(вводный курс)
Автор программы В. А. Кочергина
1. Основные лингвистические традиции прошлого , причины их
формирования, своеобразие каждой из них и их общие черты.
2. Причины, обусловившие дальнейшее развитие античной (европейской)
традиции и создания индоевропейского сравнительно-исторического языкознания.
2.1 Идея множественности языков и возможности их сопоставления в работах
ученых XVI - XVIII веков - И. Ю. Скалигер, Ю. Крыжанич, Г.-В. Лейбниц, Л. тен
Кате, М. В. Ломоносов. Многоязычные сопоставительные словари XVIII века - П. С.
Паллас, И. Х. Аделунг, Лоренсо Эрвас-и-Пандуро.
2.2 Идея историзма в европейской науке конца XVIII - начала XIX веков.
'Исследование о происхождении языка' и 'О возрасте языка' И. Г. Гердера.
Деятельность немецких ученых (Х. Готшед, А. Т. Бернхарди, И. Канне, И. Фатер и
др.). Работы Й. Добровского по вопросам истории славянских языков.
2.3 Открытие санскрита. Идея родства санскрита и древних языков Европы.
Первые санскритские грамматики на европейских языках. Знакомство с индийской
культурой, литературой и лингвистикой.
3. Формирование и развитие сравнительно-исторического языкознания и его
метода в I половине XIX века.
3.1 Деятельность Ф. Боппа и его труды; применение сравнительного метода в
области морфологии; проблема образования флексий - теория агглютинации. Значение
деятельности Ф. Боппа.
3.2 Р. Раск, его труды по сравнительному изучению грамматического строя
индоевропейских языков без привлечения данных санскрита. Его представление о
генетических связях германских языков. Разработка методологии
сравнительно-исторических исследований. Роль деятельности Р. Раска в создании
основ германской филологии.
3.3 Братья Шлегели. Первая типологическая классификация языков. Роль
деятельности Фридриха Шлегеля в развитии санскритологии в Европе. Влияние идей
романтизма на развитие науки о языке.
3.4 Исторический подход к исследованию языка. Я. Гримм и его 'Немецкая
грамматика'. Создание основ сравнительно-исторической фонетики; 'закон Гримма'.
Работы по лексикографии. Общетеоретические воззрения Я. Гримма.
3.5 А. Х. Востоков и его деятельность по созданию истории славянских языков и
их периодизации. Характеристика трудов Востокова. Прием установления звуковых
соответствий путем сравнения фактов мертвого языка с живыми диалектами.
3.6 Вопросы компаративистики в лингвистической концепции В. Гумбольдта.
Теоретическое обоснование сравнительно-исторического языкознания и определение
его задач. Дальнейшая разработка типологической классификации языков. Проблемы
компаративистики в письмах В. Гумбольдта к Ф. Боппу.
4. Сравнительно-историческое языкознание середины XIX века .
4.1 'Мысли об истории русского языка' И. И. Срезневского. Работы А. Ф.
Гельдфердинга и Ф. И. Буслаева об отношении русского языка к языкам родственным.
4.2 Исследование групп родственных языков.
Создание романской филологии - Ф. Диц. Применение методики Ф. Боппа
для исследования классических языков - Г. Курциус. Т. Бенфей как компаративист и
санскритолог. Создание основ балканистики (Б. Е. Копитар) и кельтологии (И. К.
Цейс).
4.3 Расширение проблематики исследований. Разработка основ научной этимологии
- А. Ф. Потт; А. Фик. Создание лингвистической палеонтологии - А. Кун. Начало
издания журналов по проблемам сравнительно-исторического языкознания.
4.4 Август Шлейхер, характеристика его трудов. Натуралистическая концепция
языка; учение о двух периодах в жизни языка. Теория генеалогического древа
индоевропейских языков. Понятие 'праязык' и 'язык-основа'. Разработка метода
реконструкции на основе исследования звукового состава древних языков.
Морфологическая классификация языков по А. Шлейхеру. Значение лингвистической
концепции А. Шлейхера и предложенного им метода реконструкции в истории
компаративистики.
5. Сравнительно-историческое языкознание второй половины XIX века.
5.1 Поиски в области классификации языков - 'теория волн' И. Шмидта. Критика
А. Шлейхера его старшими (Т. Бенфей, А. Ф. Потт) и младшими современниками.
5.2 Младограмматизм. Труды А. Леск´ина, Б. Дельбрюка, Г. Пауля, Г. Остгофа,
К. Бругмана; К. Вернер; Г. И. Асколи; В. Д. Уитни; французский младограмматизм
(М. Бреаль, В. Арни, ранний Соссюр); русский младограмматизм (ранний Ф. Ф.
Фортунатов).
5.3 Основные принципы лингвистической концепции младограмматиков. Определение
задач компаративистики; предмет исследования - язык индивида; обращение к
изучению живых языков и диалектов; понимание младограмматиками 'звукового
закона' и их открытия в области сравнительно-исторической фонетики
индоевропейских языков. Учение об аналогии. Новое в изучении морфологии и
синтаксиса (по книге Г. Пауля); понятие 'система звукового строя'; понимание
факторов эволюции языка; учение об узуальном и окказиональном значении слов;
развитие этимологии.
5.4 Разграничение исторического и описательного языкознания. Вопросы
применения сравнительно-исторического метода в работах младограмматиков.
Психологизм в концепции младограмматиков. Что такое 'атомизм' младограмматиков.
Связь младограмматизма с последующим развитием теоретического языкознания.
5.5 Критика младограмматического направления в работах психологистов (Г.
Шухардт), К. Фослера и неолингвистов.
Завершение периода классического сравнительно-исторического
языкознания; начало формирования новой парадигмы в компаративистике.
6. Сравнительно-историческое языкознание на рубеже XIX - XX веков.
Создание базиса лингвистического мышления XX века.
6.1.1 И. А. Бодуэн де Куртенэ, его педагогическая деятельность в Петербурге,
Казани, Кракове, Варшаве; его научная деятельность; контакты с младограмматиками
(Г. Асколи, Г. Пауль), с Г. Шухардтом и Ф. де Соссюром. Философские основы
лингвистической концепции Бодуэна; психологизм в понимании языка, исследование
живых языков и диалектов; установление в языковой системе внутрисистемных
отношений, подсистем; его учение о динамике и статике в языке (в отличие от
исторического и описательного подходов у младограмматиков). Критическое
отношение к типологической классификации языков и к традиционной генеалогической
классификации. Учение о смешанном характере языков. Общее и отличное от
младограмматиков во взглядах Бодуэна де Куртенэ. Влияние лингвистической
концепции Бодуэна на разработку вопросов теоретического языкознания в
последующие годы.
6.1.2 Казанская лингвистическая школа И. А. Бодуэна де Куртенэ. Жизнь и
научная деятельность Н. В. Крушевского. В. А. Богородицкий и его 'Сравнительная
грамматика ариоевропейских языков' и 'Краткий очерк сравнительной грамматики
ариоевропейских языков'. Введение Богородицким принципа относительной хронологии
в сравнительной грамматике ариоевропейских языков. Влияние лингвистической
концепции ученых Казанской школы на ученых последующих лет (Е. Д. Поливанова, Л.
В. Щерба).
6.2.1 Ф. Ф. Фортунатов, его научная и педагогическая деятельность.
Определение языка и задач науки о языке. Внимание к изучению живых языков и
диалектов. Разграничение синхронно-описательного исследования языка и истории
языка.
Приоритет Ф. Ф. Фортунатова в создании сравнительно-исторической
грамматики индоевропейских языков. Его открытия в области
сравнительно-исторического языкознания (теория сонантов, s - mobile , связь
долготы и интонации, 'закон Фортунатова - де Соссюра' и др.). Понимание
праязыка; теория дивергентно-конвергентной эволюции языка и взгляд на
генеалогическую классификацию. Разработка вопросов славистики: разграничение
старославянского и церковнославянского; реконструкция праславянского языка.
Учение Фортунатова о форме слова как фундамент современной морфологии.
Морфологические основы типологической классификации языков по Фортунатову.
Сравнительно-исторический метод в работах Фотрунатова - прием относительной
хронологии, прием реконструкции.
Фортунатов как педагог; созадние системы лингвистического образования
в Московском университете.
6.2.2 Московская (фортунатовская) лингвистическая школа. Реализация
лингвистической концепции Фортунатова на материале славянских языков. Успехи в
работе по реконструкции праславянского и древнерусского - В. К. Поржезинский, А.
А. Шахматов, Н. Н. Дурново, Г. К. Ульянов, Б. М. Ляпунов и др. Изучение живой
речи - работы по диалектологии (Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушаков), деятельность
Московской диалектологической комиссии (Н. Ф. Яковлев, Н. С. Трубецкой, Р. О.
Якобсон, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров и др.). Работы в области морфологии (С.
Карцевский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур) и синтаксиса (А. А Шахматов, А. М.
Пешковский, М. Н. Петерсон). Разработка вопросов семасиологии (М. М.
Покровский).
Ученики Фортунатова в странах Европы. Роль Московской лингвистической
школы в формировании пражского, копенгагенского и американского
(массачусетского) лингвистических направлений структурализма.
6.3.1 Ф. де Соссюр как компаративист. Формирование де Соссюра-компаративиста.
Лейпцигская школа младограмматиков; ее достижения в области исследования
индоевропейской фонетики и 'Мемуар о первоначальной системе гласных в
индоевропейских языках' как дальнейший шаг в исследовании индоевропейского
вокализма; теория индоевропейского корня у де Соссюра; отказ от традиционных
представлений о системе вокализма; установление сонантных коэффициентов А и О;
гипотеза о совпадении их вокалических форм в звуке неопределенного тембра ( E ).
Использование системного принципа при реконструкции.
Новое понимание Соссюром задач сравнительно-исторических исследований
- сопоставление систем языка; место звука в системе языка существеннее, чем его
фонетический облик. Обращение к вопросам исторического синтаксиса. Связь идей
'Курса общей лингвистики' с ранними работами Соссюра. Соссюровская теория
анаграмм и ее роль в создании сравнительно-исторической поэтики.
Значение гипотез де Соссюра для развития индоевропеистики XX века.
6.3.2 Ученики де Соссюра. Антуан Мейе, компаративистическое направление его
многогранной деятельности. Работы по армянскому, древнегреческому, латинскому,
славянским и германским языкам; 'Введение в сравнительное изучение
индоевропейских языков'. Определение понятия 'индоевропейские языки', понимание
'праязыка' в лингвистической концепции Мейе. Задача сравнительно-исторических
исследований - установление соответствий. Постановка проблемы индоевропейского
корня. Работа 'Сравнительный метод в историческом языкознании', взгляд на ход
развития языков, определение сравнительного метода, использование новых методов
лингвистической географии.
Педагогическая деятельность А. Мейе, его ученики - Ж. Вандриес как
индоевропеист; младшее поколение - Е. Курилович и Э. Бенвенист.
7. 'Российский вариант' структурализма и его исторические связи с
компаративистикой.
7.1 Проблемы сравнительно-исторического языокознания в творчестве Н. С.
Трубецкого. Годы учебы - Московская школа и Лейпцигская школа. Пересмотр
взглядов традиционной компаративистики. Понятия 'языковой союз' и 'семья языков'
в концепции Н. С. Трубецкого. 'Мысли об индоевропейской проблеме' - шесть
особенностей индоевропейского строя языков; вопрос о прародине индоевропейского
языкового строя; проблемы типологической эволюции индоевропейских языков.
7.2 Русский филолог Р. О. Якобсон и его творческий путь; связь с Московской
школой и ее учеными. Значение трудов Р. О. Якобсона в области поэтики и
исторической фонологии. Структурный подход к исследованию исторической
морфологии - работы о системе русского спряжения, о системе русских падежей. Р.
О. Якобсон о значении типологии для сравнительно-исторической реконструкции
индоевропейского языка.
8. Судьба сравнительно-исторического языкознания в России I половины XX
века.
8.1 Деятельность Московского лингвистического общества и других объединений.
Обращение к сравнительно-историческим исследованиям неиндоевропейских языков.
Социологическое осмысление функций языка в ряде работ компаративистов начала
века.
8.2 Вульгаризация социологического направления в 20-30-е гг. и передача его в
веден