|
Учебная программа дисциплины «Основы телевизионного дела.
Телевизионный репортаж»
для подготовки бакалавра и магистра по специальности «журналистика»
Автор: Г.А.Шевелев, кандидат исторических наук, член Академии российского телевидения
Лекторы: М.В. Ахвледиани, кандидат филологических наук,
А.В. Минаков
Программа дисциплины «Основы телевизионного дела.
Телевизионный репортаж» федеральной компоненты цикла
составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «журналистика».
I. Организационно-методический раздел.
Программа дисциплины «Основы телевизионного дела. Телевизионный репортаж» разработана в Высшей школе телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова кандидатом исторических наук, членом Академии Российского телевидения Г.А Шевелевым с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.
1.1. Цели и задачи
Цель обучения – подготовить грамотного, высокопрофессионального журналиста, владеющего жанром репортажа - одним из основных документальных жанров, бытующих на телевидении.
Задачи обучения журналиста- репортера:
- сформировать у студентов понимание места и роли журналиста-репортера в документальном телевидении;
- познакомить с видами современного репортажа и с тем, где и как репортаж присутствует в телевизионных программах;
- дать представление об основных принципах и методах профессиональной творческой деятельности репортера, о способах получения необходимых сведений, о методике их интерпретации, об анализе событий и ситуаций из различных сфер жизни общества, о способах подачи информации в жанре репортажа адекватно информационным ожиданиям аудитории;
- сформировать представление об основных личностных качествах, присущих профессии репортера, и, соответственно, о тех требованиях, которые предъявляются к журналисту –репортеру;
- освоить технические и творческие приемы журналистики, используемые при создании материалов в жанре репортажа;
- научить студентов приемам и методам работы репортера в различных ситуационных условиях;
- научить студентов приемам работы «в кадре» в полевых условиях;
- дать представление о критериях качества журналистской, репортерской работы.
Таким образом, задача дисциплины – помочь студентам выработать профессиональные навыки, развить оперативное мышление, помочь в определении направления их будущей творческой работы в современной телевизионной журналистике.
1.2. Место курса в профессиональной подготовке журналиста
Настоящий учебный курс находится в ряду профессиональных учебных дисциплин, обеспечивающих выпускнику факультета набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых для начала самостоятельной творческой деятельности в редакциях телевидения.
После изучения курса студент должен: владеть теоретическими знаниями в области жанровой структуры телевизионной журналистики, в том числе - жанра репортажа; иметь представление о композиционных законах построения этого жанра, о творческих задачах, решаемых с помощью жанра репортажа; познакомиться с приемами телевизионной съемки, монтажа и озвучания репортажа.
1.3. Формы организации учебного процесса
Учебный процесс по специализации «Репортер» строится в форме
лекционного курса и семинарских занятий, где студенты предметно знакомятся с профессией репортера, спецификой, отличающей его творчество от иных видов журналистики, знакомятся с приемами и методами сбора фактического материала, способами его анализа, интерпретации, теоретическими основами создания аудиовизуального произведения, знакомятся с основными профессиями, участвующими в процессе создания телевизионного репортажа, с их взаимодействием в производственном цикле.
Значительное место на занятиях занимает просмотр образцов современного видеорепортажа, созданных как на федеральных телеканалах, так и на региональном телевидении.
Во внеаудиторное время студенты самостоятельно - сначала в текстовом варианте, затем, при наличии технических возможностей, в аудиовизуальной форме - создают для различных телевизионных форматов репортажные работы, которые служат предметом всеобщего обсуждения на семинарских занятиях. Этой форме обучения отводится значительное количество часов как во внеаудиторное время, так и в аудитории.
1.4. Контроль знаний студентов
По итогам курса студенты сдают зачет, оценка которого складывается из следующих элементов:
- за устный ответ по одной из тем учебного курса
и
- итоговой оценки промежуточного контроля, то есть
за участие в обсуждении видеорепортажей ведущих журналистов электронных СМИ;
за выполнение заданий в ходе самостоятельной практической работы и работы в аудитории;
за создание в печатном или видео варианте репортажей на оперативную и актуальную тему.
II. Содержание курса
2.1.Тематический план учебной дисциплины
|
?пп
|
Наименование разделов
|
Всего
часов
|
Аудиторные занятия (час.)
|
Самостоя-тельная работа
|
|
лекции
|
практич.
|
|
1.
|
Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике
|
2
|
2
|
|
|
|
2.
|
История возникновения и становления жанра репортаж
|
6
|
2
|
|
|
|
3.
|
Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах
|
6
|
2
|
|
|
|
4.
|
Границы жанра. Драматургия репортажа. Репортаж как синтетический жанр журналистики
|
10
|
2
|
2
|
2
|
|
5.
|
Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии
|
6
|
2
|
2
|
|
|
6.
|
Методы работы репортера над темой. Репортер на съемочной площадке. Репортер и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия. Репортер в монтажной
|
20
|
4
|
4
|
8
|
|
7.
|
Телевизионный информационный репортаж. Репортажа в записи на видеоносителе. Репортер в прямом эфире
|
16
|
2
|
2
|
4
|
|
8.
|
Специальный репортаж
|
18
|
2
|
2
|
4
|
|
9.
|
Репортер в экстремальных ситуациях
|
4
|
2
|
|
|
|
10.
|
Протокольный репортаж
|
4
|
2
|
|
|
|
11.
|
Репортаж как составная часть документального телевидения
|
2
|
2
|
|
|
|
|
Итого
|
54
|
24
|
12
|
18
|
2.2. Литература к курсу
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.
Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. Перевод с английского. 2-е изд. исправленное (серия: «Мультимедиа для профи»). М., 2004.
Таггл К.А Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн. : Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.
Хорошо бы почитать также репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.
2.3. Темы разделов
Тема 1.Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике.
Общее представление о предмете предстоящего курса. Основные разделы курса. Обзор литературы и других источников по теме курса.
Понятие жанра. История жанра в видах искусства. Жанр в журналистике. Типология жанров в журналистике и их функции.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.
Тема 2.История возникновения и становления жанра репортажа.
Возникновение жанра репортажа в середине - конце ХIХ века и его становление в ХХ веке. В.Гиляровский и его «репортажи». Кинорепортаж в кинематографе. Знаковые имена в истории репортажа. Военные репортажи советских писателей. Возникновение репортажа на радио. Возникновение телевизионного репортажа. Передвижные технические средства телевидения и репортаж. Первые «космические» радиорепортажи. История возникновения спортивного репортажа на радио и телевидении. Мастера спортивного репортажа. Трансформация представлений о жанре «репортаж».
Показ и обсуждение аудио- и видеозаписей из архивов.
Обсуждение тем репортажей для самостоятельной работы студентов.
Задание для внеаудиторной работы: подготовить репортажи по темам, предложенным преподавателем.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Радио в дни войны. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982
Саприн Н. О спортивной журналистике на радио. В кн.: Ключи к эфиру: В 2-х кн. Кн.2. Основы мастерства: Опыт, практические советы./ Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.
Кацев И. Г. История российского телевидения: 1907-2000. М., 2004.
Тема 3.Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах.
Событие, факт – основа и смысл репортажа. Предметная основа жанра: фрагмент реальности, фиксирующий целостное, протяженное во времени событие. Оперативность – цель работы репортера. Репортер – непременное действующее лицо репортажа, свидетель или участник события, о котором рассказывает. Соотношения информационности и комментарийности в репортаже. Эмоции репортера. Репортаж - жанр в наибольшей степени приближающий читателя, слушателя, зрителя к действительности.
Современное понятие репортажа. Точки зрения теоретиков и практиков на расширение, размывание границ репортажа.
Возможные виды типологии репортажа:
- «новостной» репортаж, специальный репортаж, проблемный (позиционный) репортаж, репортажное обозрение, репортаж-расследование и др.;
- прямой репортаж, фиксированный репортаж на носителях;
- репортаж с журналистом в кадре, репортаж с закадровым журналистским текстом.
Видеоизображение – голос журналиста - звуковое сопровождение. Что важнее: изображение или журналистский текст?
Место репортажа на газетных и журнальных страницах, в информационных выпусках радио. Репортаж в телевизионных форматах. Репортаж как самостоятельная единица программного контента на телевидении.
Показ и обсуждение видеозаписей образцов репортажной журналистики.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.
Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М. , 2004. С. 315-326.
Тема 4. Репортаж как синтетический жанр журналистики. Границы жанра. Драматургия репортажа.
Синтетическая природа репортажа и его границы. Признаки жанра репортажа:оперативность, актуальность, документальность, достоверность, наглядность, эффект присутствия автора.
Элементы репортажа в других форматах и жанрах телевидения.
Драматургия репортажа. Фабула, сюжет в репортаже. Цель – ядро -форма. Способы построения. С чего начать? Есть варианты! Место и роль заголовка. Типология заголовков.
Элементы интервью, зарисовки в репортаже. Персонификация события и эффект присутствия как жанровая особенность репортажа. Журналист как непременный компонент построения драматургии репортажа. Функции журналиста в структуре репортажа. Наглядность, конкретность изображения в телевизионном кадре.
Категории «пространства» и «времени» в репортаже.
Завершение репортажа. Последняя фраза. Зритель запоминает последнюю фразу. Особенности авторского текста для телевидения.
Обсуждение репортажей, подготовленных студентами самостоятельно.
Задание для внеаудиторной работы:
найти тему для репортажа, построить сюжетную линию, подготовить письменно его план для обсуждения в аудитории.
Основная литература
Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.
Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.
Дополнительная литература
Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.
Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.
Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.
Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.
Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.
Тема 5. Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии.
Работа репортера – особый вид журналистской деятельности. Репортер в ряду журналистских профессий (специализаций).
Функций репортера в телевещании и виды его деятельности. Репортер – не только тот, кто работает в кадре или у микрофона. Репортер добывает факты и новости, он – «рудокоп» в журналистском цехе. Этика репортерской работы.
Физические и психологические свойства личности репортера. Творческие, литературные способности. Способность к коммуникации. Роль воображения. Позиция журналиста и степень его «я» в репортажах различных типов. Персонификация события. Этика репортерской работы.
Важнейшие качества личности: эрудиция, способность к импровизации, хорошая речь, правильная дикция, телегеничная внешность, хороший вкус и умение ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах.
Виды специализации репортеров.
Обсуждение в аудитории функций репортера в телевещании и его личностных качеств. Просмотр работ мастеров телевидения.
Задание для внеаудиторной работы:
- вести наблюдение за теленовостями на любом из доступных телеканалов и подготовить краткие письменные характеристик |