Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ctt.msu.ru/ext/laws/04.doc
Дата изменения: Fri Jun 22 21:29:00 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:35:17 2012
Кодировка: koi8-r


Концепция проекта Федерального закона «О передаче технологий»

Основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на
которые распространяется действие федерального закона
Положения проекта Федерального закона «О передаче технологий»,
изложенные в настоящей Концепции, призваны содействовать развитию
институциональной среды инновационной деятельности - национальной
инновационной системы, повышению эффективности научно-технической и
инновационной сфер деятельности.
В «Основах политики России в области развития науки и технологий до
2010 года и дальнейшую перспективу», утвержденных Президентом Российской
Федерации, переход к инновационному развитию страны определен как основная
цель государственной политики в области науки и технологий, достижение
которой предусматривает решение следующих ключевых задач:
1. приоритетное развитие фундаментальных исследований и среды генерации
знаний - основы развития в России науки и образования мирового уровня;
2. разработка и реализация приоритетных направлений науки, технологий

и техники, критических технологий федерального уровня, способствующих
долгосрочному экономическому росту и учитывающие глобальные
направления научно-технологического прогресса, национальные цели и
конкурентные преимущества страны;
3. активизация инновационной деятельности и создание цивилизованного

рынка интеллектуальной собственности;
4. повышение эффективности государственного регулирования в сфере

науки и технологий, включая рациональное использование
государственного имущества и нематериальных активов.
В настоящее время одним из важнейших направлений государственной
политики является переход страны к инновационной экономике, в которой
создание, трансфер и использование результатов научно-технической
деятельности являются главными условиями устойчивого экономического роста.
Действенная государственная политика при этом должна обеспечивать не только
финансовую поддержку научных исследований и разработок, но и создание
эффективных механизмов, направленных на продуктивное использование
результатов научно-технической деятельности, в том числе созданных за счет
или с привлечением бюджетных средств.
Основная идея законопроекта - упорядочение отношений, связанных с
установлением условий первичного закрепления и передачи прав на
использование технологий, созданных за счет или с привлечением
бюджетных средств, с целью стимулирования их вовлечения в хозяйственный
оборот и обеспечения эффективного использования бюджетных средств,
выделяемых на научные исследования и разработки. В законопроекте также
будут содержаться положения, касающиеся пресечения недобросовестной
конкуренции и монополистических действий при распоряжении правами на
объекты интеллектуальной собственности, а также экспорта технологий.
Закон «О передаче технологий» призван стать специальным по отношению к
уже существующим и системообразующим законам, и должен включать правовое
регулирование отношений по поводу результатов научно-технической
деятельности, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств.
Принятие данного федерального закона позволит создать важное звено в
системе комплексного правового регулирования, направленного на развитие
национальной инновационной системы.
Целями принятия федерального закона «О передаче технологий» являются:
обеспечение введения результатов научно-технической деятельности,
созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, в экономический
оборот;
стимулирование внедрения в производство новых технологий, в том числе
созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;
обеспечение приоритета использования результатов научно-технической
деятельности, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, на
территории Российской Федерации.
Предметом правового регулирования закона «О передаче технологий» будут
следующие отношения:
отношения в области закрепления прав на результаты научно-технической
деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств;
отношения в сфере передачи и использования результатов научно-
технической деятельности, созданных за счет или с привлечением бюджетных
средств;
отношения в сфере конкуренции и ограничения монополистической
деятельности, связанные с использованием результатов научно-технической
деятельности, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств;
отношения, связанные с экспортом технологий.
Действие проекта федерального закона будет распространяться на
следующий круг лиц:
федеральные органы исполнительной власти, государственные заказчики и
исполнители государственных контрактов, предусматривающих получение
результатов научно-технической деятельности за счет или с привлечением
бюджетных средств, государственные учреждения, предприятия и организации,
получающие бюджетное финансирование на научные исследования и разработки,
юридические и физические лица, являющиеся разработчиками или заказчиками
технологий, создаваемых за счет или с привлечением бюджетных средств, а
также лица, являющиеся обладателями прав на объекты интеллектуальной
собственности.
При этом предполагается, что законопроект не затрагивает вопросы права
собственности государственных учреждений, предприятий и организаций в
отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном
управлении (глава 19 ГК РФ).
Законопроект подразумевает, что закрепление прав на результаты научно-
технической деятельности, созданные за счет или с привлечением бюджетных
средств, за организациями-разработчиками, передача (уступка) ими прав на
объекты интеллектуальной собственности третьим лицам осуществляется с
согласия государственного заказчика (в случае выполнения работ по
государственным контрактам) или главного распорядителя бюджетных средств
(для организаций, финансируемых по смете).

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в сфере
передачи технологий, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств
В настоящее время формирование инновационной политики Российской
Федерации происходит в условиях незавершенности законодательной базы в
инновационной сфере. Это в полной мере относится и к состоянию правового
регулирования вопросов закрепления, передачи и промышленного использования
технологий, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств.
Действующее законодательство не предусматривает механизмов, обеспечивающих
внедрение в экономический оборот данных результатов научно-технической
деятельности, что приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств
на научные исследования и разработки, к дублированию заказываемых
государством научно-исследовательских тем, к «закрытию» государственных
контрактов формальными отчетами при отсутствии гарантий использования
созданных результатов в реальном секторе экономики. Это обусловливает
существование ряда принципиальных проблем, препятствующих кардинальному
росту инновационной активности и эффективному использованию
интеллектуального потенциала страны. В их числе - наличие серьезных
барьеров между сферами разработки, производственного использования и
коммерческой реализации наукоемких технологий и продукции, созданных за
счет или с привлечением бюджетных средств, неэффективность механизмов
коммерциализации и внедрения в производство научных результатов,
недостаточное правовое регулирование договоров, с помощью которых
осуществляется гражданско-правовой оборот результатов научно-технической
деятельности. В частности, для результатов научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ, охраняемых в режиме коммерческой
тайны, в законодательстве не предусмотрено моделей договорного
регулирования (лицензионных и подобных им договоров), что оказывает
негативное влияние на гражданско-правовой оборот этих объектов.
Предлагаемый к принятию закон будет направлен на комплексное устранение
недостатков правового регулирования применительно к результатам научно-
технической деятельности, созданным за счет или с привлечением бюджетных
средств, в целях стимулирования их оборота и внедрения в реальный сектор
экономики. В законе последовательно должен быть проведен принцип, согласно
которому, независимо от того, на каком основании и в какой правовой форме
создаются результаты научно-технической деятельности с привлечением
бюджетных средств, условием их первичного закрепления за правообладателем и
всего дальнейшего оборота должно являться обременение обязанностью внедрять
полученные результаты в практическую деятельность.

1. Сфера применения законопроекта
Законопроект будет распространяться на результаты научно-технической
деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения,
созданные за счет или с привлечением бюджетных средств, выделяемых по
государственным контрактам, по сметам доходов и расходов, а также в виде
субвенций и субсидий.
Законопроект при этом не будет затрагивать вопросы закрепления прав на
интеллектуальную собственность, созданную с привлечением бюджетных средств
на возмездной основе.
Действие законопроекта будет распространяться не на любые результаты
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а
лишь на те из них, которые будут отвечать признакам технологии, определение
которой будет дано в законе. В законе также будет дано определение
«передачи» технологии, под которой условно в целях закона будет пониматься
любое первичное введение созданной технологии в гражданско-правовой оборот
(передача технологии от ее разработчика первому правообладателю и
закрепление за ним прав на нее или закрепление прав на технологию за самим
разработчиком), а также любая последующая передача технологий и (или) всех
или части прав на использование технологий другим лицам, не являющимся
первичными правообладателями. Таким образом, правила законопроекта о
передаче технологий будут распространяться на:
- передачу технологий заказчику по договорам на выполнение научно-
исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст.
773ГКРФ);
- закрепление прав на использование технологий, созданных по
договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и
технологических работ, за первичными правообладателями (ст. 772 ГК
РФ);
- закрепление прав на использование технологий, созданных на бюджетные
средства, выделяемые по сметному финансированию, в виде субвенций и
субсидий;
передачу первым правообладателем созданных технологий другим лицам;
передачу первым правообладателем прав на использование технологий

другим лицам.
Законопроект при этом будет распространяться как на технологии,
содержащие объекты исключительных прав (объекты интеллектуальной
собственности), так и на технологии, содержащие объекты, охраняемые в
правовом режиме коммерческой тайны.
В законопроекте применительно к сфере передачи и использования
технологий будут также даны определения основных понятий, необходимых для
эффективного применения закона.

2. Определение основных способов передачи технологий
Несмотря на то, что в гражданском праве действует принцип свободы
договора и стороны могут по своему усмотрению моделировать любые договорные
отношения, не противоречащие закону, такое правовое регулирование
недостаточно для сферы оборота технологий, созданных с привлечением
бюджетных средств, поскольку основными субъектами соответствующих отношений
(правообладателями) являются организации государственного сектора экономики
и государственные органы, которые в силу сложившейся традиции заключают,
как правило, только те договоры, которые прямо урегулированы действующим
законодательством. Такое положение объективно тормозит развитие гражданско-
правового оборота технологий, созданных за счет или с привлечением
бюджетных средств, и препятствует их внедрению. В этой связи в
законопроекте будут обозначены основные способы юридического оформления
передачи технологий, созданных за счет или с привлечением бюджетных
средств. В частности, будут отражены и даны характеристики следующим
основным способам передачи технологий:
1. передача технологий как результата исполнения договоров на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а
также закрепление и оформление прав на технологии, в том числе будет
установлена обязанность сторон договора оформлять права на достигнутые
результаты тем или иным способом (в качестве приобретения исключительных
прав на объекты интеллектуальной собственности, установления правового
режима коммерческой тайны и т.п.);
2. закрепление прав на технологии, созданные за счет сметного
финансирования, субвенций и субсидий;
1. передача прав на технологии по лицензионным договорам;
2. передача прав на технологии по договорам уступки (купли-продажи);
3. передача технологий и прав на них для использования за рубежом, а

также иностранным юридическим и физическим лицам.

3. Передача вновь созданных технологий и первичное закрепление прав на
них
Действующее законодательство не устанавливает «обременения» прав на
результаты научно-технической деятельности, полученные за счет бюджетных
средств или с их привлечением, ограничиваясь регулированием отношений,
существующих на стадии возникновения прав на такие результаты. В частности,
не предусматривается установление обязанности правообладателей использовать
полученные патенты и последствия неисполнения этой обязанности и т.д.
Данные вопросы, остающиеся как вне нормативно-правового регулирования,
так и фактически за рамками условий соответствующих государственных
контрактов и иных соглашений, должны быть детально решены в Федеральном
законе «О передаче технологий» применительно к каждому способу передачи
технологий и к каждой форме закрепления и охраны прав на технологии.
Представляется необходимым законодательно предусмотреть общие условия,
на которых соответствующие результаты научно-технической деятельности,
созданные за счет или с привлечением средств федерального бюджета, и права
на них передаются (закрепляются) первым правообладателям.
Предполагается установить как порядок передачи технологий и закрепления
прав на них (в том числе созданных по государственным контрактам или за
счет бюджетных средств, выделяемых по смете, в виде субвенций и субсидий),
так и общие условия закрепления этих прав.
При заключении государственного контракта на разработку результатов
научно-технической деятельности либо договора о привлечении государственных
бюджетных средств на такую разработку стороны в обязательном порядке должны
согласовать вопрос распределения прав на объекты интеллектуальной
собственности, которые могут быть созданы. Другим вариантом может быть
ссылка сторон на необходимость заключения дополнительного соглашения о
распределении прав на объект интеллектуальной собственности незамедлительно
после создания последнего. При этом предполагается установить возможность
закрепления прав на объект интеллектуальной собственности как за
исполнителем и (или) инвестором, так и за заказчиком совместно в случаях,
когда при выполнении работ по государственному контракту использовались не
только бюджетные средства, но и средства исполнителя и (или) частного
инвестора. Также необходимо установить порядок распоряжения правами,
совместно принадлежащими нескольким субъектам.
Существенным условием закрепления прав за любым правообладателем должна
являться обязанность совершить действия по практическому использованию
соответствующего результата научно-технической деятельности. Действиями по
использованию могут признаваться как самостоятельное использование
правообладателем объекта в производстве, так и передача прав на
использование объекта третьему лицу при условии практического использования
последним объекта в производстве. Таким образом, существенным условием
государственного контракта, договора о привлечении государственных
бюджетных средств на разработку технологии, либо дополнительного соглашения
о распределении прав на созданный объект интеллектуальной собственности
должно стать положение о возможности закрепления прав на созданный объект
только «в связке» с условием-обязанностью использования правообладателем
данного объекта. Аналогичные обязанности должны быть установлены также для
правообладателей, создавших научно-технические результаты за счет
бюджетного финансирования по смете, за счет субвенций и субсидий.
Федеральный закон «О передаче технологий» должен устанавливать сроки, в
течение которых правообладатель должен исполнить условие-обязанность. В
зависимости от характера результата научно-технической деятельности,
степени ресурсо-, энерго- и трудоемкости его внедрения и применения
целесообразно определить два вида сроков, в пределах которых
правообладатель должен предпринять конкретные действия по практическому
использованию объекта: 1 год и 3 года. Исчисление сроков рационально
начинать с момента получения (оформления) прав на объект конкретным
хозяйствующим субъектом.
В качестве неизбежного последствия неисполнения правообладателем в
установленный срок обязательств, возложенных на него при закреплении за ним
прав на технологию, права на нее должны переходить к государству в лице
государственного заказчика или иного государственного органа. После такого
принудительного перехода прав государственный заказчик (государственный
орган) обязан передать на конкурсной основе права на технологию иным
субъектам на тех же условиях. При невозможности передачи прав на конкурсной
основе права должны передаваться на аукционе. Порядок проведения конкурса,
а также возможная передача прав во внеконкурсном порядке должны
определяться Правительством Российской Федерации.
В пределах общих условий, установленных в Федеральном законе «О
передаче технологий», конкретные условия и последствия неисполнения условий
закрепления прав на технологии должны содержаться в государственных
контрактах, договорах о привлечении бюджетных средств на разработку
технологии либо в дополнительных соглашениях о распределении прав на
созданные объекты интеллектуальной собственности.

4. Передача прав на технологии по договорам уступки (купли-продажи)
Действующее законодательство не предусматривает существенных условий и
порядка распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности,
созданные за счет или с привлечением бюджетных средств. Между тем вопрос
передачи прав на них имеет не меньшее значение, чем вопрос первоначального
закрепления прав на такие результаты.
В связи с этим в Федеральном законе «О передаче технологий» необходимо
путем закрепления специальных норм найти оптимальное решение проблемных
вопросов передачи прав на результаты научно-технической деятельности.
Возможность передать в полном объеме права на результаты научно-
технической деятельности, созданные на бюджетные средства либо с их
привлечением, имеют правообладатели, за которыми соответствующие права
закреплены соглашением о распределении прав на соответствующий объект.
Таким образом, правообладателями могут являться:
государство (в лице государственного заказчика);
разработчик (исполнитель государственного контракта или организация,
создавшая объект интеллектуальной собственности за счет средств, выделенных
по смете, за счет субвенций или субсидий);
инвестор, не являющийся исполнителем (разработчиком), но вкладывающий
денежные средства в разработку технологии;
государство, инвестор и разработчик (совместно, в различных

комбинациях).
Поскольку представляется целесообразным решать вопрос последовательно,
то в случае если правообладателем при закреплении прав оказалось
государство, то передача прав на объект должна осуществляться путем
заключения соответствующего договора, но с обязательным включением в него
существенного условия-обязанности нового правообладателя совершить
конкретные действия по практическому использованию объекта в пределах
установленного срока. Условие-обязанность будет являться идентичным условию-
обязанности, которое описано в п. 1 настоящей Концепции применительно к
первоначальному закреплению прав на результаты научно-технической
деятельности. Следовательно, последствия неисполнения данного условия-
обязанности новым правообладателем также будут абсолютно идентичными.
В том случае, если правообладателем при закреплении прав оказался
разработчик объекта либо другой хозяйствующий субъект (инвестор) с
возложением на него условия-обязанности предпринять в течение
установленного срока конкретные действия по практическому использованию
объекта, то при передаче первым правообладателем прав на технологию другому
лицу соответствующее условие-обязанность неизменно должно следовать с самим
правом на объект. Данный принцип следования должен стать существенным
условием договора, на основе которого правообладатель передает права на
объект другому лицу. Соответственно, вследствие перехода условия-
обязанности к новому правообладателю применимы также все последствия
неисполнения данного условия-обязанности (см. п. 1 настоящей Концепции).
Кроме того, представляется необходимым применительно ко всем случаям
передачи технологий, созданных за чет бюджетных средств или с их
привлечением, закрепить жесткое правило обязательной возмездности такой
передачи. Исключения из этого правила могут устанавливаться для случаев,
когда внедрение определенной технологии имеет важное социально-
экономическое значение для общества в целом и при этом размер затрат на
внедрение технологии делает экономически неэффективным возмездное
приобретение самой технологии. В этих исключительных случаях, однако, в
договорах передачи технологий в качестве условий передачи следует
устанавливать минимальные показатели, которых должен достигнуть
правообладатель в течение определенного срока после получения прав,
свидетельствующие о внедрении технологии в производство (минимальный объем
производимой продукции и т.п.). При недостижении данных показателей права
на технологию должны распределяться на конкурсной основе иным лицам в
порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

5. Передача прав на использование технологий по лицензионным
соглашениям
В действующем законодательстве, в частности в патентном, уже существует
нормативное регулирование вопросов, связанных с передачей прав на
использование объектов интеллектуальной собственности путем предоставления
соответствующих лицензий. Передачу результатов научно-технической
деятельности по лицензионным договорам обоснованно относят к одной из
основных форм передачи технологий. В отличие от сделок по уступке прав на
объект интеллектуальной собственности (уступка патента, т.е. передача
другой стороне всех прав на объект) лицензионные договоры представляют
собой сделки по передаче лицензиату прав на использование объекта
интеллектуальной собственности с сохранением титула правообладателя за
лицензиаром. Между тем действующее законодательство не содержит необходимых
положений, регулирующих лицензионные соглашения с учетом специфики
результатов научно-технической деятельности, созданных за счет бюджетных
средств или с их привлечением. Отсутствует правовое регулирование
лицензионных соглашений, направленных на передачу ноу-хау (секретов
производства), а также объектов, охраняемых в режиме коммерческой тайны.
Представляется необходимым предусмотреть условия и порядок лицензионной
передачи прав на использование технологий, созданных за счет или с
привлечением бюджетных средств, в отдельном разделе Федерального закона «О
передаче технологий».
Исходя из того факта, что государство проявило финансовое участие в
разработке результата научно-технической деятельности, при решении вопроса
о передаче прав на объект в соответствующем лицензионном соглашении
необходимо предусмотреть существенное условие о праве безвозмездного
неисключительного использования государством данного результата научно-
технической деятельности для государственных нужд.
Выдаваемая хозяйствующим субъектам лицензия обязательно должна
предусматривать существенное условие - принудительное лицензирование
третьим лицам или даже отзыв лицензии в случае не использования
соответствующего результата научно-технической деятельности в течение
определенного договором срока. Общие положения о сроках должны быть
определены законодательно. Таким образом, право на практическое
использование объекта, получаемое лицензиатом одновременно становится для
последнего обязанностью.
Само представление лицензии на использование результата научно-
технической деятельности, созданного за счет или с привлечением бюджетных
средств, наиболее целесообразно осуществлять на конкурсной основе. При
невозможности передачи прав на конкурсной основе права должны передаваться
на аукционе. Порядок проведения конкурса, а также возможная передача прав
во внеконкурсном порядке должны будут определяться Правительством
Российской Федерации.
При этом в законе необходимо предусмотреть несколько вариантов
предоставления лицензии и лицензионных платежей.

6. Пресечение недобросовестной конкуренции и монополистических действий
при распоряжении правами на технологии
В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» этот закон не
распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав,
за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием,
направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и
нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности
могут привести к недобросовестной конкуренции. Таким образом, закон о
конкуренции ограничивается только регулированием сферы ограничивающих
конкуренцию соглашений об использовании объектов исключительных прав, и не
относится к соглашениям об использовании ноу-хау (секретов производства), а
также к соглашениям о передаче (уступке) прав на использование объектов
исключительных прав и ноу-хау. Кроме того, наличия приведенной нормы закона
не является достаточным для четкого понимания субъектами гражданского права
соотношения между дозволенными и недозволенными условиями соглашений,
связанных с использованием результатов научно-технической деятельности,
созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, которые могут
влиять на конкуренцию.
В настоящее время в законодательстве не регламентирована степень
допустимости включения в лицензионные договоры и договоры о передаче
(уступке) прав на технологии, созданные за счет или с привлечением
бюджетных средств, следующих условий:
1. ограничение экспорта производимой по лицензии продукции;
2. контроль лицензиара над ценами на производимую продукцию в

результате использования объекта лицензионной сделки;
предписание лицензиату определенных цен рыночной реализации на

производимую продукцию в результате использования объекта лицензионной
сделки;
установление количественных ограничений в производстве продукции или
использовании объекта лицензионной сделки;
навязывание закупки продукции или технологий, выполнения услуг, не имеющих
отношения к объекту лицензии;
осуществление перекрестного лицензирования, связанного с разделом рынка или
ограничением производства;
сохранение по истечении срока действия лицензионного договора контроля над
операциями лицензиата, заложенными в данном договоре;
запрет лицензиату заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией
лицензиара;
обязательство по передаче в исключительную собственность лицензиара всех
усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;
запрет экспорта лицензионной продукции с территории лицензиата в зарубежные
страны, в которых лицензиар не имеет патентов;
предписание лицензиату в отношении внешнего вида, маркировки и упаковки
лицензионной продукции.
Патентное и антимонопольное законодательство, устанавливающие правовые
гарантии рыночных отношений, нередко вступают в противоречие при применении
на практике. Принципы патентного права и свободной конкуренции в
значительной мере не согласуются между собой, что порождает неясность и
неоднозначность толкования действий лицензиаров, лицензиатов и третьих лиц.
Это определяет необходимость проведения в законодательстве разграничений
между добросовестным осуществлением лицензиаром патентных прав и
недобросовестной конкуренцией, а также монополистическими действиями.
Данные вопросы должны быть решены регулятивными и охранительными
нормами закона «О передаче технологий», так как вопросы перехода прав на
объекты интеллектуальной собственности и ограничений при совершении
действий, связанных с передачей технологий, составляют единый предмет
правового регулирования.

7. Экспорт технологий
Контроль за экспортом из Российской Федерации технологий, которые
могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств
его доставки, иных видов вооружения и военной техники, осуществляется в
соответствии с Федеральным законом от 18 июля 1999 г. ? 183-ФЗ «Об
экспортном контроле». В то же время, экспорт технологий гражданского
назначения, созданных за счет или с привлечением бюджетных средств, не
регулируется действующим законодательством и по сути находится вне
государственного контроля. Действующее законодательство
не закрепляет каких-либо ограничений или условий передачи объектов
интеллектуальной собственности гражданского назначения, созданных с
привлечением бюджетных средств, иностранным лицам для использования их за
рубежом.
В силу этого в законе «О передаче технологий» должен быть реализован
принцип преимущественного использования на территории Российской Федерации
прав на технологии, созданные за счет или с привлечением бюджетных средств.
В качестве отдельного раздела должны быть установлены условия заключения и
порядок регистрации сделок, предметом которых является экспорт технологий,
созданных за счет или с привлечением бюджетных средств. Нормы, посвященные
экспорту технологий, преимущественно должны носить ограничительный
характер. Так, представляется необходимым при заключении лицензионных
договоров при всех прочих равных условиях закрепить преимущественное право
на получение лицензии за хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою
деятельность на территории Российской Федерации. Рационально исключить
возможность полной уступки прав на технологии иностранным контрагентам, а
также предоставления им безвозмездных, безотзывных, а также исключительных
лицензий. Можно законодательно закрепить требование об обязательном
страховании ответственности иностранного контрагента за счет последнего в
случае нарушения им лицензионного договора.
Все ограничения, установленные законом «О передаче технологий» в
отношении экспорта технологий, должны распространяться на случаи, когда
лицензию на использование объекта, созданного за счет или с привлечением
бюджетных средств, передает за рубеж как государство в качестве
правообладателя, так и правообладатели, являющиеся частными хозяйствующими
субъектами.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Федерального закона от 08 декабря 2003 г.
? 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой
деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в
области внешней торговли интеллектуальной собственностью осуществляется в
соответствии с настоящим Федеральным законом. В этой связи в законе о
внешнеторговой деятельности должна содержаться отсылочная норма, в
соответствии с которой отношения, связанные с внешней торговлей
интеллектуальной собственностью, принадлежащей Российской Федерации или
субъекту Российской Федерации, либо созданной с привлечением бюджетных
средств, регулируются специальным федеральным законом «О передаче
технологий», который после его разработки и принятия призван будет
установить специальное регулирование отношений, связанных с экспортом
технологий, созданных с привлечением бюджетных средств.

Место федерального закона в системе действующего законодательства, а
также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы
Предусмотренный в настоящей Концепции федеральный закон будет
регулировать отношения, которые возникают при осуществлении инновационной
деятельности с использованием научно-технических результатов, созданных за
счет или с привлечением бюджетных средств. Закон будет стимулировать
развитие деятельности, связанной с трансформацией полученных за счет
государственных средств идей в технологически новые или усовершенствованные
продукты или услуги, внедренные на рынке, в новые или усовершенствованные
технологические процессы или способы производства услуг, используемые в
практической деятельности. Данные отношения различны по своему характеру, в
силу чего являются предметом регулирования различных отраслей права. В
соответствии с Классификатором правовых актов, утвержденным Указом
Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. ? 511, Федеральный
закон «О передаче технологий» будет относиться одновременно к нескольким
классам правовых актов: 030.120.090 Выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ; Интеллектуальная
собственность (исключительные права); 120.040.000 Информатизация.
Информационные системы, технологии и средства их обеспечения; 100.000.000
Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело.
Принятие данного закона позволит устранить изложенные в предыдущем
разделе пробелы действующего законодательства, наличие которых в настоящее
время не позволяет успешно и выгодно осуществлять инновационную
деятельность и внедрять новые технологии, полученные за счет или с
привлечением средств государственного бюджета.

Анализ соответствующей зарубежной правоприменительной практики
Существенное влияние на развитие высокотехнологичной сферы
коммерциализации технологий в зарубежных странах оказало создание
нормативно-правовых систем, способствующих активной инновационной
деятельности, а также структур и механизмов, обеспечивающих наиболее
благоприятные условия для развития национальных инновационных систем. В США
в течение 80-х - середины 90-х годов было принято около 15 федеральных
законов (Закон Бэй-Доула, 1980 г.; Закон Стивенсона-Уайдлера, 1980 г.;
Закон о развитии инноваций в малом бизнесе, 1982 г. и др.), направленных
полностью или частично на решение проблем распределения прав на объекты
интеллектуальной собственности, включая полученные на средства
правительства, а также стимулирование коммерциализации результатов
исследований и разработок. Кроме того, были разработаны программы поддержки
инноваций малых предприятий (Small Business Innovation Research Program -
SBIR) и передачи технологий малого бизнеса (STTR). В Великобритании,
начиная с 1985 г., упразднена монополия государства на изобретения,
сделанные на средства бюджета. Во Франции для реализации механизмов
вовлечения в гражданский оборот интеллектуальной собственности, полученной
за счет бюджетных средств, создано Национальное агентство по повышению
инновационной привлекательности научных исследований (ANVAR). Вопросы
коммерциализации и распределения прав на объекты интеллектуальной
собственности, а также лицензионной деятельности университетов отражены в
Законе об инновационных разработках от 12 июля 1999 г. и «Рекомендациях по
проведению политики в отношении интеллектуальной собственности»,
разработанных Министерством научных исследований в 2001 г. В Канаде
правительством инициирована программа содействия промышленным исследованиям
(Industrial Research Assistance Program -IRAP), в Финляндии - Национальный
Фонд исследований и развития -SITRA, в Израиле - фонд «Yozma», и т.д.
В целом, исходя из зарубежного опыта, основными принципами
стимулирования субъектов экономической деятельности к процессу вовлечения в
хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, созданных за
счет или с привлечением средств бюджета, является перенос права
распоряжения данными объектами интеллектуальной собственности с
государственного на институциональный уровень и прозрачность в
распределении прав на данные объекты.
Также можно отметить, что в большинстве развитых стран в последние годы
наблюдается рост бюджетного финансирования научно-технической сферы и
совершенствование механизмов участия государства в финансировании научных
исследований.
Среди механизмов участия государства в финансировании научных
исследований широко применяется долевое участие государства и исполнителей
в финансировании НИОКР, возврат кредитов по успешным проектам, получение
государством части прибыли от реализации успешных научно-исследовательских
проектов. Например, в Канаде на реализацию исследований по программе
«Технологическое партнерство Канады» были выделены из государственного
бюджета средства в размере 150 млн. канадских долларов. Две трети этой
суммы выделялись частному сектору на условиях возврата в случае успешной
коммерциализации достигнутых результатов. Условия предоставления и возврата
бюджетных средств оговаривались по каждому конкретному проекту.
Помимо мер прямого финансового стимулирования науки за рубежом широко
применяются меры косвенного стимулирования субъектов, действующих в научно-
инновационной сфере. В качестве последних используются, прежде всего,
налоговые механизмы.

Социально-экономические, политические, а также иные последствия
реализации будущего закона
Принятие Федерального закона «О передаче технологий» будет
способствовать созданию благоприятных экономических и правовых условий для
развития национальной инновационной системы, вовлечения в гражданский
оборот результатов научно-технической деятельности, созданных за счет или с
привлечением бюджетных средств. Закон создаст единый правовой механизм,
позволяющий упорядочить отношения, связанные с учетом, закреплением и
передачей прав на использование технологий, созданных за счет или с
привлечением бюджетных средств, с целью стимулирования их вовлечения в
хозяйственный оборот и обеспечения эффективного использования бюджетных
средств, выделяемых на научные исследования и разработки.