Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://itpm.msu.su/~ovp/hobby/naples2001/pompei2001.html
Дата изменения: Thu Nov 1 19:12:25 2001
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:12:39 2012
Кодировка: koi8-r

День в Помпеях (не последний).

(Я не ждал от этой поездки особых впечатлений - развалины мне приходилось видеть и раньше, но оказалось, что в Помпеях есть то, что не прочтешь в рекламных брашюрах, не увидешь по телевизору. Помпеи - не музей, он даже не кажется таким древним, просто как-будто пару лет назад случилось землетресение и слабые стены рухнули, и люди ушли. Приходится заставлять себя принять, что всему, что ты видишь - 2 тысячи лет. Город полон мелких деталей той жизни - такие маленькие открытия доступны любому, кто заплатил 8$ за вход. А это сущие пустяки за возможность на день побывать в шкуре исследователя.)


Эту фотографию кратера Везувия я приватизировал с одного сайта - для того, чтобы сделать ее понадобилось бы покупать вертолетную экскурсию, а это доступно только японским туристам. Мелкие ноздреватые кусочки лавы в кратере до сих пор горячие настолько, что можно сварить яйцо, а струйки сернистого дыма напоминают, что адский огонь где-то очень близко и он готов вновь вырваться на свободу из земной скорлупы.
Первое, что поразило меня, когда мы вышли из поезда CirculumeVezuviano - это то, как на самом деле далеко от Помпей Везувий, и трудно поверить, что все эти пористые кусочки шлака, которые валяются здесь повсюду, долетели и завалили город, чьи размеры настолько велики, что его просто нереально обойти весь за один день. Размер катаклизма должен был быть просто циклопическим, и удивительно, что он не оставил после себя почти никаких исторических свидетельств. 
Город очень большой и хорошо сохранился - со всеми удивительными деталями, которые при других обстоятельствах врят ли уцелели бы. На фото виден мозаичный пол со сценкой травли кабана. Дальше виден бывший внутренний дворик с бассейном. Типичный особнячок в Помпеях.
Кроме открытых для туристов троп и объектов, есть еще и закрытая часть, куда доступ запрещен. Но если очень хочется ... Это бо'льшая часть города - лабиринт из улиц, двориков, тупиков, зарослей. Здесь можно день бродить и не встретить ни одного живого человека. Зато это лучшее место для того, чтобы понять, куда ты попал, без помощи навязчивых говорливых проводников, сам по себе. 
Этот каменный барельеф - кусочек мертвого города. Древний скульптор высекал его еще не зная, какая судьбы ждет его и его нехитрое произведение. Кто знает, что останется от нас нашим потомкам. 
А это одна из бесчисленных фресок Помпей. В художественном смысле все они безупречны, как полотна итальянских классиков эпох Возрождения. Похожи даже сюжеты, композиция и цветовая гамма. Преемственность передалась через 15 веков? Удивительно. Но вот что по настоящему удивительно - так это мозаики. Их можно посмотреть в Неаполе, в археологическом музее. Не пожалеете денег и времени - это точно. 
Когда Помпеи раскапывали, то регулярно наталкивались на полости в шлаке. Кто-то догадался заливать туда гипс - результат был шокирующим. Это все, что осталось от жителей Помпей. Эти пустоты.
А это - украшенный кровавыми цветами розалии путь к гладиаторской арене. Для многих он был последним... 
Когда то здесь шли гладиаторские бои, и публика визжала от предчувствия крови, в груди холодело от близости смерти. А Смерть была действительно близка - Она ходила всеми невидимая между рядами и вглядывалась в лица, и на лице ее была холодная ухмылка. А лошади тащили очередное тело, оставляющее кровавую дорожку на опилках, и над горой поднимался новый столбик белого дыма. 
 
 
 

Олег Павловский (текст+фото)

Посмотрите также странички о Неаполе и о Капри.