Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://hist.msu.ru/Labs/UkrBel/tairova1.htm
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Oct 1 23:32:21 2012 Кодировка: Windows-1251 |
Т. Таирова-Яковлева
Миряне и священники в Украине раннего Нового времени
Model page
Основные факторы, которые влияли на особенность отношений мирян и Церкви в Украине-Гетманщине:
Данные вопросы можно рассматривать в сравнении с ситуации в Московском государстве, что позволяет сделать выводы о различии украинского и русского православия.
Основные аспекты проблемы:
1.Отношение аристократии (магнатов) Украины к церкви.
А. Активная позиция борцов за православие: К.Острожский. Создание научных и образовательных центров (Острожский центр).
Б. Борьба с иерархами-сторонниками унии.
В. Сеймиковая борьба - юридическая попытка отстоять православную церковь в Речи Посполитой.
2.Отношение мещан к церкви.
Создание братств, основу которых составляли мещане, стало удивительным феноменом украинских земель, изменившим привычное отношение 'миряне-церковь'.
3.Отношение казачества к церкви.
Казачество с конца XVI века играло самую активную роль в жизни украинской православной церкви. При непосредственном участии казачество и лично П.Сагайдачного была восстановлена православная иерархия в Украине. Посвящение украинских иерархов, совершенное патриархом Феофаном в Киеве (1620 г.), утверждение под давлением казачества Владиславом IV 'Статей или пунктов для успокоения руського народа' (1632 г.), ставших юридическим восстановлением православия в Речи Посполитой.
Наряду с этим существует традиционная польская точка зрения (которую теперь активно поддерживает Н.Н.Яковенко), согласно которой казачество не было защитником религии, но являлось обычными грабителями с большой дороги. При этом отрицается религиозная направленность казацких восстаний.
Материалы:
Устав Львовского братства:
1. "всякий желающий вступить в братство, должен дать вступного в братскую кружку 6 грошей. Живущие в городе братья должны сходиться в братский дом один раз в 4 недели, или по случившейся необходимости и чаще, и давать в 4 недели по полгроша в братскую кружку.
2. Ежегодно братчики избирают из своей среды четырех старшин, которые по истечении года и дают отчет в общем собрании.
"Если братья увидят и услышат, что при какой-либо церкви, или в другом братстве, живут не по закону миряне или духовенство, то они должны напомнить виновным словесно или письменно, а в случае невнимания к их замечаниям, братчики доносят о том епископу. А если и сам епископ пойдет против закона и станет править церковью не по правилам святых апостолов и св. отцов, то такому епископу да противятся все, как врагу истины".
'Пункты для успокоения народа руського':
"Свободно отправлять религиозные обряды, право поправлять и строить новые церкви, также госпитали, школы, семинарии, типографии и свободный доступ на городские должности не состоящим в унии во всех городах и местечках Речи Посполитой".
Рекомендуемая библиография:
Дмитриев М.В. Между Римом и Царьградом. Генезис Брестской церковной унии 1595-1596 гг. М., 2003.
Жукович П.Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (1609г.). Вып. 1-2. СПб: типография М. Меркушева, 1903-1904.
Лукашова С.С. Миряне и церковь: религиозные братства киевской митрополии в конце XVI в. М., 2006.
Яковенко Н.М. Паралельний св?т. Досл?дження з ?стор?? уявлень та ?дей в Укра?н? XVI-XVII ст..К., 2002.
Plokhy S. The Cossacks and Religion in Early Modern Ukraine. Oxford, 2001.