|
|
Выпуск ? 31. Апрель 2012 г.
Современные финансовые технологии оплаты проезда в общественном транспорте: предпосылки развития и действующие механизмы
Коробейникова Ольга Михайловна
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и финансов экономического факультета Волгоградского государственного аграрного университета. E-mail: korobeinikov77@yandex.ru
Пассажирская транспортная система представляет собой социально значимую и экономически необходимую инфраструктуру, которая обеспечивает бесперебойное функционирование различных экономических систем, перемещение трудовых ресурсов. В постсоветский период произошла деградация общественного транспорта, заметно уменьшился объем пассажиропотока по всем его видам, но вместе с тем в последние годы обострилась проблема востребованности общественных форм транспорта как наиболее экономичного для пользователя по временным и денежным затратам. Для повышения привлекательности общественный транспорт должен отвечать современным технологическим требованиям, в том числе и по финансовым технологиям оплаты проезда.
Российская платежная система «Золотая Корона» выступает перспективным организатором локальных платежных систем на транспорте и в других социальных секторах, демонстрируя динамичный количественный рост показателей и качественное развитие. Карточные социальные проекты позволяют совместить решение большинства задач социальной сферы в единой для региона платежной системе, обеспечив за счет применения современных технологий органам исполнительной власти, поставщикам услуг, финансовому банковскому и небанковскому сектору, а также основным пользователям – населению, – доступ к соответствующему уровню обработки информации и получения услуг. В рамках платежной системы субъекты вступают в финансовые взаимоотношения друг с другом, создают единый платежный механизм, получают частный экономический эффект.
Применение финансовых технологий карточной оплаты проезда на примере локальных транспортных платежных систем рассмотрено в двух аспектах: по функциональным ролям участников (организационных участников, технологических посредников, производителей транспортных услуг, финансовых посредников, гарантийных участников, потребителей транспортных услуг), а также по этапам платежного процесса. Выделено 4 этапа (эмиссия проездных билетов, их продажа и пополнение, использование билета и оказание услуг перевозки, проведение окончательных денежных расчетов), на которых функционирование денег представлено в виде последовательной смены функций средства платежа, средства обращения, средства накопления, меры стоимости.
Рассмотренный подход к исследованию механизма функционирования платежной системы на общественном транспорте позволил обосновать комплексный общественный эффект по социальному, организационному, коммуникативному, техническому, инфраструктурному, экономическому направлениям.
Ключевые слова
Локальные платежные системы, общественный транспорт, электронные проездные билеты, платежные карты.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на e-journal.spa.msu.ru.
|
|
119991, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, А-701; тел.: (495) 930-85-71
Copyright ї 2003-2015 ФГУ МГУ
|