Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/faculty/departments/fl-for-geographers/research.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:09:06 2016
Кодировка: Windows-1251
Наш факультет
Учеба
Факультет иностранных языков

Учебно-методическая работа и научная деятельность

Кафедра проводит учебно-методическую работу по следующим направлениям.
  • Подготовка экзаменационных материалов. Проведение итоговых экзаменов, вступительных экзаменов в аспирантуру, кандидатских экзаменов.
  • Проведение практических занятий по иностранным языкам.
  • Проведение занятий в других подразделениях МГУ: на факультете иностранных языков и регионоведения (магистратура, направление Лингвистика), а также в Российско-Германском институте науки и культуры.
  • Консультирование стажеров факультета иностранных языков и регионоведения.
  • Составление учебных программ. Сотрудниками кафедры подготовлен сборник учебных программ, включающий 11 программ по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам.
  • Написание учебников и учебных пособий для обучения иностранным языкам географов. Сотрудниками кафедры подготовлен и опубликован ряд учебных пособий по различным языкам, преподаваемым на кафедре.
  • Написание научных статей и монографий.
  • Составление учебных терминологических словарей.


Учебники и учебные пособия, написанные сотрудниками кафедры

По английскому языку

1. «English Through Cultures of the World»

Комарова А.И., Окс И.Ю., Колосовская В.В.
М., издательство 'Высшая школа', 2008. 470 с.

Рассчитан на студентов высших учебных заведений, владеющих английским языком на среднем уровне.

Учебник предназначен для обучения английскому языку учащихся, специальностью которых является регионоведение, география и другие смежные дисциплины (экономико-географические и эколого-географические специальности: страноведение, география мирового хозяйства, социально-экономическая география, география культуры, международный туризм, природопользование, геоэкология, ландшафтоведение и др.) Он также может быть использован для более широкого круга изучающих английский язык на основе познавательных материалов о природе Земли, хозяйственной деятельности людей, традициях, образе жизни и культуре народов, населяющих различные регионы мира.

Учебник содержит аутентичные тексты, посвященные материальной и духовной культуре разных народов мира. В понятийном плане учебник имеет четкую структуру, обусловленную логикой данной предметной области -регионоведения мира. Благодаря такой структуре в зависимости от целей обучения он может быть использован 1) как пособие для практического освоения английского языка и развития языковой компетенции в основных видах речевой деятельности (чтении, говорении, аудировании, письме); 2) как пособие для общего или специального изучения фактического материала по региональной географии, страноведению, культурологии.

2. 'Английский язык для географических специальностей'

Комарова А.И., Окс И.Ю., Бадмаева Ю.Б.
М., издательский центр 'Академия', 2005.

Учебник содержит профессионально ориентированные тексты, заимствованные из учебников по географии, страноведению и экологии на английском языке и других оригинальных источников. Цель книги – научить студентов быстро извлекать информацию при чтении аутентичных текстов и обсуждать научные темы, используя самые употребительные языковые средства и основные термины специальности.

Предназначен для студентов географических и экологических факультетов высших учебных заведений.

3. 'Функциональная стилистика: научная речь. Язык для специальных целей (LSP)'

Комарова А.И.
М., издательство 'УРСС', 2004, 2010.

Книга посвящена исследованию стиля научной речи в рамках функциональной стилистики, теории языка и практики преподавания языка для специальных целей. 'Язык для специальный целей' (LSP) - это профессионально ориентированный регистр речи, функционирующий в тех областях знания, которые имеют свою собственную глубокую и разветвленную систему понятий; в языковом плане LSP характеризуется определенной идиоматической и стилистической ограниченностью. В книге продолжаются традиции исследований, которые велись в Московской государственном университете имени М.В. Ломоносова под руководством профессора О.С. Ахмановой.

Рекомендуется лингвистам разных специальностей, студентам и аспирантам филологических факультетов.

4. 'Master Your English Through Geography'

Богомолова Т.В., Панкратова С.С.
М., 2005.

Данное учебное пособие предназначено для студентов географических факультетов высших учебных заведений 2-3 курсов среднего и продвинутого уровня.

Основной целью пособия является обучение учащихся устным и письменным навыкам перевода, расширение словарного запаса (для использования как в профессиональной области, так и при повседневном общении) и развитие навыков устной речи.

Пособие состоит из пяти глав, каждая из которых включает в себя английские и русские тексты из оригинальных научных и научно-популярных источников, а также упражнений для тщательного прорабатывания лексики и ее активизации (как то: подбор синонимов и антонимов, составление различных словосочетаний, подбор русских/английских эквивалентов, упражнения по темам 'Словообразование', 'Предлоги', 'Артикли' и т.д.).

Каждая глава рассчитана на 6 часов аудиторной работы и на домашнюю подготовку студентов. В зависимости от уровня учащихся материал может быть использован выборочно или ограничен работой с основными тестами. Источниками материала послужили различные периодические издания ('The Economist', 'The Moscow Times', 'The Environmentalist' и т.д.). Для облегчения работы с текстами некоторые из них были сокращены. Пособие может быть использовано как во время аудиторной работы, так и в ходе самостоятельного изучения для повышения уровня владения английским языком.

5. 'Уроки английского. География мира'

Комарова А.И., Окс И.Ю., Бадмаева Ю.Б.
М., Астрель, АСТ, 2001.

Пособие предназначено для тех, кто хочет изучать английский язык на основе познавательных материалов о природе земли, хозяйстве и культуре народов мира. В первую очередь оно ориентировано на обучение студентов, специальностью которых является география и другие смежные дисциплины.

Пособие ставит своей целью научить студентов быстро извлекать информацию при чтении, излагать содержание по-английски просто и понятно, делать сообщения и обсуждать научные темы, используя самые употребительные языковые средства и основные термины географии, то есть освоить стиль нейтрального научного изложения. Весь текстовой материал пособия аутентичный. В тематическом отношении материал ограничен рамками общей географии. Тексты отобраны из учебников по географии на английском языке и других оригинальных источников. При отборе текстов учитывалась их информативность, познавательная ценность и актуальность тематики.

Пособие написано на основании опыта работы по преподаванию иностранных языков на естественных факультетах Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

6. 'Английский язык через географию'

Комарова А.И., Окс И.Ю., Бадмаева Ю.Б.
М., 1999.

По немецкому языку

1. 'Под знаком Европы'

Тканова А.В., Бадмаева Ю.Б.
учебное пособие, М., 2008.

Данное пособие предназначено для студентов 2 и 3 курса географического факультета, изучающих немецкий язык как первый, и для студентов 4 курса, обучающихся по курсу 'Лингвострановедение'. Цель пособия - развить у студентов навыки устной и письменной речи с использованием географических и туристических терминов, содержащихся в текстах по специальности (уровень А2).

Пособие состоит из 8 уроков, каждый урок включает тексты, в которых освящается определенная географическая тема. На основе упражнений, включенных в каждый урок, отрабатывается лексический и грамматический материал. Материал всех текстов и упражнений информативен и способствует углублению знаний учащихся об истории, культуре и социальной жизни Германии как лидера Европейского Союза.

2. 'Вводно-коррективный фонетический курс немецкого языка'

Рожкова Г.В.

Вводно-коррективный фонетический курс немецкого языка предназначен для студентов и аспирантов естественных факультетов университетов. Курс состоит из 7 уроков и рассчитан приблизительно на 26 часов аудиторных занятий. Он содержит нормативный фонетический материал и систему специальных упражнений, обеспечивающих автоматизацию навыков, а также элементарный грамматический и лексический материал. Целью вводно-коррективного фонетического курса является репродуктивное усвоение особенностей фонетического строя и лексико-грамматического базового минимума немецкого языка. Темп проработки лексического и грамматического материала вводно-фонетического курса определяется исходным уровнем владения немецким языком обучающегося. Предполагается, что фонетический аспект будет присутствовать в учебном процессе в течение всего курса обучения.

3. 'Германия: экологические проблемы'

Михайлова И.Э.
учебное пособие, М., 1999.

Данное пособие предназначено для студентов второго и третьего курсов географического факультета. Цель пособия - развить у студентов навыки различных видов беспереводного чтения текстов общенаучного характера и текстов средней трудности по специальности. Все тексты пособия объединены одной сквозной темой - проведение группой студентов обширного научного изыскания по вопросу 'Решение экологических проблем в современной Германии'.

Пособие состоит из восьми уроков, каждый урок включает две части - А и В. Часть А содержит текст-образец, 'исследование', где освещается определенная географическая проблема и ее взаимосвязь с экологическим аспектом. Для желающих получить более глубокую информацию по данной проблеме предусмотрена часть В, которая включает оригинальные, более сложные и большие по объему тексты.

4. 'Менеджмент и маркетинг в газовой промышленности'

Осипян Л. Г.
краткий русско-немецкий/немецко-русский словарь, М., 'Высшая школа', 2006.

Словарь рассчитан на стажеров в системе послевузовского профессионального образования и студентов, изучающих немецкий язык в вузах газового профиля.

Словарь содержит в обеих частях около 6000 основных и составных терминов по следующим областям: добыча, подготовка, транспорт и хранение газа, контрольно-измерительные приборы, экономика предприятия (бюджет, планирование, финансы, управление персоналом), электротехника.

По французскому языку

1. 'Французско-русский словарь по физической географии'

Маресина Т.А.
М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007.

Словарь учебного типа, содержит более 4000 слов и словосочетаний. Предназначен для студентов, специализирующихся в области физической географии.

2. 'LES GRANDS PROBLÈMES D’ENVIRONNEMENT'

Степенная Т.П., Лядский В.Г.
учебное пособие, М., издательство Московского университета, 2005.

Пособие включает научные тексты по современным проблемам экологии. Тексты снабжены комплексом упражнений и заданий, имеющих целью развитие навыков реферирования научной литературы на французском языке и навыков устной профессиональной речи. Все тексты взяты из французских научных журналов и сборников научных текстов.

Пособие предназначается для студентов старших курсов, а также аспирантов, соискателей и научных сотрудников кафедр экологии и рационального природопользования географических и других факультетов высших учебных заведений. Может быть рекомендовано всем, кто интересуется вопросами экологии.

3. 'LA TERRE'

Степенная Т.П.
учебное пособие, М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 2002.

Пособие состоит из двух частей. В первую часть включены тексты на французском языке по физической географии и экологии, сопровождающиеся лексическими и речевыми упражнениями, цель которых - обучение базовой географической и общенаучной лексике, а также развитие коммуникативных навыков во французской устной речи. Во вторую часть входят дополнительные тексты на французском языке о географических открытиях и исследованиях, которые могут быть использованы для самостоятельной работы студентов, подготовке устных сообщений и т.д. Все тексты взяты из французских учебников по географии. Пособие предназначается для студентов 1 курса географических факультетов.

4. 'Практическая грамматика французского языка'

Степенная Т.П.
учебное пособие, М., издательство Московского университета, 2000. 302 с.

Пособие представляет собой курс нормативной базовой грамматики французского языка и имеет практическую направленность.

Состоит из трех разделов: вводного курса, включающего таблицу "От буквы и буквенных сочетаний к звуку", общие сведения об особенностях фонетической системы французского языка и основные правила чтения; морфологии; синтаксиса. Теоретический материал сопровождается большим количеством примеров, переведенных на русский язык, и для большей наглядности в ряде случаев представлен в виде таблиц и схем. Пособие снабжено также таблицами спряжения глаголов. Для студентов и аспирантов неязыковых вузов, а также лиц, самостоятельно изучающих французский язык.

5. 'Туризм'

Маресина Т.А.
М., 2000.

Пособие предназначено для студентов старших курсов, изучающих французский язык и специализирующихся в области международного туризма. Пособие имеет целью развитие и закрепление навыков и умений студентов в работе над литературой по специальности, а также навыков говорения.

Пособие состоит из двух частей и словаря. В первой части представлены тексты по международному туризму, которые сопровождаются рядом упражнений, направленных на расширение лексического запаса и развитие навыков говорения. Тексты второй части отражают некоторые аспекты развития национального и международного туризма в отдельных регионах (Франции, Турции), а также некоторые аспекты международного туризма. Все тексты взяты из оригинальных французских изданий.

6. 'Французский язык для геологов'

Маресина Т.А.
М., МГУ имени М.В. Ломоносова, 1998.

Данное пособие предназначено для студентов геологического факультета. Пособие имеет целью обучить студентов навыкам чтения научной литературы по геологии на французском языке путем активизации научной терминологии и специальных выражений, необходимых для понимания научного текста, а также для закрепления некоторых грамматических явлений, представляющих определенную трудность при чтении научного текста. Тексты пособия взяты из оригинальной учебной и научной литературы.

Пособие состоит из двух частей, приложения и словаря. Первая часть содержит учебный материал, рассчитанный приблизительно на 50 учебных часов и построена по тематическому принципу; тексты соответствуют некоторым темам курса 'Общей геологии'. Вторая часть предназначена для использования на заключительном этапе обучения. Материал этой части пособия рассчитан приблизительно на 80 учебных часов, но может использоваться выборочно.

В приложении дан ряд текстов для самостоятельной работы, а также список слов и выражений - логических связей научного текста. Пособие может быть использовано в группах аспирантов и соискателей.

7. 'Пособие по французскому языку для студентов-географов старших курсов'

Степенная Т.П., Туницкая Е.Л.
М., издательство Московского университета, 1986. 137 с.

Пособие включает тексты по экономической географии, сопровождающиеся системой упражнений и дополнительные тексты на французском и русском языках, тематически связанные с основными. Выбор тем соответствует программе по курсу экономической географии. В пособии использованы неадаптированные тексты из французской и советской периодической печати, из монографий и учебников по географии.

Для студентов III-V курсов кафедр зарубежных стан, реферативных групп и аспирантов географических факультетов.

8. 'Учебное пособие по французскому языку для студентов географических факультетов университетов'

Степенная Т.П.
М., издательство Московского университета, 1990.

Пособие включает тексты на французском языке по основным темам курсов 'Метеорология с элементами климатологии', 'Общая гидрология' (гидрология суши и гидрология океанов и морей), которые сопровождаются лексическими и речевыми упражнениями. Дополнительные тексты на французском и русском языках, тематически связанные с основными, снабжены специальными заданиями. Материал Текстов и упражнений взят из французских и отечественных монографий и учебников по географии.

Пособие предназначено для студентов географических факультетов университетов.

По испанскому языку

1. 'España en vivo'

Нуждин Г.А., Палома Мартин Лора-Тамайо, Кармен Мария Эстремера
учебник испанского языка для продолжающих, М., АЙРИС ПРЕСС, 2005.

Книга представляет собой первый интегрированный курс испанского языка, построенный на основе авторской концепции модульной подачи языкового материала. Курс включает разделы чтения и анализа текстов, грамматики, лексических и грамматических упражнений, разговорного языка, прагматики, межкультурного общения, творческих мастерских, а также раздел организации дискуссий. Все эти разделы новаторские и в подобном виде не появлялись ни в одном учебнике испанского языка.

Учебник адресован учащимся старших классов школ, лицеев, гимназий, а также студентам вузов, достигших среднего уровня языковой компетентности. Наличие ключей позволяет использовать пособие в качестве самоучителя. Издание сопровождается аудиоприложением.

2. 'Español en vivo'

Нуждин Г.А., Кармен Мария Эстремера, Палома Мартин Лора-Тамайо
учебник испанского языка для начинающих, М., АЙРИС ПРЕСС, 2003.

Учебник предназначен для студентов неязыковых вузов, начинающих изучать испанский язык с нуля, и соответствует программе первого и второго годов обучения испанскому языку для неязыковых специальностей. Цель учебника - выработать у студентов навыки свободного общения, восприятия неспециализированной речи на слух и чтения текстов любой сложности со словарем.

К учебнику прилагаются аудиокассеты с аудиозаписями, озвученными дикторами из разных провинций Испании. Многие записи представляют собой живые беседы носителей языка на заданные темы.

3. 'Тесты по испанскому языку'

Нуждин Г.А., Кипнис М.И., Комарова А.И.
М., АЙРИС ПРЕСС, 2004.

Данная книга представляет собой сборник текстовых заданий по грамматике и лексике испанского языка. Цель пособия - помочь учащимся избежать наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе обучения. Каждая тема включает в себя вводный проверочный текст, набор кратко сформулированных правил и финальные тесты для самоконтроля. Пособие может быть использовано как при подготовке к экзаменам, так и для систематизации знаний на более высоком уровне владения материалом. Все тексты снабжены ключами. Книга предназначена для широкого круга лиц, изучающих испанский язык.

4. '75 устных тем по испанскому языку'

Нуждин Г.А., Комарова А.И.
Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2000, 2005.

Книга предназначена для широкого круга лиц, желающих познакомиться с основами испанской культуры и истории. Эта книга знакомит с реалиями повседневной жизни испанцев, без которых представление о современной испанской культуре будет заведомо неполным.

В книгу включены все темы, отражающие основные стороны жизни Испании и Латинской Америки. Помимо страноведческих тем, в книге есть раздел, посвященный актуальным проблемам современности. В конце книги приведены отрывки из художественных произведений Сервантеса, Хуана Мануэля и других.

5. Грамматический комментарий к испанско-русскому, русско-испанскому школьному словарю



Научная деятельность кафедры

Научная работа кафедры ведется по следующим направлениям.
  • Участие преподавателей в университетских, всероссийских и международных конференциях по лингвистике, методике преподавания и культурологии.
  • Написание научных монографий и статей преподавателями кафедры.
  • Составление учебных и терминологических словарей.
  • Составление учебных программ.


Контактная информация

Кафедра иностранных языков для географического факультета
адрес: Москва, Ленинские горы, МГУ, Главное здание, комн. 1718
телефон: (495) 932 88 35
эл. почта: fl_geo@ffl.msu.ru (fl_geo@ffl.msu.ru)

Наш факультет

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1

эл. почта: info@ffl.msu.ru

Редакция сайта: fflas-msu@yandex.ru