Исследования
Направления исследований и программы исследований:
- Представление о времени как феномен культуры:
Понимание времени является продуктом всей культуры. Какова культура, таково и понимание времени. Господствует в культуре сциентизм - и время понимается сциентистски. Господствует рационализм - и время трактуется рационалистически. Господствует плюрализм - время трактуется плюралистически и т.д.
Программа:
Проанализировать духовную ситуацию различных эпох под углом зрения истолкования времени как явления культуры этой эпохи. При этом специально рассмотреть понимание времени в различных типах древних культур: индийской, китайской, греко-римской, египетской, вавилонской, - Время и язык:
Время, будучи причастным человеческому бытию, находит свое выражение в человеческом разговорном (естественном) языке. Язык народа исторически изменяется, при этом изменяется и выражение времени в языке.
Программа исследований:
Изучить исследования языков народов, находящихся на различных стадиях культурного развития, и проанализировать способы выражения времени в этих языках. - Способы понимания времени:
Понимание и истолкование времени осуществляется в контексте общефилософской установки на истолкование культуры. Типы установок: рационалистическая (versus иррационалистическая), сциентистская, антисциентистская, плюралистическая (толерантная),
Программа исследований:
Исследовать характер истолкования времени в различных версиях реализации философских установок на истолкование культуры. Провести сравнительный анализ выявленных истолкований времени. - Предпосылки истолкований времени:
В чем заключаются гарантии того, что различные истолкования времени имеют отношение к одному и тому же - тому, что называется временем?
Создано достаточно много различных моделей времени в различных науках, как естественных, так и гуманитарных, выдвинуто не одно философское учение о времени. При этом создается впечатление, что никто из авторов их не задается вопосом: а об одном и том же ли они говорят по-разному? Явно не формулируемые предпосылки всех изучений времени заключаются в том, что, во - первых, время --это нечто очевидное, интитивно ясное для нас и задача исследователя заключается в том только, чтобы дискурсивно выразить эту интуитивную очевидность. И, во-вторых, что интуитивная очевидность одинакова у всех мыслителей, т.е. она интерсубъективна.
Программа исследований:
Проанализировать различные варианты обоснования у.в. предпосылок: например, априористский, психологический, деятельностный, культурологический, :
Осуществить сравнительный анализ вариантов. - Направления исследований могут быть расширены
- Гуларян А.Б. Опыт философского осмысления времени в контексте постнеклассической картины мира (PDF-файл, 591 Кб)
- Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии
- J.D.Mabbott. Our direct experience of Time.
- C.D.Broad. Ostensible Temporality.
- F.Waismann. Analytic-Synthetic.
- B.Mayo. The Open Future.
- R.Taylor. Fatalism.
- A.T.Dalfovo. The Perception of Traditional and Modern Time among the Lugbara.
- J.Leslie. Time and the Anthropic Principle.