Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_57.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:35:38 2012
Кодировка: Windows-1251
История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Учебники
 Книги и монографии
 Конференции
 Круглые столы
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые работы
 Дипломные работы
 
 Аспирантам
 Аттестация
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 Публикации
 
 Новости и объявления
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 
 Ссылки
 
 Расписание занятий
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Учебная деятельность : Спецкурсы


История сравнительно-исторического индоевропейского языкознания
Автор проф. В.А. Кочергина
Oct 25, 2006, 00:14

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

(вводный курс)

Автор программы   В. А. Кочергина

1.        Основные лингвистические традиции прошлого , причины их формирования, своеобразие каждой из них и их общие черты.

2.       Причины, обусловившие дальнейшее развитие античной (европейской) традиции и создания индоевропейского сравнительно-исторического языкознания.

2.1 Идея множественности языков и возможности их сопоставления в работах ученых XVI - XVIII веков - И. Ю. Скалигер, Ю. Крыжанич, Г.-В. Лейбниц, Л. тен Кате, М. В. Ломоносов. Многоязычные сопоставительные словари XVIII века - П. С. Паллас, И. Х. Аделунг, Лоренсо Эрвас-и-Пандуро.

2.2 Идея историзма в европейской науке конца XVIII - начала XIX веков. 'Исследование о происхождении языка' и 'О возрасте языка' И. Г. Гердера. Деятельность немецких ученых (Х. Готшед, А. Т. Бернхарди, И. Канне, И. Фатер и др.). Работы Й. Добровского по вопросам истории славянских языков.

2.3 Открытие санскрита. Идея родства санскрита и древних языков Европы. Первые санскритские грамматики на европейских языках. Знакомство с индийской культурой, литературой и лингвистикой.

3.       Формирование и развитие сравнительно-исторического языкознания и его метода в I половине XIX века.

3.1 Деятельность Ф. Боппа и его труды; применение сравнительного метода в области морфологии; проблема образования флексий - теория агглютинации. Значение деятельности Ф. Боппа.

3.2 Р. Раск, его труды по сравнительному изучению грамматического строя индоевропейских языков без привлечения данных санскрита. Его представление о генетических связях германских языков. Разработка методологии сравнительно-исторических исследований. Роль деятельности Р. Раска в создании основ германской филологии.

3.3 Братья Шлегели. Первая типологическая классификация языков. Роль деятельности Фридриха Шлегеля в развитии санскритологии в Европе. Влияние идей романтизма на развитие науки о языке.

3.4 Исторический подход к исследованию языка. Я. Гримм и его 'Немецкая грамматика'. Создание основ сравнительно-исторической фонетики; 'закон Гримма'. Работы по лексикографии. Общетеоретические воззрения Я. Гримма.

3.5 А. Х. Востоков и его деятельность по созданию истории славянских языков и их периодизации. Характеристика трудов Востокова. Прием установления звуковых соответствий путем сравнения фактов мертвого языка с живыми диалектами.

3.6 Вопросы компаративистики в лингвистической концепции В. Гумбольдта. Теоретическое обоснование сравнительно-исторического языкознания и определение его задач. Дальнейшая разработка типологической классификации языков. Проблемы компаративистики в письмах В. Гумбольдта к Ф. Боппу.

4.        Сравнительно-историческое языкознание середины XIX века .

4.1 'Мысли об истории русского языка' И. И. Срезневского. Работы А. Ф. Гельдфердинга и Ф. И. Буслаева об отношении русского языка к языкам родственным.

4.2 Исследование групп родственных языков.

       Создание романской филологии - Ф. Диц. Применение методики Ф. Боппа для исследования классических языков - Г. Курциус. Т. Бенфей как компаративист и санскритолог. Создание основ балканистики (Б. Е. Копитар) и кельтологии (И. К. Цейс).

4.3 Расширение проблематики исследований. Разработка основ научной этимологии - А. Ф. Потт; А. Фик. Создание лингвистической палеонтологии - А. Кун. Начало издания журналов по проблемам сравнительно-исторического языкознания.

4.4 Август Шлейхер, характеристика его трудов. Натуралистическая концепция языка; учение о двух периодах в жизни языка. Теория генеалогического древа индоевропейских языков. Понятие 'праязык' и 'язык-основа'. Разработка метода реконструкции на основе исследования звукового состава древних языков. Морфологическая классификация языков по А. Шлейхеру. Значение лингвистической концепции А. Шлейхера и предложенного им метода реконструкции в истории компаративистики.

5.       Сравнительно-историческое языкознание второй половины XIX века.

5.1 Поиски в области классификации языков - 'теория волн' И. Шмидта. Критика А. Шлейхера его старшими (Т. Бенфей, А. Ф. Потт) и младшими современниками.

5.2 Младограмматизм. Труды А. Леск´ина, Б. Дельбрюка, Г. Пауля, Г. Остгофа, К. Бругмана; К. Вернер; Г. И. Асколи; В. Д. Уитни; французский младограмматизм (М. Бреаль, В. Арни, ранний Соссюр); русский младограмматизм (ранний Ф. Ф. Фортунатов).

5.3 Основные принципы лингвистической концепции младограмматиков. Определение задач компаративистики; предмет исследования - язык индивида; обращение к изучению живых языков и диалектов; понимание младограмматиками 'звукового закона' и их открытия в области сравнительно-исторической фонетики индоевропейских языков. Учение об аналогии. Новое в изучении морфологии и синтаксиса (по книге Г. Пауля); понятие 'система звукового строя'; понимание факторов эволюции языка; учение об узуальном и окказиональном значении слов; развитие этимологии.

5.4 Разграничение исторического и описательного языкознания. Вопросы применения сравнительно-исторического метода в работах младограмматиков. Психологизм в концепции младограмматиков. Что такое 'атомизм' младограмматиков. Связь младограмматизма с последующим развитием теоретического языкознания.

5.5 Критика младограмматического направления в работах психологистов (Г. Шухардт), К. Фослера и неолингвистов.

       Завершение периода классического сравнительно-исторического языкознания; начало формирования новой парадигмы в компаративистике.

6.       Сравнительно-историческое языкознание на рубеже XIX - XX веков. Создание базиса лингвистического мышления XX века.

6.1.1 И. А. Бодуэн де Куртенэ, его педагогическая деятельность в Петербурге, Казани, Кракове, Варшаве; его научная деятельность; контакты с младограмматиками (Г. Асколи, Г. Пауль), с Г. Шухардтом и Ф. де Соссюром. Философские основы лингвистической концепции Бодуэна; психологизм в понимании языка, исследование живых языков и диалектов; установление в языковой системе внутрисистемных отношений, подсистем; его учение о динамике и статике в языке (в отличие от исторического и описательного подходов у младограмматиков). Критическое отношение к типологической классификации языков и к традиционной генеалогической классификации. Учение о смешанном характере языков. Общее и отличное от младограмматиков во взглядах Бодуэна де Куртенэ. Влияние лингвистической концепции Бодуэна на разработку вопросов теоретического языкознания в последующие годы.

6.1.2 Казанская лингвистическая школа И. А. Бодуэна де Куртенэ. Жизнь и научная деятельность Н. В. Крушевского. В. А. Богородицкий и его 'Сравнительная грамматика ариоевропейских языков' и 'Краткий очерк сравнительной грамматики ариоевропейских языков'. Введение Богородицким принципа относительной хронологии в сравнительной грамматике ариоевропейских языков. Влияние лингвистической концепции ученых Казанской школы на ученых последующих лет (Е. Д. Поливанова, Л. В. Щерба).

6.2.1 Ф. Ф. Фортунатов, его научная и педагогическая деятельность. Определение языка и задач науки о языке. Внимание к изучению живых языков и диалектов. Разграничение синхронно-описательного исследования языка и истории языка.

       Приоритет Ф. Ф. Фортунатова в создании сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков. Его открытия в области сравнительно-исторического языкознания (теория сонантов, s - mobile , связь долготы и интонации, 'закон Фортунатова - де Соссюра' и др.). Понимание праязыка; теория дивергентно-конвергентной эволюции языка и взгляд на генеалогическую классификацию. Разработка вопросов славистики: разграничение старославянского и церковнославянского; реконструкция праславянского языка.

       Учение Фортунатова о форме слова как фундамент современной морфологии. Морфологические основы типологической классификации языков по Фортунатову. Сравнительно-исторический метод в работах Фотрунатова - прием относительной хронологии, прием реконструкции.

       Фортунатов как педагог; созадние системы лингвистического образования в Московском университете.

6.2.2 Московская (фортунатовская) лингвистическая школа. Реализация лингвистической концепции Фортунатова на материале славянских языков. Успехи в работе по реконструкции праславянского и древнерусского - В. К. Поржезинский, А. А. Шахматов, Н. Н. Дурново, Г. К. Ульянов, Б. М. Ляпунов и др. Изучение живой речи - работы по диалектологии (Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушаков), деятельность Московской диалектологической комиссии (Н. Ф. Яковлев, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Р. И. Аванесов, В. Н. Сидоров и др.). Работы в области морфологии (С. Карцевский, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур) и синтаксиса (А. А Шахматов, А. М. Пешковский, М. Н. Петерсон). Разработка вопросов семасиологии (М. М. Покровский).

       Ученики Фортунатова в странах Европы. Роль Московской лингвистической школы в формировании пражского, копенгагенского и американского (массачусетского) лингвистических направлений структурализма.

6.3.1 Ф. де Соссюр как компаративист. Формирование де Соссюра-компаративиста. Лейпцигская школа младограмматиков; ее достижения в области исследования индоевропейской фонетики и 'Мемуар о первоначальной системе гласных в индоевропейских языках' как дальнейший шаг в исследовании индоевропейского вокализма; теория индоевропейского корня у де Соссюра; отказ от традиционных представлений о системе вокализма; установление сонантных коэффициентов А и О; гипотеза о совпадении их вокалических форм в звуке неопределенного тембра ( E ). Использование системного принципа при реконструкции.

       Новое понимание Соссюром задач сравнительно-исторических исследований - сопоставление систем языка; место звука в системе языка существеннее, чем его фонетический облик. Обращение к вопросам исторического синтаксиса. Связь идей 'Курса общей лингвистики' с ранними работами Соссюра. Соссюровская теория анаграмм и ее роль в создании сравнительно-исторической поэтики.

          Значение гипотез де Соссюра для развития индоевропеистики XX века.

6.3.2 Ученики де Соссюра. Антуан Мейе, компаративистическое направление его многогранной деятельности. Работы по армянскому, древнегреческому, латинскому, славянским и германским языкам; 'Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков'. Определение понятия 'индоевропейские языки', понимание 'праязыка' в лингвистической концепции Мейе. Задача сравнительно-исторических исследований - установление соответствий. Постановка проблемы индоевропейского корня. Работа 'Сравнительный метод в историческом языкознании', взгляд на ход развития языков, определение сравнительного метода, использование новых методов лингвистической географии.

          Педагогическая деятельность А. Мейе, его ученики - Ж. Вандриес как индоевропеист; младшее поколение - Е. Курилович и Э. Бенвенист.

7.       'Российский вариант' структурализма и его исторические связи с компаративистикой.

7.1 Проблемы сравнительно-исторического языокознания в творчестве Н. С. Трубецкого. Годы учебы - Московская школа и Лейпцигская школа. Пересмотр взглядов традиционной компаративистики. Понятия 'языковой союз' и 'семья языков' в концепции Н. С. Трубецкого. 'Мысли об индоевропейской проблеме' - шесть особенностей индоевропейского строя языков; вопрос о прародине индоевропейского языкового строя; проблемы типологической эволюции индоевропейских языков.

7.2 Русский филолог Р. О. Якобсон и его творческий путь; связь с Московской школой и ее учеными. Значение трудов Р. О. Якобсона в области поэтики и исторической фонологии. Структурный подход к исследованию исторической морфологии - работы о системе русского спряжения, о системе русских падежей. Р. О. Якобсон о значении типологии для сравнительно-исторической реконструкции индоевропейского языка.

8.       Судьба сравнительно-исторического языкознания в России I половины XX века.

8.1 Деятельность Московского лингвистического общества и других объединений. Обращение к сравнительно-историческим исследованиям неиндоевропейских языков. Социологическое осмысление функций языка в ряде работ компаративистов начала века.

8.2 Вульгаризация социологического направления в 20-30-е гг. и передача его в веден