Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://getmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/article/kaisarova/t_beliak.htm
Дата изменения: Tue Dec 13 18:11:49 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:33:26 2012
Кодировка: Windows-1251
Статьи - Татьяна Белякова

НЕ НАЧИНАЙТЕ БЕЗ МЕНЯ!

О творчестве поэта и ученого Татьяны Беляковой

Газета 'Московский университет' ?43, декабрь 2003 год.

Для себя я уже давно решила познакомить читателей нашей газеты с творчеством Татьяны Беляковой - замечательной поэтессы, имеющей непосредственное отношение к МГУ. Однако, как это часто бывает: то не могла элементарно 'состыковаться' с ней, чтобы получить достаточное количество информации, то была занята другими, возможно менее значительными, но назойливо-неотложными делами: Встреча с Татьяной была предопределена, и она, наконец, состоялась в конце этого года. Я, с большой радостью для себя, узнала, что вышел внушительный сборник стихов и прозы университетских авторов 'Шестое измерение'.Получив от Татьяны в подарок экземпляр книги, необходимые сведения о ней и фотографию - сразу же начала писать статью.

Татьяна Белякова (1974) окончила механико-математический факультет МГУ, в 1996 году поступила в аспирантуру по кафедре теории пластичности, в 1999 году защитила диссертацию, избрав областью своих научных интересов проблемы механики разрушения.

Интенсивно занимаясь научной и преподавательской деятельностью, Татьяна немалую часть своего плотно спрессованного времени отдает и другому любимому делу жизни - поэзии. Долгое время посещала семинары литературной студии 'Луч', под руководством И.Волгина и до сих пор сохранила связь со студией. Еще во время учебы Татьяна несколько раз была участницей Пушкинского конкурса молодых поэтов и дважды становилась его лауреатом, ее первые публикации были в сборниках, выходящих по итогам Пушкинского конкурса. Сейчас она Член Союза писателей. Наконец, в 2002 году увидел свет уже упомянутый выше сборник 'Шестое измерение', в котором цикл стихов, представленных Татьяной Беляковой называется 'Четвертая Галльская'.

Молодых поэтов, произведения которых вошли в сборник связывает многолетняя творческая и чисто человеческая дружба.

Их частые и плодотворные контакты, связующей нитью которых была поэзия, сделали эту группу, возможно главным, по ее высокой значимости, внутривузовским поэтическим объединением талантливых современных русских поэтов. В этом контексте необходимо упомянуть академика Владимира Николаевича Кузнецова, о котором, как об ученом и поэте, я уже писала в одном из номеров газеты в этом году. Это он более двух лет собирал молодых авторов за круглым столом в лаборатории Института механики. В связи с этим необходимо отметить его непосредственное многостороннее влияние на вышеупомянутое объединение молодых талантливых людей.

Однако сегодня я буду говорить только о творчестве одного из поэтов этой когорты - Татьяны Беляковой. Начну сразу со стихов.

***
И так по детски хочется быть с ними:
Все лучшее бывает вопреки,
Еще один, последний раз о Риме!
В последний раз: не отнимай руки.

Мозаичными ломкими кусками
Дробится память, наплывает зной.
Но все уже рассказано - не нами.
Увидено, исхожено - не мной.

Но мы же знали, что нам будет сниться,
В обманчивом уюте и тепле,
Когда мы снова выберем родиться
На обреченной гибнущей земле,

Где небо юно - и еще не знают,
Как мы шептали в наш последний год:
'Такие страны так не погибают!
Мы встанем. Все наладится. Пройдет'.

Шептали пересохшими губами.
И над собой же насмехались вдруг.
И шли дожди, и где-то за дождями
Какие-то когорты шли на юг.

Те самые, что нас непобедимей.
Те самые, с крестом на рукаве.
Еще один, последний раз - о Риме.
А дальше: Дальше - только о Москве.

Итак, что мы видим при внимательном прочтении ? Первое, что бросается в глаза - это интуитивное чувство, позволяющее поэтессе свободно перемещаться во временном пространстве, переживать ситуации, происходящие в прошлом так, как если бы этио вершилось сегодня, сейчас, вести диалог находясь одновременно на разных исторических этапах и уровнях мирового развития. Если прибавить к этому острое чувство современности, то необычное совмещение временных категорий позволяет поэтессе, через развернутую метафору, добиваться совершенно нового, современного звучания стиха.

***
Мы давно вместо зеркала смотримся в щит
И в бездонную мглу заповедных озер.
В наших бывших домах отрешенно молчит
Отвоеванный солнцем и ветром простор.

Здесь подлесок кончается. Сучья да мхи,
Да сосновые иглы в заросшем пруду.
Верно, это про нас говорят: 'от сохи',
Но мы слишком давно не вели борозду.

Это только в легендах мечи говорят,
И оракулу верится с ясной душой.
А на деле редеет усталый отряд,
И земля привыкает считаться чужой.

И уже не поется, а хочется выть -
Ведь над нами смеются не только враги.
Да, мы знаем, кто должен в войне победить.
Но кромешная ночь:Но не видно ни зги.

Опустевший алтарь. Разоренный погост.
Покосился плетень, отворив лисий лаз:
Нам не слышно, как ссорятся боги меж звезд.
Даже если их ссоры касаются нас.

Объемное ощущение русского слова и умение обращаться с ним, также можно отнести к секретам творчества Татьяна Беляковой. Присовокупив к этому то, что энергетику стиха как бы подчеркивает некоторая 'аритмия' поэтического произведения, которая приводит порой к неожиданным эмоциональным всплескам - можно сказать, что творчество Татьяны - будет близко и понятно не только истинному поэту, но и истинному ценителю поэзии.

***
В окна дует от резких фраз,
Что уже не списать на нервы.
Ветер крикнул, что он за нас
Первый
Равнодушно встаю с колен,
Упираюсь в косяк устало:
Слишком много в квартире стен
Стало.
Старый сад набухает тьмой,
И опять запропал где-то
Ненадежный союзник мой -
Лето.

Март из Боккаччо

Звенит вода, нарушив сон глубокий
Корней и трав: К концу приходит март.
Но я вернусь, я угадаю сроки
И спутаю расклад гадальных карт.

Прически непослушней, жарче лица,
И ноздреватый снег хрустит в руке.
Соленый снег.
Чума в моей столице,
И каждый враг, и жизнь на волоске

Безумствуют пророки, лгут кометы.
От запертых дверей в леса гоня.
К одиннадцатой повести Фьяметты
Вернусь. Не начинайте без меня!

Думаю, что всем начинающим писать стихи и многим уже давно пишущим, стоит сильно задуматься над тем, что ПОЭЗИЯ не просто более или менее удачный набор рифмованных фраз. За ней стоит в первую очередь - Талант. Также необходим определенный жизненный опыт и, конечно, целая сумма знаний по филологии, философии, истории, психологии и пр. Только все это позволит душе поэта соприкоснуться с нашими душами.

Суммируя впечатление от стихотворения, которым я хочу закончить статью, а также все то, о чем я писала выше, вам будет проще разобраться в смысле диалога двух поэтических героев, который мог происходить как до нашей эры, так и в настоящее время.

***
У нас, конечно, здесь не Колизей,
Но звери не уступят и столичным.
Один же из бойцов - второй Тезей:
Тот рыжий кельт с оружьем необычным.

Увидишь сам - без промаха разит.
Не хмурься, Гай, теперь других не купишь:
Эх ты, такой столичный сибарит,
Вояка хоть куда, а игр не любишь.

Ну, как тебе Британия? Туман,
Туман и дождь. Когда не дождь, то ветер.
И сколько мерил сапогами стран -
Другой такой ненастной нет на свете.

Мне здешних женщин жаль. - на года два
Отстали мы от моды мало-мальски.
А что, отбросив праздные слова,
Доволен ты своей Четвертой Галльской?

Не подвели? Так по заслугам честь.
Ты славно начал. Но послушай все же,
Мне тоже было двадцать: сколько?.. шесть.
Ах, милый Гай, у всех одно и то же,

Всем снятся руки ласковой судьбы,
Слепое счастье вечных Сатурналий,
И белый конь, встающий на дыбы,
И встречный ветер и немые дали,

И впереди - сплошной вишневый сад,
Венки и чин префекта легиона:
Пожаловал наш квестор. Брось же взгляд,
Его дочурка розовей пиона.

Малышка стала дивно хороша.
Как быстро, Гай, растут чужие дети!
Да, лысой не всегда была душа:
Но как же он насмешлив: встречный ветер!

Т.Кайсарова - член СП Москвы
редактор Центра СМИ МГУ