Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/Departments/Inf/Stud/Heuristics/index.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 16:37:13 2016
Кодировка: Windows-1251
Интернет-эвристика для историков. Спецкурс
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница кафедры исторической информатики  

«Интернет-эвристика для историков»

Автор: доцент, к.и.н. А.Ю. Володин.

Курс читается ежегодно в осеннем семестре.

Курс ведется с полной дистанционной поддержкой 



Отзывы слушателей о спецкурсе >>

Вопросы по курсу можно задать по электронной почте.


Неизвестный фрагмент пластины мира «Штандарта из Ура» (возможно около 2600-2400 до н.э.).

Интернет-эвристика — область прикладных знаний и навыков информационного поиска, необходимых для эффективного решения поисковых задач во Всемирной паутине. Данный курс призван обучить студентов-историков набору эмпирических правил, позволяющему с помощью запросов к различным поисковым средствам (каталогам, поисковым системам, метапоисковикам, базам 'скрытой паутины' и т.д.) удовлетворить конкретные научно-информационные потребности и находить ответы на исследовательские вопросы.

Навыки интернет-эвристики включают такие умения, как уточнение информационной потребности, постановка поисковой задачи, определение возможных держателей информации, выбор оптимального поискового инструмента, формулировку и уточнение запроса, извлечение информации из информационных массивов (в частности, ленты выдачи поисковых систем), оценку результатов поиска (по критериям достоверности, актуальности, полноты и точности полученной информации).

Интернет-эвристика призвана помочь историку достаточно быстро провести избирательный и эффективный поиск при решении научных задач. Уметь быстро и правильно искать в Интернете значит экономить время, владеть достоверной и актуальной информацией, а значит делать верные выводы и принимать правильные решения.

В цели спецкурса входит изучение особенностей развития и распространения научной исторической информации, рассмотрение основных целей и методов поиска фактографической, документальной и библиографической информации, усвоение основ и восприятие ключевых понятий теории информации, интернетики и эвристики, анализ правил построения поисковой стратегии.

В задачи курса входит овладение студентами основными видами информационного поиска (фактографическим, библиографическим и документальным), освоение основных алгоритмов и технологий поиска электронных ресурсов, развитие живой находчивости, логичности и целеустремленности разысканий.

Тематический план спецкурса состоит из четырех взаимосвязанных блоков: теоретического введения (основы интернетики) и практических блоков, включающих изучение трех основных составляющих информационного поиска: фактографический, библиографический и документальный поиск.

Курс имеет полную дистанционную поддержку (по паролю студентам доступны методические материалы, учебные пособия, задания, тесты по курсу).

(Методические заметки о спецкурсе были представлены на конференциях АИК-Х и АИК-ХI в рамках секции "Информационные технологии в историческом образовании" и опубликованы в в «Информационном бюллетене Ассоциации „История и компьютер“».)

I. Тематический план

??НАЗВАНИЕ ТЕМЫВсего
часов
1.Интернетика: история, технология и исследования Интернет2
2.Фактографический поиск. Поисковые каталоги исторической тематики4
3.Информационно-поисковые системы: сложный поиск и критическая оценка исторической информации4
4.Метапоисковые системы и программы4
5.Справочные интернет-ресурсы по истории2
6.Библиографический поиск: библиотеки, каталоги, программы4
7.Документальный поиск: электронные документы, электронные библиотеки, электронные журналы исторической тематики4
8.'Скрытый' Web: поиск мультимедиа, баз данных, баз знаний и файлов исторической тематики2
9.Поиск новостей, контактов, учреждений, фандрайзинг2
10.Стратегии информационного поиска: обобщение навыков интернет-эвристики4
Итого:32

II. Формы контроля

Оценка работы студентов складывается из следующих элементов:

  1. Участие в обсуждении ключевых вопросов по темам.
  2. Практикумы (решение сложных поисковых задач) по темам 2-8 (30 минут в конце тематического занятия).
  3. Участие в «круглом столе» по теме 10.
  4. Выполнение домашних заданий (с использованием различных видов информационного поиска в Интернет).
  5. Итоговое (экзаменационное) письменное задание.

III. Литература

А. Основная (общая)

Б. Дополнительная



 © Андрей Володин, проект Runetica: профессиональная интернет эвристика.