Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Church/Books/37.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:06:08 2016
Кодировка: Windows-1251
Книги по истории Церкви и христианской археологии
 
 
  Главная Абитуриентам Студентам Наука Кафедры Лаборатории Электронная библиотека УМО по истории и искусствоведению  
Рецензии на новые книги по истории Церкви и христианской археологии
кафедры истории Церкви Исторического факультета МГУ

Беглов А.Л. В поисках "безгрешных катакомб". Церковное подполье в СССР. Издательский Совет Русской Православной Церкви, "Арефа", 2008. 352 с.
ISBN 978-5-94625-303-1.

Работа А.Л.Беглова "В поисках "безгрешных катакомб"" - первое специальное исследование нелегальной церковной жизни в СССР. Книга состоит из двух частей: 1) Советское государство и церковное подполье (1920-1930-е гг.); 2) Советское государство и церковное подполье в период "нового курса" в государственно-церковных отношениях (1943-1953 гг.). Хотя автор и ставит 1953 г. в качестве верхней границы своего исследования, в эпилоге он выходит за установленные им временные рамки. В конце работы помещены приложения, список источников, библиография, список иллюстраций и таблиц, а также указатель имен и географических названий.

Во введении автор освещает проблему своего исследования, знакомит с источниками, историографией вопроса и используемым понятийным аппаратом (под термином "церковное подполье" исследователь подразумевает все сферы жизни Российской Церкви, которые в результате политики советской власти оказались за пределами легальности). Основными источниками являлись архивные и опубликованные документы церковного подполья и документы партийных и государственных органов. Большую часть этих источников исследователь вводит в научный оборот впервые. Некоторые документы А.Л. Беглов публикует в конце книги. Исследователь замечает, что в качестве единицы исследования в работе выступает община.

В первой части исследования автор изучает историю возникновения и развития церковного подполья в 1920-1930-х гг., т.е. в период наиболее сильных гонений на Церковь в СССР, которые и привели к возникновению нелегальной церковной жизни. Поэтому автор посвящает первую главу изучению в целом политики советской власти в отношении Российской Церкви. После этого автор переходит к непосредственному исследованию церковного подполья. На положении нелегалов оказались приходские общины, не получившие регистрации, монастыри, церковное образование, благотворительность и хозяйственная деятельность Церкви. Исследователь изучает каждую из указанных сфер церковного подполья. Что касается церковных общин, автор исследует их типы (монастырь, приход, община смешанного типа), состав, устройство, связи с легальной Церковью. На основе изученных общин автор выделяет два типа церковных нелегалов в зависимости от способа их выживания: конформисты и изоляционисты. Исследователь выделяет особенности каждого из течений.

Во второй части книги исследуется церковное подполье в период 1943-1953 гг. 1943 г. стал важной вехой в истории нелегальной церковной жизни. В условиях войны государство стало менять свою политику по отношению к Церкви, появилась возможность легализовать многие сферы нелегальной церковной жизни. Это непосредственно сказалось и на церковном подполье. В связи с этим автор прежде всего уделяет внимание новой государственной политике в отношении Церкви. Но помимо государственной политики на церковное подполье, находящееся на оккупированных территориях, большое влияние оказали оккупационные режимы. Исследователь сопоставляет положение церковного подполья на оккупированной территории и в районах, не подвергавшихся оккупации. Затем исследователь рассматривает изменения, затронувшие другие сферы церковного подполья - благотворительность и хозяйственную деятельность, паломничества, а также новые явления в жизни церковного подполья - распространение практики нелегальных богослужений легальных священников.

Автор отмечает, что именно этот период стал временем активной деятельности верующих по легализации церковного подполья. Данному процессу способствовали и архиереи Патриаршей Церкви.

Наконец автор уделяет большое внимание тем изменениям, которые затронули церковную жизнь в условиях подполья. Эти изменения коснулись как изоляционистского, так и конформистского течений в церковном подполье. Последствием деградации церковной жизни подполья стало возникновение "катакомбной" субкультуры в недрах изоляционистского течения.

В итоге автор приходит к следующим выводам. В 1920-1930-е гг. церковное подполье являлось почти единственным средством сохранить церковную жизнь, именно оно впоследствии дало вновь открывшимся храмам кадры духовенства. Однако со временем церковная жизнь в подполье сильно видоизменилась и начала отдаляться от церковной практики легальной Церкви. Этот процесс был прежде всего связан с недостатком священнослужителей, а также с недостатком или отсутствием связей с епископатом.

В эпилоге автор рассматривает историю церковного подполья с 1950-х гг. до конца 1980-х гг., т. е. времени, когда все сферы церковной жизни стали легальными. В данном разделе автор исследует причины вырождения церковного подполья. Исследователь видит причины этого не только в постепенной легализации нелегальной церковной жизни, но и в социальных явлениях - гибели сельской общины, которая обеспечивала жизнеспособность подпольных приходов.

Таким образом, в своем исследовании А.Л.Беглов прослеживает всю историю церковного подполья: его зарождение, развитие и исчезновение в 1990-х гг. При этом исследователь рассматривает судьбу обоих течений церковного подполья, пытается понять модели их поведения. Можно сказать, что автор с разных сторон подошел к исследованию церковного подполья, изучив причины его возникновения, особенности развития в разные периоды, стратегии выживания нелегальных общин, взаимоотношения с Патриаршей Церковью и, наконец, судьбу церковного подполья. Стоит также отметить большой статистический материал, который автор представляет в своем труде. Исследователь не оставляет в стороне и социальные явления, происходившие в СССР, которые также влияли на церковную жизнь в подполье.

Данная работа позволяет увидеть малоизвестную сторону церковной жизни в СССР.

Ю. Котина, студентка кафедры истории Церкви.