Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://fonetica.philol.msu.ru/orfoepija/graf-zakon.htm
Дата изменения: Thu May 8 17:31:04 2003
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:17:41 2012
Кодировка: Windows-1251
Графический принцип произношения
<< ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ РУССКИХ СОГЛАСНЫХ << ОРФОЭПИЯ

Усиление "буквенного" ("графического") произношения - одна из наиболее сильных тенденций в современном русском языке. Об этом писал еще в 1936 г. Л.В. Щерба, указывая на явное сближение произношения с написанием: родился (вместо родил[са]); тихий (вместо тих[о]й), произношение сочетания [чн] вместо [шн] в словах типа булочная, перечница; [чт] вместо [шт] в словах что, чтобы и др. Сейчас уже только некоторое количество слов с данными сочетаниями сохранило в качестве литературного произ-ношения [шн], [шт] - конечно, что, что-то, ничто, очечник, скучно, нарочно, и некоторые другие. Колеблются формы скворечник, булочная - [шн] и [чн] и др. Есть случаи, когда произношение подчеркнуто орфографией: городошник, двурушник, киношник. Таких написаний в середине и конце XVIII в. было значительно больше: например, в Словаре Академии Российской (1789-1794): галстушный, колпашный, фабришный, кожешный, лавошник и др. Такие орфографические (и особенно произносительные) колебания были и в XIX в., и в начале XX в. В произведениях А.С. Пушкина, например, заметно избирательное отношение к вариантным формам: он рифмует скучный - равнодушный; скучный - однозвучный.