Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://imk.msu.ru/Events/seminars/eidos/eidos.html
Дата изменения: Tue Aug 27 12:18:52 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:30:11 2014
Кодировка: Windows-1251
Институт мировой культуры МГУ. Эйдос. Инновационные подходы в исследовании мировой культуры
 

Эйдос. Инновационные подходы в исследовании мировой культуры

Заседания семинара

__________________________________

Заседания семинара

31.01.2013
Д.В. Вальков. «Эпиграфические и нарративные памятники XI—XIV вв. sub specie победы и поражения средневекового итальянского города»

01.11.2012
А.Л. Смышляев. «Суд pro tribunali и политическая культура Римской империи (I - III в. н.э.)»

07.06.2012
М.А. Бойцов. "Священный Венец: реликвии как символы власти в средневековой Европе"

12.04.2012
И.Н. Данилевский. "Исторический источник и историографический нарратив: проблемы трансформации"

01.03.2012
А.В. Подосинов. "Древнегреческая космология"

31.03.2011
Т.Ю. Бородай. "Жизнь деятельная" и "жизнь созерцательная"

17.02.2011
М.Н. Соколов. "Три образа рая. От эдемского сада к батончику Баунти"

20.01.2011
Л.О. Зайонц. "От семиотики языка к проекту всемирного разума: новые грани эзотерической поэзии предромантизма"

17.12.2010
И.С. Якубович. "Историческая лингвистика как вспомогательная историческая дисциплина"

25.11.2010
И.С. Якубович. "Интерпретация языковых контактов как инструмент реконструкции древней истории"

29.10.2010
С.И. Лучицкая. "Иконический поворот" в исторической науке: вызовы и сомнения"

15.09.2010
А.М. Лидов. "Образ-парадигма как новое понятие истории культуры"

28.02.2013

Илья Сергеевич Якубович. «Сакральное пространство империи хеттов в свете лингвистических исследований»

Империя хеттов со столицей в Хаттусе (XVII-XIII вв. до н.э.), является, пожалуй, первым в истории примером государственного образования, активно позиционировавшего свой многонациональный характер. Столкнувшись с многообразием религиозных культов на контролируемой ими территории, хетты не стали отдавать предпочтение какому-либо одному пантеону, создав вместо этого стройную систему религиозной номенклатуры, интегрирующую различные традиции. В основе классификации лежали несколько базовых теонимов, часто синкретизированных с богами месопотамского пантеона, которые могли уточняться или по названиям культовых центров, или по приписываемым им атрибутам. В результате появлялись такие двусоставные имена как 'Иштар города Самуха' или 'Бог-защитник, обладатель шкуры'. Целью моего доклада является показать, что номенклатура имперского пантеона оказалась хорошо интегрированной в систему хеттской ономастики. В частности, я намерен обосновать необходимость ре-интерпретации 'топофорных' имен, таких как Halpa-ziti 'человек из Алеппо', в качестве эллиптических теофорных имен, т. е. 'человек (Бога грома) города Алеппо'. Если моя гипотеза верна, это должно свидетельствовать о глубокой интеграции официальной религиозной системы в среде элит империи хеттов. Теонимы, подобные 'Богу грома города Алеппо' или 'Иштар города Самуха', были не абстрактными созданиями хеттских писцов или объектом их академического интереса, а именами реальных божеств, покровительству которых хетты доверяли своих детей.

Илья Сергеевич Якубович (Ph. D. 2008, Университет Чикаго), является научным сотрудником Отдела лингвокультурной экологии Института мировой культуры МГУ, доцентом Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ, автором монографии Sociolinguistics of the Luwian Language (Leiden: Brill, 2008), а также около 90 других научных работ. Область его научных интересов включает сосуществование языков в древних обществах, сравнительно-историческую индоевропеистику, анатолийскую и иранскую филологию, языки и культуры древнего Ближнего Востока. С научными работами И. С. Якубовича можно ознакомиться по адресу http://rsuh.academia.edu/IlyaYakubovich.

31.01.2013

Дмитрий Вадимович Вальков. «Эпиграфические и нарративные памятники XI—XIV вв. sub specie победы и поражения средневекового итальянского города»

Период XI—XIV вв. был ознаменован в истории значительного числа итальянских городов не только бурным внутриполитическим развитием, сменой форм и способов городского управления, эволюцией властных институтов, но также активной внешней политикой как в пределах собственно Италии, так и в целом в Средиземноморье. При этом участниками политики, творцами судеб становились не только крупные города (Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Амальфи и т. д.), но также небольшие лигурийские коммуны, тосканские и венетские замки, удаленные центры средиземноморского африканского побережья. В докладе предполагается проанализировать основные пизанские, генуэзские, миланские нарративные памятники XI—XIV вв., сопоставить их данные с имеющимся северо-итальянским эпиграфическим материалом, понять их роль и значение в освещении основных направлений внешней политики северо-итальянских городов, в формировании и категоризации образа города.

Вальков Дмитрий Вадимович

Кандидат исторических наук, доцент, с. н. с. отдела культуры и науки средневековой и современной Европы ИМК МГУ. Сфера научных интересов: раннехристианская, позднеантичная, средневековая итальянская эпиграфика.

Избранные публикации:

Эволюция формуляра эпиграфических памятников Генуи (IX - XIV вв.) // Средние Века. Выпуск 64. М.: Наука, 2003.
'Миф о первоосновах' города как объяснительная модель генуэзско-лигурийской топонимики // Текст и комментарий (Круглый стол к 75-летию Вяч. Вс. Иванова) / Отв. ред. акад. РАН В. Н. Топоров / Сост. Д. В. Вальков, Т. В. Цивьян. М.: Наука, 2006.
Памятники генуэзской эпиграфики Крыма. М.: изд-во 'Книжный дом Университет', 2009.
«Nonabsquecordisamaritudine:»: Казус в генуэзско-турецких отношениях первой половины XV в. // Вопросы эпиграфики / Под ред. А. Г. Авдеева. Выпуск 4. М.: изд-во Университета Дмитрия Пожарского, 2010.

01.11.2012

Александр Леонидович Смышляев. «Суд pro tribunali и политическая культура Римской империи (I - III в. н.э.)»

Историки до сих пор спорят о том, была ли эпоха Ранней империи временем расцвета или, наоборот, кризиса и упадка античной гражданской общины (античного города). Ответ на этот вопрос могут дать не только исследования античного города, но и - политической культуры Ранней империи. Еще полвека тому назад большинство историков считало Раннюю империю государственным образованием бюрократического типа, в котором местное городское самоуправление было фактически сведено на нет, и местные органы власти стали, бессловесными исполнителями приказов сверху, шестеренками мощного государственного аппарата. В наше время господствуют представления, в соответствии с которыми решающую роль играли органы местного городского самоуправления, выполнявшие лишь те приказы сверху, которые не противоречили интересам местных городских элит, а также традициям и ценностям античной гражданской общины (античного города). Смена господствующей парадигмы связана с деятельностью британского исследователя Фергюса Миллара и его последователей.

Исследуя в первую очередь систему поведенческих и мыслительных стереотипов императора и других представителей центральной власти, эти историки доказывают, что в управлении государством император и его агенты выступали не столько в роли администраторов, сколько политиков, дипломатов и арбитров. Их деятельность соответствовала традициям, ожиданиям и интересам граждан античного города. Отношения власти с подвластными основывались не столько на диктате, сколько на сотрудничестве, партнерстве, учете взаимных интересов. Связанная с этими отношениями политическая культура обеспечила римской державе два столетия невиданной ни до, ни после социально-политической стабильности, получившей название 'римского (или августова) мира'. Работая в русле этого направления, я рассматриваю различные аспекты деятельности римского наместника по управлению вверенной ему провинцией. Чтобы понять основную направленность и особенности этой деятельности, необходимо учитывать ее социальный, ментальный и физический контекст.

В качестве примера своей работы я хотел бы представить доклад, посвященный суду pro tribunali. Римские магистраты и наместники, как правило, отдавали официальные распоряжения и отправляли правосудие с трибунала (pro tribunali) - возвышавшейся на городском форуме платформы. Обычно трибунал рассматривают как символ деспотической власти, воплощенный во властной вертикали образ социального и политического неравенства. Однако наряду с властной вертикалью существовала демократическая горизонталь: трибунал символизировал власть, осуществляемую публично на глазах и под контролем всех граждан.

Александр Леонидович Смышляев

Кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, ведущий научный сотрудник Института мировой культуры им. М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: политическая история и политическая культура Ранней римской империи, римское право.

07.06.2012

Михаил Анатольевич Бойцов. 'Священный Венец: реликвии как символы власти в средневековой Европе'

На протяжении Средневековья священные реликвии служили не только для поклонения, но и для освящения власти государей, приобретая функции инсигний. Политическое и 'конституционное' значение священных корон, копий и т. п. предметов было различным, как и ожидания, с ними связывавшиеся. Зато общим для них было включение в материальную плоть предмета священных реликвий - почти исключительно страстных. Предполагать здесь христианизацию неких давних римских практик оснований нет, ведь венцы римских императоров, будучи порой весьма дорогими в материальном отношении, судя по всему, не представляли собой сакральных предметов. Венец же, содержащий в себе священную реликвию, оказывается новшеством, появление которого, похоже, можно довольно точно датировать концом IV в. и даже объяснить из стечения определенных политических обстоятельств. Это тем более интересно, что перемены в символическом оформлении власти происходят, как правило, постепенно, а революционные новации случаются сравнительно редк о. 'Авторских' изобретений в этой кончервативной сфере не так уж много - тем более, закрепившихся на сколько-нибудь продолжительное время. Между тем, имя автора самого первого 'венца Константина', похоже, назвать можно. Тем не менее, его изобретение, которое, как выяснится позже, ожидало большое будущее, предстает результатом не только индивидуального озарения, но и глубинных перемен в восприятии как императорской власти, так и христианства.

Михаил Анатольевич Бойцов

Доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории факультета истории Национального исследовательского университета 'Высшая школа экономики'. Заведующий Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова в 1983 г., там же в 1987 г. защитил кандидаскую диссертацию 'Имперские собрания в Германии во второй половине XIV в.'. С 1987 по 2011 гг. сначала м.н.с., затем доцент кафедры истори Средних веков исторического факультета МГУ им. М.В, Ломоносова. В 2011 г. защитил докторскую диссертацию 'Политический церемониал в Священной Римской империи XIV - начала XVI в.'. Основная работа - монография 'Величие и смирение. Очерки политического символизма в средневековой Европе' (2009).

12.04.2012

Игорь Николаевич Данилевский. 'Исторический источник и историографический нарратив: проблемы трансформации'

'Историческая реальность', которая изучается историками (является объектом их изучения), на самом деле представляет собой исторические реконструкции. Из этого следует один очень важный вопрос: какая информация источников может использоваться (и как) в исторических реконструкциях? В основе таких реконструкций должна, как представляется, лежать верифицируемая информация (которая может быть проверена по независимым друг от друга источникам); уникальная информация (которую с такой страстью ищут историки) может использоваться только после 'негативной' проверки (то, что К. Поппер называл фальсификацией), да и то только с оговорками, что так могло быть; наконец, повторяющаяся информация (цитаты, топосы ect.) может (и должна) использоваться для того, чтобы понять, как воспринимали то или иное событие, или ту или иную личность современники и ближайшие потомки.

Игорь Николаевич Данилевский

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки факультета истории Национального исследовательского университета 'Высшая школа экономики'. Окончил Ростовский--на-Дону государственный университет в 1975 г. В 1981 г. в МГУ им. М.В. Ломоносова защитил кандидатскую диссертацию 'Временные данные письменных источников и методы датировки исторических фактов'. С 2001 г. ведущий, затем - главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, заведующий центром 'История частной жизни и повседневности', заместитель директора по науке. В 2004 г. защитил докторскую диссертацию 'Герменевтические основы изучения летописных текстов'.

01.03.2012

Александр Васильевич Подосинов. 'Древнегреческая космология. Представления о мире и пространстве в связи с путешествиями аргонавтов, Геракла и Одиссея'

Доклад посвящен некоторым особенностям картины мира архаических греков, восстанавливаемой по сочинениям Гомера и ранних поэтов. Ограниченный материковой Грецией, берегами Эгейского и Ионического морей, кругозор гомеровских греков и представление об окружающем ойкумену океане обусловили следующую географическую особенность картины мира: проливы Босфорский, Мессенский, Сицилийский и Отрантский воспринимались, по-видимому, как рубежи ойкумены, представляющие собой выходы во Внешний океан, а значит, в потусторонний мир, ведь именно там чаще всего локализовали царство мертвых. В докладе подробно рассматриваются маршруты плаваний Одиссея, аргонавтов и Геракла, которые получают новое истолкование в связи с 'возможностью' океанических плаваний героев в рамках их картины мира.

Александр Васильевич Подосинов

доктор исторических наук, профессор, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор в центре антиковедения в ИВКА РГГУ, зав. кафедрой древних языков Исторического факультета МГУ, главный редактор журнала 'Аристей. Вестник классической филологии и античной истории'. Автор более 300 научных работ, в том числе 20 монографий. Сфера интересов - античная литературная традиция о Восточной Европе, история античной географии и картографии, история Северного Причерноморья, рецепция античности в последующей культуре Европы, латинская литература. Кандидатская диссертация посвящена произведениям Овидия как историческому источнику по истории Восточной Европы, докторская - представлениям о пространстве в архаических культурах Евразии.

Основные публикации по теме доклада:

  • EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 'Языки русской культуры', 1999 (60 п.л.).
  • Проблемы исторической географии Восточной Европы (античность и ранее средневековье). The Edwin Mellen Press. Lewiston; Queenston; Lampeter, 2000 (Russian Studies in World History and Culture. Vol. 2) (378 стр.).
  • Восточная Европа в римской картографической традиции. Тексты, перевод, комментарий. М., 'Индрик', 2002 (Древнейшие государства на территории Восточной Европы), 30,5 п.л. (488 стр.).
  • Римские географические источники: Помпоний Мела и Плиний Старший. Тексты, перевод, комментарий (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). М., 'Индрик', 2011 (31 п.л.). (в соавторстве с М.В.Скржинской)
  • Картография в Византии: (К постановке проблемы) // Византийский временник. 54. 1993. С. 43-48
  • Античная картография (факты и проблемы) // Вопросы истории. 1998. 8. С. 61-70.
  • Карта и текст: два способа репрезентации географического пространства в античности и средневековье // Древнейшие государства Восточной Европы, 2006 г. Пространство и время в средневековых текстах. М., 2010. С. 5-21
  • Путешествие по античной ойкумене: о принципах организации географического описания в 'Хорографии' Помпония Мелы // Одиссей: человек в истории. 2009. Путешествие как историко-культурный феномен / Гл. ред. А.О. Чубарьян. 2010. С. 11-23
  • Изучение пространственной картины мира у архаических народов Евразии в свете историко-антропологических идей А.Я.Гуревича // Образы прошлого. Сборник памяти А.Я.Гуревича. СПб., 2011. С. 116-132
  • Океан, моря, проливы и реки в архаической картине мира древних греков // Висы дружбы. Сборник статей в честь Татьяны Николаевны Джаксон. М., 2011. С. 345-356
31.03.2011

Татьяна Юрьевна Бородай. "Жизнь деятельная" и "жизнь созерцательная". Историко-философский комментарий к античной дискуссии о смысле бытия

Аристотель в первой книге 'Никомаховой этики' говорит о трех образах жизни (греч. biou tropoi, лат. modus vivendi): 'Существует три основных образа жизни: Большинство людей разумеют под благом и счастьем удовольствие, и потому для них желанна жизнь, полная наслаждений: Они сознательно избирают скотский образ жизни: Люди достойные и деятельные (praktikoi) понимают под благом и счастьем почет; это - цель государственного (politikos) образа жизни: Третий образ жизни - созерцательный' (Eth.Nic. I, 3; 1095 b 15 - 1096 a 5).

В дальнейшем на протяжении всей истории античности и Средних веков множество философов, риторов, моралистов и богословов обсуждало вопрос: какой из двух достойных образов жизни следует предпочесть мудрому человеку для достижения подлинного блаженства или для спасения - деятельный или созерцательный; либо же необходимо сочетать оба, и если да, то как именно? Этот топос был настолько распространен, что легче перечислить тех, кто не писал на эту тему. В эпоху Возрождения и в Новое время, в 16-18 веках, традиционная дискуссия продолжается. В 19 веке она переходит из сферы строго научного дискурса в эссеистику и беллетристику (в России это, например, Гончаров, Толстой, Леонтьев, Достоевский, Розанов). В 20 веке Ханна Арендт вновь вернула ее в область серьезной философии книгой 'Vita activa' (1960, англ. пер. 'Human condition').

Моя задача сейчас - вычленить существенные и, может быть, не вполне очевидные моменты дискуссии, с тем, чтобы можно было затем определить, что менялось в постановке, понимании и решении проблемы conditio humana на протяжении веков. Материалом мне будут служить диалоги Платона 'Федон' и 'Государство'; 'Никомахова этика' Аристотеля; 'О созерцании' и 'Против гностиков' Плотина; комментарий на Песнь Песней Бернарда Клервоского; комментарий на 'Никомахову этику' Фомы Аквинского.

17.02.2011

М.Н. Соколов. "Три образа рая. От эдемского сада к батончику Баунти"

Речь пойдет о трех различных идеалах блаженного края, которые, проявляясь в реальной европейской истории, не вытесняют друг друга диалектически, но наслаиваются друг на друга, пребывая в диалогическом или диакритическом (т.е. конфликтном) взаимодействии. Это, во-первых, древнее, языческое представление о рае как продолжении привычной ойкумены, во-вторых, средневековый транцендентный образ счастливого инобытия (утраченного в Грехопадении и возвращенного Христом) и, наконец, новоевропейский эстетический рай, явленный в чувственном (в широком смысле) и наиболее конкретно - в художественном переживании. Три данных топоса, однородных лишь чисто номинативно, выглядят во взаимном сравнении последовательно дематериализующимися - от предметно-природной, магической Вещи к религиозному Образу и, наконец, к художественной Идее (вульгаризованным масскультовым преломлением которой стал пресловутый 'батончик Баунти'). Наилучшей парадигмой такого рода метаморфоз может служить меняющаяся стилистика са дово-паркового искусства, но для обобщенного изложения темы предполагается использовать, в первую очередь, ряд примеров из изобразительного искусства Возрождения - как рубежного времени, когда 'своеобразие эстетического' (Лукач) впервые проявилось во всем своем эпохальном значении.

Соколов Михаил Николаевич, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник НИИ РАХ. В своих исследованиях стремится к консолидации искусствоведения, филологии и философии в русле единого 'иконологического' метода, нацеленного, в первую очередь, на изучение исторического и метаисторического содержания произведений. Основные публикации:
Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVII веков. Реальность и символика. М., 1994.
Мистерия соседства. К метаморфологии искусства Возрождения. М., 1999.
Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002.
Ab arte restaurata. Сакральность эстетического в 'иеротопии' нового времени // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2009.

20.01.2011

Л.О. Зайонц. "От семиотики языка к проекту всемирного разума: новые грани эзотерической поэзии предромантизма"

Доклад посвящен анализу оригинального семиологического и философского опыта, предпринятого русским поэтом-предромантиком Семеном Бобровым (1765-1810) в одной из его поэм. В мистико-аллегорической эпопее 'Древняя ночь вселенной, или Странствующий слепец' поэт формулирует свои теоретические взгляды на природу знака, соотношения знака и значения в иератических языках и семиотическую основу так называемого истинного или универсального языка. В основу поэмы положен библейский миф о языке Адама, который рассматривается Бобровым как порождающая матрица 'всемирного разума'. В докладе исследуется круг сопутствующих этой проблематике исторических, философских и лингвистических идей, их преломление в тексте поэмы и та новаторская интеллектуальная задача, которую решает автор в формате поэтического текста.

17.12.2010

И.С. Якубович. "Историческая лингвистика как вспомогательная историческая дисциплина"

Классической областью взаимодействия исторической лингвистики и этнической истории является идентификация прародины реконструированных праязыков и реконструкция материальной и духовной культуры их носителей. Основным исследовательским методом здесь является семантический анализ праязыковой лексики, а также выделение заимствований из праязыка и в праязык. Не принижая важности подобного рода исследований, следует вместе с тем указать на их сложность: в качестве материала для этнолингвистической реконструкции берутся уже реконструированные сущности, что делает сам анализ двухэтапным.

Вместе с тем, методы исторической лингвистики могут быть применены и к реконструкции ситуации в древних обществах, от которых у нас сохранились письменные памятники, но о чьей этнической истории мы имеем лишь смутные представления. Эта инновационная парадигма исследований привлекает своей доступностью для широкого круга специалистов, поскольку здесь мы имеем дело с интерпретацией контактов между документированными языками. Кроме того, к анализу контактной лексики здесь можно добавить анализ контактных явлений в речи, в особенности переключения и чередования кодов.

В свою очередь, реконструкция этнолингвистической ситуации в определенном ареале в исторический период может оказаться полезной для интерпретации топонимии данного ареала. В настоящем докладе будет обсуждена значимость реконструкции этнической истории Малой Азии для установления правильной этимологии топонима Каппадокия.

25.11.2010

И.С. Якубович. "Интерпретация языковых контактов как инструмент реконструкции древней истории"

Процедура реконструкции этнической истории на основании изучения языковых контактов является обратной по отношению к предмету большинства работ, посвященных языковым контактам в современном мире. Социолингвист, изучающий 'живые' языки, как правило, заранее владеет информацией относительно экологии соответствующих языковых сообществ и изучает влияние экстралингвистических параметров на языковые изменения. В случае палеосоциолингвистического исследования, часто приходится работать с корпусом текстов, испытавших контактное влияние, не имея прямого доступа к исторической информации о природе соответствующих контактов. Использование типологических данных позволяет, однако, описать механизмы языковых контактов исходя из их результатов, а затем реконструировать контактные стимулы, которые могли каузировать описанные механизмы. В докладе обсуждается применение обратной социолингвистической реконструкции к интерпретации языковой ситуации в хеттском царстве (Малая Азия, II тыс. до н.э.).

29.10.2010

С.И. Лучицкая. "Иконический поворот" в исторической науке: вызовы и сомнения"

В докладе будет рассмотрен историографический феномен, который принято называть 'иконографический поворот'. Речь идет о том, что историки все большую роль уделяют роли изображений в социальной и ментальной практике и пытаются вписать историю эволюции изобразительных форм в более широкий социальный и культурно-исторический контекст. В разных странах мы наблюдаем процесс сближения истории и искусствознания. Диалог между историками и искусствоведами по-разному складывается в разных историографических ситуациях: на это влияют различные факторы, которые препятствуют или способствуют такому сближению. Эти факторы специфичны для каждой страны и каждой историографической ситуации. Их анализ — в центре внимания доклада, в котором будут рассмотрены иконографические исследования последних лет во французской и немецкой историографии. В заключение будет поставлен вопрос о том, стоит ли действительно говорить об 'иконографическом повороте', возможно ли выработать общие для искусствоведов и историков подходов методы анализа изображений и найти поле пересечения их интересов, где предел междисциплинарности, в чем возможности и ограниченность иконографического подхода, в какой степени новые исследования являются инновационными, а в какой — опираются на предшествующие историографические традиции

15.09.2010

А.М. Лидов. "Образ-парадигма как новое понятие истории культуры"

Материалы:
Текст доклада (.doc)
Аудиозапись доклада (.wma)
Дискуссия по докладу (.pdf)

Институт мировой культуры МГУ ©2003-2007