Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/about/scientific/80let/ilchenko.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:37:43 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Ретроспективный взгляд на проблему взаимодействия в информационном обществе двух указанных в названии важнейших социальных институтов необходимо приведет нас к погружению в тот период существования важнейшего электронного медиа, которое сегодня принято именовать «советским». На первоначальном его этапе (50-60-е гг.) появление представителей различных конфессий в телеэфире было не только невозможно, но и недопустимо по причины идеологического и цензурного порядка. Парадоксальность ситуации заключалась еще и в том, что телевидение практически не использовалось для антирелигиозной пропаганды. Ситуация начала меняться в 70-е годы, в период нахождения на посту председателя Гостелерадио CCCР С.Г.Лапина.

Прежде всего, именно в период его руководства электронными СМИ Советского Союза началось активное контрпрограммирование в период рождественских и пасхальных праздников в виде многочасовых ночных трансляций музыкальных обозрений «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Явочным порядком вопросы, касающиеся религиозной тематики (преимущественно, христианского вероучения), попадали в популярную программу «Что? Где? Когда?» (начала выходить на Центральном телевидении 3 сентября 1975 года), что допускалось тогдашним руководством Гостелерадио ввиду научно-познавательного характера данного проекта. В тот период в эфир также иногда попадали фильмы, среди действующих лиц которых обнаруживались порою представители различных религий – православия, ислама, католицизма, протестантизма. Но в целом позицию телевидения в отношении религии следовало бы определить как настороженно-нейтральную. При этом, несмотря на официально господствовавший научный атеизм в системе высшего образования советские СМИ старались не публиковать материалы, касающиеся вопросов религии, а в эфирной практике радио и телевидения подобная сфера духовной деятельности отсутствовала как тематический тренд и предмет для возможных дискуссий. Можно утверждать, что телевидение и религия сосуществовали сами по себе, практически не пересекаясь в публичном дискурсе.

Новая политика советского руководства, получившая название «перестройка и гласность», обозначила расширение тематического содержания телевизионных программ во второй половине 80-х годов ХХ века. Это совпало с наступавшим юбилеем 1000-летия введения христианства на Руси, которое должно было отмечаться в 1988 году. Именно эти обстоятельства и обусловили появление в отечественном телеэфире представителей русской православной церкви (РПЦ). Первоначально это произошло в программе «Взгляд». Затем – во время одного из телемостов, который проводился между СССР и Японией. Остальным конфессиям повезло несколько меньше, что объяснимо исторической традицией. Ведь православие было государственнообразующей религией на тех территориях, из которых за несколько веков и сложилось русское государство.

Усиление присутствия религиозной тематики в телеэфире было связано и с возникновением феномена медиаперсон, когда ряд православных священнослужителей (Александр Мень, Глеб Якунин) активно участвовали в политической жизни, выборных органах власти и тем самым вызывали к себе активный интерес тележурналистов. Расширение религиозной тематики в аудиовизуальном контенте было связано первоначально с общей либерализацией цензурного режима, а затем – и вовсе с отменой института цензуры (1990). Что предопределило присутствие соответствующей темы в телеэфире не только фильмов, затрагивающих вопросы вероисповедания, истории и философии религии, но и в виде своеобразных информационных трендов, реализовавшихся в новостном вещании, где стали появляться репортажи и сообщения о наиболее важных религиозных праздниках разной конфессиональной принадлежности, а со временем – и прямые трансляции православных богослужений (преимущественно – Рождества и Пасхи).

Телесобытия последних лет, напрямую связанные с информационной политикой РПЦ, заставляют всерьез задумываться о причинах повышенной и обильной религиозности российского телеэфира.

Пожалуй, самым первым тревожным звонком в этой сфере стали ситуации, связанные с кончиной патриарха Алексия Второго, его последующих пышных похорон и избранием на сей пост митрополита Кирилла. Все эти события стали лидирующей темой СМИ не только в момент их свершения, но и впоследствии, когда социологические исследования показали: телетрансляции всего комплекса мероприятий смены власти в РПЦ вошли в тройку(!) самых популярных событий российского телевидения сезона 2008/2009 годов.

В немалой степени популяризации РПЦ способствовали и праздничные религиозные трансляции. В подобные ночи, когда c экрана телевизора почти повсеместно звучит слово пастыря, невольно вспоминаешь о….нашей Конституции. Ибо согласно основному закону Россия является светским социальным государством. Но однажды ее президент объявил своим указом православное Рождество (7 января) общегосударственным выходным днем. При этом ничего не было сказано о том, что делать в этот выходной тысячам католиков, иудеев, протестантов, дзен-буддистам и адвентистам седьмого дня, не говоря уже о миллионах мусульман, проживающих на территории Российской Федерации.

Электронные СМИ сориентировались быстро, и быстрее всех – телевидение. Результаты эфирной экспансии РПЦ зрители смогли наблюдать в рождественскую ночь 2011 года, которая своим размахом превзошла прежние телепразднования. Прямые трансляции из храмов одновременно передавались по 7 федеральным телеканалам. Первый канал, «Россия» и «Россия-24» транслировали службу в храме Христа Спасителя. «Пятерка» вместе с каналом «Санкт-Петербург» затеяли главную городскую трансляцию из Казанского собора, а канал «СТО ТВ», проявив оригинальность, сосредоточился на передаче из Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры Петербурга.

Самый же нестандартный способ избрали продюсеры канала «ТВ Центр». Их проект был назван «Сочельник на Ордынке», но в реальности представлял собою еще одну трансляцию - из храма иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость» в Москве. Транслируемая «картинка» сопровождалась духовными песнопениями и чтением стихов «по случаю». Сергей Юрский с чтением справился блестяще, чего не скажешь о священнослужителях.

Однако Первый канал в предрождественский вечер использовал свои эфирные возможности еще более целенаправленно, показав непосредственной перед службой часовой фильм «Рождество». В нем с помощью закадрового голоса Сергея Чонишвили и умиротворяющих «картинок», снятых на улицах Москвы и инсценировок, снятых на Мальте, зрителям рассказывали о том, что такое бог, Рождество и как хорошо, что у нас есть такой праздник. Cмысл данной просветительской акции был озвучен в финале. Оказывается, по результатам какого-то давнего опроса самыми важными факторами, свидетельствующими о том, что человек счастлив, являются: наличие семьи, большого количества друзей и веры в бога. Методы убеждения авторов фильма не подразумевали дискуссии для тех, у кого - атеистические убеждения или принадлежность к иной конфессии. РПЦ явочным порядком становится основным актором религиозной тематики на российском телевидении.

Экранная экспансия русского ортодоксального православия особенно ощутима в телеэфире в преддверии и дни церковных праздников. Причем, что самое удивительное – наиболее очевидные признаки увеличивающегося идеологического влияния данного общественного института ощутимы в деятельности как раз государственных электронных СМИ и, прежде всего, тех каналов, которые формируют холдинг ВГТРК.

Так, например, по воскресеньям в эфир государственного канала «Россия-24» выходит программа «Церковь и мир». Ее содержание формально ориентировано на поликонфессиональность, но поддержку православия практически не скрыть. Тем более, что соведущим выпусков, как правило, является православный священник. Один из апрельских выпусков «Церкви и мира» поверг в шок собравшихся отдохнуть у экрана зрителей. Выступавший священнослужитель охотно отвечал на вопросы присутствующего журналиста, не о падении нравственности и кризисе духовности в обществе, а о…конце света. Рассуждения были таковы: «Почему верующие должны бояться конца света? Ведь это означает приход Христа на Землю…». Зрителям разъясняли и «успокаивали»: не надо этого бояться, ибо рано или поздно это радостное для всех верующих событие обязательно наступит. Почему? Да потому что Он спустится с небес на Землю. И настанет царствие Божие.

Откровенная пропаганда христианского вероучения в государственном СМИ в данном случае налицо. И подобные всплески активности РПЦ сегодня мы можем наблюдать во всех сферах нашей жизни. Церковь яростно бьется за собственность, принадлежащую культурным учреждениям и организациям. РПЦ хочет занять соответствующее место в системе среднего и высшего образования. Она уже пришла в армию в виде священников и претендует на создание православных дружин, призванных следить за порядком и нравственностью. Исподволь и будто бы ненароком церковь подкрадывается и к власти, всячески демонстрируя собственную лояльность и близость как к властному тандему, так и к членам их семей. Самое любопытное, что это движение носит взаимный характер. И вот уже в праздник пресвятой Богородицы дама номер один вместе с патриархом Кириллом выпускает голубей перед многочисленными телекамерами в небо.

Первый канал откликнулся на этот праздник шельмованием яростных зарубежных проповедников и экстремизма ислама в программе Максима Шевченко «Судите сами». Но главный церковный телепраздник случился в эфире канала «Россия». Здесь сначала Владимир Соловьев в своем «Поединке» не без умысла затеял дискуссию о роли РПЦ в нашей жизни. А затем наступил черед показа телефильма-портрета «Старец. Русское чудо». И если раньше в церковные праздники до глубокой ночи показывали программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», то нынче ровно наоборот – публику призывают к святости и нравственности с помощью примеров для подражания.

В «Поединке» опытный модератор Соловьев не без умысла столкнул в споре двух членов Общественной палаты при Президенте РФ – протоирея Всеволода Чаплина и известного пиарщика и галериста Марата Гельмана. А в качестве третейского судьи выступил еще один член того же органа Карен Шахназаров. РПЦ получила изначальное преимущество в полемике, так как фигура Гельмана очевидно одиозна, и сам он вызывает неоднозначную (отнюдь не положительную реакцию публики), не говоря уже о его вероисповедании и принадлежности к определенной нации. Похоже, что Соловьев рассчитывал на подавляющее преимущество представителя РПЦ в эфире именно с учетом данных обстоятельств. Так оно и случилось.

Протоирей Чаплин – опытный полемист, провоцирующий в обществе острые дискуссии. Чего стоят его предложения о введении дресс-кода для граждан нашей страны. Полемика в «Поединке» как раз и развертывалась вокруг подобных инициатив РПЦ. Неуклонно, но постепенно Соловьев и Шахназаров подводили публику к мысли о том, что экспансия РПЦ в социум, в духовную сферу нашей действительности – не самое большое зло современности. Масла в огонь подливал и Чаплин, утверждавший, что «церковь должна говорить обо всем. Даже о футболе». Не помогли молитвы. В это время в эфире другого канала московский «Спартак» разгромно проигрывал «Порту». Финал спокойных, но грозных речей протоирея Чаплина был мощным и неоспоримым: «Церковь должна говорить правду. Всегда».

Против подобных аргументов не устояли ни зрители, ни Соловьев с Шахназаровым. Со счетом 58236 голосов «за» и 24111 голосов «против» победу в теледискусии одержал, конечно же, представитель РПЦ. Именно такое соотношение итоговое впечатлений зрителей (если ему верить) и есть отражение реального роста влияния РПЦ в обществе. Так по исследованиям ВЦИОМ и Центра изучения общественного мнения Юрия Левады считают себя православными 76 процентов опрошенных россиян. Напомним, что в СССР количество верующих вообще в структуре взрослого населения не превышало трех процентов. Еще больше говорит о росте влияния РПЦ количество приходов. В 1986 году на территории СССР их зарегистрированное количество составляло 6800. В 2011 году на территории России их насчитывается 30 675.

Активная информационная политика сопровождала в нынешнем апреле и подготовку РПЦ к празднику Пасхи. На телеканале «Культура» были организованы ежедневные трансляции религиозной программы «Человек перед Богом», разъясняющие смысл предстоящего религиозного торжества. На Первом канале был показан накануне праздника соответствующий фильма «Пасха». А далее состоялись восемь (!) прямых трансляций пасхальных богослужений по разным каналам. Причем, что характерно: география трансляций на ряде из них была изменена.

Прямолинейная вера в то, что количественное присутствие РПЦ в жизни наших соотечественников путем ее активизации в медийной сфере приведет к качественному духовному перерождению напоминает идею времен отделов агитации и пропаганды КПСС, когда считалось, что чем больше будет повсюду развешано лозунгов во славу коммунизма, тем быстрее он наступит. Не наступил. К тому же очевидна и подмена понятий, когда между религиозностью и духовностью ставится знак равенства.

Некоторых руководителей телеканалов претензии РПЦ на идеологическое господство, видимо, настолько раздосадовали, что в пасхальную ночь 2011 года они занялись откровенным контрпрограммированием. На канале СТС в это время транслировали шоу «Уральских пельменей», а на ТНТ – «Дом-2». НТВ предпочел мелодраму не без религиозного влияния под характерным названием «Мой грех». РЕН ТВ запустил военный мини-сериал «Честь имею!», а «Домащний» и вовсе ускользнул в сторону от программных дискуссий, запустив французскую комедию фривольного содержания «Налево от лифта». Различие позиций в отношении к клерикализации эфира очевидно.

Впрочем, раскол по отношению к РПЦ происходит не только в телеэфире, но и в обществе. В Москве, например, создан фонд «Здравомыслие», члены которого ведут активную борьбу против клерикализации всех сфер общественной жизни, а заодно и против имущественных притязаний РПЦ на здания и территории. Ими создана карта «Клерикальная Россия», на которой отмечены «зоны бедствия», то есть места, в которых церковь добилась-таки отторжения недвижимости в свою пользу.

Раскол явно зреет, а церковь демонстрирует тягу к государству, его лидерам и явной роскоши на деньги прихожан, о чем уже не раз писали и СМИ, и чем возмущаются рядовые священники. Трое из них недавно записали свое видеообращение к Патриарху и распространили его с помощью новейших технологий. В нем как раз и были слова о непозволительной роскоши верхушки РПЦ и критика действий иерархов, направленных на союз с сильными мира сего. Причем, ввиду имелись не только политики, но и денежные тузы. Реакция последовала незамедлительно. Трое «раскольников» из Удмуртии были моментально уволены от занимаемых должностей и им запрещено отныне заниматься священнослужением. Однако ведущие федеральные телеканалы, что показательно, проигнорировали эту историю.

Но они вряд ли будут игнорировать слово и дело Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который неотвратимо становится одной из самых влиятельных и востребованных российских медиаперсон. Это понимает и сам глава РПЦ, чья харизма вольно или невольно для зрительской аудитории переносится на облик всего возглавляемого им социального института. Достаточно вспомнить, как в проекте «Имя Россия» в 2008 году зрители избрали победителем князя Александра Невского, чьим экранным «адвокатом» в ток-шоу был будущий предстоятель РПЦ. Судя по всему, это был не последний его триумф в отечественном телеэфире.

Сергей Ильченко, заведующий кафедрой радио и телевидения факультета журналистики СПбГУ, доцент, кандидат искусствоведения

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...