Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abiturcenter.ru/doc/muniv.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:45:03 2016
Кодировка: UTF-8
УНЦ ДО - Московский Университет

Приходите к нам УЧИТЬСЯ!

     Так сложилось, что большая часть абитуриентов проходит обучение на подготовительных курсах МГУ, через школы юных и часто удачно потом выдерживает вступительные экзамены в престижные вузы страны
     Кое-что изменилось в их работе с появлением в МГУ новой хозрасчетной структуры - Учебно-научного центра довузовского образования во главе с его директором Кривченковым Игорем Владимировичем, который поделился с нами своими мыслями не только насчет работы своего подразделения, но и насчет довузовской подготовки в целом.

     - В последние годы наблюдается тенденция снижения конкурса на всех факультетах МГУ. Причем темп этого снижения усиливается. Причин тому достаточно много. Большая часть их - чисто экономические, но имеются и другие, в числе которых и создание почти во всех областных центрах на базе педагогических институтов своих университетов, что привело к некой девальвации самого университетского образования в стране. При этом нужно отметить, что работа с учащейся рабочей молодежью, которая традиционно велась в МГУ, в последние годы активно не развивалась. Здесь мы уступали ряду других вузов, которых жизнь заставила заняться этими вопросами раньше. У нас существовали некоторые разрозненные формы довузовской подготовки и работа с одаренными учащимися. Так на протяжении более тридцати лет при МГУ действует специализированная школа-интернат им. академика Колмогорова, предназначенная для работы с учащимися европейской части России, жителями малых городов, поселков. Ориентация - исключительно на естественные науки (больше на физику и математику). Состав этой школы - 300 учащихся, поэтому говорить о сколь-нибудь серьезном проценте их на естественных факультетах не приходится. Вклад школы слишком относителен.
      - Под одной из разрозненных форм вы подразумевали наверняка всем известные подготовительные курсы. Кому-то они приносили пользу, другие же предпочитали личного репетитора...
     - Подготовительные курсы МГУ действуют более 30 лет. По условиям 50-х годов они были построены передовым образом, но со временем уровень и эффективность их работы пошли на снижение, наблюдалась некоторая зашоренность в действиях их сотрудников. Постепенно уменьшалось количество абитуриентов заочных курсов, хотя заочная форма - это почти единственная массовая форма довузовской подготовки иногородней молодежи; других эффективных форм практически не существует. В былые годы здесь училось до 25-30 тысяч человек. То есть они вносили весьма весомый вклад в формирование контингента абитуриентов МГУ.
    Кроме подготовительных курсов, в МГУ проводились олимпиады школьников различных уровней ( от школьных до всероссийских и меж республиканских, в прошлом всесоюзных). В их создании принимали участие и сотрудники МГУ, но в целом работа не была организована в данном направлении, то есть шла в порядке личной инициативы отдельных сотрудников.
     На ряде факультетов всегда действовали Школы юных. Сейчас в силу понятных причин они остались бесхозными, снижается контингент, ухудшается качество обучения. Когда-то силами совета молодых ученых проводились и летние школы в областях РФ. Сейчас эта работа фактически не проводится.
     - Явно назревал вопрос о необходимости реорганизации системы довузовской подготовки в МГУ?
     - Да, он был поднят в октябре 1992 года на Совете университета. Стало ясно, что у всей системы должен появиться единый руководитель, который бы в комплексе решил все вопросы. Мне было поручено возглавить вновь созданный учебно-научный центр довузовского образования МГУ. В прошлом составе ректората я занимал должность заместителя проректора по довузовской подготовке, но реалии сегодняшнего дня таковы, что возможностей заместителя проректора явно недостаточно для полноценного руководства этой работой. Не хватало, в частности, финансовых рычагов, соответствующих служб. Вот Учебный Центр, который сейчас объединяет в себе все формы довузовской подготовки - именно та структура, которая позволяет работать эффективно. Так сейчас подготовительные курсы действуют именно в рамках центра. После длительного процесса регресса в данном направлении сейчас удалось приступить к реорганизации.
     - Это будут другие курсы?
     - Наряду с традиционными 9-месячными курсами имеются 3-месячные и одномесячные курсы подготовки (так называемые экспресс-курсы). Будет проходить и серьезный консультативный курс (две недели) перед вступительными экзаменами. Также организованы филиалы подготовительных курсов МГУ в ряде районов Москвы, что позволяет включить в нашу сферу влияния абитуриентов, проживающих далеко от самого университета.
     - С помощью наших же преподавателей и учебных программ?
     - Да. И руководители филиалов - наши. А помещения для занятий - школы, расположенные в периферийных районах: Перовском, Бабушкинском и т.д. То есть в таких районах, откуда абитуриентам приезжать в МГУ несколько раз в неделю в вечернее время затруднительно. При этом решаются вопросы площадей. Мы эффективно загружаем средние школы и не перегружаем аудиторный фонд МГУ.
     - Вы арендуете помещения?
     - На чистые договоры аренды мы, как правило, не идем, потому что ясно, что коммерческая эффективность этих подготовительных курсов значительно ниже, чем эффективность при сдаче в аренду под другие цели. Мы не можем приносить большую прибыль. Поэтому мы, как правило, идем на договор о сотрудничестве, эти курсы проводим совместно. У школ имеется не только финансовый интерес. Ведь организация филиалов на базе тех или иных школ приводит к повышению их статуса, оказывает стимулирующее воздействие на рост квалификации учителей-предметников, работающих в данной школе. В следующем году мы хотим довести количество филиалов до 10-15. Сейчас действует 6 филиалов в различных районах города.
     - Какой видится вам работа заочных подготовительных курсов?
     - Планируется серьезная работа по их реорганизации. К сожалению, контингент учащихся снизился здесь до 1000 человек. Это совершенно недопустимо и мы принимаем меры. Наши действия вызвали определенный интерес экспертов европейского банка реконструкции и развития, которые обсуждают сейчас вопрос о техническом оснащении наших заочных курсов.
     -А школы юных будут продолжать свою работу?
    - Уже в этом году нам удалось реорганизовать деятельность совета школ юных, который действовал в университете последние три года. Сейчас его действия получили солидную материальную базу. По инициативе ректора был впервые выделен реальный фонд материального стимулирования, который позволил произвести оплату труда преподавателей школ юных. Благодаря этому к учебному процессу мы смогли привлечь наряду со студентами и высококвалифицированных преподавателей с соответствующих факультетов университета. Поэтому и результаты уже начали сказываться. Увеличивается контингент, улучшается учебная дисциплина и мы надеемся, что работа по поиску и развитию одаренной молодежи, которую проводят школы юных, будет проводиться впредь на высоком уровне. Впервые в этом году оплата труда велась через бухгалтерию учебно-научного центра, что позволило своевременно выдавать вознаграждения. Таким же способом провели финансирование предметных олимпиад школьников.
    - И был виден результат от такого новшества?
     - Впервые в этом году был проведен интеллектуальный марафон для учащихся московских специализированных школ, в котором приняло участие свыше 800 старшеклассников. Форма работы очень интересная, потому что в отличие от олимпиады, где учащиеся соревнуются в каком-то конкретном предмете, здесь идет соревнование по целому блоку из 12 дисциплин как естественного, так и гуманитарного направления. Причем высокие баллы получили именно те, кто хорошо выступил по всем дисциплинам. Теперь мы намерены провести интеллектуальный марафон не только для учащихся спецшкол, но и для всех остальных, кто изъявит желание принять участие.
     - Тем более есть стимул: учет результатов приемными комиссиями МГУ, не так ли?
     - Каждый факультет будет решать этот вопрос в отдельности. Ректорат не собирается диктовать, как поступать со списками победителей, но мне известно, что многие факультеты берут результаты в учет. Кстати после этого праздника знаний у многих факультетов завязались контакты с директорами московских спецшкол. Это было достаточно престижное мероприятие, и присутствовали все те школы, которых интересует серьезное среднее образование. Приятной неожиданностью для нас были призовые места, занятые нашими учащимися физико-математической школы, которые хорошо справились с вопросами гуманитарной направленности.
     - Последний вопрос к Вам чисто практический: насколько изменится стоимость подготовительных курсов в этом учебном году?
     - Мы ее обсуждаем. Наши подготовительные курсы не являются коммерческими, хотя мы и хозрасчетное подразделение. Поэтому мы стремимся обеспечить только их самоокупаемость. Наши подготовительные курсы существенно дешевле, чем во всех московских вузах.
     Сейчас мы намерены коренным образом реорганизовывать наши основные, 9-месячные вечерние курсы. Если в минувшем году здесь могли обучаться все желающие, то в этом году набор на эти курсы будет конкурсным, по результатам тестирования. Ведь у нас обучалось очень много случайных детей, за которых родители платили деньги, а сами дети учиться не хотели. Так на подготовительных курсах механико-математического факультета занималось 25 человек, на факультете журналистики - 15. В то же время на курсы юридического факультета было зачислено 5б6 человек. Эта цифра является излишне большой. Я думаю, это нецелесообразно. Тем более, далеко не все, как показало общение с учащимися, хотят серьезно учиться. В связи с этим план приема на вечерние подготовительные курсы будет изменен. Значительно будут сокращены цифры по юридическому, экономическому факультетам. В течение сентября будем проводить набор желающих на тестирование, а само тестирование проведем в первую неделю октября. По его результатам проведем формирование групп. Это будут однородные группы в отличие от тех, какие были ранее. Ведь гораздо труднее работать с учащимися разного уровня подготовки.
     Что касается оплаты обучения на курсах, то она будет поквартальной. В прошлые годы деньги вносились учащимися сразу за весь период обучения и это устраивало руководство университета: несмотря на то, что в течение года наблюдался отток учащихся, необходимая сумма была внесена.

Е.ПОЛОВЦЕВА
Московский университет ?7 1993