очередь, разбиваются на следующие подкатегории:

    1) Коммуникационные сервисы (Communication Services):

     Общие широковещательные в режиме без соединения сервисы передачи (General Connectionless Broadcast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) всем получателям некоторого региона.

     Управляемые мультивещательные сервисы передачи в режиме без соединения (Controlled Connectionless Multicast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) предопределенному множеству получателей.

     Сервис одновещательной передачи без соединения (Connectionless Unicast) - для передачи независимых блоков данных (дейтаграмм) единственному получателю.

     Широковещательная передача в режиме с соединением (Connection Oriented Broadcast) - для передачи данных произвольному множеству получателей по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

     Мультивещательная передача в режиме с соединением (Connection Oriented Multicast) - для передачи данных заранее определенному множеству получателей по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

     Сервис одновещательной передачи в режиме с соединением (Connection Oriented Unicast) - для передачи единственному получателю по устанавливаемым и освобождаемым после обмена соединениям.

     Сервис сетевого управления (Network Management Services) - для управления передачей данных через одну или множество сетей.

    2) Сервис стандартизованных структур данных для передачи информации (Standardized Data Structures for Transport of Information):

     Сервис, ориентированный на обмен данными на магнитных лентах (Tape-based Services).

     Сервис, ориентированный на обмен данными на магнитных дисках (Magnetic Disk-based Services).

     Сервис, ориентированный на обмен данными на оптических дисках (Optical Disk-based Services).

     Сервис, ориентированный на обмен данными в печатном виде (Paper-based Services), а также другие методы обмена данными.

    3) Стандартизованные механизмы и сервисы пользовательского взаимодействия (Standardized User Interaction Mechanisms), использующие:

     числовую клавиатуру для ввода данных (Services using Numeric-only Pads);

     алфавитно-цифровую клавиатуру (Services using Alphanumeric Keyboards);

     настраиваемые наборы функционально-ориентированных клавиш (Services using Customized Keysets);

     ввод данных с помощью электронного пера (Pen-based Services);

     ввод данных с помощью тактильных устройств (Touch-based Services);

     голосовой ввод/вывод данных (Voice-based Services).

    Стандартизация общезначимых прикладных и телекоммуникационных сервисов наряду с достижением международного согласия по общим принципам управления доступом к ресурсам Глобальной информационной инфраструктуры являются необходимым условием рентабельности инвестиций в реализацию этой концепции.

    Таким образом, в основе реализации концепции GII лежит всеобъемлющая комплексная стандартизация ИТ. Стандартизацией технологий и сервисов GII занимается большое число специализированных международных организаций стандартизации ИТ. Комплексный подход к данной проблематике осуществляется Советом по Стандартизации в области Информационных и Коммуникационных Технологий (ICTSB - Information and Communications Technologies Standards Board), объединяющим усилия многих международных, индустриальных и отраслевые организаций. ICTSB принимает активное участие в осуществлении ряда проектов концепции GII, включая: проект по развитию Европейской Информационной Инфраструктуры (EII) в рамках Европейского Сообщества, стандартизацию сервисов телематики для дорожных транспортных приложений; разработку стандартов электронной коммерции, в частности электронных форматов представления данных для обмена (EDI) и сервисов обмена (EDIFACT); разработку языковых и культурных национальных элементов, проект гармонизации телекоммуникационных и IP-услуг на существующих сетях TIPHON; разработку мультимедийной домашней платформы для DVB и др.

    

    В процессе стандартизации GII активную роль играют следующие международные организации: CEN, CENELEC, ETSI, CEN/ISSS, IEEE, ISOC, IETF, IRTF, OMG, ECMA, W3C, ATM Forum, ECBS, EACEM, TeleManagement forum, Open Group, WFMC, Gigabit Ethernet Alliance, DVB, EBU UER, ERTICO, ITU, ISO/IEC, HLSG, EWOS, NMF, T1, TINA-C, IETF, DAB и др.

    Как уже отмечалось, важным результатом процесса стандартизации технологий GII явилось принятие международных стандартов, формирующих концептуальную и архитектурную основу разработки системы стандартов для концепции GII, а именно, стандартов ITU серии Y.100.



Предыдущая глава Оглавление Следующая глава