Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ffl.msu.ru/research/avtoreferats/63-majakova-avtorefer.doc
Дата изменения: Mon Feb 25 12:56:40 2013
Дата индексирования: Tue Feb 26 12:01:49 2013
Кодировка: koi8-r

На правах рукописи









Маякова Елизавета Владимировна






Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному
языку
(на материале английского языка)




Специальность 13.00.02
Теория и методика обучения и воспитания
(иностранные языки)




АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук






Москва 2006

Диссертация выполнена на кафедре французского языка и современных
технологий обучения факультета романо-германской филологии ГОУ Московского
городского педагогического университета.



Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент
Горлова Наталья Алексеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук
КОВАЛЕВСКАЯ ЕЛЕНА ВИТАЛЬЕВНА

кандидат педагогических наук, доцент
ЛАРИНА ЭЛЬЗА МИХАЙЛОВНА

Ведущая организация: КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Защита состоится « » ___________ 2006 г. в _______ часов на
заседании диссертационного Совета Д 501. 001. 04 при Московском
государственном университете им. М.В.Ломоносова по адресу: 119192, Москва,
Ломоносовский проспект, дом 31, корпус 1, факультет иностранных языков и
регионоведения.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го корпуса
гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.



Автореферат разослан «_____ »_________ 2006 г.

Ученый секретарь
диссертационного Совета Е.В.Маринина
Общая характеристика работы.

Реферируемое диссертационное исследование посвящено проблеме раннего
обучения иностранному языку, разработке деятельностной стратегии обучения,
воспитания и развития личности дошкольника.

Актуальность темы исследования «Деятельностная стратегия обучения
дошкольников иностранному языку» обусловлена:
. повышенным вниманием к обучению иностранному языку дошкольников,
. введением иностранного языка в стандарты начального образования как
обязательного учебного предмета,
. необходимостью развития личности ребенка в процессе обучения
иностранным языкам в рамках личностно-ориентированной парадигмы
образования,
. необходимостью согласованного развития речевой деятельности ребенка на
родном и иностранном языках в процессе осуществления других видов
деятельности,
. отсутствием методики, базирующейся на закономерностях развития детской
речевой деятельности в других видах деятельности.
На сегодняшний день имеется достаточно большое количество
теоретических обоснований актуальности и необходимости раннего обучения
иностранному языку (Л.И.Айдарова, Н.Д.Гальскова, Н.А.Горлова,
Н.П.Каменецкая, Е.И.Негневицкая, З.Н.Никитенко, Э.И.Соловцова,
Ф.Р.Хабибрахманова, A.M.Шахнарович, Г.В.Яцковская).
В настоящее время разработаны различные подходы к обучению: личностный
подход (Г.В.Селевко, Н.К.Тихомиров, Н.А.Горлова), личностно-ориентированный
подход (К.А.Абульханова, М.Н.Берулова, Е.В.Бондаревская, И.С.Кон,
А.В.Мудрик, А.Б.Орлов, А.В.Петровский, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.),
личностно-деятельностный подход (И.А.Зимняя), коммуникативный подход
(Е.И.Пассов), проблемно-коммуникативный подход (О.Ю.Искандарова),
коммуникативно-деятельностный подход (А.А. Леонтьев), деятельностный подход
(Э.В.Ильенков, Г.С.Батищев, М.К.Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин и
др.) В практике исследования для обучения дошкольников иностранному языку
используются такие методы как: имитативный (Т.А.Чистякова), практический
(Р.А.Дольникова, Е.И.Матецкая), наглядно-слуховой (Н.Ф.Колиева),
сознательный (Е.И.Негнивицкая), эмоционально-деятельностный (А.А.Пинегин),
интегративный (Е.Ю.Бахталина). Анализ зарубежных пособий показал, что
каждое из них реализует тот или иной подход в обучении: подход,
центрируемый на ребенке (Pupil-centered approach - M.Villarroel, M.Musiol),
глобальный (Global approach - M.Villarroel, M.Musiol), игровой (Game-
playing approach - J.Holderness), активный (Activity Packs approach -
V.Reilly) подходы. Как отечественные, так и зарубежные подходы
ориентированы на усвоение материала, приобретение знаний и выработку
навыков, в них не представлены показатели развития личности в процессе
овладения иностранным языком.
В последнее время особое внимание уделяется деятельностному подходу
в обучении школьников, подростков и взрослых (Ю.М.Аксенова, В.ВБеляков,
И.А.Зимняя, Л.М.Курганская, Л.П.Пэтерсон, Т.И.Пуденко, Н.Г.Савина), для
дошкольников предлагаются элементы деятельностного подхода (И.В.Вронская,
И.А.Рыжкова), но отсутствует методика обучения иностранным языкам
дошкольников, разработанная в рамках деятельностного подхода с позиции
психолингвистики.
Накопилось немало исследований, посвященных развитию детской речи и
общения детей дошкольного возраста на родном языке (А.Г.Арушанова,
Т.М.Виноградова, А.Н.Гвоздев, В.В.Гербова, Е.К.Каверина, Г.М.Лямина,
М.И.Лисина, А.И.Максаков, М.И.Мухина, Ф.А.Сохин, Е.М.Струнина, С.Н.Цейтлин,
А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, Д.Б.Эльконин); работ, посвященных обучению
иностранным языкам (Е.Ю.Бахталина, В.В.Григорьева, Е.Н.Нельзина, Н.М.Родина
и др.); развитию коммуникативных умений на иностранном языке
(Е.И.Негневицкая, А.М.Шахнарович). В этих работах раскрываются особенности
развития произносительной, лексической, грамматической сторон речи,
процессов порождения и восприятия речи на иностранных языках, но не
рассматривается системное и комплексное развитие функций речевой
деятельности ребенка, что не позволяет проследить динамику коммуникативно-
речевого развития на родном и иностранном языках.
Вместе с тем, существуют работы А.Н.Гвоздева, В.В.Григорьевой,
И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, А.Н.Леонтьева, Н.Г.Марковой, С.И.Чаплинской,
А.М.Шахнаровича, в которых исследуются некоторые особенности развития
речевой деятельности взрослого и ребенка, и нет работ, посвященных методике
обучения иностранному языку дошкольников, базирующихся на закономерностях
развития детской речевой деятельности в других видах деятельности.
В этой связи наиболее перспективным представляется личностно-
деятельностный метод обучения иностранному языку дошкольников и младших
школьников, отражающий требования личностно-ориентированной парадигмы
образования, нацеленной на развитие личности в процессе овладения речевой
деятельностью. (Н.А.Горлова)
В начале 90-ых годов 20 века в методике обучения иностранному языку
наряду с подходами, теориями и технологиями обучения, стала формироваться
новая предметная область методики - стратегия обучения языку, с помощью
которой можно повысить качество обучения, найти более эффективные пути и
способы развития иноязычного общения (Г.В.Уйгер, И.А.Рапопорт), но
отсутствуют исследования, посвященные деятельностной стратегии обучения
иностранному языку дошкольников.

Следовательно, проблема исследования обусловлена сложившимися
противоречиями между:
1. традиционными подходами в обучении дошкольников, ориентированными
на осознание языковых явлений и овладение знаниями, умениями и навыками, и
необходимостью развития личности ребенка в процессе речевой деятельности на
иностранном языке в рамках личностно-деятельностного метода обучения,
отражающего требования личностно-ориентированной парадигмы образования;
2. многочисленными исследованиями деятельностного подхода в обучении
школьников, некоторыми элементами деятельностного подхода к обучению
дошкольников и отсутствием теоретических работ, посвященных обучению
дошкольников иностранному языку в рамках деятельностного подхода с позиции
психолингвистики;
3. наличием многочисленных исследований в области коммуникативно-
речевого развития дошкольников на родном языке и обучения иностранному
языку в разных видах деятельности и отсутствием методики, базирующейся на
закономерностях развития детской речевой деятельности в других видах
деятельности;
4. традиционными подходами в теории и практике обучения иностранному
языку, ориентированными только на заучивание слов, фраз, предложений, а не
на развитие личности, и появлением новой предметной области методики -
стратегия обучения языку, позволяющей повысить качество обучения и
воспитания.
Следовательно, актуальность исследования состоит в необходимости и
возможности разработки методики обучения иностранному языку дошкольников,
нацеленной на развитие личности в процессе деятельности.

Проблема исследования: Какая методика обучения иностранному языку
обеспечит развитие личности дошкольника в процессе овладения речевой
деятельностью?

Объект исследования: процесс обучения иностранному языку детей
дошкольного возраста в рамках деятельностного подхода.

Предмет исследования: деятельностная стратегия обучения иностранному
языку дошкольников.

Цель исследования: научно обосновать целесообразность обучения
дошкольников в рамках деятельностного подхода и разработать деятельностную
стратегию обучения иностранному языку детей с 3-х до 6-ти лет.
Гипотеза исследования. Деятельностная стратегия обучения иностранному
языку детей дошкольного возраста позволит повысить эффективность обучения,
если:
1. будет базироваться на психолингвистических основах, включающих:
а) положения деятельностного подхода и принципы деятельности в
обучении дошкольников; б) закономерности, показатели и условия развития
детской речевой деятельности;
2. будет реализовываться как модель, включающая методические принципы,
этапы и средства обучения, пути и режимы взаимодействия педагога и детей,
типологию познавательно-развивающих игр.
3. будет способствовать развитию познавательной и социальной
активности, речемыслительной деятельности, самостоятельности дошкольников и
уверенности в собственных силах.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо было
решить следующие задачи:
Определить понятие «деятельностная стратегия», рассматривая его в рамках
деятельностного подхода к обучению дошкольников.
Выявить психолингвистические основы деятельностной стратегии обучения
иностранному языку дошкольников. Для этого необходимо:
а) Определить деятельностный подход к обучению дошкольников.
б) Раскрыть содержание и структуру детской речевой деятельности и
выявить закономерности ее развития с позиции психолингвистики.
в) Определить показатели и условия коммуникативно-речевого развития
детей дошкольного возраста при обучении иностранному языку.
Провести сравнительный анализ зарубежных и отечественных учебно-
методических комплектов для дошкольников с позиции деятельностного подхода
к обучению иностранным языкам.
4. Разработать модель реализации деятельностной стратегии обучения
иностранному языку детей дошкольного возраста и проверить ее эффективность
в опытном обучении.

Методологическую основу исследования составили:
1)концептуальные положения философских, психолого-педагогических
теорий о роли деятельности в развитии личности (Г.С.Батищев,
А.В.Брушлинский, В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, В.П.Зинченко, А.А.Леонтьев,
А.Н.Леонтьев, В.С.Лазарев, Ф.Т.Михайлов, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков,
Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин);
2)основные положения теории речевой деятельности, сформулированные в
трудах Л.С.Выготского, Н.А.Гвоздева, Н.А.Горловой, Н.И.Жинкина,
А.А.Леонтьева, А.Р.Лурия, Л.В.Сахарного, А.М.Шахнаровича;
3)основные положения об игре и игровой деятельности дошкольников
(Р.И.Жуковская, А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.П.Усова,
Д.Б.Эльконин);
4)фундаментальные положения личностно-деятельностного подхода
(И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев), и личностно-деятельностного метода обучения
иностранным языкам (Н.А.Горлова).

Методы научного исследования:
1)методы теоретического анализа - исторический, сравнительно-
сопоставительный, ретроспективный;
2)обсервационные методы (наблюдение и обобщение) - наблюдения за
практикой обучения английскому языку детей дошкольного возраста; наблюдения
за общением детей со сверстниками и взрослыми во время занятий и в
свободное время; обобщение передового опыта учителей и собственного опыта
преподавания английского языка в младших, средних и старших группах
детского сада, беседы с преподавателями иностранного языка и родителями;
3)экспериментальные методы - констатирующий и контрольный срезы,
опытное обучение, диагностика коммуникативно-речевого развития
дошкольников;
4) методы математической статистики - для математической обработки
результатов исследования использовался статистический пакет анализа данных
программы Windows XP.

Научная новизна исследования.
Впервые в методике раннего обучения иностранному языку введено понятие
«деятельностная стратегия».
Предложена научно обоснованная методика - деятельностная стратегия
обучения иностранному языку дошкольников, ориентированная на комплексное
развитие личности ребенка в процессе овладения речевой деятельностью.
Уточнены структура и содержание детской речевой деятельности, выделены
закономерности ее развития с позиции психолингвистики и теории обучения
языку.

Теоретическое значение данной работы состоит в том, что в ней на
основе анализа философских, психолингвистических, психолого-педагогических,
лингвистических, методических исследований получила дальнейшее развитие
теория и методика раннего обучения иностранным языкам:
1) выявлены психолингвистические основы деятельностной стратегии
обучения иностранному языку дошкольников: положения деятельностного подхода
и принципы деятельности, закономерности развития детской речевой
деятельности;
2) установлены показатели (функции речевой деятельности) и условия
(значимые и продуктивные виды деятельности) коммуникативно-речевого
развития дошкольников при обучении иностранному языку, которые обеспечивают
формирование смысловой сферы личности ребенка и детской коммуникативной
компетенции;
3) разработана модель реализации деятельностной стратегии, включающая
принципы, средства и этапы обучения, пути и режимы взаимодействия педагога
и детей, типологию познавательно-развивающих игр.

Практическая значимость исследования заключается в том, что
предложена классификация познавательно-развивающих игр, которые можно
использовать при обучении любому иностранному языку.
Разработана типология познавательно-развивающих игр на английском
языке, которая позволяет реализовать деятельностную стратегию обучения
дошкольников.
Предложенная модель реализации деятельностной стратегии обучения
дошкольников иностранному языку может быть использована при разработке
методических пособий и УМК по иностранным языкам для детей дошкольного
возраста, при обучении иностранным языкам детей дошкольного и младшего
школьного возраста в образовательных учреждениях и семье.

Достоверность и надежность полученных научных результатов обеспечены
методологической обоснованностью исходных теоретических положений,
использованием комплекса взаимодополняющих методов и методик исследования,
адекватных его целям и задачам, природе изучаемого явления, сопоставлением
результатов исследования с практикой воспитания и обучения иностранному
языку детей в ДОУ. Репрезентативность результатов научного исследования и
экспериментальных данных, использование метода моделирования
образовательного процесса в ДОУ дополняются количественным и качественным
анализом, соответствием полученных результатов базису системного описания и
научным представлениям о методике раннего обучения иностранному языку
дошкольников в контексте личностно-деятельностного метода обучения.

Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в
научных статьях и докладах на международных, межвузовских научно-
практических конференциях АПК и ПРО - Москва 2002, 2003, МГПУ - Москва
2004, 2005, 2006. Внедрение результатов исследования проводилось: на базе
НОУ «Мир через культуру» ЮВО г. Москвы; НО АОУ «Прометей» ЮАО г. Москвы на
базе ДОУ ?1271, ?23 в младших, средних, старших и подготовительных группах
детского сада.

Организация и этапы исследования.
Первый этап - 2000 -2003 гг. На данном этапе изучалось состояние
проблемы исследования в методической, психолингвистической, философской,
психолого-педагогической литературе, накапливался материал исследования,
выстраивался план диссертации, определялся категориальный и
методологический аппарат исследования, проводился анализ программ и методик
обучения детей иностранному языку в детском саду. Были изучены особенности
детской речевой деятельности, выделены закономерности, показатели и условия
ее развития. На первом этапе был проведен констатирующий срез
коммуникативно-речевого развития на родном и английском языках детей
младшей группы детского сада и выявлена степень сформированности личностных
качеств в процессе овладения иностранным языком. Проводилось наблюдение за
деятельностью детей (игровой и продуктивной) в свободное от занятий время.
Второй этап - 2003 -2004 гг. На данном этапе проходило внедрение
деятельностной стратегии обучения дошкольников. Были разработаны
теоретические основы деятельностной стратегии обучения английскому языку
дошкольников, организовано опытное обучение.
Третий этап - 2004 - 2006гг. На данном этапе обобщался и
систематизировался материал исследования в виде написания текста
диссертации. Был проведен контрольный срез коммуникативно-речевого
развития детей на английском языке подготовительной группы детского сада,
определена степень сформированности личностных качеств.

На защиту выносятся следующие положения.
1. Деятельностная стратегия обучения иностранному языку есть путь
взаимодействия педагога и ребенка, нацеленный на комплексное
развитие личности ребенка в процессе овладения речевой
деятельностью. Деятельностная стратегия реализует основные
положения личностно-деятельностного метода обучения иностранному
языку, ориентированные на развитие личности в процессе общения и
совместной деятельности.
2. Деятельностная стратегия обучения дошкольников базируется на
психолингвистических основах, включающих: 1) положения деятельностного
подхода и принципы деятельности, 2) закономерности, показатели и условия
развития детской речевой деятельности. Деятельностный подход к обучению
дошкольников есть совокупность личностно-деятельностных ориентиров,
необходимых педагогу и ребенку для организации процесса общения на родном и
иностранном языках, направленных на комплексное развитие речевой
деятельности ребенка от практического до знаково-символического уровня.
3. Деятельностная стратегия реализуется путем моделирования процесса
обучения. Модель реализации деятельностной стратегии обучения есть
лингводидактическая система, включающая методические принципы, этапы и
средства обучения, пути и режимы взаимодействия педагога и детей, типологию
познавательно-развивающих игр.
4. Деятельностная стратегия обучения иностранному языку ориентирована
на развитие функций речевой деятельности дошкольника (коммуникативной,
когнитивной, регулирующей), на совершенствование эмоционально-волевой и
ментальной сфер личности, обеспечивающих формирование смысловой сферы
ребенка. Функции речевой деятельности выступают показателями развития
личности ребенка. Деятельностная стратегия позволяет дошкольнику овладеть
«детской коммуникативной компетенцией» и способствует формированию таких
качеств личности, как познавательная и социальная активность,
самостоятельность, уверенность в своих силах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,
выводов по каждой главе, заключения, приложения, библиографии, включающей
190 источников на русском языке и 33 - на английском языке. В работе
представлены 12 схем, 14 таблиц, 8 гистограмм, отражающих содержание
теоретического и практического исследования. В приложении содержатся
результаты опытного обучения.

Основное содержание работы

Во введении дано обоснование актуальности исследования, определены
объект, предмет, цель и задачи, гипотеза, обозначены методологические
основы, научная новизна, теоретическая значимость и практическое значение
исследования, выделены положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Психолингвистические основы деятельностной стратегии
обучения иностранному языку дошкольников» раскрыто понятие деятельностная
стратегия обучения (1-й параграф), определен деятельностный подход к
обучению дошкольников (2-й параграф), исследована детская речевая
деятельность и выделены закономерности ее развития (3-й параграф), выявлены
показатели и условия коммуникативно-речевого развития дошкольников (4-й
параграф).
В первом параграфе исследуется понятие «стратегия» в педагогической и
методической литературе. Изучение различных подходов к рассмотрению данного
понятия позволило выявить в начале 90-х годов 20 века появление новой
предметной области методики - стратегии обучающего языку и овладевающего
языком (Г.В.Уйгер и И.А.Рапопорт, 1991) и определить понятие
«деятельностная стратегия» как путь взаимодействия педагога и ребенка,
нацеленный на комплексное развитие личности ребенка в процессе овладения
речевой деятельностью. В дальнейшем исследовании раскрываются теоретические
основы и модель реализации деятельностной стратегии.
Во втором параграфе деятельностная стратегия рассматривается с позиции
деятельностного подхода к обучению дошкольников как совокупность личностно-
деятельностных ориентиров, необходимых педагогу и ребенку для организации
процесса общения на родном и иностранном языках, направленных на
комплексное развитие речевой деятельности ребенка от практического до
знаково-символического уровня.
В ходе исследования были изучены труды ведущих педагогов и психологов
(Ю.М.Аксенов, Г.С.Батищев, В.В.Беляков, А.В.Брушлинский, Г.Гегель,
В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Э.В.Ильенков, Л.М.Курганская, А.Н.Леонтьев,
М.К.Мамардашвили, Ф.Т.Михайлов, Т.И.Пуденко, С.Л.Рубинштейн,
В.И.Слободчиков, И.Фихте, В.С.Швырев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин) и выявлены
следующие положения деятельностного подхода к обучению дошкольников.
1. Деятельностный подход переориентирует процесс обучения с
традиционного усвоения и запоминания готовых форм знаний на
процесс их получения и функционирования.
2. Деятельностный подход предполагает постоянную включенность
педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию,
сотрудничество.
3. Деятельностный подход помогает находить такие способы (пути
взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант (путь)
достижения общей целей при минимальном использовании энергии и
информации (ребенок самостоятельно проводит некоторые части
занятия).
4. Деятельностный подход реализуется благодаря взаимодействию
знаний, опыта и отношений педагога и ребенка. Для ребенка
дошкольника первичны отношения, которые необходимо выстраивать
педагогу для того, чтобы происходил обмен знаниями и опытом.
Рассматривая деятельностный подход, мы обратились к анализу понятия
«деятельность» с точки зрения философии и педагогики (Г.С.Батищев,
В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов, В.М.Розин, Э.Г.Юдин). Это позволило
выделить принципы деятельности: мировоззренческий и методологический,
которые являются методологической базой деятельностного подхода и
реализуются в таких аспектах деятельности, как социальная потребность и
факт бытия, тип бытия в мире, форма взаимодействия человека с миром,
универсальность человеческого отношения к миру и преобразование внутреннего
мира человека благодаря взаимодействию партнеров.
Рассмотрение понятия «деятельность» (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
В.П.Зинченко, В.С.Лазарев, А.А.Леонтьев, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн,
В.И.Слободчиков, Э.Г.Юдин) с психолингвистических позиций позволило
определить такое строение деятельности, которое характерно для взрослого
и ребенка: «Мотив / цель - задачи - условия - средства - способы (действия
и операции, акт деятельности) - результат» и отражает специфику детской
деятельности: познавательной, игровой, речевой, конструктивной и пр.
В логике данного исследования были изучены работы по психолингвистике
(Н.А.Горлова, А.А.Леонтьев, Н.Г.Маркова, А.М.Шахнарович), по детской
психологии (М.И.Мухина, Д.Б.Эльконин), проанализированы труды, посвященные
развитию речи и общению детей на родном языке (А.Г.Арушанова, А.Н.Гвоздев,
М.И.Лисина, С.Н.Цейтлин, О.С.Ушакова) и обучению иностранным языкам
(Е.Ю.Бахталина, В.В.Григорьева, Е.Н.Нельзина, Н.М.Родина и др.), что
позволило раскрыть содержание и структуру детской речевой деятельности
(третий параграф)
В ходе исследования удалось установить, что содержанием детской
речевой деятельности являются потребности в общении, выраженные в формах
общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждый возрастной период
«дошкольного детства» (эмоционально-личностное, ситуативно-деловое,
внеситуативно-деловое и внеситуативно-личностное). Была определена
структура детской речевой деятельности: строение, фазы, единицы, виды.
Определение содержания и структуры детской речевой деятельности
позволило выявить следующие закономерности ее развития.
1. Детская речевая деятельность развивается на основе речевой функции,
которая преобразуется к 11-12 годам в речевые механизмы.
2. Для развития детской речевой деятельности в других видах деятельности
необходимо опираться на единую структуру деятельности: «Мотив / цель
- задачи - условия - средства - способы (действия и операции, акт
деятельности) - результат».
3. Мотив и цель речевого общения ребенка слиты и обусловлены другой
практической деятельностью (игровой, конструктивной, изобразительной и
т.п.).
4. Речевая деятельность ребенка раннего возраста ориентирована на
удовлетворение потребностей в эмоциональном общении, младшего и
среднего дошкольного возраста - на процесс, старшего дошкольного
возраста - на достижение цели, т.е. на результат деятельности.
5. В отличие от взрослого ребенок-дошкольник применяет сначала фазу
осуществления (1). Фаза планирования (2) появляется в среднем
дошкольном возрасте, фаза контроля (3) - в старшем дошкольном
возрасте. Фазу предварительной ориентировки (4) ребенок способен
применить в младшем школьном возрасте.
6. Детская речевая деятельность обусловлена коммуникативной ситуацией,
которая выступает как стимул, вызывающий потребность в общении, и
побуждает ребенка к речевой активности. Только в ситуации ребенок
может научиться общаться, а значит, и усвоить коммуникативную
номинацию.
7. В дошкольном возрасте ребенок способен овладеть только аудированием и
говорением на иностранном языке, т.е. устными видами речевой
деятельности.
В ходе исследования установлено, что детская речевая деятельность -
это совокупность речевых действий, обусловленных коммуникативной ситуацией
и другой практической деятельностью, формирующих «детскую картину мира» в
сознании ребенка.
В результате исследования детской речевой деятельности в четвертом
параграфе были раскрыты показатели и условия коммуникативно-речевого
развития детей дошкольного возраста, которые нужно учитывать при обучении
иностранным языкам. В качестве показателей рассмотрены основные функции
детской речевой деятельности: коммуникативная, когнитивная, регулирующая,
которые одновременно выступают показателями развития личности ребенка:
эмоционально-волевой и ментальной сфер. Развитие коммуникативной,
когнитивной, регулирующей функций речевой деятельности способствует
развитию таких качеств ребенка, как познавательная и социальная активность,
самостоятельность и уверенность.
Учитывая то, что речевая деятельность ребенка не является автономной,
и то, что функции детской речевой деятельности развиваются в определенных
условиях, были рассмотрены значимые (познавательная, игровая) и
продуктивные (музыкальная, изобразительная и пр.) виды деятельности.
Речевая деятельность обслуживает познавательную деятельность и реализуется,
как потребность узнавать мир с помощью языка, где познавательная
активность как источник и результат познавательной деятельности
способствует развитию речевой деятельности, усиливает ее мотивацию. Речевая
деятельность обслуживает игровую деятельность, которая социальна по
содержанию, в ней ребенок познает правила поведения - социальные нормы,
усваивает роли, «учится жить и действовать в этом мире». Игра выступает
формой организации занятий.
При исследовании игровой деятельности были выделены виды игр:
творческие игры и игры с готовым содержанием и правилами (Р.И.Жуковская,
А.В.Запорожец, Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, С.Л.Новоселова). На основе
этого была разработана классификация познавательно-развивающих игр,
которые направлены на развитие личности в процессе овладения речевой
деятельностью дошкольника при обучении иностранному языку. Познавательно-
развивающие игры подразделяются по целям и задачам; по характеру и форме
проведения; по количеству участников; по степени сложности; по длительности
проведения. (Схема 1)

Таким образом, в результате теоретического исследования были
определены психолингвистические основы деятельностной стратегии обучения:
положения деятельностного подхода и принципы деятельности, закономерности
развития детской речевой деятельности, показатели и условия коммуникативно-
речевого развития дошкольников. (Схема 2)


Схема 1























Во второй главе «Модель реализации деятельностной стратегии обучения
иностранному языку дошкольников» представлен сравнительный анализ
зарубежных и отечественных пособий по английскому языку для детей
дошкольного возраста в контексте деятельностного подхода к обучению
иностранным языкам (1-й параграф), разработана модель реализации
деятельностной стратегии обучения иностранному языку детей дошкольного
возраста (2-й параграф), проверена ее эффективность в опытном обучении (3-й
параграф).

В первом параграфе для определения оптимального пути реализации
деятельностной стратегии обучения были проанализированы зарубежные и
отечественные методические пособия начального этапа обучения детей
английскому языку. Сравнительный анализ показал, что обучение иностранным
языкам нацелено на усвоение материала и не ориентировано на системное и
комплексное развитие функций речевой деятельности и личности ребенка.
Схема 2



Во втором параграфе, с учетом психолингвистических основ и анализа
зарубежных и отечественных УМК, была разработана модель реализации
деятельностной стратегии как лингводидактическая система, включающая
принципы, средства и этапы обучения, пути, типы и режимы взаимодействия,
типологию познавательно-развивающих игр, предназначенных для достижения
поставленной цели обучения в меняющихся условиях. (Схема 3)
На основе теоретического осмысления организации процесса обучения
(Е.Ю.Бахталина, Т.Г.Гончарова, О.А.Горлова, В.Н.Шацких) и личного
практического опыта были выделены методические принципы деятельностной
стратегии обучения, такие, как принцип деятельностной направленности
обучения, комплексного развития функций речевой деятельности ребенка,
сюжетно-тематической обусловленности, согласованного развития речи на
родном и иностранном языках, системно-смысловой организации процесса
обучения, интеграции значимых и продуктивных видов деятельности ребенка,
учета имеющегося у дошкольников опыта, познавательно-развивающего характера
обучения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей
процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности.
Деятельностная стратегия реализуется при помощи языковых,
практических, аудиовизуальных и технических средств обучения. Закрепление и
усвоение материала, автоматизация навыков и умений организуется на этапе
презентации, этапе дифференциации и этапе интеграции содержания обучения.
На этапе презентации содержания обучения дети знакомятся с лексико-
грамматическими моделями, учатся воспринимать английскую речь на слух и
имитировать услышанное.
На этапе дифференциации содержания дошкольники закрепляют и
отрабатывают модельные фразы, задавая вопросы и отвечая на них.
На этапе интеграции ребята автоматизируют и совершенствуют
приобретенные умения и навыки, разыгрывая ситуации общения.
Модель реализации деятельностной стратегии обучения характеризуется
наличием путей, типов и режимов взаимодействия, типологии познавательно-
развивающих игр.
При обучении иностранному языку педагог и ребенок проходят путь от
учебного взаимодействия до учебного сотрудничества. Каждый путь
(имитативный, проблемно-поисковый, репродуктивный, продуктивный)
характеризуется определенным типом взаимодействия, усваивая которые педагог
и ребенок становятся единым совокупным субъектом образовательного процесса.
Педагог и ребенок обмениваются опытом эмоционально-личностных
взаимоотношений; опытом творческой деятельности; опытом осуществления
способов деятельности и приобретают опыт совместной деятельности.
Кроме того, каждый путь организуется в определенном режиме
взаимодействия (Педагог - Дети; Педагог - ребенок1, ребенок2, ребенок3,
Ребенок1 - ребенок2; Ребенок2, ребенок3, ребенок4 - ребенок1; Ребенок -
Дети) и реализуется в типологии познавательно-развивающих игр (имитативные;
имитативно-поисковые; проблемно-репродуктивные; продуктивные).
Схема 3
























В познавательно-развивающих играх обучение происходит при помощи
модельной фразы, которая изменяется в зависимости от этапа обучения
(презентации, дифференциации, интеграции содержания обучения).
Например, динамика усложнения модельных фраз в играх для детей 3-4 лет
по теме «Игрушки». В имитативных играх: «Show me and name», «Give me,
please», «What is it?» дети усваивают названия игрушек, затем цвет, размер.
Give me, please a doll/ a ball/ a robot/ a kite. Show me a green/ yellow/
red boll. It is a big/ little/ middle boll.
На этапе выполнения имитативно-поисковых игр происходит усложнение
модельной фразы за счет одновременного рассказа о предмете и его
характеристиках. Give me, please a big red doll. Show me a green middle
kite. Is it a little robot?
На этапе осуществления проблемно-репродуктивных игр полученные детьми
навыки и умения переносятся в другие условия. Например, в ситуацию
знакомства новичка с игрушками в детском саду, дети рассказывают об
игрушках в группе и узнают его отношение к игрушкам.
- It is a little yellow ball. I like it. And you?
- I like a little robot. (I like it.)
На этапе проведения продуктивных игр дети самостоятельно
взаимодействуют в сюжетно-ролевой игре, например, «В магазине игрушек», где
распределены роли продавцов и покупателей.
S: Hello! Can I help you?
C: Yes, please! Can you give me a ball, please.
S: What colour (do you want)? We have red, green, yellow.
C: (Give me) a red ball, please.
S: Here you are.
C: Thank you
S: You are welcome.

Примеры познавательно-развивающих игр, разработанных на основе
классификации.
По характеру и форме проведения игры делятся на предметные, подвижные,
настольные, ситуационные, ролевые, сюжетно-ролевые.
Рассмотрим динамику коммуникативно-речевого развития дошкольников на
примере темы «Животные» при ознакомлении с модельной фразой It is a cat.
(Первый год обучения, вторая младшая группа. (3-4 г.))
Предметная игра: "What's missing?" («Чего не стало?») Познавательно-
развивающие задачи: развивать внимание, совершенствовать умение употреблять
грамматические конструкции: «Open your eyes», «Close your eyes», «What's
missing?».
Подвижная игра: «The cat and the mice» («Кот и мыши»). Познавательно-
развивающие задачи: автоматизировать модельные фразы «I'm a cat. I'm a
mouse. One, two, three - catch with me», развивать способность ребенка
быстро ориентироваться в игровой ситуации.
Настольная игра «Перевертыши». Познавательно-развивающие задачи:
автоматизировать умение соотносить слово и образ предмета; развивать
внимание, память, мышление; развивать умение отвечать на вопрос («Where Is
a .?») утвердительными и отрицательными предложениями «Yes, It is. It is a
.» и «No, It isn't. It is a .».
Ситуационная игра «Микки ждет гостей-животных». Познавательно-
развивающие задачи: ознакомление с модельными фразами I like a cake. I
don't like., закрепление моделей I like milk (tea, cheese, bread, butter,
juice). Автоматизация модельных фраз Do you like .? Yes? I like, I don't
like . I'm a .
Сюжетно-ролевая игра. «Mikky's birthday» («День рождения Микки»).
Познавательно-развивающие задачи: закрепление и автоматизация модельных
фраз и этикетных конструкций: I want to be a . I'm a . "I like / don't
like milk ( tea, juice, cakes)", "Would you give me.(продукты, игрушки),
please", "It is a (игрушка) for you". "Would you give me.", "Here you are",
"Thank you", "You are welcome", "Hello!" "Good-bye!», "I'm glad to see
you".
По целям и задачам познавательно-развивающие игры делятся на языковые,
речевые и коммуникативные.
Настольная языковая игра «Show me» («Покажи мне»). Познавательно-
развивающие задачи: развивать способность ребенка реагировать на указание
взрослого, выполнять его инструкцию; развивать волевое усилие малыша;
развивать способность узнавать один предмет из трех предлагаемых
альтернатив; развивать способность воспринимать указание « Show me a .» и
отвечать на него, подходя и показывая на предмет правой рукой. Закрепить
фразы «It is a teddy-bear. It is a hare. It is a doll ».
Подвижная языковая игры «The Gardener» («Садовник»). Познавательно-
развивающие задачи: развивать способность узнавать овощи и фрукты,
называть их и соотносить с изображением, развивать реакцию на услышанное
слово, автоматизировать модельные фразы «I'm hungry», «I want to eat».
Следующий вид познавательно-развивающих игр - это речевые игры,
которые проводятся в форме диалога или монолога и подготавливают ребенка к
коммуникативным играм.
Речевая ситуационная игра «Magic box» («Волшебный мешочек»).
Познавательно-развивающие задачи: развивать желание детей задавать вопросы
и отвечать на них, развивать лингвистическую и оперативную память.
Развивать способность строить связное монологическое высказывание. (Is it
red? Is it big or little? Is it tasty/ juicy/ sweet? Is it a tomato? Yes,
it is. No, it isn't. It is (is not) big/ little/ tasty/ juicy/ sweet.)
Коммуникативные игры служат для развития речевой деятельности детей в
процессе другой практической деятельности.
Коммуникативная сюжетно-ролевой игра «У прилавка в магазине игрушек».
Познавательно-развивающие задачи: ознакомление и тренировка этикетных
конструкций "Would you give me a ball (doll, car, Teddy bear, top),
please?" "Here you are", "Thank you". " You are welcome".

Экспериментальная проверка эффективности деятельностной стратегии
обучения проводилась в НО АОУ «Прометей» ЮАО г. Москвы на базе ДОУ ? 1271 и
? 23 в младших, средних, старших и подготовительных группах детского сада
(всего 140 детей), включала констатирующий срез, опытное обучение,
контрольный срез. В данном исследовании мы ограничились демонстрацией
результатов динамики коммуникативно-речевого развития группы детей,
состоящей из 20 человек (3-й параграф).
На первом этапе был проведен констатирующий срез коммуникативно-
речевого развития на родном и английском языках детей младшей группы
детского сада, выявлена степень сформированности личностных качеств в
процессе овладения иностранным языком. Проводилось наблюдение за
деятельностью детей (игровой и продуктивной) в свободное от занятий время.
На втором этапе проходило внедрение деятельностной стратегии обучения
дошкольников, было организовано опытное обучение с использованием
моделирования процесса обучения английскому языку дошкольников. Перед
началом обучения английскому языку проводился пропедевтический курс
обучения на родном языке с целью ознакомления с формами условного и
управляемого диалога, развития функций речевой деятельности, повышения
степени сформированности личностных качеств дошкольников.
На третьем этапе был проведен контрольный срез коммуникативно-
речевого развития детей на английском языке подготовительной группы
детского сада, определена степень сформированности личностных качеств.
Было установлено, что после опытного обучения повысились показатели и
критерии оценки, которые отражены в гистограммах 1,2,3,4.
Динамика развития коммуникативной функции речевой деятельности
отражена в гистограмме 1, в которой, в частности, можно увидеть увеличение
показателей способности внимательно слушать речь собеседника - 4,
самостоятельно формировать и формулировать свою мысль -5, задавать вопросы,
соответствующие заданной теме и ситуации общения, легко отвечать на них -
7, учитывать опыт, интересы и потребности собеседника -8, перестраиваться
при изменении темы разговора - 9.
Гистограмма 1
[pic]

Динамика развития когнитивной функции, представленная в гистограмме 2,
показала повышение показателей объема лингвистической и оперативной памяти
- 3, 4; повышения уровня развития речемыслительных операций - 2, что
свидетельствует об умении выбирать модельные фразы в процессе общения и о
способности к обобщению, систематизации и классификации - 1.
Гистограмма 2
[pic]

Динамика развития регулирующей функции речевой деятельности детской
речевой деятельности, показанная в гистограмме 3, позволила установить,
что у детей повысилась способность воспринимать инструкцию педагога - 1,
понимать и удерживать ее на протяжении выполнения задания - 2,
переключаться на новую инструкцию - 3, преодолевать трудности при
выполнении задания - 4, доводить задание до конца - 5.
Гистограмма 3
[pic]


Развитие функций речевой деятельности способствовало развитию личности
в процессе обучения иностранному языку. Как видно из гистограммы 4, 80%
детей проявили готовность к активному взаимодействию с другими детьми,
интерес в изучении английского языка. 70% детей стали выполнять задание
самостоятельно, не требуя помощи педагога. 85% детей стали более
уверенными.
Гистограмма 4
Степень сформированности личностных качеств в процессе обучения
иностранному языку (%)
[pic]
Условные обозначения: 1 - активность, 2 - самостоятельность, 3 -
уверенность.
По итогам сравнительного анализа данных констатирующего и контрольного
срезов в опытной группе наблюдается положительная динамика развития детской
речевой деятельности как способности к обучению, и степени сформированности
личностных качеств как готовности к обучению.
Опытно-экспериментальная проверка позволила сделать вывод о
целесообразности и эффективности разработанной методики - деятельностной
стратегии обучения детей дошкольного возраста и подтвердила гипотезу
диссертационного исследования.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
1. Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку должно
проводиться в рамках деятельностной стратегии, определяющей путь
взаимодействия педагога и ребенка, нацеленный на комплексное развитие
личности ребенка в процессе овладения речевой деятельностью.
2. При обучении иностранному языку дошкольников необходимо
базироваться на психолингвистических основах, включающих деятельностный
подход, закономерности, показатели и условия коммуникативно-речевого
развития детей.
3. При реализации деятельностной стратегии в рамках деятельностного
подхода следует использовать совокупность личностно-деятельностных
ориентиров, необходимых ребенку для организации процесса общения на родном
и иностранном языках, направленных на комплексное развитие речевой
деятельности ребенка от практического до знаково-символического уровня.
5. При реализации деятельностной стратегии необходимо учитывать
условия: познавательную и игровую виды деятельности, и ориентироваться на
показатели коммуникативно-речевого развития дошкольников: функции детской
речевой деятельности, которые одновременно являются показателями развития
личности.
6. При реализации деятельностной стратегии педагог должен уметь
моделировать процесс обучения и использовать при этом методические
принципы, этапы и средства обучения, пути, типы и режимы взаимодействия,
типологию познавательно-развивающих игр.
Деятельностная стратегия обучения иностранному языку дошкольников
обеспечивает формирование «детской коммуникативной компетенции» и
личностных качеств ребенка, его социальной и познавательной активности,
речемыслительной деятельности, самостоятельности и уверенности в
собственных силах.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:
1. Маякова Е.В. Особенности детского диалога как важного фактора речевого
и личностного развития ребенка // Образование и культура. Материалы
пятой междисциплинарной научно-практической конференции аспирантов и
соискателей / Сост. Н.В.Брусницова. - М.: АПК и ПРО, 2002, - с 71-74.
(0,25 п.л.)
2. Маякова Е.В. Сюжетно-ролевая игра как форма обучения диалогической
речи детей дошкольного возраста на занятиях по английскому языку //
Гумбольдтовские чтения. Тенденции обновления языкового образования в
контексте «диалога культур». Межвузовский сборник научных трудов. М.:
МГПУ, 2004, с.320-332. (0,75 п.л.)
3. Маякова Е.В. Сравнительный анализ зарубежных и отечественных
методических пособий по обучению дошкольников английскому языку //
Научное исследование и российское образование: идеи и ценности XXI
века. Материалы VI междисциплинарной научно-практической конференции
аспирантов и соискателей/ 3-4 апреля 2003 года / Сост. Н.В.Фанькина -
М.: АПК и ПРО, 2003, - с. 65-71. (0,43 п.л.)
4. Маякова Е.В. Деятельностный подход к обучению и его особенности //
Новые научные и образовательные стратегии многоуровневой подготовки
педагога-филолога. Межвузовский сборник научных трудов. М.: СТИ МГУС.
2004, - с. 302-306. (0,31 п.л.)
5. Маякова Е.В. Речевая деятельность и другие виды деятельности при
обучении детей дошкольного возраста в рамках деятельностного подхода
// Гумбольдтовские чтения. Новая парадигма российского образования и
пути ее реализации. Материалы международной научно-практической
конференции. - М., МГПУ. 2005. - с.380-386. (0,5 п.л.)




-----------------------
Познавательная и игровая
деятельность


Познавательно-развивающие игры

По целям и задачам

V Языковые
V Речевые
V Коммуникативные

По длительности проведения

V Непродолжительные
V Продолжительные

По степени сложности

V Простые
V Сложные

По составу участников

V Индивидуальные
V Парные
V Коллективные
V Групповые

По характеру и форме проведения

V Предметные
V Подвижные
V Настольные
V Ситуационные
V Ролевые
V Сюжетно-ролевые





Типология познавательно-развивающих игр

Режимы взаимо-действия

Типы взаимо-действия

Этапы обуче-ния

Пути взаимо-действия

Средства обучения

Методические принципы

Модель реализации деятельностной стратегии обучения иностранному языку

Деятельностный подход в обучении дошкольников

Положения деятельностного подхода













Функции
речевой
деятельности

Структура
речевой
деятельности

Содержание
речевой
деятельности

Принципы деятельности

Показатели и условия коммуникативно-речевого развития дошкольников

Детская речевая деятельность и закономерности ее развития

Модель реализации деятельностной стратегии обучения иностранному языку

Психолингвисти-ческие основы деятельностной стратегии обучения иностранному
языку

- путь взаимодействия педагога и ребенка, нацеленный на комплексное
развитие личности ребенка в процессе овладения речевой деятельностью



Деятельностная стратегия обучения дошкольников иностранному языку