Теоретические основы управления гражданской службой
Овчаренко Роман Константинович
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Ростовского социально-экономического института. E-mail: alfa999@inbox.ru
Современный этап реформирования государственной службы предполагает необходимость создания целостной системы управления государственной и в том числе гражданской службой. Однако прежде чем формировать такую систему необходимо определиться с ее теоретической основой, в качестве которой может выступить одна из известных моделей бюрократии. Их анализ показал, что каждая имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так, достоинствами классической модели бюрократии (Вебер, Вильсон) являются системность, регламентированность процедур, стабильность, компетентность, профессионализм, а недостатками – чрезмерная формализация, централизация, излишне жесткий контроль. Эти недостатки была призвана преодолеть модель «нового государственного управления» с ее идеями «постбюрократической организации», отказа от классической иерархической структуры управления в пользу горизонтальных отношений партнерства, кооперации, рыночного обмена в сфере управления, перехода от «логики учреждения» к «логике обслуживания». Но и она имеет свои недостатки: излишняя гибкость формируемой системы управления и распределения полномочий и чрезмерно большая свобода чиновников; невозможность эффективно решать задачи, требующие закрытого взаимодействия; неохваченными этой моделью являются функции государственного аппарата, не ориентированные на клиента, в частности вопросы внутреннего взаимодействия. Таким образом, возникает необходимость поиска иных теоретических подходов к формированию системы управления гражданской службой. Автором предпринимается попытка сформулировать, в том числе на базе существующих моделей бюрократии, ряд принципов построения бюрократической организации, которые могли бы лечь в основу системы управления гражданской службой: децентрализация и дебюрократизация; проектное управление; уход от «обезличенности» на государственной службе и внедрение основных идей школы человеческих отношений; открытость работы государственного аппарата; профессионализм; беспартийность; сочетание принципов пожизненного найма с заключением срочных контрактов в отношении разных групп и категорий чиновников, а также конкурсного отбора и прямого назначения.
Ключевые слова
Реформа государственной службы, теоретическая основа, модель бюрократии, управление гражданской службой.