Этические
принципы и правила работы практического
психолога образования
Об утверждении Положения о службе
практической психологии образования и статуса
практического психолога России
Вестник образования, ?7, 1995.
Этика работы практического психолога
основывается на общечеловеческих моральных и
нравственных ценностях, на положениях
Конституции Российской Федерации, защищающих
права человека. Предпосылки свободного и
всестороннего развития личности и ее уважения,
сближения людей, создания гуманного общества
являются определяющими для деятельности
психолога. Этические принципы и правила работы
психолога формируют условия, при которых
сохраняются и упрочиваются его профессионализм,
гуманность его действий, уважение людей, с
которыми он работает.
В своей работе практический психолог
руководствуется следующими принципами и
правилами:
- Принцип ненанесения ущерба испытуемому.
Организация работы психолога должна быть такой,
чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили
ущерба его здоровью, состоянию или социальному
положению.
- Принцип компетентности психолога. Психолог
имеет право браться за решение только тех
вопросов, по которым он профессионально
осведомлен и наделен соответствующими правами и
полномочиями выполнения психокоррекционных или
других воздействий.
- Принцип беспристрастности психолога.
Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому,
какое бы субъективное впечатление он ни
производил своим видом, юридическим и социальным
положением.
- Принцип конфиденциальности. Материал,
полученный психологом в процессе его работы с
испытуемым на основе доверительных отношений, не
подлежит сознательному или случайному
разглашению и должен быть представлен таким
образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни
испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни
психологическую науку.
- Принцип осведомленного согласия.
Необходимо извещать испытуемого об этических
принципах и правилах психологической
деятельности.
- Правило взаимоуважения психолога и
испытуемого. Психолог исходит из уважения
личного достоинства, прав и свобод,
провозглашенных и гарантированных Конституцией
Российской Федерации. Работа допускается только
после получения согласия испытуемого в ней
участвовать.
- Правило безопасности применяемых методик.
Психолог применяет только такие методики
исследования, которые не являются опасными для
здоровья испытуемого.
- Правило предупреждения неправильных действий
заказчика. Психолог информирует испытуемого о
характере передаваемой заказчику информации и
делает это только после получения согласия
испытуемого.
- Правило сотрудничества психолога и заказчика.
Психолог обязан уведомить заказчика о реальных
возможностях современной психологической науки
в области поставленных заказчиком вопросов, о
пределах своей компетентности и границах своих
возможностей.
- Правило профессионального общения психолога
и испытуемого. Психолог должен владеть
методами психодиагностической беседы,
наблюдения, психологического воздействия на
таком уровне, который позволял бы, с одной
стороны, эффективно решать поставленную задачу,
а с другой - поддерживать у испытуемого чувство
удовлетворения от общения с психологом.
Выполнять психотерапевтическую работу с больным
разрешается только при наличии специализации по
медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ,
НИИ им. В.М.Бехтерева, ГИДУВе.
- Правило обоснованности результатов
исследований психолога. Психолог формулирует
результаты исследования в терминах и понятиях,
принятых в психологической науке.
- Правило адекватности методик. Применяемые
методики должны быть адекватны целям
исследования, возрасту, полу, образованию,
состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
- Правило научности результатов исследования.
В результатах исследования должно быть только
то, что непременно получит любой другой
исследователь такой же специализации и
квалификации, если он повторно произведет
интерпретацию первичных данных, которые
предъявляет психолог.
- Правило взвешенности сведений
психологического характера. Психолог передает
заказчику результаты исследований в терминах и
понятиях, известных заказчику, в форме
конкретных рекомендаций. Он не передает никаких
сведений, которые могли бы ухудшить положение
испытуемого, заказчика.
- Правило кодирования сведений. На всех
материалах психологического характера
указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых,
а присвоенный им код, известный только психологу.
- Правило контролируемого хранения сведений
психологического характера. Психолог должен
предварительно согласовать с заказчиком список
лиц, имеющих доступ к материалам,
характеризующим испытуемого, а также место и
условия их хранения, цели использования и сроки
уничтожения.
- Правило корректного использования сведений
психологического характера. Сведения
психологического характера об испытуемом ни в
коем случае не должны подлежать открытому
обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне
форм и целей, рекомендованных психологом
PSyberLink
| Центр
ї Научно-учебный
центр психологии НГУ 1997, 1998
Last updated 14.03.97 |