Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Departments/Slavs/Staff/Dmitriev.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 15:43:35 2016
Кодировка: Windows-1251
Кандидат исторических наук (1984), доктор исторических наук (2001), профессор кафедры истории южных и западных славян Исторического факультета МГУ, директор Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ (по совместительству).
Родился в 1958 г. в г. Москве. Окончил Исторический факультет МГУ в 1981 по кафедре истории южных и западных славян. Тема дипломной работы: "Социальные и религиозные идеи польских антитрититариев в 15601570-е годы". Научный руководитель - И.В.Созин. Защитил в МГУ кандидатскую (1984 г., 'Религиозно-реформационные движения в украинско-белорусских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века'.Научные руководители - И.А.Воронков и А.И.Клибанов) и докторскую (2001 г., 'Киевская митрополия во второй половине XVI века и генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг.') диссертации.
Область научных интересов история православия, протестантизма, католицизма в Восточной Европе в XVXVII вв., сравнительная история европейских религиозных и религиозно-культурных традиций в Средние века и Новое время; история религиозной терпимости и нетерпимости в православных и западнохристианских культурах в Средние века и раннее Новое время; генезис и эволюция национального самосознания в православных и западнохристианских странах Европы.
Преподавание на Историческом факультете МГУ
Начал преподавать в 1984 г.
Общие курсы и просеминары:
История южных и западных славян в Средние века и Новое время (1994, 1995, 2005, 2006, 2009-2013)
Введение в историю Польши (на филологическом факультете МГУ) (в 1987-1988, 1990-1991, 2000-2001, 2005-2006, 2008-2009 2011-2012 гг.)
Введение в историю Украины (на филологическом факультете МГУ) (в 2000-2001, 2004-2005 гг.)
Просеминар "Русское средневековье: феодализм, культура, христианство" (1987-1988 г.)
Курсы специализации:
"История Польши с древнейших времен до конца XVIII в." (в 1984/85-1995/96, 1998/99, 2000/01-2012/13 гг.)
"Источниковедение истории Польши" (в 1984/85-1995/96, 1998/99, 2000/01-2012/13 гг.)
Спецсеминар для студентов 4-5 курсов:
"Реформация и Возрождение в истории Польши" (1985/86-1993/1994 гг.)
"Христианство, общество, культура Речи Посполитой, XVI-XVII вв." (1994/1995-2012/2013 гг.)
Спецсеминар для аспирантов:
Спецсеминар для аспирантов по истории православия, католицизма и протестантизма в Восточной Европе в XVI-XVII вв. (с 1994г.)
Четыре аспиранта защитили кандидатские диссертации:
М.А.Корзо. "Человек, грех, спасение в католической и православной проповеди в Речи Посполитой в XVI-XVII вв." [диссертация защищена в 1999 г.];
С.С.Лукашова. "Православные и католические братства в Речи Посполитой в XVI-XVII вв." [диссертация защищена в 2002 г.];
Л.А.Бережная: "Восприятие смерти в католической и православной культуре Речи Посполитой в XVI-XVIII веках" [диссертация защищена в 2003 г.];
А.М.Шпирт: "Отношения православного населения Речи Посполитой и евреев в середине XVII в." [диссертация защищена в 2010 г.]
.
Спецкурсы:
"Протестантизм и антитринитаризм в Речи Посполитой в 16 веке." (1986/87 г.)
"Генезис капитализма и альтернативы исторического развития" (1987-1988 г.)
"Реформация и Контрреформация в истории Европы" (1988-89, 1990-1991 гг.)
"Православие и церковная уния в Речи Посполитой" (1994-1995, 1995-1996 гг.)
"Христианство и общество в истории Европы: протестантская Реформация, католическая Реформа, конфессионализация" (2000-2001 г.)
"Ключевые и спорные проблемы истории Украины, XIV-XIX вв." (1991-1992, 2001/2002, 2003/04, 2004/05 г., 2006-2007, 2008-2009, 2010-2011 [в 2003/04 и 2004/05 гг. курс читался как коллективный, с участием Б.Н.Флори, А.А.Турилова, С.С.Лукашовой, М.Э.Клоповой, Е.Ю.Борисенок, М.В.Лекинен, Б.Н.Серова, К.К.Федевича])
"Христианство в истории польской культуры, XI-XVIII вв." (2001-2002 г.)
"Христианство и общество на Востоке и Западе Европы: Речь Посполитая и Франция в сравнении, 16-17 вв." (2002-2003 г.)
"Протестантская Реформация и Католическая реформа на Востоке и Западе Европы" (2003-2004 г.)
"Этнос, конфессия, национализм в истории Восточной Европы: от средневековых дискурсов к конфликтам XX вв." (2003-2004 г.)
"История евреев в Восточной Европе, X-XX вв." (2002-2003 г., совместно с В.Я.Петрухиным, Ю.Калик и О.В.Будницким)
"Этнонационализм и христианство в истории Восточной Европы (Польша, Литва, Белоруссия, Украина, Россия), XIV-XIX вв." (2004-2005 г.)
"Прaвославие, католицизм, протестантизм в истории Европы, XV-XVII вв." (2005-2006, 2008-2009 гг.)
"Православие и западное христианство в истории Польши, Франции и Руси" (2009-2010 гг.)
"Иудаизм, евреи, антииудаизм и антисемитизм в истории Восточной Европы в Средние века и раннее Новое время" (2010-2011 гг., совместно с А.М.Шпиртом)
"Национальное в истории православных и западнохристианских культур Европы, XIII-XIX вв." (2011-2012)
Преподавание в других университетах и ВУЗах СССР и СНГ
Марийский государственный университет (Йошкар-Ола): курс лекций по истории Западной Европы в XV-XVII вв. (1989 г.)
Академия художеств, Москва: курс лекций по истории России в XI-XVII вв. (1989-1990 г.)
Читал серии лекций и отдельные лекции в Европейском университете Минска (1993), Смоленском университете (2007), Санкт-Петербургском университете (2007, 2008), в университете им. Г.Алиева в Баку (2010), в университете им. Л.Н.Гумилева в Астане (2011).
Преподавание в зарубежных университетах
1992 приглашенный доцент Венского университета, курс по истории Реформации, Контрреформации и Католической Реформы в славянских странах в Венском университете (преподавание на немецком языке).
1993, 1995, 1996-1997, 1999-2000 (6 семестров в общей сложности) - приглашенный профессор, курсы в университете Альберты (Эдмонтон, Канада) по истории России, Центральной и Юго-Восточной Европы и сравнительной истории православной и западнохристианских культур в Средние века и раннее Новое время (преподавание на английском языке).
1994, 1997-1999 (4 семестра в общей сложности) - приглашенный профессор в университете Париж-1 Пантеон-Сорбонна, курсы по истории России, Польши, Украины и Белорусси в XV-XIX вв.; семинар дипломантов и аспирантов по сравнительной религиозной истории в 1997-1999 гг. (преподавание на французском языке).
2004 - приглашенный профессор в университете Монпелье III (один семестр), курсы по сравнительной религиозной и социальной истории Европы в Новое время (преподавание на французском языке).
2002-2013 гг. (зимние семестры) - приглашенный профессор Исторического факультета Центрально-Европейского университета в Будапеште, курсы-семинары по сравнительной истории России, Польши, Украины и Белоруссии в XVI-XVIII вв.; по социальным и культурным аспектам истории христианства в Восточной и Центральной Европе в раннее Новое время (преподавание на английском языке).
1991-2012: читал циклы лекций и докладов и отдельные лекции и доклады в университете университетах Париж I Сорбонна-Пантеон и Париж IV Сорбонна, Высшей школе прикладных исследований в общественных науках (Париж), Высшей школе общественных наук (Париж), университете Париж VII Дени Дидро, университете Мак Гилл (Монреаль, Канада), Йельском университете (США), Венском университете, университете Инсбрука (Австрия), университете Тура, университете Монпелье, университете Пуатье, университете Мэна (Франция), Варшавском университете, Центрально-Европейском университете (Будапешт), университете Фрайбурга (Швейцария), Женевском университете, Европейском университете во Флоренции, университете Грайфсвальда (Германия).
Научные публикации
Автор более чем 200 научных публикаций (более 100 статей), в том числе четырех книг.
Монографии:
Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 15951596 гг. М.: Издательство МГУ, 2003.
Dissidents russes. II. Matvej Baskin. Le starec Artemij. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1999 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Vol.XX. Ed. par A.Séguenny)
Dissidents russes. I. Feodosij Kosoj. Baden-Baden: V. Koerner-Verlag, 1998 (=Bibliotheca dissidentium. Répértoire des non-conformistes religieux des seizième et dix-septième siècles. Vol.XIX. Ed. par A.Séguenny)
Православие и Реформация. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века. М.: Издательство МГУ, 1990.
Под редакцией М.В.Дмитриева:
Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chrétiennes: Moyen Âge - XXe siècle. Sous la dir. de M.Dmitriev et D.Tollet. Paris: Honoré Champion éditeur, 2013 (в печати).
Православие Украины и Московской Руси в XV-XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Индрик, 2012.
Евреи и христиане в обществах православных стран Восточной Европы. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Индрик, 2011.
Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века Новое время. / Religion et ethnicité dans la formation des identités nationales en Europe. Moyen Age Epoque moderne. М., 2008.
Les Chrétiens et les Juifs dans les sociétés de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organisé les 14-15 juin 1999 à la Maison des Sciences de l'Homme (Paris). Textes réunis par M.Dmitriev, D.Tollet et E.Teiro. Paris: Honoré Champion Éditeur, 2003.
Être catholique, être orthodoxe, être protestant. Confessions et identités culturelles en Europe médiévale et moderne. Études réunies et publiées par M.Derwich et M.V.Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003.
Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les sociétés de rite grec et latin au Moyen Âge et à l'époque moderne. Approche comparative. Sous la dir. de M.Derwich et M.Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 1999.
Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin. Études publiées par J.-L.Lemaitre, M.Dmitriev et P.Gonneau. Genève, 1996.
Исследования по истории Украины и Белоруссии. Вып.1. М., 1995.
Oчерки по истории Украины. М., 1993.
Стили мышления и поведения в истории мировой культуры. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1990.
Основные статьи:
Дмитриев М.В. О генезисе радикальных тенденций арианизма в Речи Посполитой в 60-е годы 16 века // Проблемы истории античности и средних веков. Под ред. Ю.М.Сапрыкина. М., 1983. С.100-115.
Дмитриев М.В. Идеологическая эволюция арианизма в Речи Посполитой в 70-е годы XVI века // Общество и государство в древности и средние века. Под ред. Ю.М.Сапрыкина. М., 1984. С.114-130.
Дмитриев М.В. Антифеодальные тенденции в реформационном движении в Речи Посполитой второй половины XVI в. // Советское славяноведение. 1984. ?5. С.27-36.
Дмитриев М.В. К характеристике воздействия реформационной идеологии на эволюцию религиозно-философской доктрины православной церкви в XVI веке // Философская мысль на Руси в позднее средневековье. М., 1985. С.17-21.
Дмитриев М.В. Реформационное движение в восточнославянских землях Речи Посполитой в середине XVI века // Вопросы историографии и истории зарубежных славянских народов. М., 1987. С.120-135.
Дмитриев М. В. К истории реформационной проповеди в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI в. // Советское славяноведение, 1989, ?2. С.15-26.
Дмитриев М.В. История славянских культур и религиозно-общественных движений в исследованиях В.И.Пичеты // 50 лет славистики в Московском университете. Сб.статей под ред. В.Г.Карасева. М., 1989. С.43-59.
Дмитриев М.В. Влияние реформации на общественную мысль украинско-белорусских земель Речи Посполитой во второй половине XVI - первой половине XVII вв. // Отечественная общественная мысль эпохи средневековья. Историко-философские очерки. Сб. научных трудов. Киев, 1989. С.250-261.
Дмитриев М.В. Реформационное движение и общественная мысль восточнославянских земель во второй половине XVI - первой половине XVII вв. // Философская и социологическая мысль. 1990. ?11. С.55-68.
Дмитриев М.В. Идеологическая борьба в украинской общественной мысли конца XVI - первой половины XVII вв. в оценке И.Я.Франко // I.Я.Франко i свiтова культура. Матерiяли международного симпозиума ЮНЕСКО. Кн.1. Киев, 1990. С.445-449.
Дмитриев М.В. История отечественной духовной культуры в исследованиях А.И.Клибанова // История СССР, 1990, ?6. С.124-136.
Дмитриев М.В. Zu den Charakteristiken des philosophischen Inhalts der ostslavischen Ketzerlehren zu Ende des 15. und 16. Jahrhunderts // Synthesis philosophica, 1990, ?1, S.117-136. Перевод на сеобско-хорватский: Uza znacajku filozofskoga sadrzaja istocnoslavenskih krivovernih nauka koncem 15.-16. st. // Filozofska istrazivanja, 10 (1990), 3. S.661-676.
Дмитриев М.В. "Новое учение" Феодосия Косого и реформационное движение в Речи Посполитой во второй половине XVI - начале XVII века (к вопросу о масштабе восточноевропейской реформации) // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб.статей. Под ред. А.И.Клибанова. М., 1990. C.238-252.
Dmitriev M.V. La Réforme chez les Slaves orientaux // Revue d'histoire et de philosophie religieuse. 70 (1990), 4. P.449-460.
Дмитриев М.В. Брестская уния 1596 г. как форма контрреформационного движения в славянских странах // Материалы школы молодых славистов и балканистов. Звенигород, сентябрь 1988 г. М., 1990. C.76-86.
Дмитриев М.В. "Византийская" тема в восточнославянской реформационной мысли второй половины XVI века // Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. C.141-154.
Дмитриев М.В. Религиозная реформация XVI века и восточнославянский мир // Из истории реформаторства в России. Философско-исторические очерки. М., 1991. C.17-22.
Дмитриев М.В. Реформационная традиция в общественной мысли украинско-белорусских земель Речи Посполитой в конце XVI - первой половине XVII вв. // Развитие общественной мысли в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1991. С.3-34.
Дмитриев М.В. Религиозно-культурная и социальная программа греко-католической церкви в Речи Посполитой в конце ХVI - первой половине XVII века // Славяне и их соседи. Вып.3. Католицизм и православие в Средние века. М., 1991. С.76-95.
Дмитриев М.В. "Евангелие учительное" как памятник религиозно-философской мысли восточнославянского средневековья // Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура. Киев, 1991. С.229-237.
Дмитриев М.В. Некоторые аспекты изучения истории цивилизаций в современной французской историографии // Цивилизации. Вып.1. Под ред. М.А.Барга и др. М., 1992. С.187-206.
Дмитриев М.В. Генезис капитализма как альтернатива исторического развития // Анналы. Научно-публицистический альманах. Вып.3. Альтернативность истории. Донецк, 1992. С.132-165.
Dmitriev M. Studium narodowych obsesji. Uwagi krytyczne o pracy Andrzeja Kepinskiego, "Lach i Moskal. Z dziejow stereotypu", PWN, Warszawa-Krakow, 1990, s.221 // Przeglad historyczny, L XXXIII (1992), 1, S.127-134.
Дмитриев М.В. Православие в украинско-белорусских землях в XV-XVI вв. // Oчерки по истории Украины. М., 1993. C.27-45.
Дмитриев М.В. Генезис Брестской унии 1596 г. // Очерки по истории Украины. М., 1993. С.46-72.
Дмитриев М.В. Про деякi шляхи проникнення гуманiстичноi iдеологii в украiнську культуру кiнця XVI - першоï половини XVII ст. // Eвропейське Вiдродження та украïнська лiтература XIV-XVIII ст. Отв.ред. О.Мишанич. Киïв, 1993. С.110-125.
Dmitriev M. Reforme chez les Slaves de l'Est? Oui! // Historiens-Geographes, ?341(1993). P.169-175.
Дмитриев М.В. Ukraine and Russia. About the book: Ukraine and Russia in Their Historical Encounter. Ed. by Peter J. Potichnyj, Marc Raeff, Jaroslaw Pelenski, Gleb N. Zekulin. Edmonton, 1992 // Canadian Slavonic Papers / Revue canadienne des slavistes. XXXV (1993), ?3-4, March-June 1993. P.131-147.
Дмитриев М.В. Михалон Литвин и его трактат (в соавторстве с И.П.Старостиной и А.Л.Хорошкевич) // Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и московитян. Перевод В.И.Матузовой. Отв.ред. А.Л.Хорошкевич. М.: Изд-во МГУ, 1994. С.6-56.
Дмитриев М.В. Конфликт двух программ церковной унии в начале 90-х годов XVI века // Другий мiжнародний конгрес украiнiстiв. Львiв, 22-28 серпня 1993 р. Доповiдi i повiдомлення. Iсторiя. Ч.1. Львiв, 1994. С.58-62.
Дмитриев М.В. Концепцii унii в церковних i державних колах Речi Послолитоi кiнця XVI ст. // Iсторичний контекст, укладення Берестейськоп унii i перше поунiйне поколiння. Пiд ред. Б.Гудзяка. Львiв, 1995. С.39-73 + дискуссия.
Дмитриев М.В. Представления о власти и идеал "безвластия" в учениях восточнославянских религиозных реформаторов XVI в. // Римско-Константинопольское наследие на Руси: идея власти и политическая практика. IX Международный семинар исторических исследований "От Рима к Третьему Риму. Москва, 29-31 мая 1989 г. Под ред. А.Н.Сахарова. М., 1995.
Дмитриев М.В. "Прояснение, касающееся восстания казаков и вторжения татар в Польшу в 1647 г." Линажа де Восьенна (публикация рукописи из Национальной библиотеки Франции, перевод, приложение, вступительная статья) // Iсторiя, icторiософiя, джерелознавство (Статтi, розвiдки, замiтки, есе). Киiв, 1996. С.332-353.
Дмитриев М.В. Посольство Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого в Рим в 1595-1596 гг. // Славяноведение, 1996, ?2. С.3-21.
Дмитриев М.В. Центробежные и центростремительные тенденции в развитии европейского христианства в XVI-XVII вв. // Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч.1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: "Индрик", 1997. С.15-32.
Дмитриев М.В. Изменения в идейной и культурной жизни Речи Посполитой в эпоху Реформации и православное общество // Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч.1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: "Индрик", 1997. С.42-60.
Дмитриев М.В. Характер первых контактов православного и католического общетва в эпоху Контрреформации // Дмитриев М.В., Флоря Б.Н., Яковенко С.Г. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - начале XVII вв. Ч.1. Брестская уния 1596 г. Исторические причины. М.: "Индрик", 1997. С. 61-84.
Дмитриев М.В. Комментарии 31-125, 152-306, 318, 324-326 // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589-1654). Под ред. М.В.Дмитриева, Б.Н.Флори, В.С.Шульгина. Москва, 1996. С.647-659, 664-692, 694.
Дмитриев М.В. Основные проблемы истории Киевской митрополии в первой половине XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.6. Период самостоятельности Русской Церкви (1589-1881). Патриаршество в России (1589-1720). Отдел первый. Патриаршество Московское и всея Великия России и Западнорусская митрополия (1589-1654). Под ред. М.В.Дмитриева, Б.Н.Флори, В.С.Шульгина. Москва, 1996. С.11-22.
Дмитриев М.В. Научное наследие А.И.Клибанова и перспективы сравнительно-исторического изучения истории христианства в России // Отечественная история, 1997, ?1. С.77-93.
Dmitriev M.V. La peur et le peche dans la culture de la Russie medievale: perspectives d'etude comparative // Homo Religiosus. Autour de Jean Delumeau. Paris: Fayard, 1997. P.149-155.
Дмитриев М.В. Влияние православия и западного христианства на общество // Вопросы истории, 1997. ?12. С.3-19.
Дмитриев М.В. Историография и нерешенные вопросы генезиса Брестской унии церквей // Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т.1. С.254-259.
Дмитриев М. В. Польская шляхта в XVI-XVIII вв. // Европейское дворянство XVI-XVII вв.: границы сословия. Под ред. В.А.Ведюшкина. М., 1997. С.192-215.
Dmitriev M. Les partages de la Pologne// Histoire du Christianisme des origines a nos jours. Tome X. Les defis de la modernite (1750-1840). Sous la dir. de B.Plongeron. Paris: Desclee, 1997. P.203-211.
Dmitriev V. Autour de 1830: nationalismes, religion, civilisations. La Pologne // Histoire du Christianisme des origines a nos jours. Tome X. Les defis de la modernite (1750-1840). Sous la dir. de B.Plongeron. Paris: Desclee, 1997. P.782-789 (по ошибке издателей опубликовано под именем Х.Дыленговой (H.Dylagowa).
Дмитриев М.В. К проблемам истории русского монашества в XIV - начале XVI века ( по страницам книги П.Гонно: La Maison de la Sainte Trinite. Un grand-monastere russe du Moyen-Age tardif (1345-1533). Paris: Klincksieck, 1993 // Вопросы истории, 1997, ?3. С.146-153.
Дмитриев М.В. Православная проповедь в Речи Посполитой во второй половине XVI века: традиции и и инновации // Prawoslawie w dziejach Polski. Katolicyzm w dziejach Rosji. Akta kolokwium polsko-rosyjskiego. Warszawa, wrzeszen 1994 Pod red. J.Bardacha. Warszawa, 1997.
Дмитриев М.В. Рец.: Velychenko St. National History as Cultural Process. A Survey of the Interpretations of Ukrainian Past in Polish, Russian, and Ukrainian Historical Writing from the Earliest Times to 1914. Edmonton: Canadian Institute of Ukrainian Studies, 1992 - 283 P. // Вопросы истории, 1997, ?7. C.171-173.
Дмитриев М.В. "Ваша" и "наша" Русь. Сторонники унии перед проблемой этноконфессионального самоопределения в конце XVI - начале XVII вв. // Украiна: культурна спадщина, нацiональна свiдомiсть, державнicть. Т.5 (Львiв, 1998). Prosphonema. Iсторичнi та фiлологiчнi розвiдки, присвяченi 60-рiччю академiка Ярослава Iсаэвича. Уклав Б.Якимович. С.231-244.
Дмитриев М.В. Уния и порожденные ею конфликты в осмыслении лидеров униатского лагеря // Дмитриев М.В., Заборовский Л.В., Турилов А.А., Флоря Б.Н. Брестская уния 1596 г. и общественно-политическая борьба на Украине и в Белоруссии в конце XVI - первой половине XVII вв. Ч.2. Брестская уния 1596 г. Исторические последствия события. М.: Индрик, 1999. С.87-121.
Dmitriev M. Saintete et culte des saints dans les polemiques religieuses russes au mileu du XVIe siecle: Zinovij Otenskij et le starec Artemij // Fonctions sociales et politiques du culte des saints dans les societes de rite grec et latin au Moyen-Age et a l'epoque moderne. Approche comparative. Sous la direction de M.DERWICH et M.DMITRIEV, Wroclaw: LARHCOR, 1999. P.347-366.
Dmitriev M.V. La Russie // L'acceptation de l'autre. De l'edit de Nantes a nos jours. Sous la dir. de J.Delumeau. Paris, 2000. P. 168-179.
Dmitriev M.V. Identite nationale et l'identite religieuse dans les luttes confessionnelles en Ruthenie (1596-1648) // Conflitti e compromessi nell'Europa di centro fra XVI e XX secolo. A cura di G.Platania. Viterbo: 2001. P.171-190.
Дмитриев М. В. "?ресь гусiв" и "?ресь Феодосiя Косого" в украпнско-бiлоруському релiгiйному життi третьoп чвертi XVI cт. // Вicник Львiвського унiверситету. Серiя iсторична. Випуск 37. Частина 1. Львiв, 2002. С.122-144.
Дмитриев М.В. Польша и Россия в Европе XVII в. Polska i Rosja w Europie XVII w. // Мирные договоры между Речью Посполитой и Россией в XVII в. Тraktaty pokojowe pomiedzy Rzeczpospolita a Rosja w XVII wieku. Krakow, 2002 (Swiadectwa minionych wiekow). C.6-15 (русский текст и польский перевод).
Дмитриев М.В. Человек Православный и Homo Catholicus // Интеллектуальный форум, ?9, май 2002 г. С.63-87.
Dmitriev M.V. L'Union de Brest (1595-1596), les Catholiques, les Orthodoxes: un malentendu? // Stosunki miedzywyznaniowe w Europie Srodkowej i Wschodniej w XIV-XVII wieku. Pod red. M.Dygo, S.Gawlasa, H.Grali. Warszawa: Wydawnictwo DiG, 2002. P.39-60.
Dmitriev M. Christian Attitudes to Jews and Judaism in Muscovite Russia: the Problem Revisited // CEU History Department Yearbook. 2001-2002. Budapest: Central European University Press, 2002, P.21-41.
Дмитриев М.В. О подготовке унии церквей в Речи Посполитой в 1590-1594 гг. // Иван Александрович Воронков - профессор-славист Московского университета. Материалы научных чтений, посвященных 80-летию со дня родждения И.А.Воронкова (1921-1983). Отв.ред. Г.Ф.Матвеев. М.: Мосгорархив, 2002. С.34-57.
Дмитриев М.В. Украинская культура XIV-XVI вв. // История культур славянских народов. Т.1. Древность и средневековье. Под ред. Г.П.Мельникова. М.: ГАСК, 2003. С.403-431.
Dmitriev M. Die Kirchenunion von Brest (1596) und die Konfessionalisierung der polnishen Ostpolitik in der Regierungszeit Sigismunds III. // Russland, Polen und Цsterreich in der fruhen Neuzeit. Festschrift fur Walter Leitsch zum 75. Geburtstag. Hrsg. von Ch.Augustynowicz, A.Kappeler, M.D.Peufuss, I.Schwarcz, M.Wakounig (=Wiener Archiv fur die Geschichte des Slawentums und Osteuropas. Bd.XIX). Wien-Koln-Weimar: Bohlau Verlag, 2003. S.159-177.
Дмитриев М.В. Православная культура Московской и Литовской Руси в XVI веке: степень общности и различий // Белоруссия и Украина: культура и история. Ежегодник 2003. М.: Наука, 2003. C.9-22.
Дмитриев М.В. Рецензионная статья на книгу: Gudziak B.A. Crisis and Reform. The Kyivan Metropolinate, the Patriarchate of Constantinople, and the Genesis of the Union of Brest. Cambridge: Harvard University Press, 1998 (Harvard Series on Ukrainian Studies) // Белоруссия и Украина: культура и история. Ежегодник 2003. М.: Наука, 2003. C.355-372.
Дмитриев М.В. Взгляд православных и взгляд католиков на объединение церквей накануне Брестской унии 1596 г. // т Древней Руси к России нового времени Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М.: Наука, 2003. С. 458-473.
Дмитриев М.В. Брестская уния в исследованиях польских и российских историков // Российско-польские научные связи в XIX - XX вв. / Отв.ред. В.К.Волков. М.: Индрик, 2003. С.203-217.
Дмитриев М.В. Церковные братства Киевской митрополии в конце XVI в.: результат "православной конфессионализации"? // Сравнительная история: методы, задачи, перспективы. Сб.статей. / Отв.ред. М.Ю.Парамонова. Москва, 2003. С.133-153.
Дмитриев М.В. Евангелие в польской и украинско-белорусской культуре Речи Посполитой XVI-XVII вв.: притча о мытаре и фарисее в католической (Петр Скарга) и православной (Учительное Евангелие) проповеди // Одиссей. Человек в истории. 2003. Язык Библии в нарративе. М.: Наука, 2003. С.13-22.
Dmitriev M. Culture "latine" et culture "orthodoxe" a l'est de l'Europe au XVIIeme siecle // XVIIeme siecle. 2003. ?3. (Juillet-Septembre 2003, 55eme annee). Numero special: "La frontiere entre les chretientes grecque et latine au XVIIeme siecle. De la Lithuanie a l'Ukraine subcarpathique). P.391-414.
Dmitriev M. Joseph de Volokolamsk, etait-il antisemite? // Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 a la Maison des Sciences de l'Homme (Paris). Textes reunis par M.Dmitriev, D.Tollet et E.Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003. P.77-98.
Dmitriev M. Terrain a explorer : antijudaisme, philojudaisme, antisemitisme dans les societes de rite grec avant le XVIIIe siecle // Les Chretiens et les Juifs dans les sociйtйs de rites grec et latin. Approche comparative. Actes du colloque organise les 14-15 juin 1999 а la Maison des Sciences de l'Homme (Paris). Textes reunis par M.Dmitriev, D.Tollet et E.Teiro. Paris: Honore Champion Editeur, 2003. P.339-365.
Дмитриев М.В. Евреи во взглядах польского проповедника середины XVII века Павла Рушеля // Свой или чужой? Евреи и славяне глазами друг друга. Сборник статей. М.: Сэфер - Институт славяноведения РАН, 2003. С.45-67.
Дмитриев М.В. Литва и "литовские люди" в представлениях русского общества в середине XVII вв. // Тезисы международной научной конференции "Литва эпохи Миндаугаса и ее соседи: исторические и культурные связи и параллели. 11-12 декабря 2003. Москва. Москва: Дом Юргиса Балтрушайтиса, 2003. С.19-20.
Dmitrijew M. Polska, Ukraina i Rosja w polowie XVII wieku // Ugody polsko-ukrainskie w XVII wieku. Krakow, 2002. P.30-37 (текст опубликован по-польски и по-украински).
Dmitriev M., Seregina A. Two Views on Religious Toleration in the 16th Century: Robert Persons and starets Artemij // Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwichet, Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P.89-109.
Dmitriev M. Catholicisme, Orthodoxie, Protestantisme et les societes de l'Europe: questions a poser// Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwichet, Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. Р.15-38.
Dmitriev M. Les confreries de Ruthenie dans la deuxieme moitie du XVIe siecle - une "Reforme orthodoxe"? // Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwichet Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P.208-220.
Dmitriev M. Etre orthodoxe en Ruthenie (Ukraine, Bielorussie) au XVIe siecle : les institutions et le vecu chretien // Etre catholique, etre orthodoxe, etre protestant. Confessions et identites culturelles en Europe medievale et moderne. Etudes reunies et publiees par Marek Derwichet Mikhail V. Dmitriev. Wroclaw: LARHCOR, 2003. P.355-371.
Dmitriew M.V. Lacina jako medium wplywоw zachodnich w kulturach wschodnioslowianskich XVI i XVII wieku // Lacina jako jezyk elit. Pod red. J.Axera. Warszawa: DiG, 2004. S.343-373.
Дмитриев М.В. Иудаизм и евреи в украинско-белорусской православной письменности XVI века // До джерел. Збiрник наукових праць на пошану Олега Купчинського знагоди його 70-рiччяю. Том 2. Ки?в-Львiв, 2004. С.186-206.
Dmitriev M. Dans le monde enchante des communautes de Vieux-Croyants du bassin superieur de la Kama (Verkhokam'e) // Montagnes sacrees d'Europe. Actes du colloque "Religion et montagnes" (mai-juin 2002, Tarbes). Textes reunis par N. Lemaitre et S. Brunet. Paris: Publications de la Sorbonne, 2005. P.339-356.
Dmitriev M. Le confessionel et l' "ethnique" dans la construction des discours proto-nationaux en Russie Moscovite aux XVIe-XVIIe siecles // Istina L (2005), pp.137-162.
Дмитриев М. В. Культура Украины XVII-XVIII вв. // История культур славянских народов. Т.2. От барокко к модерну. М.: ГАСК, 2005. С.81-96.
Дмитриев М.В. Культура Украины и Белоруссии в эпоху Просвещения // История культур славянских народов. Т.2. От барокко к модерну.Под ред. Г.П.Мельникова. М.: ГАСК, 2005. С.228-234 (в соавторстве с Ю.А.Лабынцевым и Л.Л.Щавинской). С.228-234.
Дмитриев М.В. Украинская культура 19 в. // История культур славянских народов. Т.2. От барокко к модерну. Под ред. Г.П.Мельникова. М.: ГАСК, 2005. С.397-412.
Dmitriev M.V. La perception et l'image du judaisme en Russia Orientalis a la fin du XVeme-XVIeme siecles (remarques preliminaires) // Les Eglises et le Talmud. Ce que les Chretiens savaient du judaisme (XVIe-XIXe siecles. Sous la dir. de D.Tollet. Paris: Presses de l'Universitй Paris Sorbonne, 2006. P.15-34.
Дмитриев М.В. Киево-Могилянская академия и этницизация исторической памяти восточных славян (Иннокентий Гизель и Феодосий Софонович)// Киïвська Академiя. Вип.2-3. Киïв, 2006. С.14-31.
Dmitriev M.V. Die Sicht des Judaismus im Russland des 16. Jahrhunderts // Christen und Juden im Reformationszeitalter. Herausgegeben von R. Decot und M. Arnold. Mainz: Verlag Philipp von Zabern, 2006 (=Veroffentlichungen des Instituts fur Europaische Geschichte. Beiheft 72). S.217-235.
Dmitriev M.V. De l'Union de Brest a l'emergence de l'"ombre russe" en Europe de l'Est au XVIIeme siecle? // L'ombra della Russia sull'Europa Centro-Orientale. Storia, letteratura e altre cose. Atti del Colloquio Internazionale (San Martino al Cimino, 14-17 giugno 2006). A cura di Gaetano Platania.Viterbo: Sette Citta, 2007. P.31-69.
Dmitriev M. Vivre la difference dans l'Empire orthodoxe des premiers tsars : musulmans, paiens et tolerance a la moscovite, 1550-1700 // Vivre dans la difference, hier et aujourd'hui. Actes du colloque, Nimes, 24-25 novembre 2006. Publies par G.Audisio et Fr.Pugniere. Avignon: A.Bathelemy, 2007. P.121-134.
Дмитриев М.В. Конфессиональные и этнические компоненты "стратегий различения" в "Повести временных лет" и "Хронике Галла Анонима" // Исторические мифы и этнонациональная идентичность. Под ред. Л.П.Репиной (= Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. 2007. Вып.21). Москва: Издательство ЛКИ, 2007. С.345-363.
Дмитриев М.В. О "магическом" и мистическом в восточнославянской православной культуре XVI в. // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. Сб.статей. Москва: "Сэфер", 2007. С.145-154.
Дмитриев М.В. Исторические предпосылки и генезис Брестской унии: факты и интерпретации // Die Union von Brest (1596) in Geschichte und Geschichtsschreibung: Versuch einer Zwishenbilanz. Herausgegeben von I.Marte und O.Turij. Lviv, 2008. C.95-115 (перевод на немецкий: Historische Voraussetzungen und die Genese der Union von Brest: Fakten und Deutungen // Ostkirchliche Studien, 56(2007), Heft 2. S.322-342.
Dmitriev M. Denys l'Areopagite lu en Russie et en Ruthenie aux XVe-XVIIe siecles. Joseph de Volokolamsk, le starets Artemij, le protopope Avvakum // ISTINA, LII (2007), ?4, octobre-decembre. P.449-465.
Dmitriev M. Western Christianity and Eastern Orthodoxy // The Cambridge History of Christianity. Vol.VI. Reform and Expansion, 1500 -1660. Edited by R. Po-Chia Hsia. Cambridge University Press, 2007. P.321-342, 666-672 (bibliography).
Дмитриев М.В. Брестская уния: 300 лет спустя (религиозный опыт галицийских переселенцев в Канаду, рубеж XIX и XX вв.) // Confraternitas. Ювiлейний збiрник на пошану Ярослава Iсаэвича. Львiв: Iнститут украiнознавства, 2006-2007. C.554-585.
Dmitriev M. La culture orthodoxe de la Russie Moscovite (XVe - XVIIe siecles) : tendances de la recherche recente (1987 -2007) // L'Europa Centro Orientale e la storiografia post 1989. Mutamenti linguisici, storici et transizione socio-politica. A cura di G.Platania. Viterbo: Sette Citta, 2008. P.47-72.
Дмитриев М.В. Религиозные войны в Речи Посполитой? К вопросу о последствиях Брестской унии 1596 года // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2008. ?1(3). С.3-22.
Дмитриев М.В. Протопоп Аввакум и Corpus Areopagiticum // Каптеревские чтения. Сборник статей. Вып.6. М.: ИВИ РАН, 2008. С.104-108.
Дмитриев М.В. От Брестской унии к Переяславской раде: религиозные факторы сближения Украины и России в начале XVII в. // Украина и украинцы: образы, представления, стереотипы. Русские и украинцы во взаимном общении и восприятии. М.: Инслав РАН, 2008. С.308-321.
Дмитриев М.В. Конфессиональный фактор в формировании представлений о "русском" в культуре Московской Руси // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века - новое время. Под ред. М.В.Дмитриева / Religion et ethnicite dans la formation des identites nationales en Europe. Moyen Age - epoque moderne. Sous la dir. de Mikhail V. Dmitriev М.: Индрик, 2008. С.218-240.
Дмитриев М.В. Проблематика исследовательского проекта "Confessiones et nationes. Конфессиональные традиции и протонациональные дискурсы в истории Европы" // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе. Средние века - новое время. Под ред. М.В.Дмитриева / Religion et ethnicite dans la formation des identites nationales en Europe. Moyen Age - epoque moderne. Sous la dir. de Mikhail V. Dmitriev. М.: Индрик, 2008. С.15-42.
Дмитриев М.В. Макс Вебер, конфессионализация и православная Европа // Католицизм, православие и европейская идентичность. Материалы международного круглого стола. Москва, РГГУ, 22 мая 2007 года (опубликовано на сайте Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ, www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel).
Дмитриев М.В. О формировании дискурсов общерусского самосознания в украинско-белорусской культуре конца XVI-XVII вв. // Украина и Россия: история и образ истории. Материалы российско-украинской конференции. Москва, 3-5 апреля 2008 г. (опубликовано на сайте Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ, www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel).
Дмитриев М.В. О русских татарах и отношении к исламу в России XVI-XVII вв. // Историки-слависты МГУ. Кн.7. Х.Х.Хайретдинов. Исследования и материалы, посвященные 65-летию со дня рождения Х.Х.Хайретдинова. М.: Изд-во МГУ, 2008. С.66-78.
Дмитриев М.В. "Святая Русь" в русском фольклоре XIX в. // Prospice sed respice. Проблемы славяноведения и медиевистики. Сборник научных статей в честь 85-летия профессора Владимира Александровича Якубского. Санкт-Петербург: Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2009. С. 181-202.
Dmitriev M. What was not understood by Martin Gruneweg in the Orthodox Culture of Eastern Europe? // Martin Gruneweg (1562 - nach 1615). Ein europaischer Lebensweg. Herausgegeben von A.Bues. Wiesbaden : Harrassowitz Verlag, 2009. S.213-239.
Дмитриев М.В. Католицизм и "прото-национализм" во Франции конца XVI века (памфлет Ф.Пижена "Ослепление и неразборчивость Политиков") // Запад-Восток. 2(2009) Йошкар-Ола, 2009. С.27-34.
Дмитриев М.В. Христианское и национальное в византийско-русской традиции // Христианство, культура и нравственные ценности. Материалы международной конференции. М.: ИВИ РАН, 2009. С.96-116.
Dmitriev M. Humanism and Traditional Orthodox Culture of Eastern Europe. The Problem of Compatibility (15th - 17th Centuries) // On the Border of the Worlds. Essays about the Orthodox and Uniate Churches in Eastern Europe in the Middle Ages and the Modern Period. Ed. By A.Gil and W.Bobryk. Siedlce-Lublin: Akademia Podlaska; Instytut Europy Srodkowa-Wschodniej, 2010. P.45-83.
Dmitriev M. L'effondrement de la Pologne (Rzeczpospolita polska) a l'epoque de la paix de Karlowitz: le poids du religieux // La paix de Karlowitz, 26 janvier 1699. Les relations entre l'Europe centrale et l'Empire Ottoma. Sous la dir. de Jean Berenger. Paris :Honore Champion editeur, 2010. P.63-94.
Dmitriev M. " Etre catholique" et "etre Francais" dans certains textes de la fin du XVIe siecle // Revue d'histoire de l'Eglise de France, t.96(2010), ?2. P.329-347.
Дмитриев М.В. Представления о грехе и природе человека (христианская антропология) в средневековом католицизме и православии // Сравнительное изучение религиозных традиций: Россия, Восточная Европа, постсоветское пространство. Сборник авторских программ и материалов учебных курсов. Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2010. С.263-270.
Дмитриев М.В. Антииудаизм и антисемитизм в православных культурах Средних веков и раннего Нового времени (обзор исследований) // Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Индрик, 2011. С.10-46.
Дмитриев М.В. Cтруктура антииудейского дискурса в "Просветителе" Иосифа Волоцкого и "Послании" инока Саввы (конец 15 - начало 16 вв.) // Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Индрик, 2011. С. 101-124.
Дмитриев М.В. Православие и западное христианство: глубоки ли различия? // Религиозные традиции Европы и современность: изучение и преподавание в российских и зарубежных университетах. Сборник научных и научно-методических статей. Иваново: Изд-во "Ивановский государственный университет", 2011. С.8-38.
Dmitriev M. Conflict and Concord in Early Modern Poland: Catholics and Orthodox at the Union of Brest // Diversity and Dissent. Negotiating Religious Difference in Central Europe, 1500-1800. Ed. by H.Louthan, G.B.Cohen and F.A.J.Szabo. New York-Oxford: Berghahn Books, 2011. P.114-136.
Дмитриев М.В. Брестская церковная уния 1595-96 гг. как конфликт двух экклезиологий и cultural misunderstanding // Rzeczpospolita vs Carstwo - spor cywilizacyjny czy walka imperiow Pod red. A.Gila. Lublin: Institut Europy Srodkowo-Wschodniej, 2011. C.15-39.
Дмитриев М.В. Об отношении к "грамматике, риторике и силлогизмам" в православной культуре Восточной Европы на рубеже XVI и XVII веков // Религиозное образование в России и Европе в XVII веке. Под ред. Е.С.Токаревой и М.Инглота. СПб.: Изд-во РХГА, 2011. С.12-27.
Dmitrijew M.W. Prawoslawie i Unia Brzeska (1595-1596) jako czynniki integracji i dezintegracji Rzeczypospolitej w XVI-XVII w. // Widziane z zewnatrz. Pod. red. M.Baczkowskiego, T.Gasowskiego, A.Nowaka, Z.Piecha i B.Szlachty. Tom 1. Warszawa: Wydawnictwo DiG, 2011. S.57-66.
Дмитриев М.В.Тема иконопочитания в посланиях старца Артемия и в "Послании против люторов" (в контексте процессов "православной конфессионализации") // Православие Украины и Московской Руси в XV-XVII веках: общее и различное. Под ред. М.В.Дмитриева. М.: Индрик, 2012. С.40-57.
Dmitriev M. Humanism and the Traditional Orthodox Culture of Eastern Еurope: How Compatible were They in the 16th and 17th Centuries? // Orthodox Christianity and Human Rights. Edited by Alfons Bruening and Evert van der Zweerde. Leuven-Paris-Walpole: PEETERS, 2012 (= Eastern Christian Studies, 13). P.85-109.
Дмитриев М.В. Московская Русь и мусульмане в XVII веке: почему не велась миссионерская политика? // Православный собеседник. Выпуск 1(23). Казань: Издательство Казанской духовной академии, 2012. С.114-125.
Дмитриев М.В. Еще раз о митрополите Рагозе и Брестских соборах октября 1596 года // Крiзь столiття. Студii на пошану Миколи Крикуна з нагоди 80-рiччя. Львiв, 2012. С. 358-369.
Dmitriev M.V. Lа "Sainte Russie" des textes folkloriques russes: un concept "national" ou confessionnel? // Confessiones et nationes. Discours identitaires nationaux dans les cultures chretiennes: Moyen Age - XXe siecle. Sous la dir. de M.Dmitriev et D.Tollet. Paris : Honore Champion editeur (в печати).
Дмитриев М.В. Парадоксы "Святой Руси". "Святая Русь" и "русское" в культуре Московского государства 16-17 вв. и фольклоре 18-19 вв. // L'invention de la Sainte Russie. Actes du colloque tenu au Louvre. Mars 2010. Sous la dir. de V.Berelowitch (в печати).
Дмитриев М.В. Перемены в конфессиональном самосознании духовенства Киевской митрополии в конце XVI в. как фактор сближение украинско-белорусского общества с Московской Русью // Современные проблемы истории Церкви. Материалы международной научной конференции. Москва, МГУ, 7-8 ноября 2011 года. М., 2012 (в печати).
Dmitriev M.V. Orthodoxy and Russian Nationalism in Romanov's Empire: Revisionist Observations // Eastern Christianity in Imperial and Post-Imperial Societies. Ed. by N.Al-Bagdadi, I.Biliuta, A.Sincan. Budapest: CEU Press, 2012 (в печати).
Дмитриев М.В. "Новаторы" и "консерваторы" в украинско-белорусской и русской религиозной культуре первой половины XVII в. (Кирилл Транквиллион-Ставровецкий и его противники.) // Украина и Россия: взаимодействие в культурном пространстве Европы. Материалы второй конференции Российской ассоциации украинистов. Москва, декабрь 2011 года. Москва: МГИМО, 2012 (в печати).
Dmitriev M.V. La Russie orthodoxe face aux " heresies latines" a l'epoque de Louis XIII // Festschrift a l'honneur d'Alain Cabantous (rendu aux editeurs).