Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/13.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:03:49 2016
Кодировка: Windows-1251
Духовное наследие митрополита Антония Сурожского. Материалы первой международной конференции 2830 сентября2007 года. М., 2008.
Эта книга сборник докладов, посвященных различным темам, как богословского и нравственного, так и исторического и филологического характера. Митрополит Антоний (в миру Андрей Борисович Блум) родился в 1914 годув семье российского дипломата. В 1966 году он был возведен в сан митрополита и утвержден в должности экзарха в Западной Европе. До своей смерти в 2003 году Владыка был настоятелем Успенского собора Сурожской епархии в Лондоне.
Филолог М.Г.Селезнев рассуждает о переводе выражения "Царство Небесное", которое встречается в Евангелииот Матфея (5:3). Исследователь замечает, что в своих проповедях о. Антоний чаще использовал выражение "Царство Божие", которое в представлении владыки является состоянием христианина. М.Г.Селезнев сравнивает различные переводы отрывков Евангелия. Например, в некоторых английских переводах мы находим "Kingdom of God" и в Евангелии от Марка, и в Евангелии от Матфея. Исследователь также отмечает, что в новом русском переводе, выполненным В.Н.Кузнецовой, "Царство Небесное" заменяется на "Царство Небес". С другой стороны, филолог предлагает и свой вариант: "Царство Царя Небесного". Сложности перевода можно объяснить двумя причинами. Во-первых, М.Г.Селезнев предполагает, что евангелист Матфей, скорее всего, заменил в соответствии с еврейской традицией имя Бога эвфемизмом "Небо". Во-вторых, перед переводчиком стоит непростая задача передать евангельское представление о Царстве, где Царь, т.е. Бог, будучи на Небе, обладает Царством повсюду. Доклад интересен тем, что имеет открытый конец: исследователь ничего не утверждает,а задает вопрос своим слушателям.
Доклад А.И.Шмаиной-Великановой посвящен теме святости. В начале выступления исследовательница рассматривает, кого в понимании о. Антония можно назвать святым. Она приходит к выводу, что сосредоточием святости для владыки была любовь. В связи с этим А.И.Шмаина-Великанова обращается к Ветхому Завету и апеллирует к понятию "хесед", которое представляется как трехсторонние отношения между Богом и человеком, человеком и Богом, человеком и человеком. Это не просто доброе отношение, это любовь всепрощающая, самоотверженная, которой и призывает следовать о. Антоний. Далее исследовательница рассматривает три вида любви, которые встречаются в проповедях владыки: к Родине, родным и правде. Однако, на мой взгляд, А.И.Шмаина-Великанова не учитывает тот факт, что для владыки понятие "родины" двояко: с одной стороны, он может иметь в виду Россию как государство, в котором ему так и не удалось жить. С другой стороны, он называет Родиной, или отчим домом, рай, из которого был изгнан Адам (смотри, например, проповедь на Прощеное Воскресенье в 1975 году). А.И.Шмаина-Великанова утверждает, что, по мнению о. Антония, святость, заключенная в душе, может быть взращена в каждом человеке.
Говоря об образе Церкви в проповедях о. Антония, Г.Б.Гутнер выделяет два аспекта: собрание людей и человеческий институт. В человеческом сообществе, как подчеркивает докладчик, главную роль играют так называемые социальные практики. Г.Б.Гутнер замечает, что человеку свойственно вести себя в обществе, повинуясь неписаным стереотипам. Однако оказавшись в плену привычек и механических действий, человек отчуждается от самого себя и теряет собственную личность. Докладчик замечает, что ожидаемым идеалом общества является сообщество свободных действующих разумно личностей. Такого типа поведения можно достичь в маленьких сообществах. Именно Церковь, базирующаяся на евангельской любви, должна стать общиной, где личности смогут понять друг друга и прислушаться друг к другу. В заключении Г.Б.Гутнер отмечает, что именно такой в его понимании и была епархия о. Антония.
Интересным представляется и доклад Е.В.Беляковой, в котором рассматриваются отличительные особенности Устава Сурожской епархии. Первый вариант Устава, как отмечает исследовательница, был принят епархиальным собранием в 1979 году, но работа над ним продолжалась вплоть до 1985 года. Через десять лет после внесения некоторых изменений он был принят, а в 2001 году вновь пересмотрен. Е.В.Белякова перечисляет некоторые интересные черты Устава. Например, он явился преемником традиций Собора 19171918 годовв том, что касается активности мирян, осознающих себя частью единой общины. Также исследовательница подчеркивает, что в Сурожской епархии приход не должен быть обязательно связан с храмом. Е.В.Белякова сравнивает текст Устава епархии с текстом Устава РПЦ от 2000 года.
Начиная свой доклад с воспоминаний о личных встречах с владыкой, протоиерей Сергий Овсянников ставит своей задачей рассказать о нелегком пути обожения, в котором заключается цель жизни каждого христианина. Священник справедливо замечает, что часто мы во время молитвы, во время общения с Богом отвлекаемся, и тогда мысли уходят далеко. Отец Антоний говорил, что в жизни мы обладаем одним лишь теперешним мигом, поэтому надо научиться его прочувствовать. В связи с этим о. Сергий определяет аскетику как некое упражнение. Кроме того, священник рассуждает и о молчании, безмолвии, или исихии, которая понимается как опыт переживания Царства Божия. В таком случае молчание активно.
Также в сборник включены воспоминания об о. Антонии некоторых участников конференции. Джиллиан Кроу, английская писательница, в своем докладе описывает жизнь прихода и уделяет много внимания личности владыки, который создал при приходе епархиальное собрание и совет. Ф.Е.Василюк указывает на поразительный дар владыки дар присутствия, который можно почувствовать, даже читая его книги. Докладчик также напоминает, как о. Антоний призывал относиться к другому человеку: как к иконе, которую можно понять, только познав, увидев красоту души другого. Грешный человек в таком случае представляется как поруганный образ. Однако если мы сделаем шаг к пониманию, наградой станет встреча с человеком. О встрече, но в контексте дружбы рассуждает и другой докладчик Д.Ю.Строцев. Главной составляющей этого чувства поэт считает любовь, которую проповедовал о. Антоний. Кроме того, Д.Ю.Строцев рассматривает различные вариации дружбы в общечеловеческом и христианском пониманиях, пытается определить понятие "друг", приводит примеры из Библии. Отдельно хочется отметить два доклада, посвященных языку проповедей о. Антония. С.М. Панич замечает, что владыка призывал к правдивости слов, а не к их многочисленности. Современная поэтесса О.Седакова также отмечает, что принципом и стилем, на которых строились проповеди о. Антония, было требование правды, не только от слушателя, но и от самого себя.