Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-psy-mag.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:50 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:17:28 2012
Кодировка: koi8-r

[pic]








Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями
(ОК):
способностью и готовностью к:
совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня,
нравственного и физического развития личности (ОК-1);
самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению
научного и научно-практического профиля своей профессиональной
деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-2);
активному общению в научной, производственной и социально-общественной
сферах деятельности (ОК-3);
свободному применению русского и иностранного языков как средства
делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);
использованию на практике навыков и умений в организации научно-
исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-
5);
принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной
компетенции, выработке нестандартных решений в проблемных ситуация (ОК-6);
адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих
возможностей (ОК-7);
позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе
соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);
выбору адекватного математического обеспечения научно - исследовательской
работы (ОК-9);
использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий
своей профессиональной деятельности (ОК- 10)
оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов
выполненной работы (ОК-11)
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями
(ПК):
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и готовностью к:
обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной
области психологии (ПК-1);
разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их
методического обеспечения с использованием новейших средств

(ПК-2);
совершенствованию и разработке категориального аппарата психологии (ПК-
3);
созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере
подготовки (ПК-4);
определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-
исследовательских и проектных работ (ПК-5);
модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской
и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);
планированию и проведению прикладного исследования в определенной области
применения психологии (ПК-7);
анализу базовых механизмов субъективных процессов, состояний и
индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-
социальных составляющих функционирования (ПК-8);
профессионально профилированному обращению к антропометрическим,
анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в
фило- и онтогенезе (ПК-9);
выявлению специфики психического функционирования человека в норме и
патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития,
факторов риска, принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и
другим социальным группам (ПК-10);
овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального
психолога и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции
(для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ПК-
11);
сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психологии
в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);
подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических
публикаций (ПК-13);
подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам
выполненных исследований (ПК-14);
планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения
результатов научных исследований (ПК-15);
в практической деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке прикладных задач в определенной области применения психологии
(ПК-16);
диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний,
характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов
и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);
созданию эффективных программ, направленных на предупреждение отклонений
в социальном и личностном статусе и развитии, а также профессиональных
рисков в различных видах деятельности (ПК-18);
комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и
функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания,
психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных
состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических
отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-
19);
формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного
профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);
разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые
отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);
в проектно - инновационной деятельности:
способностью и готовностью к:
постановке инновационных профессиональных задач в области научно-
исследовательской и практической деятельности (ПК-22);
проведению психологических исследований на основе применения
общепрофессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей
использования инновационных психологических технологий в различных сферах
жизнедеятельности (ПК-23);
выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять
решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);
созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту
респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации
инновационной деятельности (ПК-25);
в педагогической деятельности:
способностью и готовностью к:
участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по
психологическим дисциплинам (ПК-26);
проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и
образовательной среды (ПК-27);
подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с
использованием современных методов активного обучения в системе высшего и
дополнительного образования (ПК-28);
обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров (ПК-29);
руководству курсовыми работами бакалавров (ПК-30);
участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных
технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров
(ПК-31);
просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня
психологической культуры общества (ПК-32);
в организационно-управленческой деятельности:
способность и готовность к:
супервизии по обучению и руководству бакалавром в процессе его
практической деятельности (ПК-33);
мониторингу потребностей в основных видах психологических услуг в
профессионально-предметной области (ПК-34);
организации работы психологической службы в определенной сфере
деятельности общества (ПК-35);
поиску оптимальных решений профессиональных задач с учетом их валидности,
стоимости, информационной, социальной и экономической безопасности (ПК-36);
решению управленческих задач в условиях реально действующих
производственных структур (ПК-37);
установлению творческих и профессиональных контактов с психологическими и
непсихологическими организациями и службами (ПК-38);
подготовке служебных документов и ведению деловой переписки (ПК-39);
использованию организационно-правовых основ профессиональной деятельности

(ПК-40).





ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению __030300_ "_Психология_"
Квалификация - магистр
Нормативный срок обучения - 2 года
|? | Наименование дисциплин (в том числе практик) |Зачетные|Часы |Примерное распределение по семестрам|
|п/п | |единицы | | |
| | | Трудоем| Трудое|1-й | 2-й|3-й | 4-й|Форма |
| | |кость по|мкость |семе|семе|семе|семе|промежуточной |
| | |ФГОС | |стр |стр |стр |стр |аттестации |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | | | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |
| | | | | | | | | |
| |Методологические проблемы психологии |2 |72 |+ | | | | |
| |Планирование теоретико-эмпирических исследований |4 |144 |+ |+ | | | |
| |Качественные и количественные методы исследования в|4 |144 |+ |+ | | | |
| |психологии | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |10 |360 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Актуальные проблемы теории и практики современной |3 |108 |+ | | | | |
| |психологии | | | | | | | |
| |Научные школы и теории в современной психологии |3 |108 |+ | | | | |
| |Отрасли психологии, психологические практики и |3 |108 | |+ | | | |
| |психологические службы | | | | | | | |
| |Статистические методы в психологии |4 |144 |+ |+ | | | |
| |Информационные и |3 |108 | |+ |+ | | |
| |коммуникационные технологии в деятельности | | | | | | | |
| |психолога | | | | | | | |
| |Преподавание психологии в системе высшего и |4 |144 | | |+ |+ | |
| |дополнительного образования | | | | | | | |
| |Иностранный язык |4 |144 |+ |+ |+ | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору |16 |576 | | | | | |
| |студента | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|Общий обзор |Философия психологии и уровни методологического |
|методологических проблем|анализа в психологии. Множественность парадигм |
|психологии. |современного психологического знания и разные |
| |интерпретации этой множественности (кризис, |
| |многопарадигмальность, допарадигмальность). |
| |Постановка проблемы предмета психологии и |
| |подходы к ее решению. Связь предмета и метода в |
| |психологии. Обоснования построения и |
| |предпочтений методов в психологии. Связь методов|
| |с целями понимания и объяснения в психологии. |
|Философские и |Рефлексия и обобщения в понимании путей |
|мировоззренческие |построения научного знания. Множественность |
|предпосылки методологии |философских подходов, выступающих |
|психологии. |методологическими основаниями психологического |
| |знания. |
| |Проблема идеального. Дискуссия 70-х гг. по |
| |проблеме идеального (Д.И. Дубровский - Э.В. |
| |Ильенков - М.А.Лифшиц). Разные пути осовения |
| |марксистского наследия в отечественной философии|
| |и психологии. Проблема сознания и деятельности в|
| |философии. Проблема классического и |
| |неклассического идеалов рациональности в трудах |
| |М.К. Мамардашвили. Постулат непосредственности и|
| |направления его преодоления в психологии (в |
| |подходах Д.Н. Узнадзе, С.Л. Рубинштейна, А.Н. |
| |Леонтьева). Ценностные аспекты психологических |
| |теорий. |
|Стадии развития науки, |Выделение трех стадий развития науки в работах |
|основные общенаучные |В.С. Степина. Дискуссии о соотношении |
|принципы и их выделение |классической, неклассической и |
|в психологии. |постнеклассической психологии в современной |
| |литературе. Основные психологические подходы к |
| |пониманию рациональности: ограниченная, |
| |диалогическая, рефлексивная, аксиологическая |
| |рациональность. Соотношение принципов |
| |детерминизма, системности и неопределенности в |
| |методологии психологии. |
| |Дискуссия о методах в психологии и |
| |конкретно-психологические основания предпочтения|
| |той или иной философской позиции. |
| |Полемика в литературе относительно путей и целей|
| |развития психологии: монизм, дуализм или |
| |плюрализм. |
|Уровень |Психология в системе естественных, гуманитарных|
|конкретно-научной |и социальных наук. Естественнонаучная |
|методологии психологии. |методология и ее связь с конкретными проблемами |
| |и методами психологической науке. Позитивизм, |
| |критический рационализм и движение к |
| |объективному знанию в психологических подходах. |
| |Гуманистическая психология и гуманитарная |
| |парадигма в психологии. Нарратив и методология |
| |конструктивизма в психологии. Проблема |
| |осуществления диалогической рациональности в |
| |психологическом исследовании и психологической |
| |практике. |
|Методологические |«Оппонентный круг» и его роль в развитии научной|
|дискуссии в психологии |мысли. Методологические дискуссии в истории |
|как фактор её развития. |психологии (на примере полемики о природе души в|
| |античности, обсуждения вариантов решения |
| |психофизической проблемы, полемики |
| |структуралистов и функционалистов, дискуссий |
| |представителей гуманистической и |
| |экзистенциальной психологии о сущности человека |
| |и др.) и их роль в решении фундаментальных |
| |психологических проблем. |
| |Проблема редукционизма в психологии и дискуссии |
| |в отношении ее решения. Апелляция к системному |
| |подходу; переосмысление проблемы при обращении к|
| |принципу неопределенности. |
|Специфика |Разные методологические парадигмы |
|методологических проблем|психологической практики: «клиническая модель», |
|психологической |психотехника, «человеко-центрированные» подходы |
|практики. |и др. Переосмысление предмета в практической |
| |психологии: новые теории или практика без |
| |теории? Проблема встраивания психологических |
| |практик в более широкие культурные практики |
| |(образовательные, эстетические, этические, |
| |религиозные, медицинские, управленческие и др.).|
| |Личность психолога как «инструмент» |
| |психолого-практической работы. Возможные |
| |ценностные и «языковые» конфликты при работе |
| |психолога в одной команде с представителями |
| |других профессий. |
|Современные дискуссии о |Выделение разных оснований кризиса психологии |
|кризисе психологии и |начала ХХ века, его анализ Л.С. Выготским и |
|проблема интеграции |предложенная программа выхода из кризиса. |
|психологического знания.|Современные взгляды на пути выхода из кризиса |
| |(С.Д.Смирнов): методологический нигилизм, |
| |методологический монизм, методологический |
| |плюрализм и методологический «либерализм». |
| |Обсуждение проблемы мультипарадигмальности |
| |психологической науки. Дискуссии о кризисе в |
| |психологии в современной американской |
| |психологии. Дискуссия о прогрессе в психологии. |

5. Рекомендуемые образовательные технологии.
Интерактивная лекция с мультимедийными презентациями и демонстрациями,
групповая дискуссия, игровое моделирование дискуссий, диспут.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение аудиторной и самостоятельной работы
студентов предполагает: наличие распечатанной программы курса с указанием
тем и литературы к ним; примерный перечень тем рефератов.
Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации, по итогам освоения дисциплины: сдача монографий в форме
коллоквиума, аналитический разбор научных публикаций (коллоквиум), реферат,
защита методологического обоснования исследовательского или практического
проекта, экзамен.
Примерный перечень тем рефератов.

1. Уровни методологического анализа в психологии.

2. Проблема выделения парадигмы современного психологического знания и ее
интерпретации.

3. Исторический анализ связи предмета и метода в психологии.

4. Философские подходы как основа методологии психологического знания.

5. Сравнительный анализ проблемы идеального в философии и психологии.

6. Проблема сознания и деятельности в философии и психологии

7. Ценностные аспекты психологических теорий.

8. Соотношение классической, неклассической и постнеклассической
психологии в современной литературе.

9. Основные психологические подходы к пониманию рациональности:

10. Соотношение принципов детерминизма, системности и неопределенности в
методологии психологии.

11. Позитивизм, критический рационализм и движение к объективному знанию в
психологических подходах. Гуманистическая психология и гуманитарная
парадигма в психологии.

12. Нарратив и методология конструктивизма в психологии.

13. Основные методологические дискуссии в истории психологии
14. Проблема редукционизма в психологии и дискуссии в отношении ее
решения.

15. Методологические парадигмы психологической практики.

16. Основания кризиса психологии начала ХХ века и способы его разрешения.

17. Проблема мультипарадигмальности психологической науки.

18. Основные подходы к пониманию прогресса в психологии.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

а) основная литература:

1. Асмолов А.Г. По ту сторону сознания. Очерки неклассической психологии.
М., Смысл, 2002.
2. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук. (любое издание).
3. Бахтин М.М. К диалогическому пониманию личности (Отрывок из работы:
Автор и герой в эстетической деятельности). В книге: Психология
личности. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,10-12 А.А. Пузырея,
В.В. Архангельской. М., 2009. с. 64-73.
4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//
Л.С.Выготский. Собр. соч. В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291-
436.
5. Гусельцева М.С. Культурная психология: методология, история,
перспективы. М.: Прометей. 2007.
6. Дильтей В. Описательная психология (любое издание).
7. Завершнева Е.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в
квантовой механике и психологии: проблема методологических
заимствований// Вестник Моск-го ун-та. Серия.14. Психология, 2002. ?1.
- С. 75-80.
8. Зеленкова Т.В. О сетевой парадигме в психологии// Методология и
история психологии. 2007. Том 2. Вып. 3. С. 18-28.
9. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в
психологии// Вопросы философии, 1977. ?7. С. 109-125.
10. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная
проблема // Психологический журнал, 2005. Т. 26. ? 1. С. 18-25.
11. Ильенков Э.В.О роли противоречия в познании// Э.В.Ильенков: личность и
творчество/ Редактор-составитель И.П.Фарман. М.: Языки русской
культуры, 1999. С. 245-257.
12. Кезин А.В. Радикальный конструктивизм: познание «в пещере» // Вестник
Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2004. ?4. С. 3 -24.
13. Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и
проблемы // Психологические исследования, 2010. ? 3 (11).
Электронный ресурс http://psystudy.ru/index.php/num/2010n3-11/320-
kornilova11.html.
14. Корнилова Т.В. Многоуровневые концепции познания в российской и
грузинской психологии // Психологический журнал, 1995. ?4. С. 61-71.
15. Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических
объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии
психологии) // Психологический журнал, 2006. ?5. С. 92 -100.
16. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.:
Питер, 2009; М.: Юрайт, 2011.
17. Кутузова Д. Что такое «нарративный подход в терапии и работе
с сообществами»? http://narrlibrus.wordpress.com/2009/03/11/what-is-
narrative/
18. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл,
2001.
19. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.
20. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности
(любое издание).
21. Мамардашвили М.К. «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.» //
Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, Культура, 1992. С. 126-142.
22. Методологические проблемы современной психологии / Под ред.
Т.Д.Марцинковской. М.: Смысл, 2004.
23. Мироненко И.А. Кризис психологии: перманентный, системный или
локальный? // Вопросы психологии, 2008. ? 4. С. 119-127.
24. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке//
Психологический журнал, 2002. ?3. С. 113-121.
25. Пископпель А.А. Объяснение и понимание в диалоге «объяснительной» и
«описательной» психологий // Методология и история психологии, 2008.
Т.3. ?1. С.47-57.
26. Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. - М.: Эдиториал
УРСС, 2002.
27. Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.: Культурная инициатива.
1992. Т.1.
28. Прогресс психологии: Критерии и признаки/ Под ред. А.Л.Журавлева,
Т.Д.Марцинковской, А.В.Юревича. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2009.
29. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ Под ред.
А.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2006. С. 16-38.
30. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей /
Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИП РАН, 2008.
31. Рубинштейн С. Л. Человек и мир (любое издание) .
32. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии //
Вопросы психологии. 2005. ? 4. С. 3-8.
33. Соколова Е.Е. Апология системного монизма (К проблеме путей интеграции
психологической науки)// Вопросы психологии. 2006. ? 4. С.15-23.
34. Соколова Е.Е. Психологи на распутье: какая методология нужна
современной психологии// Методология и история психологии. 2008. Том
3. Вып. 3. C. 25-42.
35. Степин В.С. Философия науки: Общие проблемы. М.: Гардарики, 2008.
36. Теория и методология психологии. Постнеклассическая перспектива / Отв.
ред. А.Л.Журавлев, А.В.Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,
2007.
37. Тиллих П., Роджерс К. Диалог о «природе» человека / Психология
личности // Хрестоматия под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В.
Архангельской. М., 2009. С. 54-63.
38. Труды Ярославского методологического семинара Под ред. В.В.Новикова
(гл. ред.), И.Н. Карицкого, В.В.Козлова, В.А. Мазилова. Ярославль:
МАПН. Том 2. Предмет психологии. Ярославль, 2004. C. 91-120, 276-291.
Том 3. Метод психологии. Ярославль, 2005. С. 62-88, 201-222.
39. Юревич А.В. Парадигмальные дебаты // Методология и история психологии.
2007. Т. 2. Вып. 3. С. 3-17.


б) дополнительная литература:

1. Аллахвердов В.М. Где мы? Откуда мы? Куда мы идем?// Психология. Журнал
Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. ? 1. С. 76-89.
2. Аллахвердов В.М. Размышление о науке психологии с восклицательным
знаком. СПб.: б.и., 2009.
3. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и
пациентами в гуманистической терапии. М., Класс, 2007.
4. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003.
5. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
6. Дильтей В. Введение в науки о духе (любое издание). Зинченко В.П.
Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопросы психологии,
2008. ? 3. С. 3-10.
7. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам
органической психологии. М.: Новая школа, 1997.
8. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур,
2010.
9. Зинченко В.П. Нужно ли преодоление постулата непосредственности?//
Вопросы психологии. 2009. ? 2. С. 3-20.
10. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-
теоретическом мышлении. М.: Российская политическая энциклопедия
(РОССПЭН), 1997.
11. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 2-е изд.
М.: Политиздат, 1984.
12. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского
психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.
13. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии в трудах О.К.
Тихомирова и его школы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 2008. ?
3. С. 59-73.
14. Корнилова Т.В. Методологические проблемы психологии принятия решений
// Психологический журнал, 2005. Т.26. ?1. С. 7-17.
15. Корнилова Т.В. Экспериментальный метод как путь к причинному
объяснению в психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики.
2006. Т.3. ?2. С.3-22.
16. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-
Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.
17. Коул М. Комментарии к комментариям книги "Культурно-историческая
психология: наука будущего"// Психологический журнал, 2001. ?4. С. 93-
101.
18. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической
психологии// Психологический журнал, 1993. ?2. С. 113-126.
19. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
20. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галлилеевским способами
мышления в современной психологии // Психологический журнал, 1990. ?5.
С. 135-158.
21. Левин К. Закон и эксперимент в психологии// Психологический журнал, а)
2001. ?2. С. 102-108. б) 2001. ?3. С. 116-127.
22. Ле