Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://anspa.msu.ru/ncd-1-9-191/news_publications.html
Дата изменения: Sun Apr 10 21:52:29 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 21:52:29 2016
Кодировка: Windows-1251
Маленький электронный тигр - Публикации ВШГА МГУ.
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?
Русская версия сайта Французкая версия сайта Английская версия сайта Испанская версия сайта Перейти на главную страницу

О нас Новости Программы обучения Online-обучение Работодателям        Поиск Войти
Новости
  • Наши новости
  • Публикации
  • Нормативные документы и приказы
  • Подписка на новости
  • О ВШГА МГУ
  • Миссия
  • Преимущества
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Международная деятельность
  • Попечительский совет
  • Студенческий совет
  • Администрация
  • Магистранты
  • Преподаватели
  • Партнеры
  • Спонсоры
  • Ссылки
  • Контакты
  • ПОЗНАВ СОВЕРШЕНСТВО, не соглашайтесь на компромисс!




    ВШГА МГУ - это подготовка кадров среднего и высшего звена для органов государственной власти РФ, крупных государственно-частных корпораций и бизнес-структур.

    ВШГА МГУ - это обучение на основе лучшего опыта зарубежных школ публичной администрации и традиций российского образования.

    ВШГА МГУ - это интересное общение в дружном коллективе.

    Высшая школа государственного администрирования - факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, член Международной ассоциации школ и институтов администрирования (IASIA) и Европейской группы государственного администрирования (EGPA).




    12.09.07

    Маленький электронный тигр

    Введение в Эстонии системы электронного правительства позволило резко снизить коррупцию, повысить эффективность государственного управления и его ответственность перед гражданами. В Украине внедрение такой системы саботируется политиками и чиновниками

    Источник: 'Эксперт Украина' ?30-31(127) , 13 августа 2007., Автор: Ирина Гасанова

    В зале заседаний правительства Эстонии место премьер-министра можно определить лишь по наличию деревянного молоточка, ударом которого он открывает и закрывает заседания. И это, пожалуй, единственная традиционная деталь в технологии государственного управления. Семь лет в этой стране действует система электронного правительства, то есть госаппарат работает в открытом для населения режиме. Повестка дня ближайшего заседания эстонского кабинета министров представлена на правительственном портале, там же транслируются и его заседания. С ответом на свой запрос по телефону или электронной почте граждане могут ознакомиться в течение пятнадцати минут, прямо по ходу совещания Кабмина через службу по работе с обращениями граждан. Таким же образом они получают информацию о необходимом нормативном акте с комментариями правительственных экспертов. Исключение составляют вопросы, относящиеся к сфере государственной тайны.
    Подобная система мониторинга и контроля со стороны населения действует и на уровне местного самоуправления. Каждый житель Эстонии может не только узнать позицию любого политика или государственного чиновника, но и высказать свою точку зрения, задать им вопросы и получить ответ. 'Решение о введении электронного управления лишь процентов на десять зависит от компьютерных технологий, все остальное - вопрос политической воли руководства страны. Главное - готовность политиков к тому, что вся их работа будет прозрачна для граждан', - говорит региональный представитель программы ООН 'Демократическое управление' в Центральной Европе Ивар Талло.

    Смещение центра
    К концу 90−х почти весь экономический ресурс Эстонии сосредоточился в частных руках: земельные угодья были возвращены потомкам их прежних владельцев, промышленные предприятия оказались либо приватизированы, либо закрыты. Государственная машина была насквозь коррумпирована. К совместной инициативе ООН и Фонда Сороса создать электронное управление политики этой страны отнеслись как к возможному выходу из кризиса. Первый президент постсоветской Эстонии Леннарт Мери, который находился у власти два срока - с 1992 по 2001 годы, объявил о начале общенациональной программы 'Прыжок тигра'. Ее целью было вывести страну в число самых технологически развитых государств мира. В 1997−м эстонский парламент проголосовал за создание системы электронного правительства. Главным фактором приобщения широких слоев населения к сетевым технологиям стало введение электронных форм государственных, или как их принято называть во всем мире, альтернативных услуг.

    Электронное управление смещает центр в системе отношений государство-граждане от административных органов власти к населению. В традиционной схеме регламент предоставления госуслуг ориентирован на потребности чиновников, а жители вынуждены получать их на определенных условиях: в определенном месте и в определенное время. Так, зарегистрировать по месту жительства новорожденного ребенка моя семья сумела только после четырехмесячного стояния в очередях в паспортном столе. Паспортистка общалась с изнуренными посетителями через маленькое окно с железной решеткой, и прорваться к ней в кабинет удалось лишь благодаря рыдающему в коляске младенцу. Таких примеров взаимоотношений с госорганами - паспортными столами, налоговыми инспекциями, ЖЭКами - любой житель Украины приведет множество.

    В то же время в Эстонии получение денежного пособия от государства на новорожденного - дело всего пары минут. Нужно лишь заполнить электронную анкету и отправить ее по электронной почте. Вскоре придет подтверждение достоверности указанных в ней данных, а деньги поступят на заявленный гражданином банковский счет. Точно так же эстонцы оформляют покупку авто или недвижимости, заполняют таможенные и налоговые декларации, подают документы на поступление в школы и вузы, оплачивают коммунальные услуги, делают запросы в административные органы власти и получают на них ответы.

    Балтийская матрица
    Все жители этой страны занесены в электронную базу, где содержатся персональные данные о каждом гражданине. Секретными остаются только личные банковские счета.

    В качестве основного документа, удостоверяющего личность, государство предлагает эстонцам пластиковые электронные идентификационные карты (ID-card) с цифровой фотографией и по желанию - с электронной подписью (для ее распознавания необходимо установить специальную программу, а это требует дополнительных расходов). Но те, кто не хочет или не может обзавестись таким паспортом, могут пользоваться своими персональными данными, содержащимися на сайте их банка или какого-либо государственного учреждения. Эта информация доступна чиновникам, банкам и страховым компаниям, но закрыта для посторонних лиц. После каждого посещения личной страницы гражданина представителем того или иного госоргана на ней остается пометка. Разместив данные обо всех жителях в сети, эстонцы смогли отойти от единого, пусть даже электронного, окна и выйти на формат индивидуального общения граждан со всем госаппаратом - от министерств и органов местного самоуправления до участкового полицейского и коммунальной службы. Выбрав необходимую услугу, эстонцы тут же имеют полную информацию о том, что нужно сделать для ее получения с указанием государственного органа, реквизитами ответственного должностного лица и его вышестоящего начальника. Последнему можно и пожаловаться, если клиент не удовлетворен качеством и скоростью обслуживания.

    На уровне местного самоуправления электронное управление обеспечивает участие всех жителей территориальной общины в процессе осуществления власти. Все 227 муниципий страны по закону обязаны иметь официальные сайты, обеспечивающие гражданам полный доступ к информации о разрабатываемых проектах решений. В некоторых городах жители могут голосовать 'за' или 'против' решений, рассматриваемых на заседаниях муниципалитетов. Закон не обязывает депутатов местных советов принимать к исполнению позицию граждан по каждому конкретному вопросу. Но политикам такой мониторинг точнее любого социологического исследования позволяет узнать об уровне поддержки населением их деятельности.

    Именно благодаря такой системе жители Тарту отклонили проект строительства новой мусорной свалки. Теперь власти ищут более подходящее место. Выбрав любой район на электронной карте города, граждане могут узнать обо всех намеченных к строительству объектах. Более того, горожанам присылают SMS-сообщения или электронные письма с уведомлением, что в такой-то день та или иная дорога будет перерыта, а в таком-то месте построят магазин. Сейчас по инициативе мобильных операторов и информационно-технологических компаний правительство Эстонии разрабатывает цифровую карту страны, которая будет работать по аналогичному принципу. Поскольку клиентов мобильной связи гораздо больше, чем пользователей Интернета (95% против 62%), власти озабочены тем, как расширить круг услуг, предоставляемых по телефону. Так, отправив сообщение по мобильнику, жители могут сообщить о сломанной скамейке или разбитом фонаре. А полицейские, связавшись с помощью мобильной связи с таксистами и водителями автобусов, разыскивают преступников, пропавших детей и стариков.

    Что нам мешает
    Экономическая модель постсоветской Эстонии выстраивалась по образцу ее северных соседей - Швеции, Норвегии и Финляндии. В рейтинге стран с наиболее благоприятным инвестиционным климатом, который ежегодно составляет Всемирный банк, эти скандинавские государства всегда в первой десятке. Эстония в этом рейтинге также входит в число стран с наименьшим вмешательством государства в экономику. Именно благодаря созданию прозрачных и стабильных правил во взаимоотношениях между государством и бизнесом в Эстонии начало формироваться электронное управление. Первые альтернативные (электронные) формы предоставления госуслуг населению стали появляться при финансовой поддержке банков, в основном принадлежащих нерезидентам.

    Классическая схема формирования электронного правительства предполагает три этапа. Первый - налаживание электронного взаимодействия между административными органами, второй - между госорганами и бизнесом, и третий, самый высокий, - между госорганами и гражданами. Причем главное на всех трех этапах - желание участников установить прозрачные справедливые взаимоотношения. В Украине ни бизнес, ни государство подобных инициатив пока не проявляют.

    Проблема электронного управления обсуждается в нашей стране давно, но в ее развитии наблюдается не просто застой, а даже регресс. В доказательство можно привести снижение бюрократического веса госструктуры, ответственной за развитие информационных технологий. Из созданного в конце 90−х государственного агентства она преобразована в госдепартамент при Министерстве транспорта и связи. В госаппарате развитием этой сферы сейчас занимаются не больше тридцати специалистов (хотя еще в конце 90−х в Кабмине над этим работали 160 человек).

    'Госсектор в Украине движется по пути компьютеризации отдельных министерств и ведомств: ежегодно поступают заказы на компьютеры, принтеры, сетевые технологии и коммуникации. Но это простая модернизация средств производства. Можно, правда, вспомнить внедрение автоматизированных систем делопроизводства или программу компьютеризации школ. Но в первом случае это нужно самим чиновникам, а во втором - четкого понимания, что компьютеры в учебных заведениях нужны для доступа через Интернет к мировым знаниям, сервисам и так далее, к сожалению, нет. В области IT-технологий наши министерства в основном делают лоскутные проекты, которые касаются лишь одного ведомства и в целом не влияют на сферу экономики и улучшение качества жизни граждан', - сказал 'Эксперту' заместитель директора представительства компании Cisco в Украине по взаимодействию с госсектором Валерий Фищук. За семь лет в нашей стране даже не создана система электронного взаимодействия внутри госаппарата - дальше зачаточной стадии электронного учета, который фиксирует поступление и отправку документов, дело не пошло. Чиновники до сих пор бегают по кабинетам президентского секретариата, министерств и ведомств, собирая под каждым проектом решения множество виз. Разослать текст на согласование ответственным чиновникам по электронной почте в обход секретарей и помощниц не получается.

    Введение электронных услуг резко уменьшает сферу чиновничьего произвола, тем самым снижая коррупцию в органах власти. Это значит, что чиновники будут всячески препятствовать любым попыткам внедрить такую систему. Шансы ввести элементы электронного управления наиболее высоки на муниципальном уровне - более компактном и прозрачном для граждан. В городе Каменце-Подольском (Хмельницкая область) уже работает электронная отчетность управления местным бюджетом. О поступлениях и расходах горожане могут узнать на муниципальном веб-сайте. В этом маленьком городке население взяло на себя ответственность за обустройство своих территорий, почти каждый житель занят в малом бизнесе.

    Успех проекта электронных услуг государства зависит и от заинтересованности предпринимателей. 'Нашим бизнесменам необходимо понять, что при таком управлении им не придется нанимать пятнадцать бухгалтеров, понадобится всего один финансист, который будет работать в системе электронной налоговой отчетности', - говорит Валерий Фищук. Компьютерная неграмотность украинцев здесь не может выступать препятствием. В Канаде именно введение электронных услуг способствовало резкому увеличению количества компьютерных пользователей. Постепенное распространение электронных услуг государства на местах рано или поздно приведет к установлению единых правил на общенациональном уровне.