Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://optics.sinp.msu.ru/fnn/pokup.html
Дата изменения: Wed Jan 29 13:47:21 2014
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:28:14 2014
Кодировка: Windows-1251
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КОМПЬЮТЕРНОГО САЛОНА
И.В.Собецкий, Н.Н.Федотов

ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ КОМПЬЮТЕРНОГО САЛОНА

(опыт развенчания некоторых мифов, бытующих в околокомпьютерном мире)

Данная статья ни в коем случае не может заменить прайс-листы фирм, торгующих электроникой. Авторы не ставят своей целью скрытую рекламу какой-либо из них.

За последние три года, вопреки спаду в российской экономике, наблюдается повальный рост компьютеризации страны. Предложение на рынке персональных компьютеров росло так бурно, что наконец-то превысило спрос. В большинстве магазинов установились вполне доступные цены на "персоналки" бытового класса, а компьютер окончательно стал инструментом для непрофессионала. Компьютеры угнездились в квартирах, школах, конторах мелких и мельчайших фирм. Основной контингент их пользователей - любители, осваивавшие работу с ПК по советам "сведущих" людей и книгам из серии "... для чайников". Можно спорить, насколько такое использование компьютеров эффективно. Но в одном месте любитель уж точно проигрывает профессионалу - в торговом зале любого компьютерного магазина. Профессионал-продавец, с легкостью жонглируя непонятными словами и красивыми проспектами на глянцевой бумаге, побивает дилетанта-покупателя. И "приз уходит команде знатоков", то есть в кассу магазина.

В этой статье мы попытаемся сыграть "за телезрителей" - дать шанс многочисленной команде любителей-программистов немного сэкономить свои денежки. Те, кто последует нашим советам, могут выслать авторам 10% от суммы экономии.

Прежде всего: не ищите здесь адресов дешевых магазинов! Цены на рынке меняются постоянно, и к моменту выхода этой статьи такие рекомендации уже устареют. Здесь мы сформулируем лишь некоторые общие принципы приобретения ПК. К сожалению, российский компьютерный бизнес все больше поворачивается лицом к определенному сословию наших "новых" сограждан в малиновых пиджаках, которые грузят свои покупки в скромные "Мерседесы-600". Во многом с их легкой руки (и толстого кошелька) вокруг этого, в общем-то простого дела за последнее время сложился целый ряд столь странных мнений, что их впору назвать мифами компьютерной революции.

Миф первый. Продавец лучше Вас знает, что Вам надо

Если в продуктовом магазине продавец на Вашу просьбу взвесить колбасы ответит: "Поверьте моему опыту, Вам гораздо лучше будет купить бутылку водки", этот номер, скорее всего, у него не пройдет. Однако в магазине компьютерных принадлежностей такой прием работает безотказно. Если Вы пришли в магазин (или на рынок) за Вашим первым ПК, то продавец действительно знает ПК лучше Вас. Но никакой продавец не может решать за Вас, что Вам требуется.

Машина должна быть адекватна поставленным задачам. И не слушайте того, кто пытается давать рекомендации, не зная досконально ваших задач.

В мире счет фирмам-производителям ПК идет уже на тысячи, а различных комплектующих - на сотни тысяч. Поэтому заявление продавца типа "Во всем мире сейчас производятся только видеоплаты с памятью 2 Мб" следует понимать как "У нас на складе сейчас есть только видеоплаты с памятью 2 Мб, и я непременно впарю Вам хотя бы одну из них". Когда продавец пытается продать Вам то, что у него есть, вместо того, что Вы просите, лучше поискать нужную деталь в другом месте.

Миф второй."Чем мех мех дороже, тем он лучше." (Дорогой компьютер - лучший компьютер)

Большинство людей (по крайней мере тех, кто не носит малиновые пиджаки) покупает компьютер для того, чтобы на нем работать. Тем не менее, настойчивая реклама, игнорируя это обстоятельство, преподносит компьютер прежде всего как символ престижа. Не зря на многих рекламных плакатах к каждому новому компьютеру приложена красивая девочка!

На самом деле высокая цена компьютера абсолютно ничего не гарантирует. Механизм ценообразования на компьютерном рынке России по-прежнему остается для нас загадкой. Иногда "знатоки" нам объясняют: "Дороже, зато надежнее". Но в нашей стране бывает и по-иному.

Обычный человек не имеет возможности взглянуть на баланс фирмы, поднять информацию о ее рекламациях и т.д. Поэтому оценивать статус того или иного предприятия приходится по различным косвенным данным. Например, рассматривая газету с сотней рекламных объявлений, имеет смысл выбрать самое маленькое и невзрачное из них - эта фирма меньше тратит на рекламу, значит, и товар в ней может оказаться несколько дешевле. По аналогичным причинам истинные знатоки электронной техники обходят стороной большие магазины на центральных улицах и норовят найти фирмочку, ютящуюся в занюханном подвале на дальней окраине. Само по себе это ничего не гарантирует, но часто удается купить подешевле. Могут возразить, что в крупных и престижных магазинах выше не только цены, но и надежность техники. Но дело-то в том, что у нас сейчас и крошечная полулегальная контора, и престижнейшая фирма черпают из одного источника. Все комплектующие закупаются у одних и тех же западных производителей, и практически никакой предпродажной подготовки не проходят (да и не нуждаются в ней). Упаковка, запечатанная на заводе в Европе (или на Малой Арнаутской улице в Одессе), распечатывается зачастую лишь в последний момент. От фирмы-продавца здесь мало что зависит.

Так что прежде чем покупать тысячедолларовый компьютер, посмотрите, а не продается ли он поблизости за пятьсот. Большинство фирм завышают цены в расчете на покупателей в малиновых пиджаках. Впрочем, такие же деньги часто выплачивают простые покупатели-дилетанты, не обратившие внимание на подозрительно высокие цены...

За более высокую цену в престижных магазинах предлагаются дополнительные услуги, гарантия, например. Вспомним первоначальный смысл слова "гарантия". Изготовитель гарантирует исправную работу своего оборудования, и готов отвечать за свои слова материально. Как может гарантия зависеть от того, у какого продавца вы купили оборудование? Или даже еще хлеще: у одного и того же продавца за одну цену - без гарантии, за другую - с гарантией (такой анекдот мы наблюдали в фирме "Эксимер").

Миф третий. Новый - значит лучший

В последнее время было замечено стремление ведущих производителей ускорить так называемое "моральное старение" компьютерной техники. Как только Intel разрабатывает очередную новинку, все ранее выпущенные компьютеры чохом объявляются морально устаревшими. Иначе кто же купит новые. Однако физически мощь прошлогодних машин никуда не делась. И тот же пакет Microsoft Office пойдет на 486-ой машине так же, как и на Pentium'е. В домашней практике редко встречаются программы (даже новые игры), которые не могут работать на 386-х компьютерах. А очень многие задачи требуют всего лишь 286-ой или даже XT! В небольшом офисе 386-ой компьютер прекрасно справится со всеми необходимыми задачами - бухгалтерской программой, простым редактором, записной книжкой, автоответчиком и т.п.

"Pentium - это уже компьютер для неудачника. Настоящие мужчины (женщины, бизнесмены, профессионалы, банкиры, дилеры, киллеры - нужное вписать) выбирают Pentium Pro!"

Действительно, Pentium и тем более Pentium Pro превосходит прежние модели по всем показателям (и по цене!). Однако, их замечательные новые возможности большинству частных пользователей не очень-то и нужны (да и мало кто из них сможет внятно эти возможности перечислить - верят на слово "знатокам"). На рынке существует очень небольшое количество программ, действительно ориентированных на процессор Pentium. В большинстве своем это игры, использующие интерактивное видео или сложную анимацию.

Миф четвертый. Только компьютер "белой" сборки - настоящий!

В это свято верят не только начинающие пользователи (что еще простительно), но и многие администраторы в небольших фирмах. Реклама "буржуйских" компьютеров пестрит замечаниями типа "сверхустойчивый сервер", "10000 часов наработки на отказ", "сниженное энергопотребление" и т.д. На самом же деле если вам требуется машина не для управления автоматизированной банковской системой и не для вывода на орбиту космических аппаратов, то отказоустойчивость компьютера (начиная с некоторого минимального уровня) особого значения не имеет. Если компьютер виснет, то пользователь просто должен почаще сохраняться. Что же до сниженного энергопотребления... Вы, конечно, можете выложить дополнительно десяток-другой долларов за "зеленый" монитор, который сбережет вам сто ватт энергии, пока вы попьете чаю, только вот электрочайник в полтора киловатта сведет экономию на нет.

Миф пятый. Подать сюда системного интегратора, или Нет пророка в своем отечестве

Даже небольшие фирмы почему-то упорно не хотят смонтировать купленное оборудование самостоятельно. Чем трудиться, лучше потратить еще денег и обратиться к "системному интегратору" - фирме, занимающейся (здесь имеются в виду не крупные и сложные проекты а 1-2 машины в комнате) по большому счету подключением проводов.

Миф последний. "Наш компьютер все сделает за вас"

На управление автомобилем положено получить права со сдачей экзамена. Для управления ПК такого не требуется. Но это не означает, что работа на компьютере проще езды на автомобиле. Как раз наоборот! Но неумеха за рулем представляет угрозу чужой жизни и имуществу, а за компьютером он навредить может лишь своей машине и своим данным.

Однако человек хочет всего, много и сразу. И ему с радостью обещают всего, что он хочет. Если сказать покупателю, что после того, как он потратит изрядную сумму на приобретение ПК, ему следует еще и пройти обучение, он может подумать, а нужен ли ему компьютер вообще. Поэтому и пошла в ход легенда о том, что новое поколение программного обеспечения не требует от пользователя никакой квалификации.

Да, сейчас программное обеспечение развивается в таком направлении, чтобы избавить пользователя от знания подробностей функционирования машины и от управления ее работой. Но все равно необходим некий минимальный уровень знаний, без которого не обойтись. Учитывая, что некоторые даже этот уровень перешагнуть не в силах, сей факт от потенциального владельца компьютера тщательно скрывается.

Зато после того, как, купив машину и промучавшись с ней несколько дней без толку, клиент спросит, почему же у него ничего не получается, перед ним будет распахнут новый мир - из всевозможных книг, пособий и курсов по работе на компьютере. И каждый шаг в этом мире обойдется недешево.

Начинающему пользователю не следует питать особых надежд, что все у него сразу заработает. Пока еще не сделали автомобиля, на котором можно было бы ездить, не зная ничего об управлении и о Правилах дорожного движения. Также и в мире компьютеров пока не создано программ, позволяющих работать с ними, не зная основ вычислительной техники. Но уже неоднократно об этом объявлено.


Газета "Московский карьерист", 1999, N 4, 5.
Обратно на персональную