Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://profcom.sinp.msu.ru/?module=articles&c=%23root&a=7
Дата изменения: Mon Feb 4 18:37:23 2013
Дата индексирования: Mon Feb 4 18:37:23 2013
Кодировка: Windows-1251
Профком НИИЯФ МГУ - Воспоминания фронтовика Данилова А.А. Профком НИИЯФ МГУ

Навигация
Главная
Объявления
Информация
Состав профкома
Состав комиссий профкома
Обратная связь
Документы
Положение о выплатах
Коллективный договор
О профкоме НИИЯФ
Фотографии
Наши фронтовики
.
Воспоминания фронтовика Данилова А.А.
Я участвовал во многих операциях при прорыве мощной обороны немцев: под городом Ржевом, Сталинградом, на реке Миус в Ростовской области, реке Молочная в районе города Мелитополь, на Днепре в районе города Херсона, при разгроме Кишиневско-Ясской группировки, при переходе границ Румынии, Болгарии, в Югославии, Венгрии, Австрии, принимал участие в разоружении эсесовских войск под городом Линц, участвовал во встрече с войсками союзников-американцев.

Хочу описать один бой за город Херсон и форсирование реки Днепр. В район Херсона наш полк вышел 6 ноября 1943 года. В этом районе немецкие войска держали сильно укрепленный плацдарм, по линии город 'Орешки - колхоз Горький' до города Каховки. В декабре немцы были выбиты с плацдарма, наши войска освободили левую сторону Днепра в районе города Херсон. Перед нами стояла задача освобождения Херсона и форсирование Днепра. В январе 1944 года зима стояла теплая, Днепр долго не замерзал, но когда покрылся тонким слоем льда, разведка нашего полка сходила на правый берег за языком. Мне была поставлена задача тянуть проводную связь за разведкой на случай, если разведчикам будет трудно, чтобы артиллерийский полк поддержал их огнем батареи. Разведчиками и моим отделением связи задачи были выполнены. Через несколько дней началась оттепель и лед растаял, Днепр больше не замерзал, а задача командования стояла: форсировать реку по льду. Весной 1944 года началась подготовка к форсированию Днепра. Но прежде, чем начать форсирование Днепра в районе Херсона, обнаружили, что в дельте реки находилась большая территория плавней с топями, болотами, малыми лиманами и небольшими реками. В этой местности немецкое командование не ожидало наступления Советской Армии. Для успешного наступления необходимо было сделать ряд инженерных сооружений. Это - настил из бревен в качестве дороги, чтобы могла пройти артиллерия, машины. Были построены несколько переправ через реки Большая Конка, Ингул, Ингулец и маленькие речки. Работа велась, как правило, ночью, скрытно. Работали все подразделения без исключения. Условия были трудными: окопаться было невозможно, через настилы проступала вода. Немецкие войска вели методичный обстрел из минометов, артиллерии, а на ближних подступах из пулеметов.

В конце марта началось форсирование Днепра. После артиллерийской подготовки и бомбовых ударов авиации по немецкой обороне началась переправа. Плыли на рыбацких лодках, плотах, дверях, воротах и других подручных плавсредствах. Для занятия плацдарма был спущен на воду катер с понтонами, на которых переправляли только танки и тяжелую артиллерию. Перед моим отделением стояла задача обеспечить проводную связь между ротами и дивизионом. После окончания операции по форсированию Днепра и освобождению города Херсона наша дивизия получила почетное наименование Херсонской.

Далее нам была поставлена новая задача: продвигаться вперед к городу Николаеву, пройти этот трудный путь по пересеченной местности, выйти на северные окраины Копани, где находился важный узел шоссейных дорог, укрепиться там и ждать подхода наших основных частей. Наше подразделение встретило мощный опорный пункт оборонявшейся сильной вражеской группировки с танками, артиллерией и авиацией. Это была деревня Копани Белозерского района Николаевской области. В это время оказались плохими погодные условия, в связи с весенней распутицей размыло дороги, шли проливные дожди. Движение по проселочным дорогам было затруднено. Артиллерийские батареи на машинах были посланы в обход, по шоссейной дороге. Но, как оказалось, там были освобождены не все населенные пункты и продвижение остановилось. У нас на вооружении имелись 76-мм пушки на конной тяге, которые отстали, так как на пути встречались балки, крутые подъемы, липла грязь к колесам. Тащили пушки солдаты, так как лошади устали, были измучены из-за тяжелой дороги и отсутствия нужного количества фуража. Но все же тихонько двигались.

Рано утром разведчики и связисты 100-го гвардейского артиллерийского полка совместно с 147 пехотным полком прибыли на окраину Копани. Радист доложил о прибытии разведки и связистов в указанный район. Пехота заняла боевые порядки. Но через некоторое время нам, связистам и разведчикам, была дана команда - занять круговую оборону на железнодорожном переезде Херсон-Николаев. Здесь находилась железнодорожная будка, на крыше которой был наблюдательный пункт разведки. Перед нами была поставлена задача - отражать контратаки немецких автоматчиков, которых подвозили в район переезда на бронетранспортерах. С нами находилась повозка связи. Мы ее закатили в недоделанную кирпичную трансформаторную будку, чтобы сохранить кабель, боеприпасы и лошадей.

Бой продолжался более суток. Немцам удалось вклиниться в нашу оборону и окружить нас, но не сплошной линией. К вечеру второго дня разведка пехотного полка доложила, что немцы готовятся к наступлению: стягивают технику и войска. Выход у нас оставался один: тянуть связь через немецкие боевые порядки, навстречу двигавшейся к нам артиллерии. В этом бою был убит радист, разбита рация, погиб и наш парторг Кузнецов Василий, москвич. Раненые поле боя не бросали. Связь мы потянули втроем и еще нам дали в помощь одного разведчика. Связь тянули ночью, по вспаханному полю. Немцы на вспаханном поле не окапывались. Их окопы тянулись вдоль посадки, из них все время в небо поднимались ракеты, освещавшие поле, строчили пулеметы трассирующими пулями, так что было очень трудно маскироваться. Были моменты, когда надо было то ложиться, то вставать. Было очень тяжело. На этом поле был ранен радист Ковтун, с ним оставили разведчика, а сами продолжали путь. Идти было очень трудно, ноги вязли в грязи, грязь липла к сапогам, они становились очень тяжелыми, и мы еле-еле вытаскивали их из грязи. Всю ночь шел дождь, наутро дождь перестал, и мы встретились с нашей первой батареей. Артиллерийская батарея сразу развернула пушки в положение к бою. Поступила команда с наблюдательного пункта, где были подготовлены данные о скоплении техники и живой силы противника: 'Огонь!'. Во второй половине дня подошли основные силы дивизии. Опорный пункт немцев и узел шоссейных дорог были взяты. Мы продвинулись вплотную к городу Николаеву в район элеватора, чтобы оказать помощь огнем артиллерии славным морякам-десантникам, которыми командовал старший лейтенант Ольшанский. Форсировали Буг. Далее лежал путь на Одессу.

За время наступательных боев наш полк прошел Кишинев, Румынию, Болгарию, Венгрию, Югославию, Чехословакию, Австрию, город Линц.

17.04.1975
Данилов А.А.


12 Май 2011 00:10:41 Опубликовал Vas, Автор/источник: -

Полезные ссылки

НИИЯФ МГУ
Ученый совет НИИЯФ МГУ
Совет молодых ученых НИИЯФ МГУ
Объединенный профсоюзный комитет МГУ
Физический факультет МГУ
Механико-математический факультет МГУ

Дизайн: профком НИИЯФ
PHP powered RSS Aggregation
Powered by ReloadCMS 1.2.7
© 2004-2006 ReloadCMS Team