Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/goliadkin.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:39:39 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

История отечественного телевидения в контексте мировой телевизионной истории.

Голядкин А.Н., кандидат филологических наук, профессор ИПК телевидения и радиовещания, преподаватель Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова

Когда 1 октября 1931 г. в Москве на Никольской начинались регулярные передачи с механической разверткой изображения, телевидение существовало лишь в нескольких странах, обладав-ших для этого достаточным научным и техническим потенциалом. Принято считать, что малострочное ТВ стартовало в 1927 г. в США, в 1928 г. - в Англии, в 1929 г. - в Германии и в апреле 1931 г. во Франции. Оно просуществовало там недолго. Уже в 1935-1939 гг. его заменят на электронное. Примерно с десяток государств, например, Япония, ограничились экспериментами с диском Нипкова - неотъемлемым атрибутом механической (малострочной или дисковой) системы, но регулярно вещание открыли два-три десятилетия спустя.

Две страны - Германия и США - были безусловными лидерам

в области телевизионных разработок. Идея вращающегося диска с отверстиями по спирали с целью разложения изображения на элементы родилась в 1877 г., еще, когда Нипков был студентом, и спустя семь лет он запатентовал свой «электрический телескоп» Как говорилось в авторском свидетельстве, «аппарат предназначается для передачи изображения предмета из пункта А в пункт Б» скорее всего по принципу телеграфа, потому что в то время еще не было ни кино, ни радио. Внедрение радиовещания в начале 20-х годов позволило заняться реальным воплощением идеи Нипкова. Сам же изобретатель многие годы работал над аварийной сигнализацией на железной дороге и к телевидению охладел.

Тем не менее, о нем вспомнили в нацистской Германии, обеспечили персональной пенсией, а берлинской телестудии присвоили его имя.

Родина П.Нипкова оказалась в авангарде телевизионных изысканий прежде всего благодаря огромной заинтересованности и финансовой поддержке государственных органов в лице почтового ведомства, в ведении которого находились телеграф и радио, а также электротехнических концернов, объединившихся во Всегерманский телевизионный союз. Немаловажное значение имел и обмен информацией: через Телевизионную ассоциацию /"Ферейн"/ и выпускаемый ею журнал "Фернзеен" /"Телевидение"/, на ежегодных берлинских радиовыставках и через активные личные международные связи. Видный ученый, венгр по происхождению Денеш фон Михайи провел ряд удачных экспериментов с дисковым изображением на телефонных линиях, предоставленных имперской почтой, затем, когда к нему присоединился приглашенный из Англии изобретатель Джон Лоджи Берд, на средних и коротких волнах радио. С марта 1929 г. почтовое ведомство Веймарской республики наряду с радиопередачами выпускает без звука статичное изображение, а с ноября телепрограммы выходят по часу в день. Но 30-строчное изображение все еще остается нечетким и темным.

Переломным стал 1930 год, когда молодой ученый барон Манфред фон Арденне отказался от диска Нипкова и начал использовать как в приемнике, так и в передатчике электровакуумные приборы. В августе следующего года на радиовыставке фон Арденне публично продемонстрировал полностью электронную систему с разверткой на 90 строк. Вскоре он добивается изображения в 180 строк /25 кадров в секунду/. Почтовое ведомство обкатывает этот стандарт и 1 июня 1934 года через соответствующий закон он становится государственным обязательным для всех производителей телевизионной техники.

С середины 30-х годов фон Арденне работал в рамках гитлеровского атомного проекта в подземной лаборатории под Берлином. С 1945 по 1955 гг. он разрабатывал уже советскую ядерную программу: он был самым ценным научным трофеем Советской армии. Работы «немецкого Эдисона» дважды удостаивались Сталинских премий, он руководил институтом изотопов в Сухуми, а вернувшись на родину, продолжал исследования в Дрездене, где его именем теперь назван один из парков.

Но вернемся в 30-е годы. Для Третьего рейха внедрение электронного телевидения, особенно в преддверии Олимпиады, было делом международного престижа. Стало известно, что Би-би-си плани-рует запуск электронного телевидения осенью 1935 г. (На самом деле он произошел годом позже). И немецкие власти поспешили официально и с большой помпой открыть берлинский телецентр раньше англичан - 22 марта 1935 г. Очень скоро телецентр имени Пауля Нипкова перешел на пятидневное вешание, по 4 часа в день, причем во время Олимпиды-36 и после нее передачи из Берлина по кабелю транслировались в Гамбург, Нюрнберг и другие города.

Поражает разнообразие репертуара немецкого телевидения той поры. Здесь и кинофильмы, и утилитарные передачи вроде кулинарных уроков или "Школы солдатских невест", и концерты, и даже опера "В ласточкином гнезде", специально написанная для телевидения; причем четверть эфира занимает актуальная информация и выступления нацист-ских бонз. Накануне войны Германия была сплошь радиофицирован-ной страной, и главным распространителем нацистской пропаганды, прежде всего речей фюрера, оставалось радио. Но нацистские вожди быстро обратили внимание на огромные потенциальные возможности телевидения как средства пропаганды. Показательно, что в день открытия телецентра министр почт поспал Гитлеру телеграмму. «Наша цель, мой фюрер, - говорилось в ней, - состоит в том, чтобы донести до всей Германии Ваше слово. Придет день, когда с помощью национал-социалистского телевидения Ваш образ, мой фюрер, глубоко тронет немецкие сердца». Нам мало известно, каким зрителем был фюрер. Известно, впрочем, что он подарил телевизор Еве Браун, когда она первый раз пыталась покончить с собой. Министр пропаганды и народного просвещения Й.Геббельс, увидев себя на маленьком экране (18 х22 см), был так разочарован, что приказал убрать телеви-зор из кабинета. Но ускорил переход телевидения на более высокий стандарт - со 180 строк на 441 при формате экрана 3:4. Это произошло в ноябре 1938 г.

В Великобритании рождение ТВ связано с именем выдающегося изобретателя Берда. 2 октября 1925 г. молодой инженер Джон Лоджи Берд впервые передал изображение с одного конца чердака своего дома на другой. Первой "телезвездой" был перепуганный мальчуган-посыльный, которого уговорили попозировать за полкроны. Потом Берд показал свое изобретение в одном из лондонских универмагов, а 26 января 1926 г. Организовал публичную демонстра-цию перед аудиторией Королевского института (английский экви-валент Академии наук). Это произошло на Флит-стрит, 22 и было описано в лондонской "Таймс". Иными словами, приоритет Берда был зафиксирован. Именно эту дату - 26 января 1926 года - многие историки считают днем рождения телевидения (и она тиражируется по всему миру в патронируемых Британским советом учебниках английского языка). В 1928 г. Берд провел первую трансатланти-ческую передачу. Когда изобретатель прибыл в Нью-Йорк, его встречал оркестр волынщиков. (Берд был шотландцем). Став мировой знаменитостью, Берд начал давить на Би-би-си и парламент, добиваясь лицензии на вещание. Он, в частности, угрожал открыть регулярные передачи на Англию из соседней Голландии. Достоинство системы Берда, как и всех механических систем конца 20-х годов состояло в простоте и дешевизне, а также в использовании средних радиоволн, позволяющих вести передачи на большие расстояния. Размер экрана был с почтовую марку, изображение было слабым и мерцающим, несмотря на, отчаянные попытки Берда его улучшить. Постепенно становилось ясно, что необходимо радикальное изменение фундаментальных принципов дискового ТВ.

Как бы то ни было, созданная Бердом компания вела передачи преимущественно для любителей технических курьезов из средне класса вплоть до того момента, когда Би-би-си сделала ставку на систему 3ворыкина (хотя в Англии ее поначалу называли по имени Суинтона, осуществлявшего ее внедрение). Это произошло 2 ноября 1936 Г., и ряд историков считает эту дату началом регулярного электронного телевещания в мире, - отказывая в приоритете Германии по политическим соображениям, а также потому, что берлинская студия работала на стандарте 180 строк, а Лондон использовал развертку в 405 строк.

Надо заметить, что англичане шли как бы во втором авангарде телевизионных разработок, не слишком заботясь о лидерстве и полагая, что время для полноценного телевидения еще не созрело и что радио еще не исчерпало своих возможностей. Этот подход характерен для английского отношения ко всем новинкам коммуникационной технологии. Он позволяет снизить финансовые расходы и риски на старте того или иного нововведения. Разумеется, по сравнению с телевидением Третьего рейха английское телевидение было менее идеологизированным. Би-би-си (как радио, так и работавшее в структуре общественной корпорации телевидение) придерживалось концепции со-циальной ответственности СМИ. Говорят, что первые американские экспериментаторы показывали на еще несовершенном экране доллар, как намек на коммерческие возможности телевидения, у нас на экране по двадцать минут держали портрет Сталина, а Берд в качестве первого объекта своих демонстраций выбрал вазы. Предвоенный репертуар Би-би-си включал спектакли театров Вест-энда, прямые трансляции спортивных соревнова-ний, концерты, причем создатели передач неизменно заботились о художественном уровне, что и сделало впоследствии англий-ское телевидение лучшим в мире.

Что "касается США, то парадокс заключается в том, что на второй родине 3ворыкина электронное ТВ стартовало даже позже, чем у нас, - 30 апреля 1939 г. Слово "телевидение" впервые появилось здесь в 1906 г. в журнале "Сайентифик Америкен". Авторитетнейшая "Британская энциклопедия", справедливо называя 3ворыкина "отцом телевидения", в качестве даты рождения телевидения называет 1923 год. Да, именно в этот год 3ворыкин показал руководителям компании "Вестингауз", в которой тогда работал, свое первое приемно--передаточное устройство, основанное на модификации катодно-лучевой трубки. Но руководители компании были разочарованы и велели "этому русскому парню" "заняться чем-нибудь полезным". После этого случая Зворыкин взял за правило выходить со своими изобретениями только тогда, когда они доведены до совершенства и когда их практическое применение не вызывает сомнений. Так он и поступил в 1933 году, уже изобретя кинескоп и иконоскоп - когда сообщил американскому обществу радиоинженеров о том, что его система полностью готова для широкого использования. Но в конце I920-x и начале 1930-х годов, в разных городах Америки существовало дисковое малострочное телевидение.

Были и крупные ученые, среди них - Ч.Дженкинс и Ф.Фарнсуорт. Но после каждого очередного фальстарта телевидение возвращалось в лаборатории для доработки. В отличие от Германии, где ученые занимались телевидением консолидировано под контролем власти в Америке электротехнические компании, сделавшие ставку на того или иного изобретателя, стремились как можно скорее начать превращение эфира в золото, вели бесконечным патентные войны, а государственные органы лишь примиряли враждующие кланы и уставливали какие-то общи стандарты. Стандарт в 525 строк был введен с 1 июля 1941 г. одновременно с допуском коммерческой рекламы. Надо отметить, что, как и повсюду, в США организацией телевидения занимались радиокомпании. Но были и иные варианты. Пионеры ТВ обращались за поддержкой к прессе и киноиндустрии, но и Голливуд, и газетная империя Хэрста отвергали сотрудничество со своим конкурентом. Возможно, если бы такой союз возник сразу, телевидение было бы сегодня совсем иным. Как бы то ни было, взяв у кинематографа экранный язык, в организационном отношении телевидение следовало за радио.

Сегодня, с дистанции времени, механические передачи повсюду воспринимаются как предыстория ТВ, даже не глава в истории, а примечание к ней. Меняются и оценки деятельности пионеров телевидения. Восстанавливается справедливость в отношении героев телевидения 30-х годов: 3ворыкина - у нас (все-таки эмигрант), Берда (ссорился с Би-би-си и был шотландцем) и Манфреда фон Арденн (работал на Советы, а у нас был как бы засекречен)

Эти страницы истории содержат много интересного и поучительного.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...