Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://selena.sai.msu.ru/Gor/Cunstkam/Arms/MI-28/Mi-28.htm
Дата изменения: Wed May 14 15:29:11 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:44:35 2016
Кодировка: Windows-1251
"РАЗРУШИТЕЛЬ" ВЗЛЕТАЕТ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ

"РАЗРУШИТЕЛЬ" ВЗЛЕТАЕТ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ

Виктор ЛИТОВКИН, "Известия", 176, 16 сентября 1993г.

На летно-испытательном поле КБ имени Миля руководство Минобороны и группа журналистов знакомились с новым боевым вертолетом фирмы - Ми-28. А в это время за забором, над соседним аэродромом крутил в воздухе фигуры высшего пилотажа камовский вертолет Ка-50 ["Черная акула"].

МИ-28

- Марк Владимирович, обратился к генеральному конструктору КБ имени Миля мой коллега. А какой вертолет лучше - двухместный Ми-28 или одноместный Ка-50?

Вайнберг, человек резкий и быстрый в суждениях, ответил вопросом на вопрос:

- А какой глаз для вас дороже - правый или левый?

Коллега не нашел, что сказать. Вайнберг продолжил за него: "В бою надо смотреть в оба", а затем начал говорить о том, что в современном сражении побеждает не то или иное отдельно взятое оружие, а умение командира разумно использовать группировку сил те преимущества, что заложены в каждом из видов боевой техники, синтетический комплекс таких преимуществ... Например. Ка-50 уничтожает воздушные цели, Ми-28 - наземные. Два-три звена этих машин создадут сплошную зону поражения по всему фронту...

Потом, когда мы с ним остались вдвоем. Марк Владимирович сказал, что немножко слукавил, - отношение к вертолету соседнего КБ у него сложное. С того самого дня, как Ка-50 в 1984 году выиграл конкурс у еще сырого, недоведенного Ми-28. На головы его разработчиков, да и всего КБ, руководства завода обрушился административно-партийный удар такой страшной силы, что он и сегодня не знает, как они выстояли, как сумели спасти машину, на которой тогда поставили жирный крест.

И все-таки Ми-28. штурмовой вертолет, прозванный на Западе "Хэвок" ("Разрушитель"), предназначенный для поиска и уничтожения бронетехники, живой силы и воздушных целей противника в самых сложных погодных и природных условиях, летает и будет летать. Недавно принято решение о постановке его на вооружение.

Что представляет собой Ми-28?

Его внешний вид хорошо представлен на снимке Алексея Белянчева. Две кабины - для летчика и штурмана-оператора, два двигателя мощностью по 2 тысячи лошадиных сил. Два винта, несущий и рулевой, сделанные, кстати, из новых очень прочных и гибких композиционных материалов - стеклопластика и эластомера (их на фотографии не разглядеть).

Но специалисты сумеют заметить: основные агрегаты вертолета экранированы, системы управления и другие жизненно важные органы, как, например, топливные баки, прикрыты броней и менее "ценных" оборудованием. А это знак высокой живучести машины в бою. Кстати, ее кабины тоже бронированы, выдерживают попадание 20-мм снаряда автоматической пушки "Вулкан", бронированы и стекла пилотов (Вайнберг говорит, что такого полностью бронированного остекления нет больше ни на одной винтокрылой машине). Я видел их полигонные испытания - действительно "держат" пулю. А система аварийной посадки сделана так, что при падении Ми-28 перегрузки на человека уменьшаются с 50 до 17 единиц, словно он прыгает с 3-метровой высоты. Специальное устройство "прихватывает" летчика к креслу и защищает от травм.

Но, безусловно, боевая машина предназначена не для самоспасения, хотя и это важно, а в первую очередь для поражения противника. И здесь у Ми-28 очень много преимуществ. Тут и высочайшая маневренность - вертолет делает даже "мертвую петлю", летает в 10-15 метрах над землей, и имеет мощное огневое вооружение.

30-мм автоматическая пушка, практически нечувствительна к грязи и пыли, но стреляет на 3 и более километров. Угол обстрелу ее вправо и влево от оси составляет 110 градусов, то есть всего 220-почти круг. По вертикали - 60 градусов. На подвесках крепится 16 управляемых сверхзвуковых ракет, ПТУРов, с дальностью в 8 километров и бронепробиваемостью в 120 сантиметров. Сделаны они в КБ Николая Гущина.

Но могут там находиться и другие ракеты, в том числе и МКБ "Факел", а также в кассетах - несколько десятков неуправляемых ракет, НУРСов. Встречаться с ними в бою танкам, БМП, САУ или пехоте не советую. Не надо.

Для их обнаружения и распознавания на местности на дальность, превышающую эффективность огня, размещена на вертолете высокоточная обзорно-прицельная система. В сочетании с ЭВМ она позволяет штурману-оператору быстро принять решение на ведение стрельбы по самым важных целям.

Вайнберг сказал мне, что у них уже есть натурный макет модернизированного вертолета с принципиально новой системой отображения информации, которая создается под руководством конструктора Гиви Джанджгавы из Раменского. В нем соединены в единый интегральный комплекс и радиолокаторы, и тепловизионный прицел, и телевизионная установка низкого уровня, и ночные очки летчика, и экстремально-навигационный прибор отображения местности, который есть на крылатой ракете, и, конечно, ЭВМ. Все это вместе становится как бы интеллектом машины. Он позволяет пилоту, оператору видеть обстановку на поле боя и ночью, как днем. И даже лучше. Потому что электроника "выдает" им на дисплеи и те подробности, которые глазом, да еще на скорости в 300 км в час, маневрируя над землей, конечно же, не увидишь.

Такая система, сказал Марк Владимирович, будет стоять на Ми-28 уже в начале 1995 года. Ее нет и не предвидится ни на "Апаче", ни на "Кобре", ни на других зарубежных винтокрылых машинах. Вертолеты, кстати, умеют делать только 6 стран мира.

Сравнивать лучшие образцы, например, АН-6А "Апач" и наши Ми-28 и Ка-50 Вайнберг считает некорректным. Хотя бы потому, что "Апач" производится серийно уже несколько лет, а завод имени Миля последнюю серию Ми-24 запускал в 1979 году.

Суждения Вайнберга всегда были остры, неожиданны и парадоксальны, очень часто не нравились начальству. Как он дожил с таким характером и с такой фамилией, да еще с "природной", полученной в институте специальностью "инженер-кораблестроитель", не сломавшись, не бросив все к чертовой матери в застойные времена, и дорос до должности заместителя генерального конструктора КБ по боевым машинам - загадка. Впрочем, ей есть объяснение, может, и спорное: талант с налетом фанатизма прорастает при любой погоде.

Может, это отчаянное вайнберговское упорство и помогло спасти тогда, после конкурсного разгрома, Ми-28. Не только спасти, но и сделать, из нее замечательную боевую машину.

Это качество генерального конструктора и сегодня, в условиях жесточайшего кризиса оборонки, помогает держать фирму все-таки на плаву.

Два года назад, когда на заводе выбирали нового генерального, - Марат Николаевич Тищенко, возглавлявший фирму с 1970 года, уходил по собственной воле в отставку, - среди трех претендентов Вайнберг в коллективе набрал безоговорочное большинство голосов. Но главным пунктом в его конкурсной программе стояла просьба к Тищенко, с которым он двадцать лет дружил, спорил и прилюдно ругался, не покидать КБ. Марат Николаевич остался.

Вайнберг говорил мне, что у Ми-28 большое будущее. На его базе создается Ми-40, летающая боевая машина пехоты, где при том же мощном вооружении появится, и 8 человек десанта на борту. Запланированы и другие модификации.

В конце беседы я вернулся к вопросу своего коллеги.

- В бою смотрят в оба глаза, но прицеливаются ведь одним.

- Да,- ответил Вайнберг. - правым.

Под этим глазом он подразумевал "Разрушитель" - Ми-28.

Вооружение

В отдел исследований Луны и планет

Вернуться ко мне

 

Copyright ї 1998-2014    All rights reserved   Webmaster     
Последняя проверка: 14 мая 2014 г. 15:29:11.
Последняя проверка: 14 мая 2014 г. 15:29:11