Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://phys.msu.ru/upload/iblock/bcd/thesis.doc
Дата изменения: Thu Mar 10 12:23:43 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:10:40 2012
Кодировка: koi8-r

УДК 551.466

Наблюдения за деформационным режимом
бетонной плотины Братской ГЭС

Г.Г. Кочарян1, Е.А. Виноградов2 А.Н. Гончаров1,
В.И. Куликов1, А.А. Кулюкин2, Д.В. Павлов1

1Институт динамики геосфер РАН, г. Москва, Россия
2 Дальневосточный геологический институт ДВО РАН, Россия
kocharyam@geodyn.ru

Хорошо известно, что уровень деформаций на отдельных участках
инженерных сооружений может существенно превышать расчетные значения. При
действии на инженерные сооружения длительных, многократно повторяющихся
циклических нагрузок малые остаточные деформации могут накапливаться, что с
течением времени может привести к их недопустимым деформациям, а в ряде
случаев и к динамическому разрушению. Подобный эффект хорошо известен как
"усталостное разрушение". Наиболее ярко эффекты накопления деформаций
проявляются на стыках строительных конструкций, на существующих трещинах и
иных нарушениях сплошности.
Современные измерительные средства позволяют организовать проведение
многоканальных высокоточных непрерывных наблюдений. Длительный мониторинг
деформации потенциально опасных участков инженерных сооружений позволяет
выявить техногенные, температурные, суточные, сезонные деформации,
обнаружить эффекты накопления, если они имеют место, и принять
соответствующие технические решения.
В период с 28.05.2008 г. по 30.05.2008 г. при помощи индуктивных
датчиков перемещения М-022А типа LVDT проводилась непрерывная регистрация
деформации вертикального шва между секциями ? 50 и ? 51 в верхней смотровой
галерее, расположенной внутри плотины Братской ГЭС на 4 метра ниже ее
гребня.
Основное внимание было уделено исследованию влияния на ход деформаций
динамических нагрузок от проходящих по гребню плотины железнодорожных
составов. Проведенные измерения показали, что составы оказывают
значительное влияние на деформационный режим плотины, что приводит к
возникновению остаточных микросмещений на шве между секциями. Амплитуда
поперечных колебаний гребня плотины при прохождении товарных поездов
составляет 33 мкм при фоновых амплитудах 10 мкм. Длительность воздействия
проходящего поезда - около 120 сек.