Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fonetica.philol.msu.ru/kons/n-13.htm
Дата изменения: Wed May 16 14:30:13 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:08:55 2012
Кодировка: Windows-1251
Смыслоразличительная функция способа образования согласных звуков
<< СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ << КОНСОНАНТИЗМ

Если способ образования звуков разный, то они всегда различаются по качеству звучания, даже если все остальные характеристики (по звонкости / глухости, твердости / мягкости и по месту образования) одинаковы. Например, звуки [к] и [х] - глухие, твердые, заднеязычные, но мы слышим разницу в их звучании, потому что [к] - смычный, а [х] - щелевой. У согласных звуков [т], [с] и [ц] также все характеристики, кроме способа образования, общие (это глухие, твердые, переднеязычные звуки), но звук [т] - смычный, [с] - щелевой, а [ц] - смычно-щелевой (аффриката). Этот единственный отличительный признак и играет смыслоразличительную роль в таких словах, как лиса - лица; Марс - март; жилет - жилец. Звуки [п][ф] - глухие, твердые, близкие по месту образования (они оба губные), но мы слышим разницу в их звучании, потому что [п] - смычный, а [ф] - щелевой. Соответственно звонкие пары [б] и [в] - звонкие, твердые, близкие по месту образования (они оба губные), но мы слышим разницу в их звучании, потому что [б] - смычный, а [в] - щелевой. Различия по способу образования играют в русском языке смыслоразличительную роль. Благодаря им мы различаем на слух слова.