Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/jour_tv/reportage.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:48:15 2016
Кодировка: Windows-1251
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Учебная программа дисциплины «Основы телевизионного дела.

Телевизионный репортаж»

для подготовки бакалавра и магистра по специальности «журналистика»

Автор: Г.А.Шевелев, кандидат исторических наук, член Академии российского телевидения

Лекторы: М.В. Ахвледиани, кандидат филологических наук,

А.В. Минаков

Программа дисциплины «Основы телевизионного дела.

Телевизионный репортаж» федеральной компоненты цикла

составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению «журналистика».

I. Организационно-методический раздел.

Программа дисциплины «Основы телевизионного дела. Телевизионный репортаж» разработана в Высшей школе телевидения МГУ им. М.В.Ломоносова кандидатом исторических наук, членом Академии Российского телевидения Г.А Шевелевым с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

1.1. Цели и задачи

Цель обучения – подготовить грамотного, высокопрофессионального журналиста, владеющего жанром репортажа - одним из основных документальных жанров, бытующих на телевидении.

Задачи обучения журналиста- репортера:

- сформировать у студентов понимание места и роли журналиста-репортера в документальном телевидении;

- познакомить с видами современного репортажа и с тем, где и как репортаж присутствует в телевизионных программах;

- дать представление об основных принципах и методах профессиональной творческой деятельности репортера, о способах получения необходимых сведений, о методике их интерпретации, об анализе событий и ситуаций из различных сфер жизни общества, о способах подачи информации в жанре репортажа адекватно информационным ожиданиям аудитории;

- сформировать представление об основных личностных качествах, присущих профессии репортера, и, соответственно, о тех требованиях, которые предъявляются к журналисту –репортеру;

- освоить технические и творческие приемы журналистики, используемые при создании материалов в жанре репортажа;

- научить студентов приемам и методам работы репортера в различных ситуационных условиях;

- научить студентов приемам работы «в кадре» в полевых условиях;

- дать представление о критериях качества журналистской, репортерской работы.

Таким образом, задача дисциплины – помочь студентам выработать профессиональные навыки, развить оперативное мышление, помочь в определении направления их будущей творческой работы в современной телевизионной журналистике.

1.2. Место курса в профессиональной подготовке журналиста

Настоящий учебный курс находится в ряду профессиональных учебных дисциплин, обеспечивающих выпускнику факультета набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых для начала самостоятельной творческой деятельности в редакциях телевидения.

После изучения курса студент должен: владеть теоретическими знаниями в области жанровой структуры телевизионной журналистики, в том числе - жанра репортажа; иметь представление о композиционных законах построения этого жанра, о творческих задачах, решаемых с помощью жанра репортажа; познакомиться с приемами телевизионной съемки, монтажа и озвучания репортажа.

1.3. Формы организации учебного процесса

Учебный процесс по специализации «Репортер» строится в форме

лекционного курса и семинарских занятий, где студенты предметно знакомятся с профессией репортера, спецификой, отличающей его творчество от иных видов журналистики, знакомятся с приемами и методами сбора фактического материала, способами его анализа, интерпретации, теоретическими основами создания аудиовизуального произведения, знакомятся с основными профессиями, участвующими в процессе создания телевизионного репортажа, с их взаимодействием в производственном цикле.

Значительное место на занятиях занимает просмотр образцов современного видеорепортажа, созданных как на федеральных телеканалах, так и на региональном телевидении.

Во внеаудиторное время студенты самостоятельно - сначала в текстовом варианте, затем, при наличии технических возможностей, в аудиовизуальной форме - создают для различных телевизионных форматов репортажные работы, которые служат предметом всеобщего обсуждения на семинарских занятиях. Этой форме обучения отводится значительное количество часов как во внеаудиторное время, так и в аудитории.

1.4. Контроль знаний студентов

По итогам курса студенты сдают зачет, оценка которого складывается из следующих элементов:

- за устный ответ по одной из тем учебного курса

и

- итоговой оценки промежуточного контроля, то есть

за участие в обсуждении видеорепортажей ведущих журналистов электронных СМИ;

за выполнение заданий в ходе самостоятельной практической работы и работы в аудитории;

за создание в печатном или видео варианте репортажей на оперативную и актуальную тему.

II. Содержание курса

2.1.Тематический план учебной дисциплины

?пп

Наименование разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия (час.)

Самостоя-тельная работа

лекции

практич.

1.

Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике

2

2



2.

История возникновения и становления жанра репортаж

6

2



3.

Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах

6

2



4.

Границы жанра. Драматургия репортажа. Репортаж как синтетический жанр журналистики

10

2

2

2

5.

Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии

6

2

2


6.

Методы работы репортера над темой. Репортер на съемочной площадке. Репортер и оператор: границы ответственности и способы взаимодействия. Репортер в монтажной

20

4

4

8

7.

Телевизионный информационный репортаж. Репортажа в записи на видеоносителе. Репортер в прямом эфире

16

2

2

4

8.

Специальный репортаж

18

2

2

4

9.

Репортер в экстремальных ситуациях

4

2



10.

Протокольный репортаж

4

2



11.

Репортаж как составная часть документального телевидения

2

2




Итого

54

24

12

18

2.2. Литература к курсу

Основная литература

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.

Фэнг И. Теленовости: секреты журналистского мастерства. М., 2002.

Дополнительная литература

Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.

Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.

Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.

Маккаллах Кэрролл В. Новости на TV. Перевод с английского. 2-е изд. исправленное (серия: «Мультимедиа для профи»). М., 2004.

Таггл К.А Форма телевизионных сюжетов – репортаж. В кн. : Таггл К.А., Карр Ф., Хаффман С. Новости в телерадиоэфире. Подготовка, продюсирование и презентация новостей в СМИ. Пер. с англ. М., 2006. С.211-234.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.

Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. М., 2003.

Хорошо бы почитать также репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.

2.3. Темы разделов

Тема 1.Вводное занятие. Понятие жанра. Роль жанра в журналистике.

Общее представление о предмете предстоящего курса. Основные разделы курса. Обзор литературы и других источников по теме курса.

Понятие жанра. История жанра в видах искусства. Жанр в журналистике. Типология жанров в журналистике и их функции.

Основная литература

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.

Дополнительная литература

Репортажи В. Гиляровского, М.Кольцова, Е.Рябчикова, В.Ардаматского, В.Пескова, Д.Рида, Э.Киша, Э.Хемингуэя, Ю.Фучика.

Тема 2.История возникновения и становления жанра репортажа.

Возникновение жанра репортажа в середине - конце ХIХ века и его становление в ХХ веке. В.Гиляровский и его «репортажи». Кинорепортаж в кинематографе. Знаковые имена в истории репортажа. Военные репортажи советских писателей. Возникновение репортажа на радио. Возникновение телевизионного репортажа. Передвижные технические средства телевидения и репортаж. Первые «космические» радиорепортажи. История возникновения спортивного репортажа на радио и телевидении. Мастера спортивного репортажа. Трансформация представлений о жанре «репортаж».

Показ и обсуждение аудио- и видеозаписей из архивов.

Обсуждение тем репортажей для самостоятельной работы студентов.

Задание для внеаудиторной работы: подготовить репортажи по темам, предложенным преподавателем.

Основная литература

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.

Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.

Дополнительная литература

Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.

Радио в дни войны. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1982

Саприн Н. О спортивной журналистике на радио. В кн.: Ключи к эфиру: В 2-х кн. Кн.2. Основы мастерства: Опыт, практические советы./ Под ред. Г.А.Шевелева. М., 2007.

Кацев И. Г. История российского телевидения: 1907-2000. М., 2004.

Тема 3.Репортаж – один из основных жанров журналистики. Репортаж в телевизионных форматах.

Событие, факт – основа и смысл репортажа. Предметная основа жанра: фрагмент реальности, фиксирующий целостное, протяженное во времени событие. Оперативность – цель работы репортера. Репортер – непременное действующее лицо репортажа, свидетель или участник события, о котором рассказывает. Соотношения информационности и комментарийности в репортаже. Эмоции репортера. Репортаж - жанр в наибольшей степени приближающий читателя, слушателя, зрителя к действительности.

Современное понятие репортажа. Точки зрения теоретиков и практиков на расширение, размывание границ репортажа.

Возможные виды типологии репортажа:

- «новостной» репортаж, специальный репортаж, проблемный (позиционный) репортаж, репортажное обозрение, репортаж-расследование и др.;

- прямой репортаж, фиксированный репортаж на носителях;

- репортаж с журналистом в кадре, репортаж с закадровым журналистским текстом.

Видеоизображение – голос журналиста - звуковое сопровождение. Что важнее: изображение или журналистский текст?

Место репортажа на газетных и журнальных страницах, в информационных выпусках радио. Репортаж в телевизионных форматах. Репортаж как самостоятельная единица программного контента на телевидении.

Показ и обсуждение видеозаписей образцов репортажной журналистики.

Основная литература

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.

Радиожурналистика. Издание 3-е.М., , 2005.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.

Дополнительная литература

Барманкулов М.К. Журналистика для всех: Общность и специфика жанров печати, телевидения и радиовещания. Алма-Ата, 1979.

Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М. , 2004. С. 315-326.

Тема 4. Репортаж как синтетический жанр журналистики. Границы жанра. Драматургия репортажа.

Синтетическая природа репортажа и его границы. Признаки жанра репортажа:оперативность, актуальность, документальность, достоверность, наглядность, эффект присутствия автора.

Элементы репортажа в других форматах и жанрах телевидения.

Драматургия репортажа. Фабула, сюжет в репортаже. Цель – ядро -форма. Способы построения. С чего начать? Есть варианты! Место и роль заголовка. Типология заголовков.

Элементы интервью, зарисовки в репортаже. Персонификация события и эффект присутствия как жанровая особенность репортажа. Журналист как непременный компонент построения драматургии репортажа. Функции журналиста в структуре репортажа. Наглядность, конкретность изображения в телевизионном кадре.

Категории «пространства» и «времени» в репортаже.

Завершение репортажа. Последняя фраза. Зритель запоминает последнюю фразу. Особенности авторского текста для телевидения.

Обсуждение репортажей, подготовленных студентами самостоятельно.

Задание для внеаудиторной работы:

найти тему для репортажа, построить сюжетную линию, подготовить письменно его план для обсуждения в аудитории.

Основная литература

Ким М.Н. Репортаж: технология жанра. СПб., 2005.

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005.

Дополнительная литература

Ким М.Н Жанры современной журналистики. СПб., 2005.

Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004 С.143-240.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2004.

Каминский А.С. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М.: 2007.

Третьяков В.Т. Как стать знаменитым журналистом. Курс лекций по теории и практике современной журналистики. М., 2004. С. 315-326.

Тема 5. Телевизионный репортер: профессиональные требования. Основные слагаемые и критерии.

Работа репортера – особый вид журналистской деятельности. Репортер в ряду журналистских профессий (специализаций).

Функций репортера в телевещании и виды его деятельности. Репортер – не только тот, кто работает в кадре или у микрофона. Репортер добывает факты и новости, он – «рудокоп» в журналистском цехе. Этика репортерской работы.

Физические и психологические свойства личности репортера. Творческие, литературные способности. Способность к коммуникации. Роль воображения. Позиция журналиста и степень его «я» в репортажах различных типов. Персонификация события. Этика репортерской работы.

Важнейшие качества личности: эрудиция, способность к импровизации, хорошая речь, правильная дикция, телегеничная внешность, хороший вкус и умение ощущать себя в предлагаемых обстоятельствах.

Виды специализации репортеров.

Обсуждение в аудитории функций репортера в телевещании и его личностных качеств. Просмотр работ мастеров телевидения.

Задание для внеаудиторной работы:

- вести наблюдение за теленовостями на любом из доступных телеканалов и подготовить краткие письменные характеристик