15.05.07
Воспитать лидера
Российские компании учат сотрудников брать на себя ответственность
Крупный российский бизнес обратил внимание на дефицит лидеров. Чтобы решить проблему, менеджеров среднего звена отправляют за парты. Кто-то проводит специальные конференции, кто-то нанимает тренинговые компании. Но и организаторы программ развития лидерских качеств, и профессора непреклонны: разовыми мероприятиями тут не обойтись.
Источник: 'Ведомости' ?73 (1847) , 24.04.2007., Автор: Григорий Милов
Менеджмент не может быть эффективным без лидерского потенциала, говорит Тахир Базаров, профессор психологии МГУ. В России не хватает даже просто квалифицированных менеджеров, считает Евгения Овасапян, директор программ Executive education Московской школы управления 'Сколково'. Что уж говорить о тех, кто способен повести за собой, придумать новые направления в бизнесе и, главное, видеть широкую картину мира, отмечает она.
Глубоко личное
В компании 'Вымпелком' лидерству учат участников так называемого кадрового резерва: специально отобранных специалистов, готовых в случае необходимости занять ключевые должности. Всего таких 'резервистов' в компании чуть больше 200 человек, рассказывает Людмила Голуб, начальник отдела по управлению кадровым резервом 'Вымпелкома'.
Именно их в середине апреля собрали на конференцию 'Лидерство на яркой стороне'. Два дня ее участники из разных регионов страны, в общей сложности около 100 человек, слушали выступления знаменитостей, работали в мастер-классах с коллегами, тренерами и профессорами.
'Мы хотели продемонстрировать участникам максимально широкий спектр взглядов на лидерство, - говорит Наталья Артемьева, начальник отдела развития управленческих компетенций "Билайн университета". - Еще нам хотелось, чтобы участники вышли с конференции с вопросами, а не с готовыми ответами'. Поделиться взглядами на природу лидерства 'Вымпелком' пригласил Игоря Лутца, креативного директора рекламного агентства 'BBDO Москва', а также режиссера и продюсера, звезду балета Андриса Лиепу и политика Ирину Хакамаду. Каждый из них рассказывал о собственном пути к успеху. 'Но на самом деле и Лутц, и Лиепа, и Хакамада говорили об одном и том же: и карьера, и успех - это твое личное дело. Хочешь быть успешным, надо брать ответственность на себя', - говорит Голуб.
'Мы не хотим быть похожими на бюрократическую организацию, цели которой расписаны на много лет вперед. Нам нужно двигаться - и двигаться быстро, - полагает Артемьева. - Мы даже мыслим быстрее, чем любой провайдер учебных программ'. Например, эта конференция была организована за 10-12 дней, для тренинговых компаний подготовка программы с нуля в такие сроки вряд ли возможна, говорит она.
Внутренним спонсором развития лидерских качеств сотрудников выступает правление компании, рассказала Артемьева. Топ-менеджеры не устают напоминать сотрудникам о необходимости обучения и не жалеют средств.
В 'Вымпелкоме' понимают, что с завершением конференции обучение не заканчивается. Каждый ее участник должен был оценить собственные сильные и слабые стороны и составить план дальнейших действий. Теперь они должны обсудить этот план с непосредственными руководителями.
Два дня, проведенные 'за партой', участники конференции не считают потраченными зря. 'За день до конференции у меня был серьезный разговор с руководителем, - рассказал один из них. - Если бы конференция прошла за день до разговора, я бы построил его совсем по-другому. А если бы за неделю, то разговор, скорее всего, вообще бы не произошел'.
Обычная работа
В МТС уверены, что развивать лидерские качества сотрудников нужно не разовыми мероприятиями, а повседневной работой с людьми. И это убеждение возникло не на пустом месте. Прообраз программы, принятой в МТС, уже больше трех лет применяется в страховой компании 'Росно', где трудились и президент МТС Леонид Меламед, и вице-президент по управлению персоналом и административным вопросам Сергей Никонов. В 'Росно' лидерством стали заниматься по инициативе иностранного акционера, немецкой страховой группы Allianz, рассказал Никонов. 'Мы выделили и описали пять ключевых лидерских компетенций: системность, клиентоориентированность, профессионализм, результативность, корпоративность. Сотрудникам МТС было предложено оценить себя, свои подразделения и коллег по каждой из них', - отмечает он. Например, cамый низкий балл компания в целом получила по компетенции 'системность'. Но посмотрите, в какое время делали этот замер, указывает Никонов. Людей переводили из одного отдела в другой, многие не до конца понимали, что происходит. Наивысшей была оценка по критерию 'клиентоориентированность'. 'Вы не поверите, - говорит Никонов. - Финансовые результаты подразделений были сопоставимы с оценками, которые были получены по интегральному показателю лидерских компетенций'.
Дело не в харизме
В стремлении научить сотрудников брать на себя ответственность МТС и 'Вымпелком' не одиноки. В конце марта стартовал цикл открытых программ Московской школы управления 'Сколково', практически целиком посвященный лидерству. На первой встрече участников - менеджеров 'Вимм-Билль-Данна', ТНК-BP, 'Тройки Диалог', ФСК РАО ЕЭС и дистрибуторской компании 'Градиент' выступал профессор Пьер Каас, декан Берлинской школы творческого лидерства (Berlin School of creative leadership).
В апреле в компании 'Вимм-Билль-Данн' прошел первый этап программы Leadership Course, рассказала Вера Елисеева, директор управления по работе с персоналом 'Вимм-Билль-Данна'. Менеджеры компании учились личной эффективности. Программа была одобрена еще в прошлом году после процедуры оценки топ-менеджеров, когда стало понятно, каких навыков им не хватает и какие надо развивать. Развитие лидерских навыков - никакая не мода, а насущная необходимость и хорошие российские компании занимаются подобными вещами давным-давно, говорит Елисеева.
Учить менеджеров лидерству постоянно приходится и профессору МГУ Тахиру Базарову. Беда в том, что в России лидерство слишком часто сводят к харизматичности, и это большая ошибка, говорит он. Харизматиком надо родиться. К тому же харизматичность нужна далеко не всем и не всегда. Более того, она может мешать. Зачем это вам, не раз спрашивал своих подопечных Базаров. Вы хотите уйти из компании? Качества, которые вы хотите приобрести, хороши для 'жениха', а не для 'мужа'. А менеджер - в большей степени 'муж'. Его главная задача - эффективность. Очаровывать подчиненных каждый день нет никакой необходимости, если вы думаете о конкретном результате. Может быть, все дело в том, что люди добились уверенности и им стало скучно стабильно функционировать, заключает Базаров.
КАК УЧАТСЯ ЛИДЕРЫ
По данным третьего ежегодного исследования международной хедхантинговой компании Egon Zehnder, более 70% опрошенных топ-менеджеров согласились с необходимостью как можно более широкого образования. 'Если все, что вы знаете, - это бизнес, то вы ничего не знаете о бизнесе' - к такому выводу пришли хедхантеры. Обладание степенью MBA ценится лишь в США (60% опрошенных назвали получение бизнес-образования важным для карьеры), в Великобритании, Германии и Франции его значение намного ниже (21%, 45% и 46% соответственно). Причем увлечение MBA проходит с возрастом: если 67% руководителей в возрасте 30-40 лет считают получение этой степени очень важным, то среди 40-летних таких лишь 40%, среди 50-летних - 45%, 60-летних - 27%. А лучшей школой бизнеса большинство топ-менеджеров назвали практику.
|