Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://temporology.bio.msu.ru/biographies/zarubin_bachtin.htm
Дата изменения: Fri Feb 28 03:01:23 2014
Дата индексирования: Fri Feb 28 03:10:53 2014
Кодировка: Windows-1251
М. М. Бахтин

М. М. Бахтин и экзистенциализм (проблема времени)

М.М.Бахтин Бахтинский анализ творчества Ф. М. Достоевского определенно свидетельствует о созвучности мыслей таких величин духовной культуры 20 в., какими являются М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, М. М. Бахтин. Особенно близки их размышления по поводу центральной для экзистенциализма проблемы - проблемы времени. Хотя для Бахтина время - это феномен не только экзистенциальный, но и исторический, и социальный, и художественный. Он исследует данные аспекты в горизонте художественного времени, которое выступает способом отражения и осмысления человеческих и исторических временных отношений. При этом Бахтин ни чуть не подвергает сомнению право художника на свое понимание времени и собственное к нему отношение. Для него же самого высшим смыслом обладает соотношение, связь 'большого' человеческого времени и 'малого' времени личности. Исследуя творчество русского предтечи экзистенциализма - Ф. М. Достоевского, он отмечает особый интерес того даже не к биографическому времени, а именно к кризисному : 'В обжитом внутреннем пространстве, вдали от порога, люди живут биографической жизнью в биографическом времени : рождаются, переживают детство и юность, вступают в брак, рождают детей, стареют, умирают. И через это биографическое время Достоевский также 'перескакивает'. На пороге и на площади возможно только кризисное время, в котором миг приравнивается к годам, десятилетиям, даже к 'биллиону лет' (как в 'Сне смешного человека')' (3. С. 198).

Для Ф. М. Достоевского 'и время каторги, и время игры - это, при глубочайшем различии, одинаковый тип времени, подобный времени 'последних мгновений сознания' перед казнью или самоубийством, подобный вообще времени кризиса. Все это - время на пороге, а не биографическое время, переживаемое в удаленных от порога внутренних пространствах жизни' (3. С. 201). Бахтин в таком отношении ко времени видит методологическую основу для создания полифонического романа.

В 20в. западноевропейские экзистенционалисты развивают подобный подход к исследованию человеческого времени. Так, Хайдеггер считает, что смысл человеческому существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия. Задача мыслителя заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и человеком. Причем время неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность его можно раскрыть лишь в его отношении к человеку. Время, переживаемое человеком, Хайдеггер называет 'временностью' и рассматривает его даже не как способ бытия человека, а как само это бытие; оно как бы имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Временность всегда 'наша' и 'в нас'.

Таким образом, если у Бахтина биографическое время - это только одна из характеристик человеческого времени, то у Хайдеггера всякое бытие во времени сводится к биографии. Для обозначения времени человека в совместном его существовании с другими людьми Хайдеггер вводит понятие мирового, или публичного, времени, которое безлично и измеряется независимо от человека. Рассматриваемое как настоящее, время раскрывается как 'вечное присутствие'. В форме будущего оно

Связано с 'заботой', 'страхом', 'ожиданием'. Только сосредоточенность на будущем дает личности подлинное существование, суть которого - осознание человеком своей историчности, конечности и свободы. Оно достижимо только 'перед лицом смерти', в переживании экзистенциального страха. Бахтин называет это 'кризисным временем'.

Немало общего у Бахтина с другим его именитым современ-ником - Ж.П.Сартром. Правда, временность у Сартра дана через 'ничто', которое, по существу, и оказывается источником временности. Человеческое 'я' (для-себя-бытие) 'овременяет' свое существование. Иначе говоря, временность признается только как приходящая в мир через человека, только как свойство переживающей человеческой души.

Как и Бахтина, Сартра глубоко занимает проблема соотношения прошлого, настоящего и будущего. Время возникает, по его мнению, в процессе постоянного ускользания сознания от тождества с самим собой. Человеческое 'я' существует в форме трех временных состояний или экстазов (прошлого, настоящего, будущего). Это разделенные моменты изначального синтеза, который осуществляется личностью. Именно поэтому прошлое, как и будущее, не существует вне связи с настоящим. Это обязательно чье-то прошлое. Сартр считает, что прошлое всегда оказывается настоящим, но только таким, которое выражает прошлое.

Само же настоящее - это только мгновенное постижение 'теперь' или 'ничто', которое ориентирует человека в его отношении к своему прошлому и к своему будущему. Соответственно, будущее приходит в мир только с человеческим существованием, как 'проект' будущего, где прошлое через заполнение 'ничто' настоящего может стать чем-то. Но будущее на самом деле никогда не сможет реализоваться, так как в самый момент осуществления цели оно переходит в прошлое. Действительное будущее, в сартровском понимании, есть возможность такого настоящего, которое 'я' продолжает в себе и которое представляет собой продление действительного в себе. Отсюда и критерием свободы выступает проектируемое сознанием будущее, а не реальное настоящее. Причем будущее берется в не связи с возможностью его претворения в действительность. Поскольку время становится эгоцентрическим, постольку смещается и вся историческая перспектива. Только в 'проектировании' человек схватывает время как промежуток, отделяющий его нынешнее состояние от возможного и желательного.

Подобный психологизм в исследовании времени, свойственный мыслителям - экзистенциалистам, Бахтин сумел, опираясь на художественное постижение феномена времени, сочетать с более широким историческим и культурологическим анализом. Оперируя понятиями времени - карнавального, доброго, кризисного, циклического, биографического, большого, малого и т.д., он постоянно имеет в виду их координацию с временем общественно-историческим. Связь прошлого, настоящего и будущего в человеческой истории, согласно Бахтину, находит отражение в субъективной художественной оценке, неоднозначном восприятии человеком сложной взаимосвязи и взаимовлияния событий и этапов исторического процесса.

А.Г.Зарубин