Химия
Дорогие друзья!
Преподаватель химии |
Елена Владимировна Карпова
кандидат химических наук, доцент химического факультета МГУ, преподает химические дисциплины студентам химического факультета.
|
|
Я рада приветствовать вас на занятиях по химии. От вас потребуется очень интенсивная работа, т.к. каждую неделю мы будем рассматривать новые, объемные темы. Хочу сказать, что успехов достигнет только тот, кто будет систематически прорабатывать теорию, решать задачи для самостоятельной работы и тесты, которые будут оцениваться. Теорию и примеры решения задач, которые будут разобраны на наших занятиях, я советую записывать в рабочие тетради. Хочу отметить, что не переписывать теорию, а конспектировать, т.е. записывать наиболее важные моменты, формулы. Так как в хорошем результате вы заинтересованы не меньше меня, то я надеюсь, что при решении тестов вы не будете пользоваться тетрадями, шпаргалками и книжками. Если при рассмотрении материала (теории, примеров решения задач или при решении задач для самостоятельной работы) у вас возникают вопросы, на которые вы не можете ответить, то не копите эти вопросы, а сразу же старайтесь разрешить их в переписке со мной. В разобранных примерах, в задачах для самостоятельного решения, в тестах и в обобщающих контрольных работах включены задания, аналогичные предлагавшимся на ЕГЭ по химии, на олимпиадах и вступительных экзаменах в МГУ имени М.В. Ломоносова. В курсе изложены и рассмотрены вопросы, позволяющие хорошо сдать ЕГЭ по химии и уметь решать задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах по химии на разные факультеты МГУ имени М.В. Ломоносова в прошлые годы. Прошу подойти очень ответственно к нашим занятиям.
Желаю всем успехов!
Программа
-
Занятие 1.Основные понятия и законы химии. Электронное строение атома. Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Закономерности в изменении свойств по периодам и группам периодической системы.
-
Занятие 2. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Период полураспада. Химическая связь. Понятие о гибридизации. Строение молекул, ионов с ковалентым типом связи. Связь химических и физических свойств с типом строения веществ. Классификация неорганических веществ.
-
Занятие 3. Типы химических реакций. Расчет по уравнениям химических реакций. Задачи на избыток-недостаток. Тепловые эффекты химических реакций. Стандартные тепловые эффекты химических процессов. Закон Гесса. Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Обратимые и необратимые процессы. Константа равновесия. Расчет равновесных концентраций и количеств реагирующих веществ и продуктов обратимых реакций.
-
Занятие 4. Растворы. Выражение концентраций веществ. Вода как растворитель. Водородный показатель рН. Поведение веществ в растворе. Электролиты и неэлектролиты. Кислоты и основания. Взаимодействие с водой, как с растворителем - гидролиз. Плохорастворимые соединения. Произведение растворимости, определение условие образования и растворения осадка.
-
Занятие 5. Окислительно-восстановительные реакции. Типичные окислители и восстановители. Электрохимическая ячейка. Электролиз растворов и расплавов. Закон Фарадея.
-
Занятие 6. Химические и физические свойства водорода, элементов VIIA- и VIA-подгрупп. Методы получения, природные ископаемые, качественные реакции.
-
Занятие 7. Химические и физические свойства элементов VA-, IVA-подгрупп и элемента IIIA группы бора. Методы получения, природные ископаемые, качественные реакции.
-
Занятие 8. Химические свойства элементов IA-, IIA-подгрупп и элемента IIIA группы алюминия. Методы получения, природные ископаемые, качественные реакции.
-
Занятие 9. Химические свойства элементов побочных подгрупп: Cr, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Ag, Hg. Методы получения, природные ископаемые, качественные реакции.
-
Занятие 10. Теория строения органических веществ Бутлерова. Номенклатура. Типы химических реакций в органической химии: присоединения, элиминирования, замещения. Электронные (индуктивный и мезомерный) эффекты в органической химии. Виды изомерии. Углеводороды: алканы, циклоалканы, алкены, алкадиены, алкины, циклоалкены, арены. Химические свойства, методы получения. Стабильность катионов и радикалов. Перегруппировки. Реакции радикального замещения, электрофильного присоединения. Кислотные свойства алкинов. Реакции полимеризации. Понятие ароматичности. Понятие об ориентации электрофильного замещения: ориентанты I и II рода.
-
Занятие 11. Спирты (одно- и многоатомные), фенолы, простые эфиры, карбонильные соединения (альдегиды, кетоны). Номенклатура, способы получения, химические свойства, качественные реакции.
-
Занятие 12. Карбоновые кислоты, сложные эфиры. Амины. Карбоновые кислоты с заместителями в углеводородном радикале (аминокислоты, оксикислоты, галогензамещенные кислоты и пр.). Взаимные превращения производных карбоновых кислот. Реакция этерификации. Жиры и масла. Белки.
-
Занятие 13. Углеводы. Нуклеиновые кислоты. Пиримидиновые и пуриновые основания, входящие в состав нуклеиновых кислот. Разбор заданий, предлагавшихся на ЕГЭ по химии и на олимпиадах и вступительных экзаменах в МГУ имени М.В. Ломоносова.
Список литературы
Ниже перечислена учебная литература, которая мне нравится и, которую я могу посоветовать. Хочу отметить, что совсем не надо приобретать все эти книги , достаточно иметь несколько из них. Возможно, многие из перечисленных книг наверняка есть или в школьной, или районной библиотеке, а может быть у друзей или родственников? Среди перечисленных книг есть учебники, энциклопедии, задачники и справочники. Следует понимать, что в учебниках изложен учебный материал, справочники уже в меньшей степени являются учебной литературой. Энциклопедии уже нельзя рассматривать как учебную литературу, т.к. материал изложен совершенно в другой последовательности, кроме того, в энциклопедиях есть много лишнего, но очень интересного материала. Задачники очень рекомендую для самостоятельной работы. И обратите внимание на комментарии, которые я даю к каждой книге.
- Химия: формулы успеха на вступительных экзаменах. Под ред. проф.
Н.Е. Кузьменко и проф. В.И. Теренина. Издательство Московского
Университета и издательство Наука. М. 2006. - 376 с.
- Химия: школьная энциклопедия. Гл.ред. акад. Ю.А. Золотов. - М.:
Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 872 с.
- Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. (переиздавались с 1997 года более 10-ти раз, можно пользоваться любым изданием, часть книг изданы в виде одного тома, а другая часть - в виде двух не очень больших томов) М.:Изд."Экзамен", 1997-2004. (Хорошее учебное пособие)
- Е.И. Ардашникова, Н.Б.Казеннова, М.Е.Тамм. Общая и неорганическая химия. Пособие для поступающих в ВУЗы. М.:"Аквариум". 1998. (Хорошее учебное пособие)
- Е.И.Ардашникова, Н.Б.Казеннова, М.Е.Тамм. Курс органической химии для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. М.:"Аквариум". 1998.(Хорошее учебное пособие)
- Г .П.Хомченко. Химия для поступающих в вузы. М.: Высшая школа. 1998, 1993 (достаточно старое учебное пособие, много раз переиздававшееся. Можно любого года. Обратите внимание, что материала, изложенного в этом учебнике будет недостаточно для подготовки к поступлению, но рассматривать как начальный этап в освоении многих вопросов его все-таки можно).
- Ф.Н.Путилин. Химия для абитуриентов и школьников: справочное руководство. М.:Изд-во МГУ. 1997. (очень краткое учебное пособие, теория изложена кратко, много схем и реакций)
- Фримантл М. Химия в действии. В 2-х частях. М.:Мир.1991,1998. (Переводная книга, информации больше, чем требуется в курсе школьной программы, что может осложнять восприятие материала. Книга содержит много графиков, рисунков.)
- Рэмсден Э.Н. Начала современной химии. Л.:Химия. 1989. (Переводная книга)
- Потапов В.М., Татаринчик С.Н. Органическая химия. М.:Химия. 1989.
- Третьяков Ю.Д., Олейников Н.Н., Кеслер Я.А. и др. "Химия: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений." (под ред. Ю.Д.Третьякова) Серия: Справочные материалы. М.: АСТ: Астрель. 2002 г ., 333 с. (это справочное пособие переиздавалось неоднократно с 1989 года)
- Справочник по элементарной химии. Под общ. ред. А.Т. Пилипенко. Киев, "Наукова Думка", 1974, 544 с. (это старый справочник. В нем приведены примеры решения, которые лучше не смотреть. Что в нем хорошо - достаточно много различного фактического материала).
- Энциклопедия для детей. Том 17 Химия. М.: Аванта+. 2000. (Это не учебник. В энциклопедии очень интересно описаны химические процессы, истории открытия законов, новых элементов; прекрасные иллюстрации опытов. Эту книгу следует рассматривать не как учебник, а как издание, которое может очень заинтересовать и привлечь к изучению химии.)
- Большая детская энциклопедия: Химия. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000. (Как и предыдущее издание - это не учебник. Также содержит большое число иллюстраций, но немного худшего качества. Одно из отличий - большое количество информации о минералах. В книге представлен не учебный материал, а итересные факты, истории, связанные с превращениями и химическими свойствами веществ.)
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин. Сборник задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век". 2001. (Этот задачник переиздавался несколько раз. Мне он очень нравится. Хочу обратить внимание, что у этих авторов есть достаточно много задачников с похожими названиями. Мне больше всего нравится именно этот.)
- Н.Е.Кузьменко, В.В.Еремин, С.С.Чуранов. Сборник конкурсных задач по химии для школьников и абитуриентов. М.: Экзамен: Издательский дом "ОНИКС 21 век". 2001. (Этот задачник, а вернее сборник конкурсных задач, также уже переиздавался. Очень полезная вещь, но пользоваться им стоит не с самого начала обучения химии, а уже после прохождения общей химии, т.к. в сборнике собраны задачи, предлагавшиеся на вступительных экзаменах и на ранних этапах обучения решить их будет очень тяжело.)
|