Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://polit.msu.ru/pub/asp_doc/Diss_sovet/Kurajshi_autoref.doc
Дата изменения: Wed Oct 21 16:31:17 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:36:26 2012
Кодировка: koi8-r

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА



На правах рукописи



Курайши Денис Афизуллаевич


Исламский фактор в политическом процессе современной России
(на примере республик Северного Кавказа)



Специальность 23.00.02. -

политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и
политические процессы и технологии



АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук









Москва, 2009


Диссертация выполнена на кафедре российской политики факультета политологии
Московского государственного университета им.
М.В. Ломоносова

Научный руководитель: кандидат
философских наук,

доцент Г.С. Александрова

Официальные оппоненты: доктор
политических наук

А.-Х.А. Султыгов


кандидат политических наук

И.А. Цечоев

Ведущая организация: Современная
гуманитарная
академия,

кафедра политологии


Защита состоится «25» ноября 2009 г. в 15 ч. 00 м. на заседании
Диссертационного совета по политическим наукам Д 501.001.47 при Московском
государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, ГСП-
1, Москва, Ломоносовский пр-т, д. 27, корп. 4, ауд. ___.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Отдела диссертаций
Фундаментальной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова (сектор «А», 8-й этаж,
к. 812) по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27.

Автореферат разослан «___»_____________2009 г.


Ученый секретарь
Диссертационного совета,
кандидат политических наук доцент
А.В. Федякин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Исламский фактор оказывал значительное
влияние на политику России на протяжении всей ее истории. Еще со времен
первых князей Русь находилась в интенсивных цивилизационных и религиозных
контактах со своими многочисленными соседями, в том числе с Волжско-Камской
Булгарией, принявшей в X в. ислам. В целом, изучение исламского фактора
является важной частью анализа российской истории и политического процесса.
По словам известного татарстанского политолога Р..Хакимова «.судьбу России
в прошлом и будущем не объяснить без исламского фактора. Россия с первого
дня существования сталкивалась с исламом как внутри страны, так и во
внешней политике.»[1]. Согласно федеральному закону ?125-ФЗ от 26.09.1997
г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» ислам относится к
религиям, составляющим «неотъемлемую часть исторического наследия народов
России». Это подтверждается и тем, что из 182 этносов современной России 57
ассоциируют себя с исламом, составляя около 10% населения[2].
Исследование исламского фактора в политическом процессе современной
России особенно актуально на примере республик Северного Кавказа, где с
конца 1980-х годов по сегодняшний день идёт борьба между государственной
властью и представителями радикального ислама и этнического сепаратизма.
Как заявил еще в 2000 г. В.В. Путин, «.в сфере наших государственных
интересов Северный Кавказ занимает особое место. Сегодня в этом российском
регионе происходят испытания на прочность базовых основ нашего
конституционного строя.»[3].
Важность исламского фактора в политической жизни современной России
отмечается многими представителями государственной власти и лидерами
общественно-религиозных организаций и движений. В июне 2009 г. в Москве
прошла конференция «Мусульмане СНГ за межконфессиональное и межнациональное
согласие», на которой представителем Администрации Президента Российской
Федерации была поддержана идея об открытии в Москве и республиках Северного
Кавказа филиалов кувейтской организации «Умеренный ислам» для
противодействия экстремизму. 15 июля 2009 года на встрече с духовными
лидерами российских мусульман Президент РФ Д.А..Медведев заявил: «Наш
мусульманский мир представляет очень авторитетную силу в целом. Это очень
важно для нашей страны»[4]. Президент отметил, что «к сожалению, в России
деятельность экстремистских организаций является весьма активной», и
призвал мусульманское духовенство распространять идеи веротерпимости.
Д.А..Медведев заявил об исламском экстремизме: «.этот фактор является
весьма сложным, дестабилизирующим ситуацию в нашей стране.».
Таким образом, исламский фактор во многом формирует политическую
повестку дня в современной России; его анализ является особенно актуальным
в условиях эскалации террористической угрозы на Северном Кавказе в
последние годы.
Возрастание влияния ислама на политический процесс современной России
вызвано причинами как мирового, так и внутрироссийского масштаба. При этом
следует заметить, что в силу глобального характера мусульманской религии,
анализ её воздействия на политику России нельзя ограничить только
внутриполитическими проблемами.
В целом актуальность темы настоящего исследования обусловлена
следующими причинами:
- глобализацией, предоставившей религиозным экстремистам новые
средства осуществления своих целей и актуализировавшей глобальные
притязания ислама в условиях информационного общества;
- крахом биполярной системы, а также кризисом связанных с ней
идеологий и модернизационных проектов, в результате чего усилилась
религиозная и этническая идентичность, а также обострились
межцивилизационные конфликты;
- кризисом советского проекта модернизации и последовавшим за ним
ослаблением российской государственности, вызвавшим всплеск религиозного
экстремизма на Северном Кавказе в условиях ухудшающегося социально-
экономического положения республик региона;
- отсутствием у государственной власти продуманной и последовательной
стратегии борьбы с исламизмом, сепаратизмом и терроризмом на Северном
Кавказе, что в условиях специфической правовой и политической культуры
кавказских народов, коррупции и бедности привело к формированию сложного
клубка проблем («кавказского узла»), неразрешимых путем отдельных решений,
разовых действий и силовых методов.
Существование указанных причин приводит к тому, что в республиках
Северного Кавказа постоянно тлеют очаги сепаратизма, экстремистской
террористической деятельности, в том числе в форме радикального исламизма.
В связи с этим представляется особенно актуальным поиск как причин
создавшегося положения, так и способов его преодоления.
Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования
предполагает обращение к широкому кругу источников разнообразной
направленности и характера. Проблема разрабатывалась многими авторами,
поскольку исламский фактор оказывал и оказывает значительное воздействие на
российский и мировой политический процесс.
К первой группе исследований относится литература, посвященная исламу
в целом, а также его отдельным сторонам и проявлениям. К этой группе
источников относятся работы известных ученых-исламоведов, таких как В.В.
Бартольд, И.Ю. Крачковский, Г.Э. Грюнебаум и др.[5] В них раскрывается
сущность исламского видения мира, истории, государства и общины верующих,
жизни индивида.
Вторая группа исследований рассматривает историю ислама в России, в
том числе взаимоотношения государственной власти Российской империи и СССР
с мусульманским духовенством и населением. Сюда входят сочинения таких
авторов, как Р.Г. Абдулатипов, И.К. Загидуллин, Р. Ланда и др.[6] Эти
исследователи отмечают, что исторически взаимоотношения государственной
власти и ислама в России были противоречивы: с одной стороны государство
навязывало исламу определенную институциональную структуру, с другой
стороны - проводила, в целом, политику веротерпимости.
При рассмотрении исторического аспекта воздействия исламского фактора
на политический процесс России особое внимание следует уделить Кавказской
войне, в ходе которой Российской империи противостояло теократическое
исламское государство горцев - имамат. Описанию Кавказской войны посвящены
труды В.А. Потто, Р.А. Фадеева и др.[7] Важными для темы исследования
являются работы, рассматривающие историю, нравы и особенности политического
устройства кавказских народов, распространение среди них ислама как в его
умеренных, так и в радикальных формах[8].
Отдельную группу исследований составляют труды, посвященные
воздействию ислама на политический процесс современной (после 1991 года)
России. Среди них можно отметить работы А.В. Малашенко, Л.Р. Сюкияйнена,
А.А. Игнатенко, А.К. Алиева и др.[9] Они раскрывают причины и характер
актуализации ислама в российском пространстве, произошедшей за последние
двадцать лет. Так, А.А. Игнатенко полагает, что имманентно присущая исламу
конфликтность циклически воспроизводится в истории как реакция на
совпадение определенных политических, культурных и экономических факторов.
А.В. Малашенко считает, что современный исламизм - это «не болезнь ислама,
это его вечная реакция на проигранную историю»[10].
Ряд авторов, например К.М. Ханбабаев, Д.А. Нечитайло и др.,
рассматривает вопросы политизации ислама на современном Северном Кавказе с
учетом внешнего фактора[11]. Особое внимание многих ученых сконцентрировано
на причинах возникновения и распространения на Северном Кавказе такой
радикальной формы ислама, как ваххабизм[12].
Проблемам исламского экстремизма, радикализма и терроризма в целом и
на Северном Кавказе в частности посвящены работы З.С. Арухова, И.П.
Добаева, В.А. Тишкова, Л.А. Баширова и др.[13] В этом контексте также
необходимо отметить работы А.-Х. Султыгова, И.А. Цечоева, А.А. Мантаева и
др., в которых проблемы исламского экстремизма рассматриваются на примере
социально-политических процессов и проблем в сфере этнополитических
конфликтов в конкретных республиках Северного Кавказа[14]. В ряде
исследований вопросы исламского радикализма ставятся в контексте проблем
национальной безопасности России[15].
Отдельную группу исследований составляют работы, в которых
производится анализ воздействия исламского фактора на политический процесс
в условиях глобализации. К этой группе относятся труды Н.В. Вагапова, Н.В.
Жданова, Л.Р. Сюкияйнена и др.[16] Проблемы глобализации и мировой политики
анализируются в работах Е.М. Примакова, А.С. Панарина, А.И. Уткина, И.
Валлерстайна, З. Бжезинского и др.[17] В контексте идеи С. Хантингтона о
«столкновении цивилизаций» ряд авторов (Т. Али, Л.И. Медведко)
рассматривает глобализацию с точки зрения противостояния Запада и мира
ислама[18].
Исламские политические идеологии рассматриваются в работах Г.Р.
Балтановой, С.В. Голунова, Ю.А. Зараховича, А.В. Малашенко, Г.Б. Фаизова,
Ф.И. Хачима, Г. Джемаля и др.[19] Мировому «исламскому возрождению»
посвящены труды таких зарубежных авторов, как Б. Льюис, Ж. Кепель, Д.
Ландау, Д. Эспозито и др.[20]
Особую часть использованной литературы составили оригинальные
источники на арабском языке - труды идеологов исламского фундаментализма и
радикализма (Абу Маудуди, Ахмад Такиддин ибн Таймийя, Ахмад ибн Ханбал,
Мухаммад Абдо, Сейид Кутб, Хасан ат-Тураби, Хасан аль-Банна, Фейсал
Мавляли, Юсуф аль-Кардави)[21], в значительной степени повлиявшие на
исламистов Северного Кавказа.
Значительный объем информации по интересующим нас вопросам содержится
в Интернете, особенно на сайтах информационных агентств и различных
мусульманских организаций, в том числе экстремистских[22].
Во многих упоминаемых выше работах, однако, не была чётко
зафиксирована необходимость комплексного подхода к исследуемой проблеме.
Политический процесс в республиках Северного Кавказа определяется
совместным действием целого ряда факторов, к числу которых, в первую
очередь, необходимо отнести исламский фактор, деятельность органов
государственной власти, слабость или отсутствие институтов гражданского
общества и др. По словам известного исследователя исламского экстремизма на
Северном Кавказе А.К. Алиева «в изучении этой проблематики ещё остаются
определённые пробелы, обусловленные в первую очередь отсутствием
комплексных разработок, которые бы позволили свести воедино отдельные
концептуальные достижения»[23].
Объект исследования - исламский фактор в политическом процессе
современной России. Предмет исследования - воздействие исламского фактора
на политический процесс в республиках Северного Кавказа.
Цель исследования - изучение особенностей воздействия исламского
фактора на политический процесс современной России на примере республик
Северного Кавказа.
В соответствии с целью необходимо выделить следующие задачи
исследования:
- определить теоретико-методологические основы анализа исламского
фактора в политическом процессе современной России на примере республик
Северного Кавказа;
- провести исторический анализ воздействия исламского фактора на
политический процесс России;
- проанализировать основные политические концепции ислама, повлиявшие
на исламистов Северного Кавказа;
- установить причины радикализации ислама в условиях Северного
Кавказа;
- проанализировать теорию и практику исламского экстремизма на
территории Северного Кавказа;
- исследовать воздействие исламского фактора на политическую систему
современной России;
- выявить основные недостатки российской государственной политики в
области борьбы с исламским экстремизмом и пути их преодоления.
Теоретико-методологическая база исследования включает в себя
совокупность научных принципов и подходов, таких как системный,
комплексный, сравнительно-исторический, проблемный, социокультурный и
другие. Системный подход позволяет выявить наиболее значимые элементы и
проявления исламского фактора в политике, их взаимозависимость и
взаимообусловленность. Особое внимание уделяется комплексному подходу,
поскольку комплексный подход позволяет учесть все многообразие факторов
(политических, культурных, географических, социально-экономических,
геополитических), сопряжённых с исламским фактором. Сравнительно-
исторические методы помогают рассмотреть эволюцию исламских концепций, их
влияние на политические процессы в различных регионах на разных этапах.
Большое значение в рамках предпринятого исследования имеет принцип
историзма, который позволил проанализировать современные события и
тенденции в исторической ретроспективе, выявить исторические корни
современного исламского радикализма на Северном Кавказе. Анализируя
политические процессы в республиках Северного Кавказа в современный период,
следует помнить, что нельзя отрывать их от исторических предпосылок. Как
справедливо отмечает В.И..Коваленко, назрела необходимость задуматься над
тем, «как осуществлялись крупномасштабные реформы в нашей стране, а именно
те из них, которые обозначали собой заметные отходы от традиционалистских
оснований общественной жизни»[24].
Научная новизна диссертации заключается в проведении комплексного
анализа влияния исламского фактора на политические процессы в республиках
Северного Кавказа с учетом новейших тенденций, а также в контексте
актуальных задач Российского государства. В ходе проведенного анализа:
- предложен системный подход к изучению исламского фактора в политике;
- выявлены исторические корни и особенности исламского радикализма в
республиках Северного Кавказа, определено место исламского экстремизма в
системе современных политических отношений на Северном Кавказе;
- предложен подход, увязывающий феномен исламского экстремизма с
уровнем социально-экономического развития общества;
- определены некоторые направления и способы борьбы с исламским
экстремизмом на территории Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Общий анализ российской истории и политического процесса (особенно
на современном этапе) не может быть проведен без учета исламского фактора.
2. Ислам по своему влиянию является всемирной религией. Следовательно,
анализ исламского фактора в политическом процессе России должен
осуществляться не только с точки зрения внутриполитических проблем и задач
России, но и с точки зрения глобальных притязаний и перспектив ислама в
условиях глобализации, становления информационного общества и
многополярного мира.
3. Северный Кавказ, как показывают события конца XX-начала XXI вв. (в
том числе «Пятидневная война» в Южной Осетии в августе 2008 г.), является
«ключевым» регионом для Российского государства, поскольку от мира и
стабильности на Северном Кавказе в значительной степени зависит
безопасность, территориальная целостность и конституционный строй России в
целом. Использование исламского фактора на Северном Кавказе с целью борьбы
против государственной власти зачастую является не средством борьбы за
«независимость», а инструментом влиятельных международных игроков в
«холодной» войне против России.
4. Исторически ислам на Северном Кавказе носил синкретический
характер, органично наложившись на доисламские верования, этнические
традиции и обычаи (адаты). Политизация и, соответственно, радикализация
ислама в регионе всегда значительно усиливались в периоды кризисов
идентичности местных народов в результате конфликтов или внешней экспансии.
Кроме того, после окончания эпохи советского «научного атеизма», а также в
условиях глобализации и наступления информационного общества, политизация
ислама на Северном Кавказе приобрела во многом несамостоятельный характер,
став результатом вхождения Северного Кавказа в мировое информационное
пространство в качестве периферии исламского мира. В результате на Кавказе
возникло противоречие между традиционным исламом и его радикальными
версиями, приходящими в основном из арабского мира. Таким образом,
исламский фактор в политическом процессе современной России не является чем-
то целостным и однородным, что создает значительное пространство
возможностей для действий государственной власти, духовенства и
гражданского общества.
5. Исламский фактор не является определяющим для политического
процесса на современном Северном Кавказе. Это связано с тем, что ислам
утвердился на Северном Кавказе относительно недавно (в XVII-XVIII веках), с
отсутствием у горских народов длительного и успешного опыта проживания в
исламском теократическом государстве, а также с длительным воздействием
российской, европейской и советской культуры. Исламский фактор, скорее,
обостряет основополагающие социально-экономические и политические факторы
нестабильности на Северном Кавказе. Действующие в республиках Северного
Кавказа экстремистские «джамааты» не являются свободными в своей
идеологической устремленности и политической практике объединениями,
поскольку в финансовом, идейном, организационном и других отношениях в
большой степени зависят от зарубежных экстремистских организаций.
Вследствие этого на практике активность северокавказских экстремистов
лишена созидательного содержания и не выходит за рамки тех целей, которые
преследуются в регионе внешними, далеко не всегда исламскими, силами.
6. Для решения проблем исламского экстремизма и терроризма на Северном
Кавказе необходима реализация ряда мер: развитие политико-
институционального строительства, способствующего нейтрализации исламского
экстремизма и терроризма; совершенствование политических и правовых
принципов федерализма, их реализация на практике с учетом геополитических
интересов России; реализация организационных, социальных, административных,
силовых и других мер по борьбе с исламским радикализмом, прежде всего с его
крайними формами; организация просвещения населения в духе традиционного
умеренного ислама, лояльного к государственной власти России.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положения
могут быть использованы при дальнейшем анализе социально-политических
процессов на Северном Кавказе, в деятельности органов государственной
власти по реализации государственной политики в регионе и по борьбе с
исламским экстремизмом. Материалы данной работы также могут быть применены
в учебном процессе.
Апробация работы осуществлена в выступлениях автора на научно-
практических мероприятиях и конференциях: семинаре-совещании «О
взаимодействии федеральных органов государственной власти и органов власти
субъектов РФ в реализации государственной национальной политики» (Совет
Федерации ФС РФ, Москва, 22-23 марта 2007 г.), научно-практической
конференции «Сохранение этнокультурного наследия народов России» (Институт
социально-консервативной политики, Москва, 2 ноября 2007 г), Российском
конгрессе народов Кавказа «Российский Кавказ» (Президент-отель, Москва, 20-
21 марта 2008 г.).
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании
кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации соответствует целям и задачам исследования и
включает в себя введение, две главы, заключение, приложения и список
литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации,
анализируется степень научной разработанности вопроса, определяется объект,
предмет, цель и задачи диссертации, выявляется научная новизна,
практическая значимость, формулируются положения, выносимые на защиту.
Глава 1 «Теоретико-методологические и исторические аспекты анализа
исламского фактора в политическом процессе современной России на примере
республик Северного Кавказа» посвящена исследованию теоретических и
исторических аспектов влияния исламского фактора на политический процесс в
республиках Северного Кавказа.
В параграфе 1.1 «Теоретико-методологические основы анализа проблем
исламского фактора в политическом процессе России на примере республик
Северного Кавказа» в качестве основы теоретико-методологического анализа
исламского фактора в политическом процессе России на примере республик
Северного Кавказа рассматриваются системный и комплексный подходы.
Системность предполагает, что исламский фактор представляет собой
определенный целостный объект, вступающий в специфические отношения с
другими объектами - прежде всего с политической системой того или иного
государства и с системой международных отношений. Таким образом, в целях
исследования необходимо выявить сущность и дать определение исламского
фактора с учетом его взаимосвязи с политической системой Российского
государства. Комплексность предполагает, что научный анализ такого объекта,
как исламский фактор, возможен только при учете всей совокупности отношений
и процессов, воздействующих на исламский фактор и степень его проявления
или возникающих вследствие его существования.
Таким образом, теоретико-методологические основы анализа исламского
фактора в политическом процессе современной России, включают комплексное
описание и научное определение исламского фактора, а также смежных понятий
(исламский фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм). Необходим,
также, учет таких факторов, как социально-экономическое положение,
особенности местных традиций Северного Кавказа. Кроме того, необходимо
увязывать анализ исламского фактора в политическом процессе современной
России с анализом процесса глобализации и ее воздействием на ислам.
Теоретико-методологический анализ исламского фактора в политическом
процессе современной России необходимо также дополнить историческим
аспектом.
В параграфе 1.2 «Исламский фактор в политическом процессе России:
историко-политический анализ» проводится ретроспективный анализ появления и
дальнейшего распространения ислама в России. Обращение к истории появления
ислама в России позволяет сделать некоторые социально-политические
обобщения.
На основании анализа взаимодействия государства и ислама в России в
историческом и политическом отношениях можно утверждать, что на протяжении
нескольких веков вплоть до XX столетия власти понимали важность
выстраивания мирного общения и взаимопонимания между православными и
мусульманами. Исходя из этого «представляется правомочным констатировать,
что вплоть до февраля 1917 г. в России существовала далеко не идеальная, но
в целом вполне удовлетворяющая основные религиозные потребности мусульман
система организации их духовной жизни, находившаяся под государственным
контролем»[25]. По мере накопления опыта взаимоотношений между государством
и мусульманской общиной наметилась тенденция переноса основной нагрузки по
их поддержанию на общественные механизмы регулирования.
Отношения между Российским государством и исламом характеризовались
следующими обстоятельствами:
со стороны государства:
признанием того, что в рамках православного государства существует
религиозное меньшинство с собственными культурными традициями;
спорадическими попытками ассимиляции этого меньшинства, его
христианизации, не являвшимися постоянным курсом государства;
стремлением установить контроль над жизнью мусульман;
формированием представления о том, что Россия имеет особый подход в
отношении религиозных меньшинств, в том числе мусульман;
со стороны мусульман:
тенденцией приспособления к государству и его идеологии, что находило
выражение в позиции той части мусульманского духовенства, которая
сотрудничала с властями;
усилением самосознания мусульманского общества в условиях давления со
стороны государства, а также угрозы русификации;
стремлением российских мусульман при удобном случае к подтверждению
своей конфессиональной идентичности, в том числе посредством политических
действий, что выражалось первоначально в участии в антиправительственных
восстаниях;
сохранением в исторической памяти чувства принадлежности к мировой
умме, что проявлялось во вспышках панисламистских настроений.
Заметим, что строя свои отношения с исламом по образцу отношений с
Православной церковью, власти создали для мусульманской общины России
организацию, схожую с церковной, хотя исторически институт церкви в исламе
отсутствует. Как отмечал исследователь российского ислама начала XX века
С.Г. Рыбаков, «русский закон создал мусульманское духовенство как сословие
мулл с правами и обязанностями, установления, чуждые мусульманскому миру,
не предусмотренные мусульманским правом (шариатом)»[26].
Это привело к последствиям, далеко выходящим за пределы намерений
российского правительства: произошло оформление мусульманского
духовенства России в качестве организованной национально-политической силы,
результатом чего стало усиление интегративных функций ислама.
Историко-политический анализ отношений Российского государства и
ислама показывает, что в этой области накоплен как продуктивный, так и
негативный опыт, представленный как попытками сдерживания ислама, так и
попытками распространения веротерпимости. Сегодня, пусть и в значительно
изменившемся виде, в России сохраняются принципы и институты контроля над
мусульманской общиной, созданные в Российской империи и Советском Союзе.
Задачей государственной власти является постепенное смягчение
государственного воздействия на ислам при условии, что сами мусульмане и их
духовные лидеры будут готовы во всей полноте принять конституционные
принципы России и интересы остального населения. В связи с этим
представляются чрезвычайно важными постоянные консультации представителей
органов власти с мусульманским духовенством по вопросам религиозного
просвещения, развитию легальной (вплоть до государственной аккредитации)
мусульманской образовательной среды.
Глава 2 «Особенности проявления исламского фактора в современном
политическом процессе на Северном Кавказе» посвящена анализу политических
концепций ислама и роли исламского фактора в современном политическом
процессе в республиках Северного Кавказа.
В параграфе 2.1 «Основные политические концепции современного
исламского мира» рассматриваются становление и развитие основных
политических концепций ислама, которые являются теоретической базой
идеологии религиозного экстремизма на Северном Кавказе. Анализируются
основные этапы развития современных исламских политических концепций.
Современный этап развития исламского политического движения нашел
выражение в различных концепциях, сформулированных Абу аль-Маудуди, Сейидом
Кутбом, Али Шариати, Хомейни, Калимом Сиддики, Гейдаром Джемалем и Тариком
Рамаданом.
В параграфе 2.2 «Идеи радикального ислама в политическом процессе на
Северном Кавказе» рассматриваются проявления исламского экстремизма в
условиях Северного Кавказа и его влияние на политический процесс в
современной России.
В России особая активность исламских радикалов стала отмечаться в
конце 1980-х - начале 1990-х годов в республиках Северного Кавказа, где
проповедовались идеи всеобщей исламизации жизни людей. В эти годы
наблюдался рост числа приверженцев исламского радикализма в форме
ваххабизма, особенно в Чечне и Дагестане, их стремление подчинить своему
влиянию официальные культовые учреждения, а также противопоставить верующих
официальным органам власти. Создавались религиозно-политических структуры и
вооруженные формирования, укреплялись контакты с руководителями
экстремистских движений как внутри страны, так и за ее пределами.
Особенностью современного политического процесса в республиках
Северного Кавказа является сращивание на основе идеологии радикального
ислама религиозного, этнического и криминального экстремизма,
поддерживаемого международными террористическими структурами. Чтобы лучше
понять этот феномен, в работе были рассмотрены некоторые этнокультурные,
этнопсихологические, этноконфессиональные особенности и элементы
политической культуры горских народов Кавказа, особенно чеченцев, механизмы
их синтеза, используемые в деятельности террористических групп.
Роль ислама в общественно-политической жизни республик Северного
Кавказа с каждым годом усиливается - соответственно увеличивается
политическое влияние традиционных исламских институтов. Вместе с тем,
необходимо констатировать, что ислам не стал консолидирующим фактором для
населения Северного Кавказа. Доминирующим в этом регионе по-прежнему
остаются факторы этнической и общинной принадлежности. Взаимосвязь
этнического и религиозного факторов способствовала тому, что в ходе
многочисленных конфликтов ислам на Северном Кавказе используется для
упрочения своих позиций и усиления влияния различными политическими, в том
числе сепаратистскими и другими деструктивными силами.
В параграфе 2.3 «Некоторые направления политики государства по
предотвращению негативного развития ситуации на Северном Кавказе»
предложены конкретные меры по борьбе с исламским радикализмом.
В политическом процессе в республиках Северного Кавказа существует ряд
серьезных проблем: религиозный экстремизм, этнонациональный сепаратизм,
коррупция и неэффективность политических институтов, низкий уровень
политической культуры, идеология нетерпимости и т.д. Следствием этого стало
создание авторитарных политических режимов, носящих эклектический
характер. Необходимо при прямой поддержке федерального центра привести
политический процесс в республиках Северного Кавказа в соответствие с
Конституцией РФ. Для этого необходима демократизация протекающих на
Северном Кавказе политических процессов: а) введение реальной смены власти
на выборной основе с точным соблюдением действующих конституционных
принципов и законов; б) недопустимость политики избирательной ориентации
федеральных властей на определенных политических деятелей в ущерб
демократическим принципам выборности и состязательности; в) необходимость
повышения компетенции и правосознания политиков и населения в вопросах
государственного управления, в том числе на путях формирования
межэтнических политических коалиций, призванных обеспечивать легитимный
избирательный процесс; г) необходимость учета специфики этнокультурного
состава населения при определении местных типов административного
устройства при соблюдении базовых принципов демократического правления,
определенных федеральной и местными конституциями.
Практическая система мер по блокированию исламского радикализма должна
носить комплексный характер, включая в себя институционально-правовые,
политико-организационные, социально-экономические и административно-силовые
составляющие. Тактические методы парирования угроз национальным интересам и
безопасности России со стороны исламского радикализма во всех его формах
должны осуществляться через конкретные политические решения, принимаемые на
уровне руководства страны и субъектов Федерации.
В заключении диссертации формулируются основные выводы и намечаются
перспективы дальнейшего исследования влияния исламского фактора на
политический процесс в республиках Северного Кавказа.

Публикации в периодических научных изданиях,
рекомендованных ВАК:

1. Курайши Д.А. Теоретические концепции исламского фундаментализма //
Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки, ? 2, 2007 (0,1 п. л.).

2. Курайши Д.А. Влияние процессов глобализации на исламский мир: тенденции
формирования нового международного порядка // Вестник МГУ. Серия 12.
Политические науки. ? 3, 2008 (0,1 п. л.).

Другие публикации:

3. Курайши Д.А. Политизация ислама в условиях глобализации // Мировая и
российская политика. Сборник статей по политологическим, теоретико-
методологическим и прикладным проблемам истории и современности.
Чебоксары, 2008, вып. ? 1 (0,4 п. л.).

4. Курайши Д.А. Коран о политических принципах мирового сосуществования
всех наций и конфессий // Сборник материалов Международного
миротворческого форума «Ислам - религия мира и созидания». г. Гудермес,
2007 (в соавторстве с Курайши Х.З., 0,5 п.л.).

5. Курайши Д.А. Исламский фактор в политических процессах республик
Северного Кавказа. Сборник научных статей факультета политологии МГУ.
«SCHOLA 2009», 2009 (0,1 п.л., в печати).
-----------------------
[1] Хакимов Р. Исламский фактор во внешней политике России: исторический
шанс // http://www.religare.ru/2_1128.html.
[2] Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: «Весь
мир», 2006. С. 27. Также см. данные переписи населения 2002 года
(www.perepis2002.ru).
[3] Путин В.В. Обращение к читателям журнала «Родина» // Родина, 2000, ?1,
С.1.
[4] Медведев Д.А. Вступительное слово на встрече с духовными лидерами
мусульман России 15 июля 2009 года //
http://kremlin.ru/appears/2009/07/15/1542_type63376_219649.shtml.
[5] Крымский А.Е. Ваххабиты. М., 1912; Медников Н.А. Палестина от
завоевания ее арабами до крестовых походов (по арабским источникам). СПб.,
1903; Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения. СПб., 1850;
Бартольд В.В. Ислам. Петроград, 1918; Бартольд В.В. Ислам и культура
мусульманства. М., 1992; Вагабов М.В. Ислам и семья. Махачкала, 1973;
Керимов Г.М. Ислам и его влияние на общественно-политическую жизнь народов
Ближнего и Среднего Востока. М., 1982; Кирабаев Н.С. Социальная философия
мусульманского Востока (эпоха средневековья). М., 1987; Саидбаев Т.С. Ислам
и общество. М., 1975; Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М., 1955; Шмидт
А.Э. Очерки истории ислама как религии // Мир ислама. Т. I. СПб., 1912;
Гольдциер И. Лекции об исламе. СПб., 1911; Грюнебаум Г.Э. Классический
ислам. Очерки истории (600-1258). М., 1986; Массэ А. Ислам. Очерки
истории. М., 1982; Мец А. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Уотт У.М.
Влияние ислама на средневековую Европу. М., 1976; Степанянц М.Т.
Мусульманские концепции в философии и политике ХIХ-ХХ вв. М., 1982; Ислам.
Религия, общество, государство. М., 1984.
[6] Ланда Р. Ислам в истории России. М.: Издательская фирма «Восточная
литература» РАН, 1995; Курныкин О.Ю. Исламский фактор в
«империостроительстве» России // Первые научные чтения памяти Е.М.
Залкинда. Барнаул, 2003; Алов A.A., Владимиров Н.Г. Ислам в России. М.,
1996; Журавлев К.В., Мельков С.А., Шершнев Л. И. Путь воинов Аллаха. Ислам
и политика России. М: «Вече», 2004; Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Ислам и Россия.
М.: «ВЕЧЕ», 2004; Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и
перспективы. М.: Мысль, 2002; Ислам в Российской империи (законодательные
акты, описания, статистика). М., 2001; Загидуллин И.К. Исламские институты
в Российской империи. Казань, 2007; Гаспринский Исмаил-бей. Россия и
Восток. Казань, 1993; Бенигсен А. Мусульмане в СССР // Россия и Татарстан:
проблемы асимметричных отношений. 1995, ? 2; Гайнуддинов Р.И. Ислам в
современной России (опыт философского анализа). Автореферат диссертации на
соискание ученой степени доктора философских наук. М., 2003.
[7] Потто В.А. Кавказская война. В пяти томах. Ставрополь, 1994; Фадеев
Р.А. Кавказская война. М., 2003; Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат
Шамиля. М., 2000; Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на
Кавказе. Т. 1. СПб., 1871; Блиев М.М., Дегоев В.А. Кавказская война. М.,
1994.
[8] Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и
пополненные Семеном Броневским. Москва, 1823; Берже А.Н. Этнографическое
обозрение Кавказа. СПб., 1879; Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник
сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1868; Кушева Е.Н. Народы
Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI - 30-е годы
XVIII века). М., 1963; Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. М.,1963; Акаев
В.Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994; Авксентьев А.В. Ислам
на Северном Кавказе. Ставрополь, 1984; Мужухоев М.Б. К эволюции верований
народов Центрального Кавказа в период средневековья. Грозный, 1983; Ханаху
Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-
философский анализ). Ростов-на-Дону, 2001; Шихсаидов А.Р. Ислам в
средневековом Дагестане. VII-XV вв. Махачкала, 1969; Бабич И.М. Эволюция
правовой культуры адыгов. М., 1999; Нунуев С.Х. М. Исторические этапы и
особенности распространения и укоренения ислама в Чечне (конец XVIII -
начало XXI вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата исторических наук. Москва, 2007.
[9] Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная
толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007; Ислам на территории
бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. М., 1999; Игнатенко А.А. Ислам
и политика. М.: Институт религии и политики, 2004; Ислам и мусульмане в
современной России. М., 1999; Мухаметшин Ф.М. Ислам в современном
российском обществе // Мусульмане изменяющейся России. М.: «Российская
политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002; Сюкияйнен Л.Р. Мусульманско-
правовая культура и российское законодательство // Мусульмане России
накануне XXI века: Материалы Международной научной конференции, Москва, 6
сентября 1997 г. М., 1998; Малашенко А.В. Исламское возрождение в
современной России. М., 1998; Баширов Л.А. Ислам и этнополитические
процессы в современной России: точка зрения. М., 2000; Градировский С.
Русский ислам // Эксперт. 2003. ? 6; Филь М.С. Мусульманские общины в
политической жизни современной России. Диссертация на соискание ученой
степени кандидата политических наук. М., 2006.
[10] Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М.: «Весь
мир», 2006. С. 201.
[11] Залимханов З.М., Ханбабаев К.М. Политизация ислама на Северном Кавказе
(на примере Дагестана и Чечни). Махачкала, 2000; Алиев М.Р. Влияние
зарубежных религиозных организаций на радикализацию ислама в Дагестане //
Государство и религия в Дагестане. Информационно-аналитический бюллетень ?
3. Махачкала, 2002; Поляков К.И. Влияние внешнего фактора на радикализацию
ислама в России в 90-е годы XX в. (на примере арабских стран) // Ислам на
постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001; Ментешашвили Заза.
Исламское возрождение на Северном Кавказе и в Центральной Азии. Тб.: Изд-во
Тб. ун-та, 1999; Малашенко А.В. Исламские ориентиры на Северном Кавказе.
М., 2001; Нечитайло Д.А. Международный исламизм на Северном Кавказе. М.,
2006.
[12] Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: Особенности его проявления на Северном
Кавказе. Махачкала: ГУП «Даг. кн. изд-во», 2002; Ханбабаев К.М. Этапы
распространения ваххабизма в Дагестане // Алимы и ученые против ваххабизма.
Махачкала, 2001; Гаджиев Р.Г. Ваххабизм: особенности его проявления на
Северном Кавказе. Махачкала, 2002; Кудрявцев А.В. «Ваххабизм»: проблемы
религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ.
2000. ? 3(9); Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе.
Конфронтация или компромисс? Махачкала, 1999.
[13] Бережной С.Е., Добаев И.П., Крайнюченко П.В. Ислам и исламизм на Юге
России. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 2003; Яндаров А.Д. Суфизм и
идеология национально-освободительного движения. Алма-Ата, 1975; Левин З.И.
Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988; Ислам и
политика на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону, 2000; Ислам и исламизм. М.,
1999; Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Махачкала, 1999;
Ярлыкапов А.А. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: к постановке
проблемы // Бюллетень ? 3 Владикавказского центра этнополитических
исследований ИЭА РАН. Владикавказ, 1999; Баширов Л.А. Ислам и
этнополитические процессы в современной России. М., РАГС, 2000; Игнатенко
А.А. Эндогенный радикализм в исламе // Центральная Азия и Кавказ. 2000. ?
2; Нуруллаев А.А., Нуруллаев Ал.А. Религиозно-политический экстремизм. //
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». 2003.
? 4; Бобровников В. Мусульмане Северного Кавказа: обычай, право, насилие.
М.: Вост. лит., 2002; Макаров Д. Радикализация ислама в Дагестане:
возможности и пределы джихадизма // Общественные науки и современность.
2004. ? 6, Тишков В.А. Российский Кавказ: книга для политиков. М., 2007;
Акаев В.Х. Исламский фундаментализм на Северном Кавказе: миф или реальность
// Центральная Азия и Кавказ. 2000. ? 3(9); Бережной С.Е., Добаев И.П.,
Крайнюченко П.В. Ислам в современных республиках Северного Кавказа. Ростов-
на-Дону, 2002; Добаев И.П. Традиционализм и радикализм в современном Исламе
на Северном Кавказе // Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов-на-
Дону, 2000; Добаев И.П. Исламский радикализм в международной политике (на
примере регионов Ближнего, Среднего Востока и Северного Кавказа). Ростов-на-
Дону, 2000; Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика.
Ростов-на-Дону, 2002; Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира //
Ислам и политика. М., 2001; Кисриев Э. Дагестан: причины конфликтов и
факторы стабильности // Центральная Азия и Кавказ 2000. ? 4(10); Рамазанов
Р.О. Концептуальные основы и современная практика исламистского терроризма
в региональном конфликте. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
политических наук. М., 2006.
[14] Султыгов А.-Х. Урегулирование этнополитических конфликтов в
современных условиях: зарубежный опыт и Россия. Диссертация на соискание
ученой степени доктора политических наук. Москва, 2006; Цечоев И.А.
Особенности социально-политических процессов в Республике Ингушетия в
современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
политических наук. Москва, 2007; Мантаев А.А. «Ваххабизм» и политическая
ситуация в Дагестане. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
политических наук. Москва, 2002; Димаева Ф. Ислам в современной Чечне:
воздействие на социально-культурные и политические процессы. Диссертация на
соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2003.
[15] Баринов В.В. Религиозно-политические процессы на Северном Кавказе и их
влияние на безопасность России (политологический анализ). Диссертация на
соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005; Исламский
экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России.
Научный отчет Российского института стратегических исследований. Под общ.
ред. Е.М. Кожокина. М., 1995; Морозов Ю.В., Лутовинов В.И. Агрессивный
экстремизм под прикрытием ислама: авантюра в Дагестане, ее последствия и
уроки // Вызовы безопасности и защита геополитических интересов России. М.,
1999; Геополитика Кавказа. М., 2003; Мельков С.А. Исламский фактор и
военная политика России. М., 2001.
[16] Религия и глобализация на просторах Евразии. М.: Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН); Моск. Центр Карнеги, 2009; Вагапов
Н.В. Ислам и глобализация современного мира. Социально-философский анализ
процессов адаптации и эволюции мусульманских религиозно-правовых доктрин.
Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.
Махачкала, 2006; Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.:
Международные отношения, 2003; Сюкияйнен Л. Ислам против ислама: Об
исламской альтернативе экстремизму и терроризму // Центральная Азия и
Кавказ. 2002, ? 3; Сюкияйнен Л. Ислам против исламского экстремизма // Азия
и Африка сегодня. 2003. ? 2; Материалы международной конференции «Ислам в
контексте диалога цивилизаций» // Иракский кризис и становление нового
мирового порядка. М., 2004; Исламская альтернатива и исламистский проект.
М.: Весь Мир, 2006; Кулиев Э.А. Коран и глобализация. Баку, 2005; Игнатенко
А.А. Эпистемология исламского радикализма // Религия и глобализация на
просторах Евразии. М., 2005; Мамедова Н.М. Исламская экономика и
глобализация // Ислам и политика. М., 2000; Мазруи Али. Глобализация: ислам
и Запад между гомогенизацией и гегемонизацией // Полис., 2000, ?4.
[17] Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века. М., 2003;
Бек У. Что такое глобализация? М., 2001; Примаков Е.М. Мир после 11
сентября. М., 2002; Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное
лидерство. М., 2005; Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2002;
Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2003.
[18] Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003; Али Тарик.
Столкновение цивилизаций: крестовые походы, джихад и современность. М.,
2006; Медведко Л.И. Россия, Запад, Ислам: столкновения цивилизаций? М.,
2003; Модестов С.Ю. Геополитика ислама. М., 2003; Mahathir Mohammad. Islam
and Globalization. Kuala-Lumpur, 2000; Ахтаев Ахмад-Кади. Война идей. М.,
2005; Аль-Кардави Юсуф. Современные фетвы. М., 2003.
[19] См.: Балтанова Г.Р. Социально-политический анализ зарубежных концепций
эволюции ислама в России и СНГ. Диссертация на соискание ученой степени
доктора философских наук. М., 1994; Голунов С.В. Ислам в СНГ в общественно-
научной мысли Запада. Диссертация на соискание ученой степени кандидата
исторических наук. М., 1998; Зарахович Ю.А. Анализ исламского возрождения
на постсоветском пространстве. Диссертация на соискание ученой степени
кандидата исторических наук. М., 1998; Ибрагимов М. Современная англо-
американская политология об «Исламском возрождении». Диссертация на
соискание ученой степени доктора исторических наук. М., 1990; Малашенко
А.В. Феномен ислама в политической жизни СССР/СНГ. Диссертация на соискание
ученой степени доктора исторических наук. М., 1995; Фаизов Г.Б.
Государственно-исламские отношения. Диссертация на соискание ученой степени
кандидата философских наук. М., 1993; Хачим Ф.И. Проблемы государственной
власти в исламской доктрине (на примере шиизма). Диссертация на соискание
ученой степени кандидата юридических наук. М., 1992; Хатами Мохаммад. Ислам
и диалог. М., 2001; Фадеев И.Л. Концепция власти на Ближнем Востоке. М.,
2001; Лари Рукни Мусави. Западный мир глазами мусульманина. Баку, 1994;
Хайдаров А. Источник международного права в доктрине и практике стран
ислама. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук.
М., 1996; Балаев М.А. Ислам: происхождение, эволюция и роль в общественной
жизни. Политологический аспект проблемы. Диссертация на соискание ученой
степени доктора философских наук. М., 1991; Джемаль Г.Д. Освобождение
ислама. М., 2004; Джемаль Г.Д. Революция пророков. М., 2003.
[20] Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и
традиционализм. М., 2003; Landau John. The Politics of Pan-Islamism:
Ideology and Organization. L., 1990; Кепель Жиль. Джихад. Экспансия и закат
исламизма. М., 2003; Мец Адам. Мусульманский ренессанс. М., 1996; Esposito
John. Islamic Threat: Myth or Reality. N.-Y., 1999.
[21] Абдель-Хамид Джуда ас-Сахар. История пророков. М.: «Сантланда», 1992;
Ахмад ан-Наими. На пути к исламской реформации. Гражданская свобода, права
человека и международное право. М., 1999; Абу аль-Маудуди. Основы ислама.
М.: «Сатланда», 1993; Кутб Сейид. Под сенью Корана. - М.: «Умма», 2003;
Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990; Умара
абл эр-Рахман. Эль Мазахиб аль-Муасира. Бейрут, 1987 (на арабском языке);
Журнал «Аттарика» (Бейрут), ? 4, 1987 (на арабском языке); Послание Хасана
аль-Банны V съезду «Ассоциации Братьев-мусульман» (1939 г.). Каир, 1981 (на
арабском языке); Ас-Сибаи Мустафа. Социализм ислама. Дамаск, 1959 (на
арабском языке).
[22] См.: Совет муфтиев России (http://www.muslim.ru); «Дагестанская
правда» (http://www.dagpravda.ru); «Ассалам» (http://assalam.dgu.ru);
Независимый исламский информационный канал (www.islam.ru); «Звезда Востока»
(http://www.fergana.ru/zvezda.html); «Мусульманский вестник»
(http://islam.dgu.ru); «Ислам для всех»
(http://www.islamua.net/index.shtml); «Нурул Ислам» (http://nurul-
islam.iwt.ru); «Северный Кавказ» (http://www.sknews.ru); «Чеченское
общество» (http://www.chechensociet.net); «Кавказ - центр»
(http://kavkazcenter.com) и др.
[23] Алиев А.К. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная
толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007. С. 22.
[24] Коваленко В.И. Проблемы трансформации демократии в условиях новых
вызовов // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. ?2, 2007. С 9.
[25] Арапов Дмитрий. Ислам в архивных материалах высших государственных
учреждений Российской империи (1721-1917 гг.) // Ab Imperio, ? 4, 2008. С.
262.
[26] См.: Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами
мусульман в России. Петроград, 1917. С.55.