Правовая асимметрия в территориальном устройстве государства: теория и практика
Лексин Иван Владимирович
Кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент кафедры правовых основ управления факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail:leksin@spa.msu.ru
Статья посвящена правовым аспектам проблемы региональной асимметрии в современном государстве. Показано, что симметрия и асимметрия в территориальном устройстве диалектически взаимосвязаны. Во-первых, реализация формально равных правовых возможностей, естественно, может приводить к разнообразным правовым результатам. Во-вторых, неравенство граждан вполне возможно при внешней правовой симметричности регионов, а асимметрия в их правовом положении, напротив, может являться основанием правового равенства граждан. Применительно к России рассмотрены следующие проблемы территориальной асимметрии: различия в конституционном статусе субъектов Российской Федерации; формирование в составе Российской Федерации территориальных единиц, не имеющих статуса субъектов Российской Федерации; возможность наличия в составе субъектов Российской Федерации территорий, не входящих в состав ни одного муниципального образования; «особый статус» административно-территориальных единиц, образованных в результате прекращения существования шести автономных округов в 2005–2008 гг. Проведенный анализ позволил сформулировать следующие выводы. Во-первых, асимметрия конституционного статуса субъектов Российской Федерации не исключает их равноправия, декларированного Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, равноправие областей с автономными округами и пересечение сфер их территориальной компетенции само по себе не составляет противоречия, а лишь порождает конфликты компетенции и приводит к практическим затруднениям в подготовке и принятии политически и юридически значимых решений и в их реализации. В-третьих, на данный момент проблему неравенства республик и иных субъектов Российской Федерации можно считать юридически преодоленной. В-четвертых, действующая Конституция не исключает возможности существования федеральных территорий. В-пятых, отсутствие у территориальной единицы статуса муниципального образования не лишает ее жителей возможностей осуществления местного самоуправления. В-шестых, декларированный особый статус административно-территориальных образований, созданных на месте бывших автономных округов, практически не подкрепляется законодательными положениями и является предметом политического усмотрения.
Ключевые слова
Асимметрия, симметрия, территориальное устройство, территориальное образование, федеративное государство, автономия, регион.