Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/25.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:04:44 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Stephen O'Shea. The Friar of Carcassonne. Revolt Against the Inquisition in the Last Days of the Cathars. Walker and Publishing Company, Inc., New York, 2011.
ISBN: 978-0-8027-1994-2.

Книга Стивена О'Ши является неким продолжением его известного труда, посвященного исследованию катарской ереси – The Perfect Herecy, и затрагивает те страницы средневековой истории, которые являются до сих пор плохо изученными и малоизвестными. Только в 1996 г. американским историком Алланом Фридландером (Alan Friedlander) была произведена полная публикация материалов процесса над францисканцем Бернаром Делисье (Bernard Delicieux) на латинском языке, а в 2001 г. известным исследователем катаризма Жаном Дювернуа (Jean Duvernoy) эти материалы были впервые переведены на французский язык. До этого исследователи (Jean-Barthelemy Haureau, Michel Dmitrievski) располагали отдельными документами, в основном обвинительным заключением в Practica Inquisitionis heretice pravitatis, auctore Bernardo Guidonis, Ed. P. van Limborch, Amsterdam, 1692, а также упоминаниями имени Бернара Делисье у разных авторов, например, у Анжело Кларено в Historia septem tribulationum ordinis minorum.

Бернард Делисье родился между 1260 и 1270 гг. в знатной семье из Монпелье, в 1284-м вступил во францисканский орден и достаточно быстро добился достаточно высокого положения – стал приором францисканского конвента в Каркассоне и представителем интересов ордена в Париже. Он поддерживал знакомство с известными людьми того времени – философом Раймондом Ллулем, папским врачом Арнольдом из Виллановы, лидером францисканских спиритуалов Анжело Кларено, круг его друзей составляли нобили и кардиналы, а также исповедник королевы Франции, соответственно, и сама королева. Бернард приобрел наивысшую известность, когда при поддержке французского короля Филиппа Красивого в 1303 г. пошел против системы инквизиции, заявив, что она полностью себя исчерпала: катарских еретиков больше не существует, а инквизиция "выбивает" признание из честных людей, чтобы оправдать свое существование. После его призыва народ штурмом взял тюрьму в Каркассоне и выпустил всех заключенных, которые там содержались многие годы. Вскоре Бернард потерял поддержку короля, стал лидером францисканцев-спиритуалов и в 1317 г., когда начались репрессии против них, был арестован в Авиньоне. Обвинение против него уникально – не только в ереси, но и в черной магии, а также убийстве римского папы Бенедикта XI.

Стивен О'Ши делит свой труд на три основных главы. Для удобства читателя в предисловии даются подробные географические карты начала XIII в., чтобы обозначить географию описываемых событий, а также краткие биографии лиц, упомянутых в исследовании. В первой главе автор дает общую характеристику политической ситуации конца XIII в.: отношения римских пап и королей, монашеских орденов, рыцарей тамплиеров и королей, становление инквизиции и ее развитие, краткое развитие катаризма. Таким образом читатель подводится к событиям 1299 г.

Во второй части книги описывается восстание против засилья инквизиции. К этому времени, в 1297 г. на город Каркассон инквизитором Николаем д'Аббевилем был наложен интердикт, жители обратились за защитой к папе Бонифацию VIII, но тот оказался удовлетворить их просьбу. Тогда влиятельные люди Каркассона подписали с Николаем д'Аббевилем тайное соглашение – строительство церкви нового доминиканского конвента в обмен на снятие интердикта, что уже спровоцировало жесткое противостояние между доминиканцами и францисканцами, которые нашли поддержку среди простых горожан. В последующих главах этой части книги описываются последующие события, в которые был вовлечен король Франции в достаточно удобный для него политический момент – на пике борьбы с папой Бонифацием VIII, который боролся за примас духовной власти над светской и грозил Филиппу Красивому отлучением. Затем автор подробно объясняет причины "охлаждения" короля к пламенным призывам Бернарда Делисье и дает информативную характеристику измененной политической ситуации, ясно излагая суть происходящих событий.

Третья часть книги рассказывает о времени репрессий, которым с 1305 г. начали подвергаться спиритуалы, полностью отмежевавшиеся в своих идеях от конвентуалов (соблюдавших подчинение папе). Автор предлагает свою версию, что именно раскрытие группы Пьера де Отье, последователей катаров, дало повод доминиканской инквизиции действовать против призывов Делисье – остановить насилие. В этом же году умирает его главная покровительница – королева Жанна. Однако Бернард все еще находится под покровительством короля и французского папы – Климента V, в свите которого путешествует по стране, приобретая влиятельных друзей. В 1317 г. новый папа – Иоанн XXII – начинает репрессии против тех, кто не захотел подчиниться его решению относительно бедности францисканского ордена. Делисье прибывает в Авиньон в числе группы из 45 братьев из Безье, Монпелье, Нима и Арля. Все они по приказу папы были осуждены в течение 1318 г.

Суд над Бернаром Делисье проходил в Каркассоне с 12 сентября по 8 декабря 1319 г., он был приговорен к лишению сана и вечному заточению в тюрьме на хлебе и воде – murus strictus. В начале 1220 г. Делисье был уже мертв.

В заключение своей книги автор поддерживает мнение первого биографа брата Бернарда – Жана-Варфоломея Ауре (Haureau) в том, что фигуру францисканца следует рассматривать прежде всего как патриота Лангедока, боровшегося за его независимость, а не как борца с системой. Однако он рассматривает его осуждение больше как личный конфликт с инквизиторами-доминиканцами, а не логическое развитие отношений между папской властью и новыми идеями, проповедуемыми отколовшимися от ордена спиритуалами.

Труд Стивена О'Ши будет полезен тем, кто интересуется фактологическим материалом, посвященным событиям конца XII – начала XIII в. в Лангедоке и инквизиции. Автор суммировал результаты всех доступных современных исследований, касающихся этой темы.

Ю.Родионова, студентка кафедры истории Церкви.