Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/zasursky.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:38:26 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Проблема телевидения очень важна для современного мира и очень противоречива. Телевидение – очень противоречивое явление. Одни считают это благом, другие считают исчадием ада. С разных позиций подходят, разные политические, религиозные и другие деятели по-разному оценивают. Но ясно, что телевидение является важнейшим элементом современного мира, и может быть, можно говорить об эпохе телевидения, и может быть, в периодизации человечества, можно назвать и этап, период телевидения. Это все-таки очень значимый момент в истории человечества.

Конечно, телевидение называют по-разному. Я запомнил самое непристойное, наверное, определение телевидения, которое принадлежит американскому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Он определил его, как «жевательную резинку для глаз». Имеет право и такое определение.

Тем не менее, телевидение является важнейшим фактором нашей жизни, и конечно, оно развивает одно из главных качеств человека и человечества – коммуникацию. И, конечно, это мощнейшее средство коммуникации, и, поскольку само общество возникло из потребности в коммуникации, видимо, телевидение является очень важным элементом современного общества. Оно, конечно, развивается, приобретает новые формы и новые возможности, тем не менее, это очень важно. Поскольку коммуникация это универсальная часть общества, то и телевидение, соответственно, выступает не только как благо, но иногда и как средство такой пропаганды, по крайней мере. И есть разные точки зрения на то, что такое телевидение и как оно работает в современном мире.

Я недавно купил книгу «Mass Media» английской исследовательницы, фамилия которой у нас известна, однофамилица ее прославилась у нас по другому поводу. Н. Чепмен написала книгу. И в ней она по-своему излагает историю средств массовой информации и телевидения, в частности. И она связывает историю телевидения с наступлением новой эпохи. Она определяет роль телевидения в истории, как важнейший фактор победы американцев в холодной войне, и говорит, что это телевидение было важнейшим фактором победы коммуникации, и в то же время американского образа жизни. Американские средства массовой информации, утверждает, они, сумели использовать телевидение и добились того, что в мире был принят за стандарт американский образ жизни (можно с этим не соглашаться), появилась реклама, которая стала универсальным элементом современной культуры, и американский образ жизни стал одним из важнейших элементов в выражении того влияния, которое телевидение оказало на мир.

Можно соглашаться с таким определением или нет, но действительно, культура мировая подверглась массированной атаке со стороны американского телевидения, и, конечно, многие стандарты американского телевидения являются и стандартами нашего телевидения. Ведь когда говорят о форматах, это форматы, в основном, все-таки американские. Это важно тоже иметь в виду. И вот американцы в каком-то смысле присваивают себе телевидение, как средство пропаганды американского образа жизни не только лозунгами или тезисами, а прежде всего наглядной пропагандой и внедрением рекламного элемента, который, кстати, является важным очень фактором развития современной экономики. И если говорить об американской экономики, то экспорт американский, в основном, базируется на культурных элементах, на реализации товаров культурной индустрии. В этом смысле, конечно, американцы оценивают особо и телевидение. Но это, по-моему, тем не менее, ограниченное восприятие телевидения, но от него трудно уйти, потому что, конечно, стандарты телевидения, созданные в Америке, широко приняты в мире.

Но, к сожалению, даже не все. Скажем, в Америке существует «PBS» – публичное телевидение. Это американский стандарт. У нас нет своего «PBS», а были у нас «Российские университеты», прекрасные программы. Здесь создали ряд телевизионных фильмов, они хранятся и мы, благодаря этой программе, можем по-новому посмотреть, снова посмотреть на историю нашей российской культуры. К сожалению, эта программа была закрыта в результате одной из избирательных кампаний. (Сейчас мы тоже приближаемся к избирательной кампании, надеюсь, что таких катастроф не произойдет.) И тогда известная телевизионная компания «НТВ» проявила героические усилия по избранию Бориса Николаевича Ельцина на пост президента, они увенчались блестящим успехом, от 2% одобрения он дошел до победы и, конечно, за это этот замечательный центр телевидения был вознагражден тем, что закрыли «Российские университеты», а время, которое принадлежало им, передали «НТВ». Я думаю, что «НТВ» пользуется по-разному этим временем. Но я думаю иногда самые их кассовые и, может быть, не самые приятные программы в это время тоже выходят. А телевидения образовательного у нас нет, хотя, мне кажется, что Россия многое сделала для этого.

Сегодня говоря о восьмидесятилетнем юбилее телевидения, нам стоит подумать о том, чего нам не хватает в телевидении. И я думаю, что нам очень не хватает этого образовательного телевидения. Конечно, это связано с финансами, с денежными затратами, но ради развития культуры и разумного использования телевидения можно было бы пойти на некоторые издержки в этом смысле.

И вот я хотел обратить внимание на это противоречивое влияние телевидения на культуру общества. Конечно, мне кажется, в большей степени это благо. Но вместе с тем, телевидение несет и определенные угрозы для личности. Во-первых, есть люди или были такие люди раньше, которые очень много телевидение смотрели. Это навязчивое давление телевидения, но оно, по-моему, было преодолено, в отличие от компьютерного давления и других, таких же вот, опасных влечений.

И мне кажется, что сегодня, обсуждая итоги восьмидесятилетия телевидения, нам нужно подумать и о том, как расширить возможности влияния российского телевидения. Конечно, за последние годы, российское телевидение стало присутствовать в мире более активно. Разные программы есть, есть программа экономическая «РБК», и это довольно эффективная и интересная программа, глобальная. Мне кажется, что это большая удача.

У нас появилась, конечно, в России прекрасная программа «Культура», которая является, мне кажется, уникальной для мировой телевизионной культуры. И в то же время появись и интересные пропагандистские, если можно так сказать программы. Лучшая из них, наверное, программа телевидения «Russia Today». Она идет сегодня на трех языках: арабском, испанском и английском. И должен сказать, что первые две программы, которые я назвал, арабская и испанская, имеют большой успех в некоторых странах – на Кубе, в Венесуэле. В арабских странах смотрят также очень активно, но эта программа очень хороша и на английском языке. И если бы она выпускалась на русском языке, ей также был бы обеспечен успех. В каком-то смысле эта программа повторяет путь, который прошло агентство печати «Новости», когда материалы корреспондентов «АПН» больше читались в России, чем за рубежом, и журнал «Спутник» нарасхват разбирали в Москве, а за границей его и не покупали. Я думаю, что здесь тоже можно было бы изменить, поскольку это телевидение очень хорошо оснащено, и кроме того, оно обладает прекрасными журналистами, ведущими и живым человеческим языком, которого не хватает часто нашим государственным каналам. Государственный, это, знаете всегда не то, что вам нравится, а то, что вам предлагают. И мне кажется, что здесь, если бы мы предложили этот канал, было бы намного лучше.

Я думаю, что сегодня телевидение в России, живет, развивается, несмотря на разного рода трудности, и главная трудность, вот это американцы отметили очень точно. Они ее назвали своим достижением. Они утверждают, что телевидение открыло новый век – век коммерциализации. И это действительно так. И коммерциализация произошла не только телевизионного пространства, но и многих сфер жизни. И вот это внедрение коммерциализации является самым опасным и вредным побочным эффектом телевидения. Я подчеркиваю, что телевидение, я согласен, это благо, но у этого блага есть побочный эффект. Знаете, хорошо работать с компьютерами, но если вы только этим заниматься, это превращается в обратную вещь. Коммерциализация стала опасной частью образа жизни, в мире ее считают воплощением американского образа жизни. Но вот это явно негативный момент влияния телевидения и здесь это надо иметь в виду. Поэтому очень важно поддерживать не коммерческое телевидение.

В этом смысле Европейский союз создал уникальную программу – «Euronews». И благодаря усилиям ВГТРК значительная часть нашей аудитории может иметь действительно гуманное и достаточно объективное телевидение, которое называется «Euronews». И в «Euronews» ухитряются писать о выборах и уважительно обо всех кандидатах, никого не выделяя, ни за кого не заступаясь, не занимая позицию, и информируют... как вот говорил создатель «BBC»: «Информирует, воспитывает и развлекает». И хотя у нас нет официально общественного телевидения, но вот, это европейское телевидение, по существу, у нас является таким общественным телевидением, и те, кто смотрит его, получают большие возможности для компенсации тех белых пятен, которые имеются на нашем телевизионном экране.

Мне кажется, что телевидение, это большое благо, и здесь мы мало делаем для того, чтобы о роли России и русских на развитии телевидения знали больше. Вот Розинг, он был репрессирован у нас, а вы посмотрите, что пишут о Розинге в американских изданиях – ничего. Возьмите, найдите фамилию Розинга в «Google», в «Yahoo» и, конечно, в «Yandex», и там такой фамилии нет. И вот мы живем, имея прекрасные телевизионные возможности и даже свои достижения, своих великих людей мы не можем представить даже в этом «Yandex», в этом важном для нас элементе телевизионном, может быть, одном из главных. Мне кажется, что над этим надо задуматься.

Я говорил, что нам нужен, и многие считают, что нужен свой «Google». Но мне сказали, что, а ведь все «Google», это все одинаковое, все берут из разных анализов текстов. Но, вот почему-то из этих текстов Розинг не попал. Я думаю, что здесь нам предстоит многое сделать для того, чтобы вклад России в развитие телевидения был более известен.

Конечно, наши культурные программы проходят, в конце концов, на мировой экран, на мировое телевизионное пространство, но было бы еще лучше это сделано, если бы у нас была своя программа, которая могла бы создать наш российский настоящий центр сбора и анализа информации. Этого, к сожалению, нет.

Я думаю, что это очень интересная и полезная конференция. Она помогает увидеть сильные и слабые стороны телевидения, и, конечно, развивая телевидение, надо уметь компенсировать опасные моменты, которые создает телевидение и усиливать позитивные моменты, чтобы блага было больше. А сейчас, хотя телевидение и благо, если вы спросите многих людей, которые принадлежат к этому же кругу – смотрите ли вы телевидение, многие скажут: «Я его не смотрю, я его никогда не смотрю». Это вам скажут и писатели, и художники, и журналисты.

Это результат того, что так работает телевидение. Я думаю, что здесь многое нужно сделать. Виновато не телевидение, а виноваты те, кто им управляют.


Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...