Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://foroff.phys.msu.ru/phys/pages/Info/project_standard3.doc
Дата изменения: Sun Jul 6 05:15:44 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:22:19 2012
Кодировка: koi8-r

Проект

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


|Утвержден приказом Министерства |
|образования и науки Российской |
|Федерации |
|от «____»__________200__ г. ?____ |
|Номер государственной регистрации |
|_______________________________ |





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




По направлению подготовки

010500 «ФИЗИКА»


Уровни подготовки:

Бакалавр
Магистр
Специалист









Москва 2006
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Направление подготовки 010500 «Физика» утверждено приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от ______ ?_________

Федеральный государственный образовательный стандарт разработан в
порядке, определенным Правительством Российской Федерации, с участием
учебно-методического совета по физике учебно-методического объединения по
классическому университетскому образованию
Стандарт соответствует требованиям федеральных законов Российской
Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном
образовании» (с учетом новых поправок, предложенных Минобрнауки России).

По предложению группы экспертов-разработчиков от технических и
классических университетов: в качестве альтернативы схеме моноподготовки
специалиста может быть использована сопряженная двухступенчатая схема
подготовки магистра «профессионального типа» (магистра с присвоением
квалификации). При этом, требования к уровню подготовки моно-специалиста и
магистра с присвоением квалификации (по соответствующему профилю) должны
быть идентичны. По ряду наукоемких профилей подготовки вузам должно быть
предоставлено право реализации ООП по схеме «интегрированного» магистра
(при такой схеме подготовки студент поступает на обучение сразу на 5(6)
лет, уровень бакалавра фиксируется, но не является выпускным; поступление
на обучение в такую магистратуру бакалаврам с других направлений
подготовки, как правило, не допускается; схема «интегрированного магистра»
в настоящее время активно используется университетами Великобритании,
Германии, Австрии при реализации инженерных и наукоемких университетских
профилей подготовки в условиях Болонского процесса)

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1. Область применения.......................

2. Термины, определения, обозначения, сокращения.........

3. Общая характеристика направления подготовки........

4. Требования к основным образовательным программам
подготовки бакалавров.....................
4.1. Требования к результатам освоения ................
4.2. Требования к структуре .....................
4.3.Требования к условиям реализации................

5. Требования к основным образовательным программам подготовки магистров с
присвоением степени (МС) .............
5.1. Требования к результатам освоения ...............
5.2. Требования к структуре .....................
5.3. Требования к условиям реализации ...............

6. Требования к основным образовательным программам подготовки магистров с
присвоением квалификации (МК) /специалистов.....
6.1. Требования к результатам освоения ...............
6.2. Требования к структуре ....................
6.3.Требования к условиям реализации ...............

7. Общие требования к условиям реализации основных образовательных программ
..............................

8. Оценка качества подготовки выпускников...............

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) является комплексной
федеральной нормой качества высшего образования по направлению подготовки
010500 «Физика» и уровням подготовки бакалавр, магистр с присвоением
степени, магистр с присвоением квалификации / специалист, обязательной к
исполнению всеми высшими учебными заведениями на территории Российской
Федерации, реализующими основные образовательные программы указанных
уровней по данному направлению подготовки, имеющими государственную
аккредитацию или претендующими на ее получение.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
1.3. Основными пользователями ФГОС ВПО являются:
1. Профессорско-преподавательские коллективы высших учебных заведений,
ответственные за качественную разработку, эффективную реализацию и
обновление основных образовательных программ с учетом достижений
науки, техники и социальной сферы по данному направлению и уровню
подготовки;
2. Студенты, ответственные за эффективную реализацию своей учебной
деятельности по освоению основной образовательной программы вуза по
данному направлению подготовки (специальности);
3. Ректоры учебных заведений и проректоры, отвечающие в пределах своей
компетенции за качество подготовки выпускников;
4. Объединения специалистов и работодателей в соответствующей сфере
профессиональной деятельности;
1.3.5. Государственные и государственно-общественные образовательные и
профессиональные объединения, организации и ассоциации работодателей,
обеспечивающие разработку примерных основных образовательных программ по
поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
1.3.6. Органы, обеспечивающие финансирование высшего профессионального
образования;
1.3.7. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
осуществляющие аттестацию, аккредитацию и контроль качества в сфере высшего
профессионального образования;
8. Уполномоченные государственные органы исполнительной власти,
обеспечивающие контроль за соблюдением законодательства в системе
высшего профессионального образования.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются термины и определения в
соответствии с федеральными законами РФ: «Об образовании», «О высшем и
послевузовском профессиональном образовании» (в новой редакции), другими
нормативно-методическими документами, а также с глоссариями, принятыми в
международных образовательных проектах.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования (ФГОС ВПО) - комплексная федеральная норма
качества высшего профессионального образования по направлению подготовки
(специальности), обязательная к исполнению всеми высшими учебными
заведениями на территории Российской Федерации, имеющими государственную
аккредитацию и реализующими основные образовательные программы по данному
направлению подготовки (специальности).
Основная образовательная программа высшего профессионального
образования (ООП ВПО) - система учебно-методических документов,
регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и
технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества
подготовки выпускника.
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального
образования (ПООП ВПО) - система учебно-методических документов,
сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая
вузам для использования при разработке основных образовательных программ
высшего профессионального образования в части:
- компетентностно-квалификационной характеристики выпускников;
- содержания и организации образовательного процесса;
- ресурсного обеспечения реализации ООП;
- итоговой аттестации выпускников.
Модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины,
которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к
установленным целям и результатам образования.
Зачетная единица - мера трудоемкости освоения студентом
образовательной программы в терминах условного учебного времени, требуемого
для достижения установленных результатов обучения при очной форме обучения.
Профиль подготовки - часть образовательной программы, позволяющая
выпускнику иметь профессиональную (или академическую) ориентацию;
устанавливается вузом с учетом его научных школ и потребностей региона в
специалистах с высшим профессиональным образованием.
Профилизация бакалаврской образовательной программы - часть
образовательной программы бакалавра, позволяющая ему продолжать обучение на
2 уровне ВПО по магистерским программам соответствующего профиля и
обеспечивающую его востребованность на рынке труда.
Подробный глоссарий приведен в приложении к ФГОС.

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование,
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования,
ООП - основная образовательная программа,
УМО - учебно-методические объединения
МС - магистр с присуждением степени,
МК - магистр с присуждением квалификации,
ОКСО - общероссийский классификатор по образованию,
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

010500 «Физика»

3.1. В Российской Федерации в направлении подготовки 010500 «Физика»
реализуется уровневая система высшего профессионального образования:
а) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением
лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации
(степени) «бакалавр физики»;
б) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением
лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию, степени
«магистр физики».
в) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением
лицу, освоившему ООП и успешно прошедшему итоговую аттестацию квалификации
«магистр физики с присвоением квалификации» / «специалист».
Основные образовательные программы магистра физики могут иметь профили
подготовки в соответствии с утвержденным УМО (или иным уполномоченным
Минобрнауки России органом - объединением, ассоциацией, агентством)
Перечнем профилей, входящих в данное направление подготовки.
Наименования профилей подготовки могут совпадать с наименованиями
специальностей, входящих в действующий в настоящее время Перечень
направлений (специальностей) ВПО.
Вуз имеет право формировать свои основные образовательные программы по
профилям, не входящим в действующий Перечень профилей, с учетом
потребностей региона и научных школ вуза.
Процедура регистрации новых профилей подготовки и государственной
аккредитации соответствующих ООП устанавливается Минобрнауки России.
Основные образовательные программы бакалавра могут иметь профилизации,
которые дают ему возможность расширения или углубления знаний, умений и
навыков, позволяют студенту продолжить образование на уровне ВПО с
квалификацией (степенью) магистра соответствующего профиля.
Основные образовательные программы специалиста реализуются по
непрерывной схеме подготовки (в том случае, если специальность попала в
Перечень программ для моноуровневой подготовки, утвержденный
Правительством). В качестве альтернативы схеме моноподготовки специалиста
может быть использована сопряженная двухступенчатая схема подготовки
магистра с присвоением квалификации. При этом, требования к уровню
подготовки моноспециалиста и магистра с присвоением квалификации (по
соответствующему профилю) должны быть идентичны.

Нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных
образовательных программ (в зачетных единицах) и соответствующие
квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования
приводятся в таблице 1.
Таблица 1
| |Квалификация |Нормативный срок |Трудоемкость|
| |(степень) |освоения ООП (для | |
|Наименование | |очной формы |(в зачетных |
|ООП | |обучения), включая|единицах) |
| | |последипломный |**) |
| | |отпуск | |
| |Код, наименование в | | |
| |соответствии с ОКСО | | |
|ООП подготовки |62 |бакалавр | | |
|бакалавров | |(степень и |4 года *) |240 ***) |
| | |(или) | | |
| | |квалификация) | | |
|ООП подготовки |68 |магистр | | |
|магистров | |(степень и |2 года *) |120 ***) |
| | |(или) | | |
| | |квалификация) | | |
|ООП подготовки |65 |специалист | | |
|специалистов | |(указываются |5 лет *) |300 ***) |
|(магистров с | |соответствующи| | |
|присвоением | |е квалификации| | |
|квалификации) | |) | | |
| | |Магистр |1 год *) |60 ***) |
| | |с присвоением | | |
| | |квалификации | | |

*) иные нормативные сроки освоения ООП (программ бакалавр а,
специалиста и магистра устанавливаются Правительством Российской
Федерации).
Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения
основной образовательной программы подготовки бакалавра и специалиста по
очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае
сочетания различных форм обучения увеличиваются на один год, а сроки
освоения основных образовательных программ подготовки магистра
увеличиваются на полгода относительно нормативного срока, указанного в
таблице 1.
(Примечание: пункт включается, если указанные формы освоения основной
образовательной программы предусмотрены соответствующим постановлением
Правительства Российской Федерации).
**) Одна зачетная единица эквивалентна 25-27 астрономическим часам
учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и
все виды аттестаций).
При формировании учебного плана вуз может осуществить пересчет
зачетной единицы в академические часы (33-36 академических часов).
***) Трудоемкость основной образовательной программы за учебный год
равна 60 зачетным единицам.
Трудоемкость одного семестра равна 30 зачетным единицам (при двух
семестровом построении учебного процесса).

3.2. Цели ВПО по направлению подготовки 010500 «Физика» в области
обучения и воспитания личности.
3.2.1. В области обучения целью ВПО по направлению подготовки 010500
«Физика» является:
Подготовка в области основ математических, естественнонаучных
гуманитарных, социальных и экономических, знаний, получение высшего
профессионально профилированного (на уровне бакалавра), углубленного
профессионального (на уровне магистра), специального профессионального (на
уровне специалиста) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в
избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-
специализированными компетенциями, способствующими его социальной
мобильности и устойчивости на рынке труда.
3.2.2. В области воспитания личности целью ВПО по направлению
подготовки 010500 «Физика» является:
Укрепление нравственности, развитие общекультурных потребностей,
творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности,
толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости и физической
культуре.
3.3. Область профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению
подготовки 010500 «Физика» включает:
- академические, ведомственные и частные научно-исследовательские и
производственные организации, связанные с решением физических
проблем;
- учреждения системы высшего и среднего профессионального
образования, среднего общего образования.
3.4.Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению
подготовки 010500 «Физика» являются все виды наблюдающихся в природе
физических явлений и объектов.
3.5. Виды профессиональной деятельности выпускников:
- научно-исследовательская;
- педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится выпускник, определяются содержанием его образовательной
программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с
заинтересованными работодателями.
3.6. Задачи профессиональной деятельности выпускников,
разработанные с участием заинтересованных работодателей.
3.6.1. Задачи профессиональной деятельности бакалавра
Бакалавр физики должен решать следующие профессиональные задачи в
соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:
а) научно-исследовательская деятельность:
- освоение новых методов научных исследований;
- освоение новых теорий и моделей;
- обработка полученных результатов научных исследований на
современном уровне и их анализ;
- работа с научной литературой с использованием новых информационных
технологий, слежение за научной периодикой;
- участие в написании и оформлении научных статей;
- участие в составлении отчетов и докладов о научно-исследовательской
работе, участие в научных конференциях;
б) педагогическая деятельность:
- ведение занятий в учебных лабораториях;
- проведение учебных занятий в среднем учебном заведении.

3.6.2. Задачи профессиональной деятельности магистра
Выпускник по направлению подготовки 010500 «Физика» с присвоением
степени магистра физики должен быть подготовлен к решению профессиональных
задач, (дополнительных к задачам, решаемым бакалавром физики) в
соответствии с профилем магистерской программы и видами профессиональной
деятельности:
а) научно-исследовательская деятельность:
- научные исследования поставленных проблем;
- формулировка новых задач, возникающих в ходе научных исследований;
- разработка новых методов исследований;
- выбор необходимых методов исследования;
- написание и оформление научных статей;
- составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе,
участие в научных конференциях.
б) педагогическая деятельность:
- подготовка и чтение курсов лекций;
- подготовка и ведение семинарских занятий;
- руководство научной работой студентов;
- руководство дипломными работами студентов.

3.6.3. Задачи профессиональной деятельности магистра с присвоением
квалификации / специалиста.
Выпускник по направлению подготовки 010500 Физика с присвоением
квалификации магистра физики должен быть подготовлен к решению следующих
профессиональных задач, дополнительных к задачам, решаемым бакалавром
физики в соответствии со своей квалификацией, видами профессиональной
деятельности и профилем подготовки:
а) научно-исследовательская деятельность:
- научные исследования поставленных проблем;
- выбор необходимых методов исследования;
- написание и оформление научных статей;
- составление отчетов и докладов о научно-исследовательской работе,
участие в научных конференциях.
б) педагогическая деятельность:
- подготовка и ведение семинарских занятий;
- руководство научной работой студентов.

4. Требования к основным образовательным программам
подготовки бакалавра

4.1. Требования к результатам освоения основных образовательных
программ подготовки бакалавра
Выпускник по направлению подготовки 010500 «Физика» с квалификацией
(степенью) «бакалавр» в соответствии с целями основной образовательной
программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп.
3.2. и 3.6.1 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями:
а) универсальными:
- общенаучными (ОНК):
базовые знания в области математики и естественных наук (ОНК-1);
гуманитарных и экономических наук (ОНК-2); способность приобретать новые
знания, используя современные образовательные и информационные технологии
(ОНК-3); собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием
современных информационных технологий данные, необходимые для формирования
суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОНК-
4).
- инструментальными (ИК):
элементарные навыки работы с компьютером (ИК-1), письменная и устная
коммуникация на родном языке (ИК-2), необходимое знание второго языка (ИК-
3), организационно-управленческие навыки и способности (ИК-4), навыки
работы с информацией из различных источников (ИК-5), базовые знания в
области информатики и современных информационных технологий, навыки
использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях,
умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ИК-6);
- социально-личностными и общекультурными (СЛК)
способность выстраивать и реализовывать перспективные линии
интеллектуального, культурного, нравственного, физического и
профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1);
настойчивость в достижении цели, выносливость (СЛК-2); способность
критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости
профиль своей профессиональной деятельности (СЛК-3); способность
использовать этические и правовые нормы; толерантность; способность к
социальной адаптации (СЛК-4); умение работать самостоятельно и в
коллективе, руководить людьми и подчиняться (СЛК-5); навыки культуры
социальных отношений, умение критически переосмысливать свой социальный
опыт (СЛК-6); владение социально-значимыми представлениями о здоровом
образе жизни (СЛК-7).
б) профессиональными:
- общепрофессиональными (в соответствии с видами деятельности) (ОПК):
научно-исследовательская деятельность:
- способность использовать базовые теоретические знания для решения
профессиональных задач (ОПК-1);
- способность применять на практике базовые профессиональные навыки
(ОПК-2);
- способность эксплуатировать современную физическую аппаратуру и
оборудование (ОПК-3).
педагогическая деятельность:
- способность понимать и излагать получаемую информацию и представлять
результаты физических исследований (ОПК-4)
- профильно-специализированные (ПСК)
- способность использовать специализированные знания в области физики
для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с
профилизацией) (ПСК-1);
- способность использовать компьютер на уровне пользователя,
способность использовать информационные технологии для решения физических
задач (в соответствии с профилизацией) (ПСК-2).

4.2. Требования к структуре основных образовательных программ
подготовки бакалавра
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
предусматривает изучение следующих учебных циклов:
Б.1 - гуманитарный, социальный и экономический цикл;
Б.2 - математический и естественнонаучный цикл **;
Б.3 - профессиональный цикл;
Б.4 - практика и/или научно-исследовательская работа;
- итоговая государственная аттестация
- физическая культура
Каждый учебный цикл дисциплин должен иметь базовую (обязательную)
часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная
(профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний,
умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет
студенту продолжить образование на уровне ВПО с квалификацией (степенью)
магистра в соответствии с полученной бакалаврской профилизацией.
Профилизация подготовки бакалавра физики реализуется вузом через
вариативную часть ООП. Модули (дисциплины), обеспечивающие конкретную
профилизацию бакалавра, становятся обязательными для студента, осваивающего
данную профилизацию.
В вариативную часть должны также входить модули (дисциплины) по выбору
студента.


| | |Трудоемк|Перечень |Коды |
|Код |Учебные циклы и проектируемые |ость |дисциплин для |формиру|
|УЦ ООП|результаты их освоения |(Зачетны|разработки |емых |
| | |е |примерных |компете|
| | |единицы)|программ, |нций |
| | | |учебников и | |
| | | |учебных | |
| | | |пособий | |
| |Гуманитарный, социальный и |35-45 | | |
| |экономический цикл | | | |
|Б.1 | | | | |
| |Базовая часть |25-30 | | |
| |В результате изучения базовой части | |Отечественная |ОНК-2 |
| |цикла студент должен: | |история |ОНК-4 |
| |знать основы философии, социологии, | |Культурология |ИК-2 |
| |психологии, основы делового общения,| |Политология |ИК-3 |
| |способствующие развитию общей | |Правоведение |ИК-4 |
| |культуры и социализации личности, | |Психология и |СЛК-1 |
| |приверженности к этическим | |педагогика |СЛК-4 |
| |ценностям; понимать | |Русский язык и|СЛК-6 |
| |причинно-следственные связи развития| |культура речи |СЛК-7 |
| |российского общества; | |Социология | |
| |уметь использовать знание | |Философия | |
| |иностранного языка в | |Экономика | |
| |профессиональной деятельности, | |Иностранный | |
| |профессиональной коммуникации и | |язык | |
| |межличностном общении; | | | |
| |владеть способностью к деловым | | | |
| |коммуникациям в профессиональной | | | |
| |сфере, способностью к критике и | | | |
| |самокритике, терпимостью, | | | |
| |способностью работать в коллективе; | | | |
| |навыками здорового образа жизни и | | | |
| |физической культуры. | | | |
| |Вариативная часть |10-15 |(Перечень |ОПК-2 |
| |знания, умения, навыки определяются | |дисциплин, |ОПК-4 |
| |ООП вуза | |рекомендованны| |
| | | |х УМО, | |
| | | |приводится в | |
| | | |примерной | |
| | | |основной | |
| | | |образовательно| |
| | | |й программе | |
| | | |(ПООП) | |
| | | |бакалавра | |
| | | |физики) | |
| |Математический и естественнонаучный |95-105 | | |
|Б.2 |цикл | | | |
|**) | | | | |
| |Базовая часть |70-75 | | |
| |В результате изучения базовой части | |Модуль Общая |ОПК-1 |
| |цикла студент должен: | |физика: |ОПК-2 |
| |знать теоретические основы, основные| |Механика |ОПК-3 |
| |понятия, законы и модели механики, | |Молекулярная | |
| |молекулярной физики, электричества и| |физика | |
| |магнетизма, оптики, атомной физики, | |Электричество | |
| |физики атомного ядра и частиц; | |и магнетизм | |
| |основы математическиого анализа, | |Оптика | |
| |теории функций комплексной | |Физика атомов | |
| |переменной, аналитической геометрии,| |и атомных | |
| |векторного и тензорного анализа, | |явлений | |
| |дифференциальных и интегральных | |Физика | |
| |уравнений, вариационного исчисления,| |атомного ядра | |
| |теории вероятностей и математической| |и частиц | |
| |статистики; | | | |
| |основные положения теории | |Модуль Общий | |
| |информации, принципов построения | |физический | |
| |систем обработки и передачи | |практикум | |
| |информации, основы подхода к анализу| | | |
| |информационных процессов, | |Модуль | |
| |современные аппаратные и программные| |Математика: | |
| |средства вычислительной техники, | |Математический| |
| |принципы организации информационных | |анализ | |
| |систем, современные информационные | |Аналитическая | |
| |технологии; | |геометрия | |
| |основы химии, экологии и здоровья | |Линейная | |
| |человека, структуры экосистем и | |алгебра | |
| |биосферы, взаимодействия человека и | |Векторный и | |
| |среды, экологических принципах | |тензорный | |
| |охраны природы и рационального | |анализ | |
| |природопользования | |Теория функции| |
| |уметь понимать, излагать и | |комплексного | |
| |критически анализировать базовую | |переменного | |
| |общефизическую информацию; | |Дифференциальн| |
| |использовать математический аппарат | |ые уравнения | |
| |для освоения теоретических основ и | |Интегральные | |
| |практического использования | |уравнения и | |
| |физических методов; | |вариационное | |
| |использовать информационные | |исчисление | |
| |технологии для решения физических | |Теория | |
| |задач | |вероятностей и| |
| |владеть навыками физического | |математическая| |
| |эксперимента | |статистика | |
| | | | | |
| | | |Модуль | |
| | | |Информатика: | |
| | | |Программирован| |
| | | |ие | |
| | | |Вычислительная| |
| | | |физика | |
| | | |(Практикум на | |
| | | |ЭВМ). | |
| | | |Численные | |
| | | |методы и | |
| | | |математическое| |
| | | |моделирование | |
| | | | | |
| | | |Модуль Химия и| |
| | | |экология: | |
| | | |Химия | |
| | | |Экология | |
| |Вариативная часть |25-30 |(Перечень |ИК-1 |
| |знания, умения, навыки определяются | |дисциплин, |ИК-5 |
| |ООП вуза | |рекомендованны|ИК-6 |
| |(Вариативная часть реализуется в | |х УМО, | |
| |соответствии с профилизацией ООП | |приводится в | |
| |бакалавра физики. | |примерной | |
| |Перечень профилизаций приводятся в | |основной | |
| |примерной основной образовательной | |образовательно| |
| |программе (ПООП) бакалавра физики) | |й программе | |
| | | |(ПООП) | |
| | | |бакалавра | |
| | | |физики) | |
| |Профессиональный цикл |70-80 | | |
| | | | | |
|Б.3 | | | | |
| |Базовая (общепрофессиональная) часть|30-35 | | |
| |В результате изучения базовой части| |Модуль |ПСК-1 |
| |цикла студент должен: | |Теоретическая | |
| |знать теоретические основы, основные| |физика | |
| |понятия, законы и модели | |Механика | |
| |теоретической механики, теории | |Основы | |
| |колебаний и волн, квантовой | |механики | |
| |механики, термодинамики и | |сплошных сред | |
| |статистической физики, методов | |Электродинамик| |
| |теоретических и экспериментальных | |а | |
| |исследований в физике | |Электродинамик| |
| |уметь пользоваться теоретическими | |а сплошных | |
| |основами, основными понятиями, | |сред | |
| |законами и моделями физики; | |Квантовая | |
| |владеть методами обработки и анализа| |теория | |
| |экспериментальной и теоретической | |Физика | |
| |физической информации. | |конденсированн| |
| | | |ого состояния | |
| | | |Термодинамика | |
| | | |Статистическая| |
| | | |физика | |
| | | |Физическая | |
| | | |кинетика | |
| | | | | |
| | | |Модуль Методы | |
| | | |математической| |
| | | |физики | |
| | | |Линейные и | |
| | | |нелинейные | |
| | | |уравнения | |
| | | |физики | |
| |Вариативная часть |40-45 |(Перечень |ПСК-1 |
| |(Вариативная часть реализуется в | |дисциплин, |ПСК-2 |
| |соответствии с профилизацией ООП | |рекомендованны| |
| |бакалавра физики. | |х УМО, | |
| |Перечень профилизаций приводятся в | |приводится в | |
| |примерной основной образовательной | |примерной | |
| |программе (ПООП) бакалавра физики) | |основной | |
| | | |образовательно| |
| | | |й программе | |
| | | |(ПООП) | |
| | | |бакалавра | |
| | | |физики) | |
|Б.4 |Практика и (или) |13 | |ОПК-4 |
| |научно-исследовательская работа | | |СЛК-2 |
| |В результате прохождения | | |СЛК-5 |
| |производственной преддипломной | | | |
| |практики студент должен получить | | | |
| |необходимый материал для выполнения | | | |
| |выпускной квалификационной работы. | | | |
| |Студент должен | | | |
| |уметь самостоятельно и в составе | | | |
| |научно-производственного коллектива | | | |
| |решать конкретные задачи | | | |
| |профессиональной деятельности при | | | |
| |выполнении физических исследований | | | |
| |(в соответствии с профилизацией); | | | |
| |владеть практическими навыками в | | | |
| |области организации и управления при| | | |
| |проведении физических исследований | | | |
| |(в соответствии с профилизацией). | | | |
| |Итоговая государственная аттестация |10 |Подготовка, |СЛК-5 |
| |***) | |защита |ОПК-1 |
| |В результате подготовки, защиты | |выпускной |ОПК-2 |
| |выпускной квалификационной работы и | |квалификационн|ОПК-3 |
| |сдачи государственного экзамена | |ой работы. |ОПК-4 |
| |студент должен | |Сдача | |
| |знать понимать и излагать | |государственно| |
| |профессиональные задачи в области | |го экзамена | |
| |научно-исследовательской | | | |
| |деятельности в соответствии с | | | |
| |полученной профессиональной | | | |
| |профилизацией; | | | |
| |уметь использовать возможности | | | |
| |современных методов физических | | | |
| |исследований для решения физических | | | |
| |задач; творчески и критически | | | |
| |осмысливать физическую информацию | | | |
| |для решения научно-исследовательских| | | |
| |задач в сфере профессиональной | | | |
| |деятельности; самостоятельно | | | |
| |обрабатывать и представлять | | | |
| |результаты научно-исследовательских | | | |
| |работ по утвержденным формам. | | | |
| |Физическая культура |2 | |СЛК-2 |
| | |(408 | |СЛК-7 |
| | |часов) | | |
| |Общая трудоемкость основной |240 | | |
| |образовательной программы | | | |

*) Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской
выпускной квалификационной работы и Государственный экзамен.

4.3. Требования к условиям реализации основных образовательных
программ подготовки бакалавров
4.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация основных образовательных программ подготовки бакалавров,
должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило,
базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и
систематически занимающимися научной и (или) научно-методической
деятельностью.
Преподаватели профессионального цикла, как правило, должны иметь
ученую степень кандидата, доктора наук и (или) опыт деятельности в
соответствующей профессиональной сфере.
Доля преподавателей, имеющая степень кандидата или доктора наук, в
общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по
данной основной образовательной программе должно быть не менее 50 %.

4.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебного процесса

Реализация основных образовательных программ подготовки бакалавров
должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
основной образовательной программы. Образовательная программа вуза должна
включать лабораторные практикумы и практические занятия по физике и
информационным технологиям.
Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда основных
отечественных и зарубежных академических и отраслевых журналов по профилю
подготовки.

4.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки бакалавра, должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской
работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра
должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и
базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин
основной образовательной программы направления 010500 «Физика», наличием
методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим
разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и
дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными
пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные
работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в
количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Библиотека вуза
должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной
список литературы, приводимый в программах естественнонаучных,
общепрофессиональных и специальных дисциплин, утвержденных НМС и УМО. К
моменту аттестации специальности уровень обеспеченности учебно-методической
литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента
дневного отделения.

5. Требования к основным образовательным программам подготовки
магистров с присвоением степени (МС)

5.1. Требования к результатам освоения основных образовательных
программ подготовки магистров с присвоением степени (МС)

Выпускник по направлению подготовки 010500 «Физика» со степенью
«магистр» в соответствии с целями основной образовательной программы и
задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2. и 3.6.1
настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями,
дополнительными к компетенциям бакалавра:
а) универсальными:
- углубленными научными компетенциями (УНК): углубленные знания в области
математики и естественных наук (УНК-1); гуманитарных и экономических наук
(УНК-2); способность самостоятельно приобретать с помощью информационных
технологий и использовать в практической деятельности новые знания и
умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных
со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение
(УНК-3); углублённые знания правовых и этических норм при оценке
последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и
осуществлении социально значимых проектов (УНК-4);
- системными компетенциями (СК): способность порождать новые идеи
(креативность) (СК-1); способность совершенствовать и развивать свой
интеллектуальный и общекультурный уровень, добиваться нравственного и
физического совершенствования своей личности (СК-2); способность
адаптироваться к изменению научного и научно-производственного профиля
своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных и
социальных условий деятельности (СК-3); коммуникационные навыки общения в
научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности,
свободное владение русским и иностранным языками, как средством делового
общения (СК-4); активная социальная мобильность, навыки и умения в
организации научно-исследовательских и научно-производственных работ, в
управлении научным коллективом (СК-5);

б) профессиональными:
- углубленными профессиональными компетенциями (в соответствии с
видами деятельности) (УПК):
научно-исследовательская деятельность:
свободное владение фундаментальными разделами физики, необходимыми для
решения научно-исследовательских задач (в соответствии со своей
магистерской программой) (УПК-1); свободное владение профессионально-
профилированными знаниями в области информационных технологий, способность
использовать современные компьютерные сети, программные продукты и ресурсы
Интернет для решения задач профессиональной деятельности, в том числе
находящихся за пределами профильной подготовки (УПК-2); способность
использовать знания современных проблем физики, новейших достижений физики
в своей научно-исследовательской деятельности (УПК-3);
педагогическая деятельность:
способность руководить научно-исследовательской деятельностью
студентов младших курсов и школьников в области физики (УПК-4)
- профессионально-профилированными компетенциями (ППК)
способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных
исследований в области физики (в соответствии с профилем магистерской
программы) и решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования,
информационных технологий с использованием новейшего отечественного и
зарубежного опыта (ППК-1); способность и готовность применять на практике
навыки составления и оформления научно-технической документации, научных
отчетов, обзоров, докладов и статей (в соответствии с профилем магистерской
программы) (ППК-2).

5.2. Требования к структуре основных образовательных
программ подготовки магистров

Основная образовательная программа (ООП) подготовки магистров
предусматривает изучение следующих учебных циклов:
М.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл;
М.2 Математический и естественнонаучный цикл;
М.3 Профессиональный цикл;
М.4 Практика и научно-исследовательская работа).
Каждый учебный цикл дисциплин может иметь базовую (обязательную) часть
и профильную (вариативную), устанавливаемую вузом.
Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением
ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком
кадров.

|Код |Учебные циклы и проектируемые |Трудоемк|Перечень |Коды |
| |результаты их освоения |ость |дисциплин для |формиру|
| | |(Зачетны|разработки |емых |
| | |е |примерных |компете|
| | |единицы)|программ, |нций |
| | | |учебников и | |
| | | |учебных | |
| | | |пособий | |
| |Гуманитарный, социальный и |13-17 | | |
| |экономический цикл | | | |
|М.1 | | | | |
| |Базовая часть |6-8 | | |
| |В результате изучения базовой части | |Философские |УНК-2 |
| |цикла студент должен: | |вопросы |УНК-3 |
| |знать: понимать и глубоко | |естествознания|УНК-4 |
| |осмысливать философские концепции | | |СК-2 |
| |естествознания, место естественных | |Иностранный |СК-4 |
| |наук в выработке научного | |язык в сфере |СК-5 |
| |мировоззрения. | |профессиональн|УПК-4 |
| |уметь: использовать знание | |ой | |
| |иностранного языка в | |коммуникации | |
| |профессиональной деятельности, | | | |
| |профессиональной коммуникации и | | | |
| |межличностном общении. | | | |
| |владеть: основами методологии | | | |
| |научного познания при изучении | | | |
| |различных уровней организации | | | |
| |материи, пространства и времени. | | | |
| |Вариативная часть |7-9 |(Состав |(Указыв|
| |знания, умения, навыки определяются | |модулей |аются |
| |ООП вуза | |дисциплин |углубле|
| | | |определяется |нные |
| | | |вузом на |научные|
| | | |основании его |, |
| | | |научных |системн|
| | | |традиций, с |ые и |
| | | |учетом |професс|
| | | |рекомендаций |иональн|
| | | |УМО и |о-специ|
| | | |работодателей |ализиро|
| | | |в соответствии|ванные |
| | | |с программой |компете|
| | | |специализирова|нции |
| | | |нной | |
| | | |магистерской | |
| | | |подготовки). | |
| |Математический и естественнонаучный |13-17 | | |
|М.2 |цикл | | | |
| |Базовая часть |6-8 | | |
| |В результате изучения базовой части| |Компьютерные |УНК-1 |
| |цикла студент должен: | |технологии в |УПК-2 |
| |знать: современные компьютерные | |науке и | |
| |технологии, применяемых при сборе, | |образовании | |
| |хранении, обработке, анализе и | |Специальный | |
| |передаче физической информации. | |физический | |
| |уметь: профессионально оформлять и | |практикум | |
| |представлять результаты физических | | | |
| |исследований | | | |
| |владеть: современными компьютерными | | | |
| |технологиями для решения | | | |
| |научно-исследовательских и | | | |
| |производственно-технологических | | | |
| |задач профессиональной деятельности | | | |
| |Профильная (вариативная) часть |7-9 |(Состав |(Указыв|
| |знания, умения, навыки определяются | |дисциплин |аются |
| |ООП вуза | |определяется |углубле|
| | | |вузом на |нные |
| | | |основании его |научные|
| | | |научных |системн|
| | | |традиций и |ые, |
| | | |рекомендаций |професс|
| | | |работодателей |иональн|
| | | |в соответствии|о-специ|
| | | |со |ализиро|
| | | |специализацией|ванные |
| | | |магистерской |компете|
| | | |программы) |нции) |
| |Профессиональный цикл |24-28 | | |
| | | | | |
|М.3 | | | | |
| |Базовая (общепрофессиональная) |6-8 | | |
| |часть | | | |
| |В результате изучения базовой части| |Современные |УНК-1 |
| |цикла студент должен: | |проблемы |СК-1 |
| |знать: историю и методологию | |физики |УПК-1 |
| |физических наук, расширяющие | |История и |УПК-3 |
| |общепрофессиональную, | |методология | |
| |фундаментальную подготовку. | |физики | |
| |уметь: понимать современные проблемы| | | |
| |физики и использовать | | | |
| |фундаментальные физические | | | |
| |представления в сфере | | | |
| |профессиональной деятельности. | | | |
| |Профильная (вариативная) часть |18-20 |(Состав | |
| |знания, умения, навыки определяются | |дисциплин | |
| |ООП вуза | |определяется | |
| | | |вузом на | |
| | | |основании его | |
| | | |научных | |
| | | |традиций, с | |
| | | |учетом | |
| | | |рекомендаций | |
| | | |УМО и | |
| | | |работодателей | |
| | | |в соответствии| |
| | | |с | |
| | | |академической | |
| | | |специализацией| |
| | | |магистерской | |
| | | |программы). | |
|М.4 |Практика и научно-исследовательская |60-68 | | |
| |работа | | | |
| |Научно-исследовательская и |27-31 | | |
| |педагогическая практики | | | |
| |Навыки работы на современной | | |УНК-1 |
| |аппаратуре и оборудовании для | | |СК-1 |
| |выполнения физических исследований.| | |УПК-1 |
| | | | |ППК-1 |
| |Навыки практического использования | | |ППК-2 |
| |методов физики для решения | | | |
| |практических задач. | | | |
| |Способность самостоятельно выполнять| | | |
| |лабораторные, вычислительные | | | |
| |физические исследования при решении | | | |
| |научно-исследовательских и | | | |
| |производственных задач с | | | |
| |использованием современной | | | |
| |аппаратуры и вычислительных средств.| | | |
| | | | | |
| |Способность применять на практике | | | |
| |знания основ организации и | | | |
| |планирование | | | |
| |научно-исследовательских и | | | |
| |производственных работ с | | | |
| |использованием нормативных | | | |
| |документов. | | | |
| |Навыки практической работы в | | | |
| |научно-исследовательском коллективе,| | | |
| |способность к профессиональной | | | |
| |адаптации, к обучению новым методам | | | |
| |исследования и технологиям, | | | |
| |ответственность за качество | | | |
| |выполняемых работ. | | | |
| |Способность методически грамотно | | | |
| |построить план лекций (практического| | | |
| |занятия), навыки публичного | | | |
| |изложения теоретических и | | | |
| |практических разделов учебных | | | |
| |дисциплин в соответствии с | | | |
| |утвержденными учебно-методическими | | | |
| |пособиями. | | | |
| |Научно-исследовательская работа |10-12 | | |
| |Способность самостоятельно ставить | | |УНК-1 |
| |задачи научно-исследовательских | | |СК-1 |
| |работ, самостоятельно выполнять | | |УПК-1 |
| |физические исследования при решении | | |ППК-1 |
| |научно-исследовательских задач по | | |ППК-2 |
| |теме магистерской программы; | | | |
| |Способность планировать, | | | |
| |организовывать и проводить | | | |
| |научно-исследовательские и | | | |
| |производственно-технические работы | | | |
| |по теме магистерской программы с | | | |
| |применением современной аппаратуры, | | | |
| |оборудования и компьютерных | | | |
| |технологий; умение представлять | | | |
| |результаты работ с использованием | | | |
| |нормативных документов; | | | |
| |Способность к самостоятельной | | | |
| |научно-исследовательской работе и к | | | |
| |работе в научном коллективе, | | | |
| |способность к профессиональной | | | |
| |адаптации, к обучению новым методам | | | |
| |исследования и технологиям, | | | |
| |ответственность за качество | | | |
| |выполняемых работ. | | | |
| |Итоговая государственная аттестация |23-25 | |УНК-1 |
| |*) | | |СК-1 |
| |Способность самостоятельно с | | |УПК-1 |
| |применением современных компьютерных| | |ППК-1 |
| |технологий анализировать, обобщать и| | |ППК-2 |
| |систематизировать результаты | | | |
| |физических работ. | | | |
| |Способность использовать современные| | | |
| |методы обработки и интерпретации | | | |
| |физической информации при проведении| | | |
| |научных и производственных | | | |
| |физических исследований. | | | |
| |Способность профессионально | | | |
| |оформлять, представлять и | | | |
| |докладывать результаты | | | |
| |научно-исследовательских и | | | |
| |производственно-технологических | | | |
| |физических работ по утвержденным | | | |
| |формам. | | | |
| |Общая трудоемкость основной |120 | | |
| |образовательной программы | | | |

*) Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту
выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза, в том числе и по
дисциплинам, которые входят в перечень приемных экзаменов в аспирантуру по
соответствующим научным специальностям.

5.3. Требования к условиям реализации основных образовательных
программ подготовки магистров

5.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация основной образовательной программы подготовки магистров
должна обеспечиваться квалифицированными педагогическими кадрами, причем не
менее 50 % преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по направлению
магистратуры, должны иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук;
один профессор или доктор наук может осуществлять подобное руководство не
более чем двумя магистерскими программами; по решению Ученого совета вуза
руководство магистерскими программами может осуществляться и кандидатами
наук, имеющими ученое звание доцента.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами, как правило,
осуществляется научными руководителями, имеющими ученую степень и (или)
ученое звание или опыт руководящей работы в данной области; количество
студентов-магистрантов, которыми одновременно может руководить один научный
руководитель, определяется Ученым советом вуза.

5.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебного процесса

Реализация основных образовательных программ подготовки магистров
должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
основной образовательной программы. Образовательная программа вуза должна
включать лабораторные практикумы и практические занятия по физике и
информационным технологиям.
Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда основных
отечественных и зарубежных академических и отраслевых журналов по профилю
подготовки.

5.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки магистра должно располагать материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и
междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской
работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза. Материально-
техническая база должна соответствовать действующим санитарным и
противопожарным правилам и нормам, или устойчивым связям с НИИ,
предприятиями, предоставляющими базу для обеспечения эффективной и научно-
практической подготовки магистров.
Реализация основной образовательной программы подготовки магистра
физики должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным
фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню
дисциплин основной образовательной программы направления 010500 «Физика»,
наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и
практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам,
курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать
наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.
Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к
задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий.
Библиотека вуза должна располагать учебниками и учебными пособиями,
включенными в основной список литературы, приводимый в программах
естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин,
утвержденных УМО. К моменту аттестации уровень обеспеченности учебно-
методической литературой должен составлять не менее 0,5 экземпляра на 1
студента дневного отделения.

6. Требования к основным образовательным программам подготовки
магистра физики с присвоением квалификации (МК)

6.1. Требования к результатам освоения основных образовательных
программ подготовки магистра физики с присвоением квалификации (МК).
Выпускник по направлению подготовки 010500 «Физика» с присвоением
квалификации «магистр физики» в соответствии с целями основной
образовательной программы и задачами профессиональной деятельности,
указанными в пп. 3.6.3 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими
компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра, в т.ч.:

- общепрофессиональными компетенциями (ОпК):

- способность использовать в познавательной и профессиональной
деятельности знание теоретических и практических основ решения
общепрофессиональных задач (ОпК-1);
- способность творчески использовать полученные знания и навыки в
области деятельности за пределами профессиональной сферы (ОпК-2);
- способность адаптироваться к новым условиям и видам деятельности
(ОпК-3),
- способность приобретать с помощью информационных технологий и
использовать в практической деятельности новые знания и умения, расширять и
углублять своё научное мировоззрение (ОпК-4);
- способность применять знание правовых и этических норм при оценке
последствий своей профессиональной деятельности, при разработке и
осуществлении социально значимых проектов (ОпК-5);
- способность применять полученные навыки и умения для организации
научно-исследовательских и научно-производственных работ, для управления
производственным или научно-производственным коллективом (ОпК-6);

- специальными профессиональными компетенциями (в соответствии с
видами деятельности) (СпК):

научно-исследовательская деятельность:
- способность и готовность ставить конкретные задачи научных
исследований в области физики (в соответствии со своей профилизацией) и
решать их с помощью современной аппаратуры, оборудования, информационных
технологий с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта
(СпК-1);
- готовность применять современные методы обработки и интерпретации
физической информации (в соответствии со своей профилизацией) для решения
практических задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной
сферы деятельности (СпК-2);
- способность и готовность к составлению и оформлению научно-
технической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (в
соответствии со своей специализацией) (СпК-3);

6.2. Требования к структуре основных образовательных программ
подготовки магистров физики с присвоением квалификации (МК)

Основная образовательная программа (ООП) подготовки магистра физики с
присвоением квалификации реализуется только на базе ООП бакалавра по
направлению 010500 «Физика» с профессиональной (практикоориентированной)
профилизацией.
ООП подготовки магистра физики с присвоением квалификации
предусматривает изучение следующих учебных циклов:
МК.1 Общепрофессиональный цикл;
МК.2 Специальный цикл (с разделением на профили подготовки);
МК.3 Практика и (или) научно-исследовательская работа (с разделением
на профили подготовки);
Итоговая государственная аттестация.
Основные образовательные программы МК могут иметь профили подготовки и
программы специализированной подготовки магистра внутри профиля.
Программы специализированной подготовки магистра для каждого профиля
вводятся решением ученого совета высшего учебного заведения по согласованию
с заказчиком кадров.

| | |Трудоемко|Перечень |Код |
| |Учебные циклы и проектируемые |сть |дисциплин для |формиру|
|Код |результаты их освоения |(Зачетные|разработки |емых |
| | |единицы) |примерных |компете|
| | | |программ, |нций |
| | | |учебников и | |
| | | |учебных | |
| | | |пособий | |
|МК.1 |Общепрофессиональный цикл |4-8 | | |
| |Базовая часть |2-4 | | |
| |В результате изучения базовой части | |История и |ОпК-1 |
| |учебного цикла студент должен: | |методология |ОпК-2 |
| |знать историю физических наук; | |физики |ОпК-3 |
| |владеть методологией физических | | |ОпК-4 |
| |наук, расширяющей и дополняющей | | |СпК-1 |
| |общепрофессиональную, | | | |
| |фундаментальную подготовку. | | | |
| |Вариативная (специализированная) |2-4 | | |
| |часть | | | |
| |(Разрабатывается вузом по | | | |
| |рекомендации УМО) | | | |
|МК.2 |Специальный цикл (с разделением на |22-26 | | |
| |профили подготовки и специализации | | | |
| |внутри профиля) | | | |
| |(Перечень профилей подготовки и | | |СпК-1 |
| |проектируемые результаты их освоения| | |СпК-2 |
| |приводятся в примерной основной | | |СпК-3 |
| |образовательной программе (ПООП) | | | |
| |магистра физики с присвоением | | | |
| |квалификации) | | | |
| | | | | |
|МК.3 |Практика и (или) |13-17 | | |
| |научно-исследовательская работа (с | | | |
| |разделением на профили подготовки) | | | |
| |(Перечень профильных практик и (или)| | |ОпК-1 |
| |профилей научно-исследовательской | | |ОпК-2 |
| |работы, проектируемые результаты их | | |ОпК-3 |
| |выполнения приводятся в примерной | | |ОпК-5 |
| |основной образовательной программе | | |ОпК-6 |
| |(ПООП) магистра физики с присвоением| | |СпК-1 |
| |квалификации) | | |СпК-2 |
| | | | |СпК-3 |
| |Итоговая государственная аттестация |13-17 | |ОпК-1 |
| |*) | | |ОпК-2 |
| | | | |ОпК-4 |
| | | | |ОпК-5 |
| | | | |ОпК-6 |
| | | | |СпК-1 |
| | | | |СпК-3 |
| | | | | |
| |Общая трудоемкость основной |60 | | |
| |образовательной программы | | | |

*)Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной
квалификационной работы - дипломного проекта или дипломной работы.

6.3. Требования к условиям реализации основных образовательных
программ подготовки магистра физики с присвоением квалификации (МК)
6.3.1. Кадровое обеспечение учебного процесса
Реализация основных образовательных программ подготовки специалистов /
магистров с присвоением квалификации должна обеспечиваться педагогическими
кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее
профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и
(или) научно-методической деятельностью, причем не менее 50 %
преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по специальности, должны
иметь ученые степени доктора или кандидата наук.
Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую
степень и (или) опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью
магистерской программы должно осуществляться профессором или доктором наук;
один профессор или доктор наук может осуществлять руководство не более чем
двумя профилями основной образовательной программы магистра с присвоением
квалификации. По решению Ученого совета вуза руководство конкретным
профилем ООП магистра может осуществляться и кандидатами наук, имеющими
ученое звание доцента.
Непосредственное руководство студентами-магистрантами осуществляется
научными руководителями, имеющими ученую степень или опыт руководящей
работы в данной области; количество студентов-магистрантов, которыми
одновременно может руководить один научный руководитель, определяется
Ученым советом вуза.

6.3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение
учебного процесса
Реализация основных образовательных программ подготовки магистров
должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и
библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей)
основной образовательной программы. Образовательная программа вуза должна
включать лабораторные практикумы и практические занятия по физике и
информационным технологиям.
Должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда основных
отечественных и зарубежных академических и отраслевых журналов по профилю
подготовки.

6.3.3. Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные
программы подготовки магистра физики с присвоением квалификации /
специалиста должно располагать материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической,
дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской
работы студентов, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Реализация основной образовательной программы подготовки
специалиста/магистра с присвоением квалификации должна обеспечиваться
доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по
содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной
образовательной программы направления 010500 «Физика», наличием
методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим
разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и
дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными
пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные
работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в
количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Библиотека вуза
должна располагать учебниками и учебными пособиями, включенными в основной
список литературы, приводимый в программах естественнонаучных,
общепрофессиональных и специальных дисциплин, утвержденных УМО. К моменту
аттестации уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен
составлять не менее 0,5 экземпляра на 1 студента дневного отделения.

7. Общие требования к условиям реализации ООП

При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в
формировании социально-личностных компетенций выпускников (например,
компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления,
системно-деятельного характера). Необходимо охарактеризовать
социокультурную среду вуза, условия, созданные для развития личности и
регулирования социально-культурных процессов, исходя из разнообразных
интересов, потребностей и прав личностей искать и находить собственный путь
духовного и социального совершенствования.
Вуз должен способствовать развитию социально-воспитательного
компонента учебного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие студентов в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
Выпускающие кафедры должны выделять преподавателей, осуществляющих
координацию учебной и социально-воспитательной работы в студенческих
коллективах.
Вуз должен предоставить возможность для физического развития и
совершенствования студентов.
При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий
должен быть не менее 8 часов в неделю.
При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность
занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-
10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

8. Оценка качества подготовки выпускников

8.1. Оценка качества подготовки выпускников должна включать их
текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Для аттестации студентов и
выпускников на соответствие их персональных достижений по этапным или
конечным требованиям к освоению ООП создаются фонды оценочных средств,
включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др, позволяющие
оценить уровень усвоения компетенций. Фонды оценочных средств
разрабатываются и утверждаются вузом.
8.2. Требования к содержанию, объему и структуре выпускных
квалификационных работ определяются высшим учебным заведением с учетом
действующего Положения об итоговой государственной аттестации выпускников
высших учебных заведений.

Разработчики:
Зам. пред. УМС по физике
УМО по классическому университетскому образованию,
проф. _______________ (Д.Р.Хохлов)
Эксперты:
Зам. проректора Московского
гос. ун-та по УМО _______________ (Е.В. Караваева)

Руководитель базового учреждения - разработчика ФГОС ВПО
___________________________________________(__________________)_
Приложение
ГЛОССАРИЙ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования (ФГОС ВПО) - комплексная федеральная норма
качества высшего профессионального образования по направлению подготовки
(специальности), обязательная к исполнению всеми высшими учебными
заведениями на территории Российской Федерации, имеющими государственную
аккредитацию и реализующими основные образовательные программы по данному
направлению подготовки (специальности).
Основная образовательная программа высшего профессионального
образования (ООП ВПО) - система учебно-методических документов,
регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и
технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества
подготовки выпускника.
Примерная основная образовательная программа высшего профессионального
образования (ПООП ВПО) - система учебно-методических документов,
сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая
вузам для использования при разработке основных образовательных программ
высшего профессионального образования в части:
- компетентностно-квалификационной характеристики выпускников;
- содержания и организации образовательного процесса;
- ресурсного обеспечения реализации ООП;
- итоговой аттестации выпускников.
Модуль - часть образовательной программы или часть учебной дисциплины,
которая имеет определенную логическую завершенность по отношению к
установленным целям и результатам образования.
Зачетная единица - мера трудоемкости освоения студентом
образовательной программы в терминах условного учебного времени, требуемого
для достижения установленных результатов обучения при очной форме обучения.
Профиль подготовки - часть образовательной программы, позволяющая
выпускнику иметь профессиональную (или академическую) ориентацию;
устанавливается вузом с учетом его научных школ и потребностей региона в
специалистах с высшим профессиональным образованием.
Профилизация бакалаврской образовательной программы - часть
образовательной программы бакалавра, позволяющая ему продолжать обучение на
2 уровне ВПО по магистерским программам соответствующего профиля и
обеспечивающую его востребованность на рынке труда.
Компетенции - интегрированная характеристика, выражающая готовность
выпускника самостоятельно применять знания, умения и личностные качества в
изменяющихся условиях профессиональной деятельности.
Универсальные компетенции - общенаучные, инструментальные, социально-
личностные компетенции, инвариантные к области деятельности выпускника,
характеризующие его общенаучный, общекультурный уровень подготовки и
социально-личностные качества, способствующие его социальной мобильности и
устойчивости на рынке труда.
Профессиональные (предметно-специализированные) компетенции -
совокупность профессиональных знаний, умений и личных качеств, позволяющих
выпускнику успешно решать разнообразные, в т.ч. нестандартные
профессиональные задачи.
Направление подготовки - совокупность основных образовательных
программ, которые имеют общий фундамент содержания профессиональной
подготовки, необходимый для работы выпускника в определенной сфере
профессиональной деятельности, а также продолжения обучения по различным
профилям.
Специальность - вид занятий в рамках одной профессии, требующий
конкретных знаний, умения и навыков, приобретенных в результате образования
и обеспечивающих постановку и решение профессиональных задач.
Квалификация - юридически подтвержденный уровень компетентности,
означающий официальное признание ценности освоенных компетенций для рынка
труда и дальнейшего образования и обучения.
Вариативная часть ООП - часть ООП, устанавливаемая вузом и дающая
возможность расширения или углубления компетенций, позволяющая выпускнику
продолжить образование на следующем уровне ВПО или успешно осуществлять
конкретную профессиональную деятельность.
Цикл ООП - совокупность дисциплин, характеризующаяся общностью
предметной области и определенным набором компетенций, формируемых у
обучающегося.
Самостоятельная работа студентов (СРС) - часть учебной работы,
выполняемая студентом самостоятельно или под руководством преподавателя.
Результаты образования - освоенные выпускником знания, умения навыки и
компетенции.
Направленность ООП - ориентация ООП на определенный вид деятельности
(научно-исследовательскую, производственно-технологическую, организационно-
управленческую, проектную и пр. деятельность).
Бакалавр - квалификация, получаемая выпускником в результате успешного
прохождения итоговой государственной аттестации первого уровня ВПО.
Магистр - квалификация, получаемая выпускником в результате успешного
прохождения итоговой государственной аттестации второго уровня ВПО.
Дополнительная образовательная программа - комплект учебно-
методической документации, выходящей за рамки ООП, который предназначен для
получения выпускником дополнительной квалификации, подтверждаемой
определенным документом.
Практика - часть ООП, предназначенная для практического освоения и
закрепления теоретических знаний и приобретения профессиональных
практических навыков и социально-личностных компетенций.
Итоговая государственная аттестация - завершающая комплексная оценка
качества подготовки выпускника вуза, устанавливающая соответствие
приобретенных им компетенций требованиям к результатам освоения ООП вуза.
Условия реализации основной образовательной программы - кадровое,
материально-техническое, учебно-методическое, информационное и социально-
воспитательное обеспечение образовательного процесса.
Дидактическая единица - логически и содержательно завершенный элемент
учебной дисциплины или практики.