Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://anspa.msu.ru/ncd-1-9-185/news_publications.html
Дата изменения: Sun Apr 10 21:52:26 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 21:52:26 2016
Кодировка: Windows-1251
Высокие технологии: Курс на инновации - Публикации ВШГА МГУ.
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Французкая версия сайта Английская версия сайта Испанская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • Подписка на новости
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    20.08.07

    Высокие технологии: Курс на инновации

    Россия, как и другие быстро растущие страны, вкладывает средства в развитие высоких технологий. Сразу вывести их на мировые рынки трудно - ведь там придется конкурировать с передовыми западными компаниями. Но существуют другие, менее рискованные способы попасть в ряды мировых технологических держав.

    Источник: 'Ведомости' , ?114 (1888), 25 июня 2007., Автор: Томас Настас

    Идеи и продукты
    За последние семь лет Innovative Ventures Inc. (IVI) и другие венчурные компании рассмотрели на рынке технологий России и СНГ сотни предложений в области ИТ, телекоммуникаций, биотехнологий, медицины и др., но в итоге для финансирования отобрали всего лишь 25 проектов. Последние три года IVI занималась главным образом технологиями разведки и добычи нефти. В 2004 г. венчурное подразделение Shell и IVI создали партнерство для совместных инвестиций в технологии для нефтяной промышленности стран СНГ.

    Оказалось, что из общего числа оцененных нами изобретений в разведке и добыче прорывные технологии, т. е. те, производительность или экономичность которых оставляет далеко позади существующие аналоги, составляют всего 2%.

    Наши данные опровергают тезис о том, что российские НИИ, а также средний и малый бизнес обладают великолепными технологиями, а инвесторы просто не могут разглядеть их потенциал. На самом деле у институтов и бизнеса есть прекрасные идеи, но, увы, потребители покупают не идеи, а продукты. Венчурные капиталисты, вопреки распространенному мнению, редко вкладывают деньги в научные исследования. Им интересны выгодные предприятия, а не концепции.

    Больше половины (52%) технологий мы отклонили по вполне банальной причине: описания были плохо составлены, заявленные эксплуатационные характеристики не подтверждены надежными испытаниями, никто не проводил сопоставления с продукцией конкурентов. Отказы не были связаны с проблемами интеллектуальной собственности, отсутствия бизнес-планов или низкой квалификации менеджмента, хотя обычно именно этими причинами объясняют, почему в Россию поступает так мало венчурных инвестиций. К тому же революционные технологии вообще - большая редкость, скорее счастливый случай, чем результат запланированного процесса.

    Если шанс создать не имеющий аналогов уникальный продукт и прорваться с ним на глобальные рынки столь мал, то как попасть в круг мировых технологических держав? Что делать России со своими мозгами, до сих пор генерирующими лишь идеи, и неожиданно свалившимися деньгами?

    Не спешите перевернуть мир
    В изученной нами сфере разведки и добычи нефти лишь единичные российские инновационные технологии готовы к выходу на мировые рынки, но очень много таких, которые могут пригодиться внутри страны. Развить технологии 'местного значения' гораздо проще, чем совершить глобальный прорыв. Вместо того чтобы пытаться переиграть международных конкурентов на их поле, лучше создать у себя сектор конкурентоспособного наукоемкого малого и среднего бизнеса, а потом уже двигаться на мировые рынки.

    Вот примерный план действий, который позволит не распыляться во все стороны, а сосредоточиться на естественных преимуществах страны и наращивать технический потенциал вокруг них. И если в секторе углеводородов существует спрос на технические инновации, то, скорее всего, он есть и в других отраслях. Значит, там тоже можно сделать рывок в создании и внедрении новых технологий.

    Шаги на пути к прогрессу
    Начинайте с внутреннего рынка. Говоря о необходимости выходить на мировые рынки, предприниматели и правительства ссылаются на невысокую емкость внутреннего рынка. Но в каждой стране есть виды бизнеса, основанные на новейших технологиях, и обычно они либо формируются в cилу особенностей этой страны - ее природных ресурсов или географического положения, либо образуют кластеры, группируясь вокруг ведущего предприятия отрасли.

    У автомобильной промышленности Восточной Европы и СНГ отличные перспективы роста, и компании вроде Ford, General Motors, Toyota, VW, Peugeot наращивают свое производство в частности и в России. Автомобильным концернам нужны местные поставщики компонентов, которые работали бы столь же надежно, как на Западе. Точно так же 'Лукойлу', 'Роснефти', 'Казойлу', Shell, Chevron и другим нефтяным компаниям в СНГ требуется больше сервисных компаний мирового уровня.

    У обеих этих отраслей слабое место - снабжение. 'Местная автомобильная промышленность страдает от низкого качества работы местных поставщиков, уровень которых не соответствует мировым стандартам', - такое мнение Карла Хана, почетного председателя Volkswagen, приводит газета Moscow Times. 'Это самая большая проблема для нашего завода в Калуге', - вторит ему гендиректор Skoda Детлеф Виттих.

    Но взгляните на перспективные планы России по развитию наукоемких отраслей, и вы увидите стандартный набор: информационные, био- и нанотехнологии и т. п. О комплектующих для автомобильной промышленности, об услугах для нефтяной и других добывающих отраслей речь не идет. А ведь именно эти сектора c быстрой отдачей могли бы запустить цепную реакцию и подстегнуть спрос внутреннего рынка на высокие технологии.

    Все знают, что Израиль - генератор передовых технологий для всего мира. Менее известна инновационная деятельность Израиля, направленная на внутренние нужды. Мало кто слышал, например, о его технологиях опреснения и очистки воды. Израиль вполне мог столкнуться с проблемой нехватки воды, ведь с 1948 г. его население выросло более чем в семь раз. Правительство Израиля финансировало научные исследования в области ирригационных систем с низким давлением (для сельского хозяйства), сбора дождевой воды, очистки сточных вод и опреснения. Частный сектор откликнулся на инициативу государства изобретениями: среди них можно назвать системы управления водным хозяйством, биоочистки твердых отходов, медицинских отходов и биологически загрязненных материалов. Основной целью было (и остается) удовлетворение внутреннего спроса, но новые методы получения чистой воды заинтересовали и иностранных потребителей. Так в Израиле появилась новая технология с колоссальным спросом во всем мире: ее экспорт приносит $800 млн годового дохода.

    В ближайшие пять лет правительство планирует инвестировать в эту отрасль еще $160 млн. У израильских фирм есть шанс увеличить объем экспорта технологии очистки и опреснения воды до $2 млрд к 2010 г., до $5 млрд к 2015 г. и до $10 млрд к 2020 г. (объем мирового рынка чистой воды достигает $400 млрд при ежегодном 7%-ном приросте).

    Предоставляйте мини-гранты для подготовки документации по перспективным разработкам. После того как определятся основные направления инноваций для отечественного рынка, необходимо помочь соискателям с составлением заявок. На эти цели на конкурсной основе можно выделять мини-гранты ($3000-10 000). Разумеется, этих денег не хватит, чтобы создать полный бизнес-план внедрения новой технологии, а вот для составления толкового трехстраничного документа с описанием ее потенциала этого достаточно.

    Создайте фонд для проверки ценности технологий. Продвижение новой технологии начинается с исследований и разработки продукции. Чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, необходимо убедительно доказать ценность новаторского подхода и преимущества изобретения, а для этого нужны комплексные испытания. Сами предприятия зачастую не в состоянии их провести, а любой разумный инвестор требует, чтобы авторы и производители технологий оценили ее относительно отечественных и зарубежных аналогов. Покрыть затраты предприятий на эту работу мог бы специально созданный фонд.

    Составьте базу данных технологий. Дайте потенциальным заказчикам и инвесторам информацию о новых технологиях в вашей стране, включая: список НИИ и предприятий-разработчиков, сгруппированных по отраслям, продукции, технологиям и сегментам рынка, с полными контактными данными; описание разработок; сравнительный анализ предлагаемых разработок с отечественными и иностранными аналогами (в том числе данные об испытаниях, проведенных по международным стандартам); указание стадии разработки: НИОКР, создание прототипа, альфа- или бета-тестирование; план-график создания продукта: основные этапы, сроки и постатейный бюджет; список полученных или заявленных патентов (когда и в какой стране выданы), а также технологий, аналогичных по форме или функции. Опубликуйте эту информацию как базу данных, сделайте ее доступной через Интернет с поиском по ключевым словам.

    Помогите разработчикам развить бизнес. Чтобы хорошо понимать, над какими проектами работают научные и внедренческие организации, учредите государственную организацию, которая оказывала бы поддержку инновациям. Эта организация будет проводить конкурсы, выдавать мини-гранты на подготовку предложений по перспективным разработкам и гранты на проверку их ценности и помогать продвигать инновации, созданные усилиями малого и среднего бизнеса и научных институтов.

    Учредите службу защиты интеллектуальной собственности своей страны. Такая служба (а она может существовать в рамках упомянутой ранее государственной организации по поддержке инноваций) поможет разработчикам технологии получить российский или зарубежный патент, уплатив пошлину за подачу заявки. Известно, что ученые и бизнесмены так гордятся своими изобретениями, что иногда объявляют о результатах, до того как застолбят свой приоритет. Тем самым они вредят сами себе. Государственная организация по развитию бизнеса должна взять на себя раннее выявление объектов авторского права и консультирование разработчиков по вопросам интеллектуальной собственности: о чем можно говорить, а что лучше до поры до времени держать в секрете.

    Проведите конкурсы на разработку и поставку технологий заказчикам. Конкурсы бизнес-планов предприятий - разработчиков технологий, благодаря которым венчурные капиталисты знают об их существовании, с большим успехом проходят в США, Европе, Китае, Индии и Канаде. Проводились подобные мероприятия и в России, в частности форум 'Инвестиции в технологии', Российский технический тур под эгидой European Tech Tour и ежегодная ярмарка технологий, спонсируемая Российской ассоциацией прямого и венчурного инвестирования.

    Очень важно привлекать к участию в конкурсах научных исследований крупные компании. Ведь если какой-то разработкой заинтересуется корпорация, она может сразу задать ей нужное направление, ускорить процесс ее коммерциализации и упростить поиск поставщиков материалов и комплектующих.

    Разработчикам особенно выгодно сотрудничать с венчурными подразделениями транснациональных компаний. Корпоративные инвесторы - Siemens, Nokia, Sony, Dow, DuPont, Shell, Chevron, Norsk Hydro, Cisco, Intel, Sun, Oracle, Motorola, SAP, Schlumberger, IBM и др. - вкладывают свой венчурный капитал в малый и средний бизнес точно так же, как чисто финансовые венчурные инвесторы, но работать с ними разработчикам выгоднее.

    В отличие от финансовых венчурных инвесторов производственные корпорации готовы брать на себя технологический риск, инвестируя в исследования и разработки стартапов, и вкладывать средства в интеллектуальную собственность (получая право ее использовать). Таким образом они ускоряют выход технологии на рынки и к потребителям. Корпоративные венчурные инвесторы распоряжаются деньгами из своего бюджета на НИОКР и поэтому готовы финансировать новые технологии еще на ранних стадиях разработки, чего не могут или не хотят делать финансовые венчурные капиталисты.

    Автор - гендиректор Innovative Ventures Inc.; преподаватель Американского института бизнеса и экономики в Москве; работал с правительствами Казахстана, Латвии, Словакии над созданием технологических венчурных фондов.