Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/CIS/Conf/Kapanov.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:28:30 2012
Кодировка: Windows-1251
'ЕврАзийский диалог: исторические связи и перспективы'
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека Совет деканов  
Международная научно-практическая конференция
«ЕврАзийский диалог: исторические связи и перспективы»
Капанов Х.Х.
Ректор Уральской Академии труда и социальных отношений к.ф.н. (г. Уральск, Казахстан)

Шанхайская организация сотрудничества в структурах безопасности ЦАР: реальность и перспективы (тезисы)

Наш ВУЗ в рамках евразийского диалога стал организатором двух крупных встреч представителей экспертных сообществ Казахстана, России и других государств Ближнего и Дальнего Зарубежья: в 2003 году "Интеграционный союз Казахстана и России и вызовы глобализации" и в 2004 году в рамках Шанхайского научного форума первой комплексной международной конференции "ШОС: проблемы и перспективы межгосударственных отношений" (7 стран, более 70 представителей из 35 организаций). Партнером этих проектов с российской стороны выступил МГУ им. М.В.Ломоносова в лице ИСАА (проф. Мейер М.С.).

В условиях возрастающих противоречий между глобальной и региональной интеграцией особое значение приобретает построение моделей многосторонней безопасности на основе сотрудничества. Реалии ЦАР таковы, что подобная модель возможна за счет создания и укрепления атмосферы военно-политического доверия. Вполне справедливо утверждение А.Куртова, что "современные угрозы безопасности лежат не в области военно-стратегического и идеологического противоборства, а связано с обострением застарелых территориальных споров". Урегулирование таковых с 1964 года по линии советско-китайской границы завершилось уже в конце 90-х годов в формате новых независимых государств. Причем формат объединенной с Россией делегацией на переговорах с Китаем позволил государствам ЦАР - Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном - с меньшими потерями решить пограничные проблемы. Это создало климат доверия между странами - учредителями ШОС.

С учетом определения на Астанинской встрече (июнь 2003 года) главами государств - членов ШОС перспектив расширения в статусе наблюдателя рядов организации за счет Монголии, Ирана, Пакистана и в ближайшем будущем Южной Кореи, Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Индонезии и, возможно, Германии на повестку дня поставлен вопрос о формировании в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР) интегрированной комплексной многоуровневой системы региональной безопасности в рамках ШОС. Причем, в самой ближайшей перспективе.

Такая настоятельная необходимость объясняется резким возрастанием геополитической значимости ЦАР, усилением противоборства между ведущими странами мира за контроль и преобладание в этом регионе, особенно в смысле обеспечения безопасности и международно-политической стабильности.

Осуществление военной акции в Ираке и политические преобразования в этой стране сделали особо актуальной проблему обеспечения стабильности безопасности в этой стране в сопрягающемся со Средним Востоком регионе ЦАР.

В ЦАР на данный момент имеется три варианта структур безопасности:

  1. Коллективно-договорные (ОДКБ, нейтралитет Туркменистана, "Партнерство во имя мира" НАТО);
  2. Многосторонне-договорные (гарантия безопасности, соглашения о признании границ, договор о борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом между странами ЦАР без Туркменистана, договор о создании ШОС);
  3. Двусторонне-договорные (между странами ЦАР, странами ЦАР и Россией, США и Китаем).

Из всех перечисленных структур безопасности ни одна не охватывает все 5 государств ЦАР, и только 2 из них - ОДКБ и ШОС имеют собственные и постоянные организационные структуры, коммуникационные обеспечения и отраслевые органы по координации совместных усилий по региональной безопасности. Только в рамках ОДКБ и ШОС предполагается формирование совместных контингентов военных сил быстрого реагирования и контингентов других силовых ведомств.

Уровень институализации, инфраструктурной и коммуникационной обеспеченности для противодействия угрозы и поддержания безопасности на данный момент в регионе наивысший у ОДКБ. Однако в ОДКБ военно-политически явно доминирует Россия, из нее вышел Узбекистан, и нейтралитет Туркменистана делает невозможным вовлечение ее в сферу влияния ОДКБ. Белоруссия и Армения также не могут быть вовлечены в структуры безопасности региона по ряду причин. Поэтому ОДКБ при всей ее значимости не может сформировать комплексную многоуровневую структуру безопасности в ЦАР. В рамках ОДКБ нет реалистичных вариантов вовлечения в структуры безопасности региона Монголии и Афганистана как важных частей ЦАР.

Двусторонние договоры, многосторонние договоры с предоставлением гарантий безопасности и сотрудничества, соглашение о партнерстве при своем усилении могут поставить под угрозу суверенитет и независимость стран ЦАР, вызвать конфронтацию, усилить противоречия, столкнуть страны региона друг с другом и ведущими странами мира. Эти договоры сейчас и в будущем не могут объединить страны ЦАР, а ведут лишь к группированию этих стран, разобщению их интересов в сфере безопасности.

Из всех вариантов геостратегического взаимодействия ведущих держав мира в обеспечении безопасности в ЦАР на данное время и на ближайшую перспективу только партнерский геополитический тандем России и Китая может быть глубоко заинтересован, способен и готов сформировать единую комплексную многоуровневую систему региональной безопасности в ЦАР. Такой геополитический союз не может встретить какого-либо сопротивления или противодействия со стороны каждого государства региона. Более того, каждое государство имеет собственные выгоды от взаимодействия с этими великими державами в рамках общей международной организации.

У ШОС уже есть и в еще большей мере будут в дальнейшем самые разнообразные возможности для противодействия угрозы, исходящие из Афганистана, и для вовлечения его в центрально-азиатскую интегрированную систему региональной безопасности. ШОС может в равной мере партнерствовать в решении афганской проблемы с США, Ираном, Пакистаном, Турцией, Индией и Саудовской Аравией.

Для формирования в рамках ШОС такой системы безопасности необходим переход от консультационно-координационного характера межгосударственного взаимодействия к координационно-кооперативному с поэтапным формированием комплекса постоянных межгосударственных политико-правовых и политико-организационных институтов для реализации программы мер по разрешению проблемы региональной безопасности на основе системного взаимодействия стран региона с РФ и КНР. То есть, нужна та форма формализации и централизации ШОС, которая основана на консенсусе.

В качестве обязательных шагов представляется необходимым заключение трех договоров:

Договор между ШОС и ОДКБ позволит договориться о военно-политической и военно-технической составляющих системы мер по обеспечению региональной безопасности. Договор с Туркменистаном создает возможности усиления гарантий нейтралитета этой страны и будет содействовать вовлечению Туркменистана в построение региональной системы безопасности. Договор о мерах, путях и средствах и процедурах обеспе6чения региональной безопасности позволит определиться с аспектами безопасности, наладить гибкое, эффективное и многостороннее взаимодействие стран ЦАР, РФ и КНР по решению данной проблемы.

Построение данной системы региональной безопасности создает политические условия для самого широкого многообразного и интенсивного сотрудничества стран региона между собой, с РФ, КНР и другими странами и регионами. Данная система станет реальным вкладом ШОС в построение обще-евразийской системы трансрегиональной безопасности.

Трансформация ШОС в более диверсифицированную по направлениям деятельности международную организацию с расширенным за пределы ЦАР пространством международно-политической деятельности требует от стран-учредительниц ШОС более жестко и комплексно структурировать и институализировать свою деятельность в политическом пространстве ЦАР, особенно в сферах региональной безопасности, поскольку это придаст организации должный международный авторитет, политическую устойчивость и позволит геополитически самоопределиться странам ЦАР, позиционируя себя по отношению к ведущим центрам политической и экономической силы.

Создание под эгидой ШОС интегрированной комплексной многоуровневой системы безопасности в ЦАР позволит этому региону, наконец, уйти от положения геополитического перекрестка, "проходного двора" мировой политики или политического пространства, в котором сталкиваются интересы и устремления великих держав.

В итоге ЦАР сможет реализовать свой интеграционный потенциал евразийской значимости и стать геополитической стяжкой всего евразийского пространства в экономическом, социально-культурном и политическом отношениях, трансформируясь из транзитного региона в интеграционное связующее звено трансконтинентального масштаба.