Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/students/courses/comparative-linguistics/examination-questions.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:22:40 2016
Кодировка: Windows-1251
Студентам
Учеба
Факультет иностранных языков

Экзаменационные вопросы по курсу 'Русский язык и культура речи'

I часть
  1. Слово и фразеологизм в рецептивной и продуктивной речевой деятельности.
  2. Способы семантизации слова и фразеологизма в рецепции.
  3. Компонентный анализ как способ представления значения слова и фразеологизма.
  4. Многозначность слова и механизмы ее преодоления в рецептивной речевой деятельности.
  5. Объективные и субъективные аспекты значения в слове и фразеологизме и ценность каждого из этих аспектов для рецепции и продукции.
  6. Практика современных толковых словарей русского языка и ее адекватность решению задач рецептивной деятельности.
  7. Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный номинативный семантический элемент.
  8. Обсудите 3-4 задачи изменения слова или фразеологизма на заданный субъективный элемент.
  9. Синонимия как явление, представляющее ценность для продуктивной речевой деятельности.
  10. Гипо-гиперонимические отношения между словами, между словами и фразеологизмами и между фразеологизмами как явлением, представляющим ценность для рецептивной и для продуктивной речевой деятельности
  11. Обсудите 3-4 задачи подчеркивания или затушевывания слова в предложении, решаемые с помощью конверсии.
  12. Антонимические отношения в лексике и их ценность для рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
  13. Ограничения в сочетаемости слов, объяснимые и необъяснимые, и их важность для рецепции и продукции.
  14. Понятие лексической функции и его ценность рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности.
  15. Типичные затруднения в процессе рецептивной и продуктивной речевой деятельности и лексикографические источники, позволяющие их преодолеть.
II часть
  1. Типы соотношений между значением слова и суммой значений составляющих его морфов.
  2. Обсудите 3-4 задачи несоответствия между значениями слова и суммой значений составляющих его морфов, словосочетания – и его частей, предложения - и его членов.
  3. Обсудите 3-4 задачи преобразования имени на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами
  4. Обсудите 3-4 задачи преобразования глагола на заданный семантический элемент, выражаемый словообразовательными средствами.
  5. Что такое синтаксическая деривация, чем она отличается от других типов деривации и какую практическую ценность представляет.
  6. Дайте определения корня, суффикса, окончания и аргументируйте эти определения.
  7. Когда и зачем необходимо определять род существительного?
  8. Назовите 3-4 случая несоответствия между числом и грамматической характеристикой имени и количеством обозначенных предметов.
  9. Каковы основные значения беспредложных падежных форм существительных
  10. Приведите по 2-3 примера нестандартного обозначения каждого их участников ситуации (субъект, объект, адресат, орудие).
  11. Многозначность русских предлогов и значение этого обстоятельства для рецептивных и продуктивных речевых действий.
  12. Назовите 3-4 случая несоответствия между временем как грамматической характеристикой глагола и временем обозначенного события.
  13. Чем различаются глаголы совершенного и несовершенного вида и какое значение имеют эти различия для рецептивных и продуктивных речевых действий.
  14. Назовите 3-4 случая расхождения между наклонением глагола и модальностью обозначенного события.
  15. Чем различаются формы действительного и страдательного залога глаголов и какое значение имеют эти различия для рецептивной и продуктивной речевой деятельности?
Напоминаю, что к экзамену будут допущены лишь те студенты, которые удовлетворительно выполнили обе домашние работы и написали два эссе.

Все 4 текста (проверенные и исправленные) необходимо принести с собой на экзамен.

Желаю успехов!

И.Г. Милославский

Студентам

Факультет иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова

119192, Россия, Москва, Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1

эл. почта: info@ffl.msu.ru

Редакция сайта: fflas-msu@yandex.ru