Экзаменационные вопросы по курсу 'Русский язык и культура речи'
I часть
- Слово и фразеологизм в рецептивной и продуктивной речевой деятельности.
- Способы семантизации слова и фразеологизма в рецепции.
- Компонентный анализ как способ представления значения слова и фразеологизма.
- Многозначность слова и механизмы ее преодоления в рецептивной речевой деятельности.
- Объективные и субъективные аспекты значения в слове и фразеологизме и ценность каждого из этих аспектов для рецепции и продукции.
- Практика современных толковых словарей русского языка и ее адекватность решению задач рецептивной деятельности.
- Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный номинативный семантический элемент.
- Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный субъективный элемент.
- Синонимия как явление, представляющее ценность для продуктивной речевой деятельности.
- Гипо-гиперонимические отношения между словами, между словами и фразеологизмами и между фразеологизмами как явлением, представляющим ценность для рецептивной и для продуктивной речевой деятельности
- Обсудите 3-4 задачи подчеркивания или затушевывания слова в предложении, решаемые с помощью конверсии.
- Антонимические отношения в лексике и их ценность для рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
- Ограничения в сочетаемости слов, объяснимые и необъяснимые, и их важность для рецепции и продукции.
- Понятие лексической функции и его ценность рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
- Типичные затруднения в процессе рецептивной и продуктивной речевой деятельности и лексикографические источники, позволяющие их преодолеть.
II часть
- Типы соотношений между значением слова и суммой значений составляющих его морфов.
- Обсудите 3-4 задачи несоответствия между значениями слова и суммой значений составляющих его морфов, словосочетания – и его частей, предложения - и его членов.
- Обсудите 3-4 задачи преобразования имени на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами
- Обсудите 3-4 задачи преобразования глагола на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами.
- Что такое синтаксическая деривация, чем она отличается от других типов деривации и какую практическую ценность представляет.
- Дайте определения корня, суффикса, окончания и аргументируйте эти определения.
- Когда и зачем необходимо определять род существительного?
- Назовите 3-4 случая несоответствия между числом и грамматической характеристикой имени и количеством обозначенных предметов.
- Каковы основные значения беспредложных падежных форм существительных
- Приведите по 2-3 примера нестандартного обозначения каждого их участников ситуации (субъект, объект, адресат, орудие).
- Многозначность русских предлогов и значение этого обстоятельства для рецептивных и продуктивных речевых действий.
- Назовите 3-4 случая несоответствия между временем как грамматической характеристикой глагола и временем обозначенного события.
- Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида и какое значение имеют эти различия для рецептивных и продуктивных речевых действий.
- Назовите 3-4 случая расхождения между наклонением глагола и модальностью обозначенного события.
- Чем различаются формы действительного и страдательного залога глаголов и какое значение имеют эти различия для рецептивной и продуктивной речевой деятельности?
Напоминаю, что к экзамену будут допущены лишь те студенты, которые удовлетворительно выполнили обе домашние работы и написали два эссе.
Все 4 текста (проверенные и исправленные) необходимо принести с собой на экзамен.
Желаю успехов!
И.Г. Милославский